12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Анна Гарибальдиевна412
Россия, Тульская обл., п.Сосоновый
6

Классный час «Я – часть своей страны: рисуем герб своей семьи»



/data/files/k1513413668.pptx (Презентация к классному часу)

Развитие истинной любви к своей Родине невозможно без формирования национального самосознания подрастающего поколения. Развитие гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Подобная работа должна проводиться в школе систематически, именно тогда у школьников сформируется общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба [10]

Классный час рассчитан на учащихся 4-6 классов.

Цели классного часа:

- формирование национальной идентичности учащихся через знакомство с геральдикой родной страны и родного края, а также через изображение герба своей семьи с использованием элементов герба России, Амурской области и/или Селемджинского района;

- развитие истинных патриотических чувств обучающихся, без которых немыслима национальное самосознание; воспитание любви и уважения к истории родной стране и родному краю.

Задачи:

- познакомить с историей и основными правилами геральдики;

- изучить особенности герба России, символическое значение его цвета и формы; изучить особенности гербов Амурской области и Селемджинского района и их значение;

- создать герб свое семьи с использованием элементов герба России, Амурской области и/или Селемджинского района.

Оснащение урока: интерактивная доска, презентация, карточки для актуализации знаний, шаблоны щитов, цветные карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, шаблоны геральдических символов.

Основная часть

Ход классного часа

1. Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не просто интересный классный час. Сегодня он невероятно важный! Знаете, почему? Потому что каждое такое занятие делает вас гражданами своей страны не только по паспорту, но и по внутренним ощущениям, что, согласитесь, гораздо важнее. Стать настоящим гражданином России без знаний, которые вы получите сегодня, просто невозможно!

Для продуктивной работы нам понадобятся некоторые сведения, которыми вы уже владеете. Чтобы вспомнить все необходимое, давайте поиграем в игру «Островки»: перед вами карточки с текстом, а в нем - «островки» - пропуск некоторых важных слов и фраз. Вам необходимо их восстановить.

Прием «Островки»

Заполнение карточек*

Россия имеет государственный символы, главные из них – флаг, герб и ____________. Флаг нашей страны состоит из полос трех цветов – белого, синего и красного. Белый цвет символизирует -__________________________, синий -_____________________________, красный - ___________________________________. Наука, которая занимается изучением флагов и знамен называется _________________________. Герб нашей страны представляет собой красный геральдический щит, на котором изображен золотой _________________________________. Наука, которая изучает гербы, носит название ________________________.

________________________________________________

*Примечание: данному классному часу предшествовал классный час на тему «Главные символы нашей страны», поэтому обучающиеся уже знакомы с понятием «вексиллология».

Ответы к карточке: гимн; благородство и откровенность; верность, честность, безупречность и целомудрие; мужество, смелость, великодушие и любовь; вексиллология, двуглавый орел; геральдика.

- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Постарайтесь не просто прочесть текст с листочка, а передать его по памяти.

2. Целеполагание

Фронтальный опрос

- Я увидела, что на один «островок» вам не удалось заполнить. Каких знаний вам для этого не хватило? (Не знаем, какая наука изучает гербы.)

- Что нам нужно сделать, чтобы получить эти знания? (Познакомиться с наукой, которая изучает гербы.)

- Все верно, это и будет одной из задач нашего классного часа. А теперь взгляните на тему - «Я – часть моей страны: рисуем герб своей семьи» - и попробуйте определить цель. (Примерные ответы: получим необходимые знания, чтобы нарисовать герб, и это поможет нам почувствовать себя частью своей Родины.)

Работа по теме классного часа

3. Добывание знаний

Прием «Книга против Интернета»

- У нас все еще открыт вопрос о том, какая же наука занимается изучением гербов. Найти ответ на него придется вам. Первый ряд для этого воспользуется Интернетом (на компьютерах в классе), а второй ряд – словарями и энциклопедиями (можно заранее взять в школьной библиотеке). Ваша задача – сделать это как можно быстрее и найти самое удачное и полное определение*

- Итак, кто же оказался быстрее?

Подводим итоги. Те, кто нашел ответ первым, выходит к доске и записывает слово «геральдика», далее задача обучающегося – дать (прочесть) определение этого слова, обязательна ссылка на источник.

________________________________

*Примечание: здесь можно напомнить обучающимся, о чем нужно помнить при поиске необходимой информации (Интернет: искать по ключевым словам, доверять только проверенным источникам, пользоваться «поиском» на странице и т.п. Словари и энциклопедии: выбрать необходимый тип сборника, найти нужную статью, не забывая об алфавитном порядке их расположения и т.д.). В данном случае в словарях и энциклопедиях нужно будет искать по слову «герб», а также желательно воспользоваться Энциклопедией для школьников. Не стоит бояться этого приема, как правило, быстрее находят информацию именно те, кто работает с печатными источниками.

- А теперь зачитайте те определения, которые, по-вашему, являются самыми полными и понятными. Спасибо, ребята. А теперь посмотрите на определение, которое выбрала я:

ГЕРАЛЬДИКА

- составление, истолкование и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как исторические источники.

Словарь иностранных слов, 2017 [1., С.45]

4. Открытие «новых знаний»

- Итак, мы выяснили, что наука, изучающая гербы, называется геральдикой. Красивое и необычное слово, придумайте к нему ассоциацию, чтобы запомнить его надолго.

Ребята, а вы знаете, как выглядят гербы России, Амурской области и Селемджинского района? Посмотрите на экран и назовите, где какой герб.

- Молодцы, отлично справились! А как вы думаете, почему так важно знать символику своей Родины?

- Да, вы все правы. История символов нашей страны тесно связана с историей нашего народа, нашей Родины и каждого из нас. В символике, и в гербе в частности, проявляются национальные духовно-ценностные традиции. Мы должны уважительно относиться к символам своей страны, хранить им верность, проносить через века их историю, гордиться и уважать их. В этом – залог преемственности поколений. За неуважительное отношение к символике родной страны положен штраф от двух до трех тысяч рублей (ст. 17.10)! [2]

А вы, ребята, знаете, что значат форма, цвет и изображения на гербах? (Нет)

- Мы сегодня будем рисовать свои собственные гербы, но для этого нам нужно знать правила, которыми пользуются геральдисты. Для этого мы с вами превратимся в исследователей и будем добывать и изучать нужную нам информацию.

Прием групповой работы «Исследователи»

Класс делится на три группы. Первая группа работает с формами и фигурами щитов, вторая – с символами и эмблемами, третья – с цветом щита. Каждая группа получает раздаточный материал и внимательно изучает его несколько минут.

- Ребята, вы обзавелись немалым багажом знаний и теперь сможете самостоятельно «расшифровать» значение гербов России, Амурской области и Селемджинского района.

Прием «Интервью» (желательно использовать микрофон, это делает прием гораздо интереснее для детей)

Обучающимся нужно взять интервью у представителей каждой группы, задавая вопросы по их теме, а также по значению гербов страны и родного края.

Примерные вопросы:

- Как называется форма щита наших гербов? (Французский щит – одна из основных форм, используемых в геральдике.)

- Использованы ли какие-то фигуры щитов в создании гербов? (Нет)

- Что означают цвета, которые мы видим на гербах? (Определяют по таблице (открыть нужный слайд). Например, червлёнь, или красный цвет щита герба России, означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе [5] А зелёный цвет щита Амурской область отражает сельскохозяйственный характер региона [6])

- Расскажите об основных символах наших гербов (Дети называют символы, изображенные на щитах, а учитель поясняет их значение, пользуясь дополнительным материалом (Приложение 4)

«Формы и фигуры щитов». Выступление первой группы исследователей (Приложение 1)

«Символы и эмблемы». Выступление второй группы исследователей. (Приложение 2)

«Значение цвета щита». Выступление третьей группы исследователей (Приложение 3)

5. Применение полученных знаний на практике

- Ну а теперь, ребята, мы приступим к самой творческой части нашего классного часа: к работе над гербами ваших семей. Мы уже говорили сегодня, что любая символика - это связь поколений, это та ниточка, которая связывает нас с нашими предками и с историей нашей страны, нашего края. К примеру, двуглавый орел и всадник на коне были изображены еще на государственной печати Московского княжества в 15 веке! [5] Подумайте, как вы на гербе своей семьи можете показать свою связь с историей страны и родного края, показать, что вы – граждане России и жители Селемджинского района Амурской области? (Отобразить в гербе своей семьи эту связь: использовать сходную форму щита, цветовую гамму или символику)

- Обратите внимание на элементы герба, которые обязательно должны присутствовать в вашей работе. На лентах герба можно написать девиз семьи (в качестве девиза можете использовать пословицы и поговорки).

* Работа над гербами (в моем классе эта работа заняла 15 минут). Ребята могут выбрать готовый шаблон щита, использовать трафареты для изображения символов или же сделать эту работу самостоятельно.

6. Рефлексия

- Ребята, вы проделали огромную работу, пополнили свой багаж знаний. А вы знаете, что есть такие организации, которые собирают всю информацию о старых и о новых гербах. Давайте представим, что и вы решили сообщить в такую организацию о своем гербе. Но вам необходимо дать краткое описание своей работе. Для этого, пожалуйста, заполните необходимую форму (Приложение 6, форма выдумана).

7. Итог работы: Выставка работ, в качестве подписи используются бланки.

Заключение

Данной работой в системе классных часов и уроков закладываются основы национального самосознания. Учащиеся получают знания о символике родной страны и родного края, закрепить теорию помогает применение полученных знаний на практике. Через изучение геральдики формируется уважение к истории и культуре своей Родины (в том числе и малой).

Сложная, казалось бы, тема отлично усваивается за счет большого объема самостоятельной работы: ребята сами изучают теоретический материал, который понадобится им в дальнейшем, затем своими руками создают семейные гербы.

Используя в гербах своей семьи символы герба России, родной области и района, ученики ощущают себя неотъемлемой частью своей страны, что и формирует национальное самосознание.

Творческий итог работы – выставка гербов, которая впоследствии презентовалась родителям на собрании.

Список использованной литературы и источников

1. Петрова, М.В. Словарь иностранных слов / М.В.Петрова. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 256 с. – (Познаем и учимся).

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

3. https://geraldika.ru

4. http://www.excurs.ru

5. www.rossimvolika.ru

6. http://www.amurobl.ru

7. http://www.sel28.ru

8. http://www.goldenkorona.ru

9. https://yraaa.ru

10. http://maminsite.ru

11. https://sites.google.com

Приложение 1

Материал для первой группы

Форма герба может быть разнообразной, но в основном это форма щита древних рыцарей. Известно пять форм западноевропейских щитов. По правилам геральдики форма щита никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу может быть взят щит любой формы [4]

Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три - пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться [8]

Источник: http://www.goldenkorona.ru (сайт компании, специализирующийся на изготовлении символики РФ)

http://www.excurs.ru (сайт геральдики «Экскурс в геральдику»)

Приложение 2

Материал для второй группы

Символ – знак, иносказательно указывающий на некое понятие или явление (так, скипетр – символ власти, пальмовая ветвь – мира, а также первенства, и т.д.).

Эмблема – это символ, изображающий не абстрактное понятие, а тех или того, кто часто пользуется этой эмблемой (так, скрещенные топоры – эмблема инженерных войск Российской империи, а также их генерал-инспектора).

Символика фигур

лев - сила, мужество, великодушие;

орел - сила, власть, независимость;

медведь означает мудрость и силу;

собака - верность и преданность;

змея - мудрость, предосторожность;

голубь символизирует мир и чистоту;

сокол - красоту, храбрость и ум;

пчела – трудолюбие;

петух - символ боя;

дракон - могущество;

дуб означает силу и стойкость;

лавровые и пальмовые ветви – славу, победу;

оливковые ветви – мир;

факел, раскрытая книга - символизируют знание

леопард - храбрость, отвага;

конь - храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота;

кошка - независимость;

овца - кротость;

единорог - чистота, непорочность;

кабан, вепрь - мужество, неустрашимость;

ворон - долголетие;

феникс - бессмертие;

змея - вечность;

дуб - крепость, сила;

солнце - свет, богатство, изобилие;

звезда - ночь, вечность;

посох - духовная власть;

корона(-ы) – суверенитет, независимость государства;

скипетр и держава - государственная власть и единство государства;

всадник, поражающего копьем дракона - символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. [4]

Источник: https://geraldika.ru

Приложение 3

Материал для третьей группы

Значение цвета герба

Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь (красный) - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь (голубой) - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.

Пурпур (бордовый) - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь (черный) - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траур [4]

Цвета

Название цвета, принятое в геральдике

Явление природы

Качества характера, души человека

Философские понятия

Желтый

Золото

Солнце

Великодушие, щедрость

Справедливость

Белый

Серебро

Луна, вода, снег

Чистота

Невинность

Красный

Червлень

Огонь

Храбрость, мужество, отвага

Любовь

Синий

Лазурь

Небо

Верность, правдивость

Вера

Зеленый

Зелень

Растения

Молодость, радость

Надежда

Черный

Чернь

Земля

Образованность, скромность

Смирение

Фиолетовый

Пурпур

-

Благородство, достоинство

Мудрость (благоразумие)

Приложение 4

Дополнительный материал для учителя

Три короны олицетворяют суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство. На груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Герб Амурской области представляет собой «зеленый геральдический щит с серебряным волнистым поясом, сопровождаемым во главе щита тремя золотыми о восьми лучах звездами. Щит увенчан древней царской короной и окружен лентой ордена Ленина» (источник: закон Амурской области о гербе и флаге Амурской области). Зелёный цвет щита — символ изобилия — отражает сельскохозяйственный характер региона. Сверху щита — «Древняя Царская корона» — символ государственного единства России. Волнообразный серебряный пояс — символ приречного положения территории области. Преемственность традиций исторических событий XVII века, обоснование отважных русских землепроходцев в крепости-остроге Албазине, отражают три золотые восьмиконечные звезды на верхней части щита. Звезды олицетворяли верность православной вере, как символ Богородицы, Святой Троицы и Благовещения [6]

Герб Селемджинского района: в золотом поле - чёрный соболь, восстающий на зелёной оконечности, обременённой вписанной пирамидой, разбитой на пять сходящихся вверху клиньев: между тремя серебряными - два чёрных; всё сопровождено в верхних углах двумя чёрными камнями (о четырёх острых и четырёх скруглённых углах), каждый из которых обременён пробитой звездой в цвет поля и с безантом того же металла в отверстии. Щит увенчан муниципальной короной – золотой о пяти видимых остроконечных зубцах. Корона, венчающая щит, является геральдической короной достоинства, приличествующей району как муниципальному образованию [7]

Приложение 6

Шаблоны можно вставить на отдельный лист и увеличить до необходимого размера. Шаблоны созданы самостоятельно без использования Сети Интернет.

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Субакова Асима Амантаевна, 21.01.18 в 12:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Хороший материал, рассмотрен со всех сторон, доступно объяснен ребятам.
Соколова Анна Гарибальдиевна, 30.01.18 в 12:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.