Классный час на тему «4 ноября - День Народного Единства»
Классный час для учащихся 5-9 классов
на тему «4 ноября – День народного единства»
Оборудование: презентация, словарные слова, пословицы, видео, иллюстрации групп людей, живших в то время.
Ход классного часа:
(рассаживание по классам -9а, 9б, 8а, 8б - команды, 5-е, 6а, 7-е - гости)
1.Вступление учителя. Сегодня мы проводим классный час, посвященный истории нашей страны. Как вы заметили, на нем присутствуют ребята разных классов, и проводить мы его будем нетрадиционно. Кое - что расскажу вам я, остальное мы с вами вместе (ребята 8-х, 9-х классов) расскажем нашим гостям ребятам 5,6,7 классов.
В конце 2004 года президент Р.Ф.подписал Федеральный закон, утверждающий дату, когда празднуется День народного единства. Согласно документу, он отмечается каждый год 4 ноября. Слайд1.
2. На какой вопрос мы должны получить ответы в конце нашего классного часа? (дети высказывают предполагаемые вопросы)
Слайд2 Какой праздник мы отмечаем 4 ноября? Почему День Народного Единства отмечается именно 4 ноября? Почему этот праздник называется Днем Народного Единства?
3. Учитель: Эта дата выбрана неслучайно. В этот день (4 ноября 1612 года) Москва была освобождена народным ополчением от польских интервентов.
Словарная работа со словом интервенты. Ребята 9 класса объясняют это слово всем остальным учащимся, т.к. они изучили это слово на уроке истории.
Слайд 3. В этот же день православные христиане также отмечают очень почитаемый на Руси праздник – День Казанской иконы Божьей матери. Русские люди считают, что эта икона помогла победить поляков. Поэтому эти два праздника слились, превратив День народного единства не только в светский, но и межрелигиозный праздник, который отмечают представители всех религий и концессий. Что же это было за время такое?
4. Ориентировка во времени.
Прежде, скажите, в какое время мы с вами живем? (мы живем в XXI веке в Российской Федерации или в России). Ребята 8 класса сориентируйте всех ребят, какое историческое время мы с вами учим на уроках? (мы учим конец 16 начало 17 века, Российское государство)
5. Актуализация имеющихся знаний.
Прошу ребят 8а класса расположить на доске картинки, на которых изображены группы людей, жившие в России в 16-17 веках.
Ребят 8б класса просим выстроить цепочку Российских правителей, конца 16 начала 17 века. (Иван Грозный, Иван Федорович, царевич Дмитрий, Борис Годунов, царевич Федор Борисович, самозванец Лжедмитрий 1, поляки, Василий Шуйский, самозванец Лжедмитрий 2, семибоярщина, поляки, шведы) (карточки лежат в беспорядке). Давайте попытаемся рассказать всем ребятам, что означают эти имена.
Скажите, когда в России началось Смутное время? Почему его так назвали историки? (Время, тяжелое для народа. Россия оказалась на грани гибели)
6. Рассказ учителя по слайдам. Многие русские люди стали понимать, что Россия оказалась на краю гибели. СЛАЙД 4. Узнал народ и о предательстве бояр, и о том, что уморили они голодом русского патриарха. Стали люди спрашивать: кто спасет Россию в этот трудный час? Кто изгонит безжалостных поляков с русской земли? Поняли русские люди, что только сами они смогут освободить и спасти свое Отечество.
Слайд5. Монахи Троице Сергиева монастыря направили в Нижний Новгород грамоту с призывом начать борьбу против врагов Земли русской.
Слайд 6. Купец Кузьма Минин вышел на главную площадь и обратился к горожанам с призывом собирать средства, чтобы создать народное ополчение и освободить Родину. Военным руководителем стал князь Дмитрий Пожарский.
Слайд 7. Весной 1612 года ополченцы выдвинулись к Москве. По пути в их ряды вливались ополченцы из других городов.
Слайд 8, 9, 10, 11, 12. У стен Московского кремля ополченцы встретились с поляками. Битва длилась несколько месяцев. Не выдержали поляки и с позором бежали. Но еще долго русские ополченцы гнали поляков и шведов вон с русской земли.
7. Слайд 13-14.рассказ ученицы 8 класса о подвиге Ивана Сусанина
8. Слайд 15. словарная работа (Интервенты, Смутное время, Народное ополчение, Бояре, Патриотизм, Народное единство). Найдите объяснение этих слов на доске.
9. Настроить детей. Внимательно смотрите видео. Оно очень короткое. После него мы будем отвечать на вопросы, которые поставили вначале классного часа. Слайд 16
Слайд 17. Главные вопросы урока: Какой праздник мы отмечаем 4 ноября? Почему День Народного Единства отмечается именно 4 ноября? Почему этот праздник называется Днем Народного Единства?
10. Итог.
Ребята, скажите, почему русские люди победили? (мужество, героизм, патриотизм, единство всего народа)
Лучшие знатоки пословиц о Родине. Пословица раздается каждой команде (классу) в разрезанном на части виде. Каждой команде надо так расставить слова, чтобы получилась целая пословица. Каждая команда хором ее называет.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.9б
Любовь к Родине сильнее смерти.5а. 5б
Родина-мать, умей за нее постоять.6а
Родина краше солнца, дороже золота.7а, 7б
Смело иди в бой – Родина за тобой.8б
Человек без Родины, что соловей без песни.8а
Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.9а
4 ноября вся наша страна будет отдыхать. Почему?
Ребята, вы - граждане России. И должны гордиться, что в то далекое время наши героические соотечественники отстояли независимость нашей страны. Они настоящие герои. Мы с вами, ребята, на уроках и во внеурочное время будем знакомиться со многими героями России. Ну а вы не должны забывать, что ваш долг расти умными, трудолюбивыми, достойными героев 1612 года.
Горбачёва Марина Юрьевна