Классный час: «Цифровая безопасность: Твоя безопасность в цифровом мире» (Лавренков С.С.)

0
0
Материал опубликован 7 November в группе

Классный час: «Цифровая безопасность: Твоя безопасность в цифровом мире» (Лавренков С.С.)



Цель: Формирование у учащихся культуры безопасного и ответственного поведения в цифровой среде.

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить учащихся с основными видами цифровых угроз (кибербуллинг, фишинг, кража личных данных, вредоносные программы).

2. Развивающие: Развивать критическое мышление и умение анализировать степень достоверности информации в сети.

3. Воспитательные: Воспитывать ответственность за свои действия в интернете, уважение к приватности — своей и чужой.

Формат: Беседа-практикум с элементами дискуссии.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран/интерактивная доска.

Презентация (слайды с ключевыми понятиями, иллюстрациями, примерами).

Раздаточный материал (памятки «Правила цифровой гигиены»).

Ход классного часа

I. Организационный момент. Введение в тему (3-5 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о том, без чего многие из вас уже не представляют свою жизнь — об интернете и цифровом пространстве. Это огромный мир с безграничными возможностями: общение, учеба, развлечения, творчество. Но, как и в любом большом городе, в нем есть свои правила безопасности и свои «опасные районы». Сегодняшний классный час мы посвятим цифровой безопасности. Мы узнаем, какие угрозы могут подстерегать нас в сети и как от них защититься.

II. Актуализация знаний. Мозговой штурм (5-7 мин)

Учитель: Давайте начнем с простого вопроса: С какими опасностями или неприятными ситуациями вы или ваши знакомые сталкивались в интернете?

Ответы учеников (возможные варианты: «приходила вирусная ссылка», «взломали страницу», «оскорбляли в чате», «попросили перевести деньги», «пришло странное сообщение от друга»).

Учитель: Все эти ситуации можно объединить в несколько основных групп угроз. Давайте разберемся с ними.

III. Основная часть. Знакомство с угрозами и способами защиты (25-30 мин)

Слайд 1: Конфиденциальность и личные данные

Что это? Ваша личная информация: ФИО, адрес, телефон, дата рождения, фото, данные родителей, место учебы.

Угроза: Эту информацию могут использовать мошенники для кражи денег, шантажа или создания фальшивых страниц.

Как защититься?

Проверьте настройки приватности в своих соцсетях. Кто может видеть ваши фото, посты и список друзей? (Объяснить, что лучше ставить «только друзья»).

Не выкладывайте в открытый доступ документы, билеты, фотографии с адресом.

Придумывайте сложные пароли (не qwerty или 12345!), используйте разные пароли для разных сайтов. Включите двухфакторную аутентификацию.

Слайд 2: Кибербуллинг (травля в сети)

Что это? Оскорбления, угрозы, распространение слухов и компрометирующих материалов в интернете.

Как защититься?

Главное правило: НЕ МОЛЧАТЬ! Расскажите о проблеме родителям, классному руководителю, психологу.

Не вступайте в перепалку. Агрессор ищет вашу реакцию. Игнор — мощное оружие.

Сохраняйте доказательства (скриншоты сообщений).

Пользуйтесь кнопками «Пожаловаться» и «Заблокировать».

Слайд 3: Фишинг и мошенничество

Что это? Попытка выманить у вас личные данные или деньги под видом официального сообщения (от банка, соцсети, друга).

Пример: «Твой аккаунт взломали, перейди по ссылке и восстанови доступ», «Вы выиграли приз, отправьте SMS для получения».

Как защититься?

Не переходите по подозрительным ссылкам в письмах и сообщениях, даже если они от друга.

Внимательно смотрите на адрес сайта. Мошенники часто создают сайты-двойники (vk.com → vk-security.ru).

Никогда и никому не сообщайте коды из SMS, пароли и данные банковских карт.

Слайд 4: Вредоносные программы (вирусы)

Что это? Программы, которые могут повредить ваш компьютер или телефон, украсть данные.

Как защититься?

Установите антивирус и регулярно обновляйте его.

Не скачивайте программы и файлы с сомнительных сайтов.

Используйте лицензионное программное обеспечение.

Слайд 5: Критическое мышление и информация в сети

Что это? В интернете много фейков (ложной информации).

Как защититься?

Всегда проверяйте информацию в нескольких надежных источниках.

Думайте, прежде чем сделать репост. Распространяя непроверенную новость, вы становитесь соучастником обмана.

Помните: не всему, что вы читаете в сети, можно верить.

IV. Практическая часть. Разбор кейсов (10 мин)

Класс делится на группы. Каждая группа получает ситуацию и должна предложить решение.

Кейс 1: Вам в личные сообщения приходит незнакомец. Он представляется сотрудником популярной игры и просит передать логин и пароль от вашего аккаунта для «проверки». Ваши действия?

Правильный ответ: Никогда не передавать данные. Это мошенник. Пожаловаться на него администрации платформы и заблокировать.

Кейс 2: В классе создана группа, где один из учеников стал объектом насмешек и злых шуток. Вы это видите. Что делать?

Правильный ответ: Поддержать жертву, предложить ему рассказать взрослым. Не участвовать в травле и не быть молчаливым наблюдателем. Написать администраторам группы с просьбой удалить оскорбительный контент.



V. Закрепление. «Правила цифровой гигиены» (3 мин)

Учитель раздает памятки и резюмирует:

1. Пароль — твой главный секрет.

2. Личное — должно оставаться личным.

3. Думай головой, прежде чем что-то опубликовать или нажать на ссылку.

4. Уважай других, даже в сети.

5. Не молчи, если столкнулся с проблемой. Рядом есть те, кто готов помочь.

VI. Рефлексия (2-3 мин)

Учитель: Сегодня мы обсудили много важных тем. Поднимите руку, кто:

Узнал сегодня что-то новое и полезное?

Проверит после урока настройки приватности своей страницы?

Подумает дважды, прежде чем перейти по незнакомой ссылке?

Заключение: Помните, ваша безопасность в цифровом мире во многом зависит от вас самих. Будьте внимательны, критичны и ответственны. Интернет — это отличный инструмент, но пользоваться им нужно с умом!

Дополнительные материалы:

Сайт «Лига безопасного интернета»

Проект «Кибербезопасность» от Ростелекома

Онлайн-тренажеры по цифровой грамотности (например, «Цифровые волонтеры»).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.