Классный час «Выбор будущей профессии»

4
0
Материал опубликован 28 February 2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №1»

 

Выбор будущей профессии

Методическая разработка по профориентации


 

Автор: Близнюк Елена Николаевна

учитель изобразительного искусства 1 категории

 

г. Вилючинск Камчатский край

2020г.

Когда человек не знает,

К какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Луций Анней Сенека

Цель: Расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, привлечь внимание к поиску информациио будущей профессии.

Задачи: развить поисковые навыки в поиске будущей профессии;

1. Сформировать у обучающихся ценностное отношение к выбранной профессии, к труду и творчеству человека труда;

2. Помочь осознать приоритеты нравственных основ труда, творчества.

3. Развить познавательную активность обучающихся.

Выбор будущей профессии - непростая задача. Совсем немногие с юных лет знают, с каким делом хотелибы связаь свою жизнь. Чтобы не ошибиться с выбором необходимо взвесить все за и против. Ведь успехи в дальнейшей жизни, возможность профессиональной реализации, материальное благополучие напрямую зависят от будущей специальности. Для того чтобы получить качественное профессиональное образование, далеко не всегда нужно выбирать популярные и престижные ВУЗы. Я работаю в школе с девятыми классами. Контингент ребят с невысокими результатами в учёбе, ребята не блистают в знаниях, иногда ленятся, но я уверена, как только они выйдут из школы, они обязательно найдут себе дело по душе. В наших учебных заведениях края созданы комфортные условия для обучения ребят.

Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории, математики)

Специальность (от лат. species — род, вид) — вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся па родственный вид дисциплин (например, профессия — врач, специальность— терапевт, педиатр; профессия — учитель, специальность — математика, физика);

Ребята,какие специальности востребованы в нашем крае? Ребята отвечают - туризм, строительство, специалисты по строительству дороги др.

Сейчас рыбопромышленному комплексу, туризму, сельскому хозяйству, горнорудному сектору нужны специалисты. Большим спросом пользуются профессии, связанные со строительством, образованием, здравоохранением.

Скажите, пожалуйста кем работают ваши родители? (ответы детей: поваром, на котельной, водителем, в строительной структуре, охранником, в суде, на заводе ремонт подводных лодок, учётчица в военной части, репетитор по английскому языку и т. д.)

Для разминки: Впиши названия профессий:

Название профессий

Деятельность

Техника и инструменты

1

Разрабатывает, чертит

Чертеж. Карандаш, линейка

2

Читает, выбирает

Книга,факты, редакция

3

Занимается физически,воспитывает

Гантели, тренажёры, мяч

4

Управляет, поднимает, опускает

Подъемный кран, плиты, блоки

5

накрывает

Крыша, железо, шифер, черепица

6

Лечит,прогнозирует

Глаз,веко, диоптрии

7

Учит,воспитывает

Книга, парта, ручка, тетрадь

8

Рубит, пилит, строгает, забивает, изготавливает

Топор, пила, молоток, рубанок

9

Ухаживает, поливает

Земля,растения,удобрения,

урожай

10

Устанавливает, ремонтирует

Водопроводные, канализационные трубы

11

Оформляет, изображает

Сцена, костюмы,бутафория


 

Корреспондент. Архитектор. Крановщик. Кровельщик. Столяр. Плотник. Сантехник. Художник-декоратор. Окулист. Тренер. Учитель.

Вывод №1: Ребята имеют представления о различных профессиях и о прфессиях родителей.

Скажите, пожалуйста, вашим родителям нравится работать на выбранных местах?(Ребята отвечают- не очень, не совсем нравится) Домашнее задание - задать родителям вопрос: что бы вы изменили, какую профессию выбрали, какие бы усилия для выбора профессии приложили сейчас?

Распространённые ошибки, допускаемые учащимися привыборе профессии:

Увлечение красивой стороной профессии;

Неумение разобраться в своих способностях;

Выбор «За компанию»;

Ориентировка только на престиж или доходность;

Незнание перспектив рынка труда;

Незнание пути получения профессии;

Чтобы понять себя, необходимо задать себе вопросы:

Какие кружки, студии мне нравятся, куда бы я хотел записаться и прийти?

Какие учебные дисциплины мне нравятся?

На каких уроках у вас положительные успехи?

Какие учебные предметы вы не посещали бы?

Могу ли я помочь людям и чем?

Вывод№2: Ребята, отвечая себе самому, знают свои предпочтения.

Типы профессий

Существует несколько типов профессий по классификации профессора Климова Е.А.

Человек-человек. Психологические требования: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка. Умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека. Способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Человек-природа. Психологические требования: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, грязи и т.п.

Человек–техника. Психологические требования: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Человек-знаковая система. Психологические требования: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

Человек-художественный образ. Психологические требования: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Человек-человек

Человек-природа

Человек-техника

Человек знаковая система

Человек художественный образ

Парикмахер

Продавец

Врач

Учитель

Социолог

Педагог

Тренер

Экскурсовод

Воспитатель

Адвокат

Инспектор милиции

Психолог

Менеджер по продажам

Торговый представитель

Администратор

Агроном

Зоотехник

Ветеринар

Лесник

Биолог- исследователь

Флорист

Садовник

Геолог

Пчеловод

Охотовед

 

Инженер-механик

Инженер-электрик

Слесарь-ремонтник

Инженер-конструктор

Водолаз

Водитель

Радиотехник

Швея

Связист

Токарь

 

Программист

Чертежник-картограф

Математик

Редактор

издательства

Лингвист

Финансист

Бухгалтер

Нотариус

Фотограф

Делопроизводитель

Маркетолог

Специалист по налогообложению

Аудитор

Плановик

Художник-декоратор

Художник-реставратор

Настройщик музыкальных инструментов

Артист

Искусствовед

Музыкант

Цветовод-декоратор

Дизайнер одежды

Композитор

Бренд-менеджер

Специалист по рекламе

Имиджмейкер

Режиссёр

 

Викторина «Отгадайте - кто это?» (Вопросы ребятам –можно ребят разделить на 2 команды и посчитать баллы - кто с какой подсказки отгадал профессию)

1.Подсказки к представителю профессии:

(можно подсказывать постепенно по мере отгадывания добавлять баллы )

1.Эти специалисты внешне выглядят элегантно, имеют свою форму. Им вверяют свою жизнь люди. 2 балла

2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и др службами. 2 балла

3. У этого работникадолжно быть отменное здоровье: острое зрение,хороший слух, развитая память, высокая работоспособность. 2 балла

4.Быть готовым работать в экстремальной ситуации, иметь чувство безопасности и сочувствие людям. 2 балла

5.Они поют: Первым делом, первым делом- самолёты.

Ну а девушки, а девушки- потом. 2 балла Ответ- ПИЛОТ

2.Подсказки к представителю профессии:

1.Этот специалист призван компенсировать недостатки природы. Подавляюшее большинство клиентов - женщины. 2 балла

2. Консультирует клиентов, проводит процедуры, изучает причины незначительных заболеваний кожи. 2 балла

3.Имеет готовность служить клиенту, опыт продаж и рекламы различных кремов и масок. 2балла

4.Они служат красоте 2 балла: Красота загадочней, ярче и шире,

Словно всюду от счастья висят ключи. Э. Асадов

5.Делают маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, гостиницах, ведут собственную практику. 2 балла Ответ-КОСМЕТОЛОГ.

Скажите, какие требования необходимы, например, для пофессии продавец?

Ребята отвечают, вместе с учителем в беседе выясняется-нужны не очень маленькие усилия,чтобы стать востребованным продавцом.

Продавец: Опытный советчик, Пространственное восприятие, Художественный вкус, Хорошая цепкая память, Высокая острота зрения и слуха, Знание психологии,Энергичность,Физическая выносливость, Счетные способности, Предупредительность, Коммуникабельность, Обаяние, Предельная собранность,Умение переключать внимание, Быть сдержанным, Деликатность, Доброжелательность, Настроение.

Давайте разыграем 1 сцену: нерадивый, невоспитанный продавец и воспитанный покупатель. Стол превращается в прилавок, раскладываются товары-ученические принадлежности. Сцена превращается в кошмар. Недовольный покупатель уходит.

Следующая 2 сцена: Воспитанный обаятельный, деликатный продавец и несдержанный склочный, невыносимый покупатель. Предупредительный, доброжелательный продавец исправляет ситуацию со «страшным», кошмарным покупателем. Покупатель уходит удовлетворённый покупками.

Вывод №3: Анализируем эти две ситуации. Делаем выводы: всегда приятно приходить и общаться с приятным доброжелательным продавцом. Руководитель предприятия будет ценить этого работника. Доходы увеличатся за счёт притока покупателей.

Прежде, чем выбирать себе дело - определите:

1. Пользуется выбранная Вами работа спросом у работодателей?

2. Насколько профессия перспективна, будет ли она нужна через 10-15 лет?

3. Велика ли конкуренция за рабочие места по выбранной Вами профессии?


 

Провожу небольшой экспресстест «Мои профессиональные предпочтения» модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока.

Инструкция к тесту: Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли Вам делать то, о чём говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте "+", если не нравится- знак "-". Если сомневаетесь, поставьте "?"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50


 

Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений твоей деятельности.

Физика и математика

Химия и биология

Радиотехника и электроника

Механика и конструирование

География и геология

Литература и искусство

История и политика

Педагогика и медицина

Предпринимательство и домоводство

Спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это необходимое, но недостаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трёх баллов, значит, значит профессиональные интересы слабо выражены.

А теперь задайте себе ещё несколько вопросов:

1. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?

2. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

3. Что повлияло на твой выбор?

4. Какие твои недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели?

5. Есть ли у тебя резервные варианты?

6. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии?

7. Если ты ещё не выбрал будущую профессию или сомневаешься, то почему?

 

Вывод№4. Ребята почти определились! Становление личности происходит, ребята себя строят и создают. И в дальнейшем принесут пользу людям,будут трудиться на благо общества.

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть»-французский философ Клод Гельвеций

 

Литература:

1.Мир профессий. Человек-техника, М., Молодая гвардия.2000

2.Мир профессий.Человек-художественный образ.М., Молодая гвардия,2000

3.ШанскийН., БоброваТ. Школьный этимологический словарь русского языка. Значение и происхождение 2001

4.Шмидт В.Р. Классныечасы и беседы попрофориентации для старшеклассников: 8-11 класс. Издательство: ТЦ Сфера.2007.

5.М.Бендюков, И. Соломин. Диалоги о выборе профессии. - Издательский дом "РОСТ". - С-П.:2001 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.