12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ненев Олег Сергеевич1340
Работаю учителем истории и обществознания в Лозымском филиале ГОУ РК "Республиканский центр образования". Специфика работы - работа с больными детьми, находящимися на лечении в санатории. Педагогический стаж - 12 лет. Нагрузка - 18 часов в неделю.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «аттестация учителей истории»

Классный час «4 ноября — День народного единства»



Дата проведения: в последних числах октября и 1-2 ноября

Класс: седьмой

Продолжительность классного часа: 40 минут

Оборудование: доска, мел, раздаточные материалы, проектор, ноутбук


Речь учителя: Приближается большой великий праздник, который наша страна отмечает в честь печальных событий Смутного времени в России рубежа шестнадцатого-семнадцатого веков. Речь идет о дне 4 ноября, который в нашей стране является праздничных днем и государственным праздником. Ребята, кто скажет, что мы отмечаем в этот день?


Дети отвечают с места: День народного единства.

Учитель: правильно, ребята. А сейчас давайте поговорим, почему этот день так значим для нас. Посмотрим презентацию и узнаем интересные факты о Смутном времени, о Минине и Пожарском, о воцарении династии Романовых на русском престоле.


Учитель показывает презентацию. Слайды: суть Смутного времени, личности эпохи (Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2 — самозванцы на русском престоле, царь Борис Годунов, представители народного ополчения, личности Д. Пожарского и К. Минина).


Итак, ребята, вы узнали об этих трагических событиях. Что вы уяснили из этой презентации?


Дети отвечают, что в единстве сила, что Россия — многонациональная страна с великой историей и культурой, в которой мирно уживаются много народов.


Учитель: а сейчас я вам раздам листочки с кроссвордами, и вы должны будете отгадать эту головоломку.


Дается 12 минут на разгадывание кроссворда, затем обсуждение правильных ответов.


Прослушивание кусочка оперы М. Глинка «Жизнь за царя».


Ребята, некоторым из вас по желанию я дал задание — подготовить выразительное чтение или наизусть отрывков из замечательного стихотворения Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»


1-й чтец. Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд…

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнём.

Всё обгорело, вся Москва

До каменной стены –

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

Учитель. В презентации было показано, что в истории России рубежа 16-17 веков было сразу два самозванца на престоле, которые обманули народ и назвали себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Они не любили Россию, хотели продать все наши национальные интересы иностранным государствам, в первую очередь полякам. Польша была заинтересована в ослаблении России. Православную веру хотели искоренить и сделать нашу страну католической, чтобы подчинялись папе римскому и чужой западной культуре. Итак, давайте дальше послушаем отрывки из стихотворения Н. Кончаловской.

2-й чтец. От москвичей призыв идёт

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошёл до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика –

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг не победим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

3-й чтец. А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком

Поволжье Минин призывал,

Он ополченье собирал,

Всех одевал, всех обувал.

Кормил, поил и снаряжал,

И всех вооружал.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице, он повёл.

Та рать от каждого села

Всё прибывала и росла.

Сюда пришёл Пожарский – князь,

За ним текла людей река,

И, с Мининым объединясь,

Сплотились русские войска.


Учитель: ребята, спасибо большое. Вы большие молодцы и отлично справились с заданием.


Далее идет обсуждение статистических данных про современную России: численность населения, религиозный и национальный состав, 85 регионов, основы Конституции РФ, цели и задачи проводимой Россией на Донбассе специальной военной операции.


Дискуссия по теме «В чем проявляется современное единство России?» (источник — Генераленко С.В.)

1. В девяностые годы в нашей стране появилось много иммигрантов из стран ближнего зарубежья. С какими событиями это было связано?

2. «Вынужденные переселенцы» – такой статус появился у людей, которые, покинув свою малую родину, приехали в российские города и села России. С какими проблемами столкнулись они, их семьи?

3. Как коренное население относится к переселенцам?

4. Часто в классе (школе, дворе) возникают конфликты на национальной почве? Считаете ли вы, что к представителям других национальностей следует относиться с пренебрежением?

5. Какую опасность несут национальные распри, конфликты?

6. Почему в России возникают неофашистские организации? Как вы относитесь к деятельности скинхедов?

7. В чем причины появления так называемых «гастербайтеров»?

8. Как в современное время проявляется национальное единство в нашей стране? Приведите примеры.



Итоги классного часа, учитель благодарит учащихся за активность на классном часе.

Опубликовано в группе «аттестация учителей истории»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.