Классный час в 3–4 классах на тему «Тянет неспроста в заповедные места»
Черепанова Татьяна Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 21" г. Оленегорска Мурманской обл.
Классный час
«Тянет неспроста в заповедные места»
Классный час разработан для учащихся 3-4 классов. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы. Классный час с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Цель классного часа:
Формирование экологической культуры личности младшего школьника.
Задачи:
Развивать эмоционально-нравственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.
Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающей средой, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
Предварительная подготовка:
проведение в классе конкурса рисунков на тему «Планета заболела»;
разучивание учащимися стихотворений о природе;
создание творческими группами учащихся знаков «Правила поведения в природе».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся, знаки «Правила поведения в природе».
Ход мероприятия
Слайд 1
Эпиграфом к нашему классному часу станут слова великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского.
Слайд 2
«Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учениями».
Слайд 3
2017 год объявлен в России Годом экологии. Это слово составлено из двух греческих: «ойкос» - то есть «жилище» и «логос» - «наука». Но вы прекрасно знаете, ребята, что экология - это наука не о том, как строить жильё. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Слайд 4
Она – об общем для всех людей доме – планете Земля. Все мы обязаны своей жизнью ей – прекрасной и единственной – зелёной от лесов, синей от океанов, жёлтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Слайд 5 (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном –
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
(Я. Аким)
Слайд 6 (Клип «Человек и Земля»)
Слайд 7
Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Всё в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку…
(Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)
Земля нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного –
Чтоб люди были к ней всегда добры!
Слайд 8
Наша планета намного старше человека. Её возраст – 4,5 млрд. лет. А человек в своём современном виде появился около 200 тысяч лет назад. Но за эти тысячелетия он развил у себя в доме такую бурную деятельность, что в нём теперь надо срочно делать генеральную уборку, а то и ремонт!
Слайд 9
Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав Мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя. Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков ещё тысячу лет назад…
Слайд 10
Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же законом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
А вот следующий указ Петра I от 1719 года. В нем царь высказал озабоченность по иному поводу: «Если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…» Строго? Но в некоторых странах просвещённой Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащённость тогдашнего человечества.
Слайд 11
Но вот наступил век научно-технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду…
Слайд 12 (Ученики читают стихотворение наизусть по абзацам)
Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…
(Р. Рождественский)
Всего несколько строк, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду…
Слайды 13-14
Судите сами. Несколько фактов и цифр.
Энергопотребление глобальной сети Интернет растет на 10% в год.
Энергии, затрачиваемой на две попытки поиска информации в Google достаточно, чтобы вскипятить воду в чайнике.
Ежегодно в мире на свалку выбрасывается около 125 миллионов работоспособных телефонов, которые попросту надоели своим хозяевам.
До 2025 года от нехватки воды могут пострадать около двух миллиардов человек.
Ежегодно с лица Земли исчезает 13 миллионов гектаров леса.
Каждый четвёртый вид млекопитающих, каждый восьмой вид птиц и каждый третий вид земноводных находится под угрозой исчезновения. В настоящее время виды живых организмов вымирают в 1000 раз быстрее естественных темпов.
Слайд 15
И вот ещё более впечатляющие кадры вмешательства человека в природу. (Клип «Экологические проблемы»)
Слайд 16 (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)
Природа наша терпит, терпит, терпит…
Но сколько может вынести обид?
И вот однажды, вы уж мне поверьте,
Она нам очень сильно отомстит.
Слайд 17
Теперь вы понимаете, почему пришла необходимость объявить Год экологии? Чтобы напомнить всем: природу надо беречь. Мы без неё не проживём: нечем будет дышать, нечего есть и пить, нечем и некем будет любоваться. Но не нужно думать, что природу надо охранять исключительно в 2017 году! Пусть для всех каждый год станет Годом экологии!
Слайд 18
А ещё, ребята, 11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. Учрежден этот праздник центром охраны дикой природы сравнительно недавно – в 1997 году. И сейчас мы хотим поговорить именно о взаимоотношениях человека и животных.
(Ученики читают стихотворение наизусть по абзацам)
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Б. Заходер
Слайд 19
Зачастую, необдуманные поступки людей причиняют страдания, а иногда даже приводят к гибели животных… По оценке специалистов, только в XX веке с лица Земли исчезло огромное количество видов.
Слайд 20
Среди них, например, карибский тюлень-монах, тасманский волк, странствующий голубь, китайские белые дельфины и многие-многие другие.
На государственном уровне необходимой мерой по охране природы является организация заповедников и в целом сети охраняемых природных территорий.
Ребята, как вы понимаете, что такое заповедник? (Ответы.)
Слайд 21
В словаре Ожегова даётся следующее определение слову «заповедник» - это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности. Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать её. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Слайд 22
В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. Сейчас в России находится около 100 государственных заповедников. А какие заповедники в Мурманской области вы знаете?
Слайд 23
На территории Мурманской области расположены три заповедника федерального значения: Кандалакшский, Лапландский и "Пасвик".
Слайд 24
Кандалакшский заповедник был создан для охраны гаги – крупной северной морской утки в 1932 году. В лесах заповедника обитают лось, бурый медведь, лисица, заяц-беляк, белка, лесная куница, горностай, волк, росомаха и рысь. Из птиц обычны тетерев, глухарь, рябчик, белая куропатка, пустельга, крупные совы. На островах Баренцева моря иногда появляются лисицы и белые медведи.
Слайд 25
Лапландский заповедник расположен на западе Кольского полуострова у озера Имандра. Он основан в 1930 году. Наиболее нуждался в охране в то время дикий северный олень. Животный мир богат, обычны куница, лось, дикий северный олень, бурый медведь, американская норка, лисица, росомаха. Встречаются волк, ондатра, выдра, бобр. Из птиц обычны кукша, гаичка, дятел, чечетка, вьюрок, дрозды, лесной конек, кукушка обыкновенная. Из хищных птиц — ястреб, скопа, орлан-белохвост. Из сов обычна только ястребиная, филин и белая сова встречаются довольно редко. В водоемах Лапландского заповедника обитают 13 видов рыб, из них 6 видов — лососевые. Из пресноводных рыб обычны щука, налим, окунь, гольян.
Слайд 26
Заповедник «Пасвик» самый молодой на Кольском полуострове. Он был образован вдоль государственной границы России и Норвегии в 1992 году. В заповеднике в долине реки Паз растут самые северные в Европе леса.
Значительные площади занимают озера и болота. Животный мир представляют 29 вида млекопитающих, 229 видов птиц, два вида земноводных и два вида рептилий. В водно-болотных угодьях заповедника гнездятся и отдыхают на пролете чайки, лебедь-кликун, гоголь.
Из млекопитающих характерны белка обыкновенная, заяц-беляк, горностай, лесная куница, лисица обыкновенная, лось, бурый медведь. У водоемов обычна ондатра. Ласка, росомаха и выдра редки. В водоемах бассейна реки Паз водится 12 видов рыб, например кумжа, форель, сиг, хариус, налим, щука, окунь.
Слайд 27
Помимо заповедников к охраняемым территориям относятся заказники и национальные парки.
Заказники. Слово произошло от «заказывать». Охраняется не вся природа, а только её часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Национальные парки – это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Здесь можно отдыхать, наблюдать за животными, но трогать ничего нельзя.
Слайд 28
И подводя итог классного часа, хочется задать вам такой вопрос, ребята: «Что можете сделать вы, чтобы хоть что-то изменить к лучшему?»
Сейчас пришло время каждой творческой группе представить результаты своей работы над знаками «Правила поведения в природе».
Слайд 29
Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности – лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо – то всем станет жить веселее и свободнее. Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам…Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нём?
Список источников
http://bograd-web.ru/biblioteka/5877-reportazh-ekologicheskiy-zhizn-v-rukah-zhivuschih.html
http://ekimovka.ru/ekologi/ecopomosh/Taina_i_chudo.docx
http://i-fact.narod.ru/ecologia.html
http://pcrb.rzn.muzkult.ru/news_article/3216287/
http://trasa.ru/region/murmanskaya_zapov.html
http://voskostroma.ru/news/chas_informacii_v_mire_prekrasnogo/2017-03-27-544
http://www.gogolevka.ru/kollegam/nashi-razrabotki/scenarii/ekologicheskiy_vecher
http://www.niklibrary.ru/news/344-urok-ekologii-ya-zhivu-a-znachit-ya-dyshu
http://открытыйурок.рф/статьи/549574/
https://infourok.ru/otkritoe-meropriyatie-golubaya-planeta-zemlya-1306489.html
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/chto-takoie-ekologhiia-planieta-v-opasnosti