12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаршина Светлана Александровна200
Россия, Калужская обл., Сосенский
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Гражданско – патриотическое воспитание


 


 

ТЕМА:


 


 


 

Воспитатель: Кастова К. Д.


 


 


 


 


 

Цель занятия: Расширение представления воспитанников о гражданской позиции человека.

Задачи: 1) Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к своим соотечественникам.

2) Раскрыть значение понятий «гражданин», «национальность», «нация». Повторение Российской символики и символики Калужского края.

3) Развивать потребность в служении обществу и своей стране. Коррекция интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, литературы, музыки.

Активизация словаря:

Гражданин, национальность, Родина, символика.

Предварительная работа:

- Разучивание пословиц, стихотворений

- Проведение занятий на темы: «Наши права и обязанности», «История герба Российского», «Народная символика России»

- Поиск дополнительного материала о символике Калужского края (герб и гимн Калуги, герб города Козельска, герб городского поселения Сосенский)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход занятия

1. Организация занятия:

Воспит.: Добрый день, ребята! Чтобы наше занятие стало светлее, мы поделимся добром. Вы ладони протяните, в них любовь свою вложите, ей с друзьями поделитесь и друг другу улыбнитесь.

2. Вступительное слово:

Воспит.: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

А кто мы - жители этой планеты? (Земляне)

Как называется наша страна? (Россия)

А кто мы – жители этой страны? (Россияне)

Работа в парах.

Попробуйте расшифровать тему нашего занятия. Перед вами лежат карточки со словами – перевертышами.

Я – НИНАДЖАРГ ЙОНМОРГО ЫНАРТС

Кто из вас выполнил задание? (Ответы детей)

А сейчас посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы расшифровали тему занятия. (Слайд 1)

Воспит.: Ребята, то, о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне, к наши гостям. Как вы думаете, что нас объединяет? (Мы живем в одной стране, говорим на русском языке, законы, государственные символы, культуры, народные традиции)

Значит у нас с вами одна большая Родина – Россия. (Слайд 2)

А как вы думаете, что означает слово Родина? (Это место, где мы родились, где мы живем с родителями, со своими друзьями.)

Правильно. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Послушайте одну историю. (Слайд 3)

Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну. Даже говорить стал: не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах, завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

Давайте подумаем, когда так говорят ? (Когда скучаешь, когда волнуешься)

А почему же Человек заскучал? (Соскучился по родине)

Правильно! Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда - то дороги.

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – тоска по Родине.

Воспит.: Народ сложил много пословиц о Родине, называя ее матерью. Какие вы знаете?

- Родина любимая – мать родимая;

- Одна у человека мать, одна у него и Родина;

- Та земля мила, где мать родила;

- Береги землю родимую как мать любимую.

У вас на столах лежат пословицы, какие из них подходят к этой истории?

(- Чужая сторона прибавит ума;

- На чужой стороне Родина милей вдвойне;

- За морем веселье, да чужое; а у нас горе, да свое.)

Вывод: милее, любимее и роднее своей земли нет ничего!

Воспит.: Произнося эти пословицы, вы сразу понимаете их смысл. Вы согласны со мной?

Что вы представляете, когда слышите слово «Россия»? Какой вы представляете Россию? На каждую букву вы должны подобрать слова (Слайд 4)

Р – Родина, родная

О – особенная, одна, огромная

С – сильная, славная

С – смелая, свободная

И – историческая, идеальная

Я – ясная, яркая, я.

Работа с картой России (Слайд 5)

Воспит.: Посмотрите на карту России, что вы можете сказать о нашей стране?

Дети: (Сообщение) Россия – самая большая страна на свете. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда у нас стрелки часов показывают три часа дня, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы, которая проходит по суше и по воде.

Воспит.: Валера, покажи, пожалуйста, на карте границу России.

Ученик: На свете много разных стран,

Но есть одна страна

От белых льдов, до теплых рек

Раскинулась она.

Воспит.: Юля прочитает стихотворение Светланы Васильевой «Россия»

(Слайд 6)

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя, с твоей Тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою рекою

С могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

Воспит.: Население России составляет 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей. Что означает слово «национальность»? Обратимся к толковому словарю Ожигова (Слайд 7)

Национальность – принадлежность к какой-нибудь нации, народности.

Прочитайте, что означает слово «нация»

Нация – страна, государство. (Слайд 8)

Прочитайте, люди каких национальностей живут в России. (Слайд 9)

Ученик: Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши, и др.

Воспит.: Каждый человек, с рождения является гражданином своей страны, и имеет равные права и обязанности, не зависимо от национальности. Как вы понимаете значение слова «гражданин»? (Ответы детей)

Для более точного определения этого слова мы обратимся к толковому словарю Ожегова (Слайд 9).

Гражданин: 1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями;

2) Взрослый человек, а так же форма обращения к нему.

(Задания в парах)

Воспит.: Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России? Вам нужно закончить фразы. У вас на листочках есть продолжение фраз. Выберите подходящее.

Знать богатство

Выполнять природу

Любить культурой, языком

Охранять обязанности

Гордиться территорию

Приумножать свою Родину

Беречь права

Воспит.: Кто из вас может сделать вывод, что значит быть гражданином?

Дети: Любить свою Родину, знать права и выполнять обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатство.

Воспит.: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо. Ну-ка, Коля, выходи и зарядку проведи.

(физ. минутка) А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели вновь за дело!

Воспит.: Каждый гражданин должен знать государственные символы своей страны. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн)

Как вы думаете, зачем нужны государственные символы?

Ученик: По символам можно узнать о какой стране идет речь.

Воспит.: Отгадайте, о каком символе сейчас пойдет речь?

У него названий много

Триколор, трехцветный стяг

С ветром гонит прочь тревоги

Бело – сине – красный… (флаг)

Расскажите о флаге Российской Федерации.

Дети: (Сообщение - 1) Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синяя, нижняя – красного. Каждый цвет имеет свое особое значение.

Белый – означает благородство.

Синий – это небо, верность.

Красный – означает отвагу, мужество.

Закон о государственном флаге был принят в декабре 2000 года. И отмечается День Государственного Флага Российской Федерации 21 августа.

Воспит.: Отгадайте, о чем идет речь?

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна,

Гражданин, отбросив все,

Стоя слушает ее. (Гимн)

Расскажите о гимне Российской Федерации.

Дети: (Сообщение - 2) Гимн – это торжественная песня, посвященная своей Родине. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Слова для гимны написал Сергей Михалков. А музыку Александр Александров. Эту музыку знают и уважают в нашей стране и во всем мире. Гимн объединяет всех людей нашей страны, тех, кто любит свою Родину и гордится ею.

Воспит.: Отгадайте загадку:

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то, главный знак.

У России – он особый

Ты назвать его попробуй. (Герб)

Расскажите о гербе РФ. Что на нем изображено?

Дети: (Сообщение – 3) Современный государственный герб России был принят в декабре 2000года.

Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

Герб России является символом единства народов России, живущих на ее территории. А короны – это символы союза республик, краев, областей, из которых состоит РФ. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единства. Всадник означает победу добра над злом, готовность защищать свою страну от врагов.

Воспит.: Когда человек рождается, ему выдают его первый в жизни документ. Кто скажет, как он называется. (Свидетельство о рождении.) А какой документ удостоверяет что ты – гражданин РФ? (Паспорт). Кто-то из вас уже получил паспорт, а кому-то предстоит.

Я предлагаю вам поучаствовать в сценке «Как заяц паспорт получал»

Волк (паспортист): С получением паспорта вас! На фото ваша морда вышла ужасно!

Медведь: Я первый, никого не пропущу!

Кабан: Ну когда же?

Бобр: Во, ребята, вы попали!

Лисица: Что вы, это не я!

Заяц: Что же делать? Кто поможет?

(Волк садится за стол)

Однажды в лесу пролетела молва,

Что жителям всем выдают паспорта,

Что волк – паспортист, по законам лесным

Вручит документы собратьям своим.

В этот день у кабинета Волка образовалась очередь. Первым появился Медведь. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпеньем ждал, когда его пригласят. От волнения он облизывался и твердил. (фраза Медведя.)

За ним подскочил Кабан. В ожидании он ворчал и приговаривал.( фраза Кабана)

За Кабаном занял очередь Бобер. Он всем улыбался и твердил (фраза Бобра)

За Бобром заняла очередь Лисица. От волнения она вертелась, задевала впереди стоящего и тут же восклицала (фраза Лисы)

Так образовалась очередь, но не было в ней Зайца.

Заяц неподалеку метался туда – сюда, прикрывая лапами свои длинные уши и в ужасе повторял (фраза Зайца)

А в это время, Волк начал вручать паспорта.

Первым зашел Медведь и сказал (фраза Медведя)

Волк вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил (фраза Волка)

Только Медведь вышел, так к нему подлетел Заяц. Трясется весь, просит М. паспорт получить, боится что В. его съест. М.отрицательно машет головой. Заяц в панике опять заметался со словами (фраза Зайца)

Далее зашли к Волку Кабан, Бобер, Лиса. Все они отказывались помочь Зайцу. Делать нечего, нужно идти к Волку самому. Опустил Заяц голову: от судьбы не уйдешь. Заходит к Волку, дрожит как осиновый лист и срывающимся голосом произносит (фраза Зайца).

А Волк и глазом не моргнул, вручил З. паспорт, пожал лапу и поздравил (фраза Волка) Заяц от удивления пулей вылетел из кабинета и помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть и Волк не съел.

А суть же сказки такова:

Чтобы паспорт получить,

К паспортисту в отделенье

Нужно самому сходить!

Воспит.: Скажите, в какой области мы живем? (Калужская область)

Как называется наш областной город? (Калуга)

В каком районе находится наша школа? (Козельском)

Как называется районный город? (Козельск)

А как называется город, где находится наша школа? (Сосенский)

У каждого города тоже есть свои символы, герб, флаг, гимн.

Вам было дано задание найти информацию о гербах г.Калуги, Козельска, Сосенского.

1-Ученик: Герб утверждён Постановлением городской Думы города Калуги от 30 мая 2000 года.

Девиз „КОЛЫБЕЛЬ КОСМОНАВТИКИ“ написан на красной ленте серебряными буквами, с изображением первого искусственного спутника Земли. На голубом поле, горизонтально извилистый серебряный переклад, означающий реку Оку. В верхней части щита золотая Императорская корона, украшенная жемчугом и самоцветами.

Голубой цвет означает символ красоты, чести, славы, преданности, чистого неба.

Красный цвет - символ мужества, самоотверженности, справедливой борьбы и жизни.

Серебро – символ чистоты, мудрости, благородства, мира.

Золото — символ прочности, величия, великодушия

Учитывая то, что Калуга является колыбелью космонавтики: здесь жил и творил великий советский учёный — Константин Эдуардович Циолковский, все наши космонавты — почётные граждане города Калуги, в городе имеется уникальный государственный музей космонавтики, посетите его, при возможности.

2-Ученик: Герб Козельска был высочайше утвержден 10 марта 1777 года императрицей Екатериной II.

Герб имел следующее описание:

«Во время нашествия Хана Батыя в Россию в Козельске правил малолетний князь Василий. Город был осажден татарскими войсками, малолетство князя казалось бы должно было ослабить его жителей, но верность их к Государю, превысила в них все другие чувства, они решили сделать вылазку вместе с князем своим малолетним погибнуть или спастись. Это было исполнено, но от превосходящего числа татар были все побиты, вместе с князем, которому своей смертью доказали свою верность. В напоминание этого события, в герб им полагается: в красном поле, означающем кровопролитие, на крест расположенные пять серебряных щитов с черными крестами — символизирующие храбрость их защитников— и четыре золотые креста — показывающие их верность».

Красный цвет герба означает мужество, красоту жизни.

Черный цвет – благоразумие, мудрость, скромность, честность.

Серебро – символ красоты, благородства.

Золото – символ богатства, величия, прочности.

В 2005 году Козельская Городская дума записала в Уставе, что она признаёт учреждённый Екатериной II герб Козельска.

3-Ученик: Герб утверждён постановлением городской Думы г.Сосенский 12 ноября 2002 года.

Нижняя часть герба (пурпурная) показывает, что на территории современного города были обнаружены большие запасы каменного угля.

Пурпур означает власть, достоинство, славу, почет, мощь.

Центральная фигура герба — сосна — символизирует жизненную силу, стойкость, непоколебимость. Вместе с тем сосна говорит и о названии города.

Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.

Наконечники, стрелы показывают, что на территории города работают предприятия, выпускающие продукцию оборонного характера.

Серебро в геральдике — символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира.

Голубая и зелёные части герба показывают, что город Сосенский расположен в живописных, заповедных местах, в которых обитают редкие виды животных и птиц.

Лазурь соответствует небу, воздуху и символизирует возвышенные устремления, мышление, искренность.

Зелёный цвет — символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также здоровья.

Вывод: Надеюсь, вы сможете узнать гербы нашей области, района и города, если где-либо их увидите

Работа с портретами выдающихся людей.

Воспит.: Посмотрите на портреты выдающихся людей (Ю.Гагарин, А.С.Пушкин, Петр I, Г.Жуков, В.В.Путин) Вам знакомы портреты этих людей? Назовите их. Почему вы их так быстро узнали? (Они много сделали для нашей страны) Чем они прославили нашу страну?

А вы хотели бы быть похожими на них? На кого бы вы хотели быть похожими? (На Гагарина – полететь в космос; на Петра I – строить корабли; на Г.Жукова – защищать свою страну; на В.В.Путина – укреплять могущество России и мир на земле).

Рефлексивный анализ.

Воспит.: Что открыло вам сегодняшнее занятие?

Что нового вы узнали?

Кто считает, что тема «Я – гражданин огромной страны» относится и к нему разместите свои смайлики на страну, гражданами которой вы являетесь.

Дети читают стихотворение:

1) Я гражданином стать хочу!

Я сердцу доброму шепчу,

Чтобы друзья мною гордились,

Бесстрашью у меня учились.

Чтобы полезным людям быть,

И долг и честь не позабыть.

Чтоб в школе хорошо учиться

Мне это в жизни пригодится!

2) Друзей, подружек уважать,

И никого не обижать.

Уметь плечо подставить в срок,

И честно выучить урок.

Подмогой маме, папе быть,

И бабушек не позабыть,

Все силы отдавать добру

Учиться мудрости, уму.

3) И мир откроется чудесный,

Все будет в мире интересно.

И расцветет моя страна,

Хочу быть гражданином я!

Воспит.: Ученые доказали, что вода имеет память и если говорить на воду добрые слова или молитву, то кристаллы ее вдруг приобретают красивую причудливую форму и становятся прекрасными. А злые слова способны сделать структуру воды страшной.

Так и окружающий нас мир. Пусть он от ваших добрых, хороших поступков будет прекрасен.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки были достойными гражданами нашей великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма. Как герои – космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди, добрые, трудолюбивые. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно и необходимо.

Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолевать, чтобы с гордостью сказать: «Я – гражданин России!» .

Воспит.: На следующем занятии мы с вами поговорим о заповедных местах нашего Калужского края.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.