Классный час в 3 классе на тему «В душе нет мета зависти»
Классный час
«В душе нет места зависти».
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «зависть»; развить мотивацию к самосовершенствованию личности, воспитывать положительные качества характера.
Ход занятия.
Звучит песня «Дорогою добра».
Учитель:
Добрый день и добрый час!
Я приветствую всех вас!
Наша встреча необычна,
Нравственна и эстетична!
Поговорим сейчас, друзья,
Без чего нам жить нельзя.
- Скажите, о чём песня, которую вы сейчас услышали? О добре.
-Подберите однокоренные слова к слову «добро». Доброта, добрый, добренький, добреть, добродушный, добросердечный, добросовестный, добряк, доброжелатель.
- Определите одно из этих слов по его лексическому значению: Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта.
- Верно, это значение слова «доброта».
- А сейчас откройте конверты, которые лежат у вас на партах, и выполните задание.
Дети выполняют задания.
1 группа:
Вспомнить, приветствия со словом «добрый».
- Какие вы вспомнили приветствия со словом «добрый»?
2 группа:
Собрать из данных слов пословицы.
-Прочитайте, какие пословицы вы составили. Как вы понимаете эти пословицы.
Добрый человек добру и учит.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброта сердца лучше щедрости.
- А сейчас узнайте по лексическому значению ещё одно слово: Добрый и мягкий по характеру, относящийся душевно, приветливо к людям, незлобивый. Добродушный.
- Из каких слов образовалось слово «добродушный»?
- Да, это человек, у которого добрая душа. Но иногда случается так, что душа начинает болеть. И сегодня мы с вами поговорим о болезни души, от которой, к сожалению, страдают многие люди. А как называется эта болезнь, мы узнаем, прочитав письмо девочки Наташи, адресованное вам.
Я завидую Никите -
У него красивый свитер.
Я завидую Егору-
У него игрушек горы.
Я завидую Сереже-
Он на Бэтмена похожий.
Я завидую Олегу -
Лучший в классе он по бегу.
Я завидую Олесе -
С ней так интересно вместе.
Я устала... Помогите!
- Какой болезнью страдает Наташа? Наташа страдает завистью.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
Мы будем говорить о зависти.
- А что такое зависть? Ответы детей.
- Давайте сравним лексическое значение слова «зависть» из толкового словаря и ваше объяснение значения этого слова. Зависть – это чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого.
-Так совпало ли ваше объяснение значения слова с его толкованием в словаре? Да, совпадало.
– Ребята, я приготовила вопросы для вас. Возьмите листы с вопросами. Я буду читать предложение, если вы считаете, что можете про себя так сказать, то поставите рядом с высказыванием галочку. Я прошу вас отвечать честно.
Мне не нравится, когда у моего одноклассника есть вещь, которую мне хотелось бы иметь.
Меня раздражает, если моему однокласснику ставят оценку выше, чем мне.
Мне нравится, когда меня больше всех из класса хвалит учитель.
- Поднимите руку, если вы поставили хотя бы одну галочку.
- Ребята, оказывается, чувство зависти присуще не только Наташе, но и многим из нас: и взрослым, и детям.
- Как вы думаете, как давно появилась зависть?
- Оказывается, зависть появилась в глубокой древности. Я предлагаем вам посмотреть библейскую историю о двух братьях. Смотрите внимательно и постарайтесь найти ответ на вопрос, какой поступок совершил старший брат.
Смотрят мультфильм «Истории ветхого завета. Каин и Авель»
- Что же сделал Каин? Он убил своего брата.
- Из-за чего это произошло? Из-за зависти.
- К чему привела зависть? К преступлению.
-Да, зависть привела к преступлению.
-Как люди отнеслись к его поступку? Они отвернулись от него.
- То есть, зависть привела Каина к преступлению и одиночеству.
- А в наше время испытывают ли люди чувство зависти?
- Посмотрите сценку, которую подготовили ребята нашего класса, и скажите, к чему ещё может привести зависть.
Сценка «В аптеке»
Дочка:
- Мама, купи мне такие же джинсы, как у Кати!
Мама:
- Даша, мы ведь идём в аптеку за дорогим лекарством для бабушки. Я не рассчитывала в этом месяце на такую дорогую покупку для тебя, и потом мы недавно купили тебе новые джинсы.
Дочка:
- А я хочу такие же, как у Кати!
Мама:
- Но бабушка серьезно больна, и ей поможет только это лекарство.
Учитель:
- Как вы думаете, чем закончился этот разговор? Ответы детей.
- Что вы чувствуете, если взрослые вам отказывают в чём-либо?
- Давайте посмотрим, чем закончился разговор Даши и мамы.
Продолжение сценки
Дочка:
- А если ты мне не купишь такие джинсы, то я перестану с тобой разговаривать!
Мама:
- А я обижусь на тебя.
Учитель:
- Итак, к чему может привести зависть? Ответы детей.
- Зависть может привести к обиде, к ссоре с самыми дорогими для вас людьми.
- Сейчас я предлагаем вам познакомиться с басней С.В.Михалкова «Заячье горе». Дети самостоятельно читают басню.
- Что случилось с зайцем от зависти? От зависти он расхворался, заболел.
- Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили. К чему может привести зависть? К преступлению, одиночеству, ссоре и обиде, болезни.
-Как вы думаете, надо ли избавляться от зависти? Да.
- А почему? Это плохое душевное качество.
- С давних пор люди старались справиться с завистью. Преодолеть её нелегко, но этому можно научиться. А я предлагаю вам немного отдохнуть. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке.
На фоне негромкой музыки учитель читает текст:
«Солнечные лучики»
Вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза. Ваша прогулка была чудесной.
- Вам понравилась наша прогулка? Ну, вот вы и познакомились с одним из способов избавления от зависти. А ещё, ребята, можно нарисовать зависть. Придумайте образ зависти и нарисуйте его, выбрав только один цвет.
Ученик рисуют.
- Покажите свои рисунки. Вам нужна зависть? Чтобы избавиться от зависти, я предлагаю разорвать или измять рисунки и выбросить их.
- Ребята, если вы почувствовали зависть, то не должны ей подчиняться. Ещё один способ избавления от зависти вам предлагают ученики класса.
Стихотворение читают подготовленные ученики:
1.
Как здорово, что мой дружок
Пятёрку в школе получил.
Ведь с ним пойдём мы на каток,
Играть, пока нам хватит сил.
2.
Мой друг сегодня победил,
Он лучший среди всех!
Его поздравить я спешил!
И рад был за его успех!
3.
У моей подруги Кати
Очень длинная коса.
Я любуюсь ей всегда!
У меня, конечно, хуже…
Но зато мы сильно дружим!
- Как относятся дети из стихотворений к чужим успехам и внешним достоинствам друзей? Они гордятся ими, радуются за них.
- Мы нашли самое лучшее лекарство от зависти. Это … научится радоваться чужим успехам.
-Итак, какой совет мы дадим Наташе, чтобы она перестала завидовать?
Нужно научиться радоваться чужим успехам.
- Правильно, ребята. Давайте хором прочитаем.
Радуйся ты за Никиту
-У него красивый свитер.
Радуйся и за Егора –
У него игрушек горы.
И любуйся на Сережу –
Он на Бэтмена похожий.
Погордись ты за Олега –
Лучший в классе он по бегу.
Восхищайся ты Олесей –
С нею вместе интересней.
-Наш урок подошёл к концу. И завершить его мне хочется такими словами:
Давайте, друзья, будем радостней жить,
О зависти, сплетнях нам стоит забыть.
Друг другу ты руку свою протяни
И ссора, как птица, от вас улетит.
- Пусть радость, добро и благополучие всегда будут рядом с вами.
Грибанова Наиля Гадельжановна