Классный час-размышление для 10 класса «Родину не выбирают»

2
0
Материал опубликован 25 March 2016 в группе

Классный час-размышление для 10 класса "Родину не выбирают"

Личностно ориентированный классный час-размышление для 10 класса

"Родину не выбирают" Классный руководитель: Крыс Ольга Анатольевна.

Цели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого
  • ребёнка проблемой предстоящего диалога;
  • способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
  • содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме

Технологии:

личностно ориентированная;

ИКТ.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • аудиозапись песен: А. Прокофьев “Мне о России надо говорить” Н. Проклов. « Край Распутина белых берез»
  • плакаты с высказываниями: Россия! Какое хорошее слово: И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.Есенин.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим классный час-размышление "Родину не выбирают". Я хочу начать его словами нашего земляка Валентина Распутина.

Слайд № 1

У каждого человека есть своя маленькая  родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у  Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести "Прощание с Матёрой", где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

- А разговор сегодня пойдёт о Родине (большой и малой), о маме, о патриотизме, о героических поступках и о многом другом. Вместе с вами постараемся поразмышлять, проанализировать, понять и осознать, с чего начинается Родина, что такое патриотизм, кого сегодня можно назвать патриотом, что нужно человеку, чтобы стать личностью и гражданином, каков путь к реальному обретению Родины.
 

II. Стихи о Родине в исполнении учащихся.

(Примечание: во время исполнения стихотворений звучит лёгкая инструментальная музыка.)

И. Никитин

И поля цветут и леса шумят
И лежат в земле груды золота
И во всех концах света белого
Про тебя молва
Слава громкая
И уж есть за что
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Т. Белозеров

Когда от утренней прохлады
Проснулись первые цветы –
Вползали на небо армады,
Несли фашистские кресты
Качались сомкнутые каски,
И котелки стучали в лад
И бил, лоснящийся от смазки,
В детей и женщин автомат
Гремели танковые траки,
Горели села и хлеба
И робкой звездочкой во мраке
Была, мой друг, твоя судьба
Она порой едва мерцала.
Была порою так слаба,
Что в дымном небе угасала,
И стать могла
Судьбой раба
Раба без имени и рода,
Без права думать и мечтать
Без права “Родина, Свобода
Россия!” – с гордостью сказать.

III. "Край Распутина белых берез»" в исполнении С. Покрасенко (аудиозапись).

IV. Диалог с учащимися.

- Ребята, на какое место вы поставили бы такое понятие, как Родина?

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?

- Какое смысловое значение вы им придаёте сегодня?

- Согласны ли вы с осетинской пословицей, которая гласит: "Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни"?

- Попробуйте дописать предложения.

Слайд № 2

Чувство Родины для меня - это:

Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то:

Если бы мне пришлось стать беженцем:

Профессиональный интерес сулил большой успех за границей, и я :

(Примечание: дети в течение 5-6 минут дописывают предложения, а затем зачитывают свои варианты. Во время выполнения задания звучит лёгкая музыка.)

- Ребята, как вы думаете, когда кто-то уезжает за границу ради денег, карьеры, иногда по каким-то другим обстоятельствам, грустит, сожалеет о том, что оставил дом родной? Приведите примеры.

1-ый ученик. - Великий русский писатель И.С.Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковском кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к Полонскому: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".

2-ой ученик. - Михаил Казаков - актёр, снялся в 27 фильмах. Жил 16 лет в Израиле. Размышляет: "Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, "распахнуть" душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!"

Ученица. - У Сергея Есенина есть замечательное стихотворение "Гой ты, Русь, моя родная", в котором говорится, что Родину и мать не выбирают, это неразделимые понятия. Я с удово льствием прочитаю его.

С.Есенин “Гой ты, Русь, моя родная”.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мягкой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне на встречу как сережки
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая,
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!”

Учитель. - Ребята, а с чего, на ваш взгляд, начинается Родина?

Самое дорогое, родное и святое, что есть у каждого из нас - мама. Ребёнок ещё не родился, а мама уже любит его, с нетерпением ждёт появления на свет, первого плача после рождения. И, конечно же, мечтает о том, чтобы сын или дочь выросли достойными людьми.

Иногда мы без причин огорчаем своих родителей, не понимая, какую глубокую рану наносим им. Часто забываем о них, а вспоминаем тогда, когда уже бывает поздно.

Так будем же внимательными, чуткими, искренними к близким нам людям. Где бы мы ни были, куда бы нас ни забросила судьба, мы всегда будем помнить свой город, родной дом, дорогих нашему сердцу людей.

V. Песня А. Прокофьев “Мне о России надо говорить” (аудиозапись).

VI. Размышление учителя.

- Родина: Удивительно и невыразимо это чувство: Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час отзвука.

И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.

И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Сила человека от матери - родной земли, нельзя забывать это.

И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность, душой мы постоянно дома, на своей малой родине.

Наша малая родина - Пензенская область, наш район, наш город, наши маленькие сёла, которые сейчас мы называем малонаселёнными, бесперспективными, но нас тянет туда.

Наши бабушки и дедушки с неохотой едут в город, потому что они родились там, там мечтают и умереть.

VII. Диалог с учащимися.

- Ребята, с какими из сёл связана ваша судьба и каким образом?

- А чем дорог вам наш город?

Ответы учащихся.

Ученица. - Именно здесь я родилась, впервые увидела солнце, просторы голубого неба, произнесла дорогое и близкое мне слово "мама":

Ученик. - Я люблю свой поселок, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать его с другими городами, поселками. Усть -Уда для меня - святое и родное место, любовь к которому я сохраню на всю свою жизнь:

- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".

Слайд № 3

Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.

Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).

В "Толковом словаре русского языка" С.И.Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.

- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?

- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?

- Каков путь к реальному обретению Родины?

- Можно ли сейчас встретить таких людей, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения других? Приведите примеры.

- А ведь недалёк тот день, когда и вам, мальчики, предстоит нести военную службу в рядах российской армии. Как вы себя готовите к этому?

VIII. Анализ высказываний о мужестве, героизме, долге.

Слайд № 4

Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Н.Островский

Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно в интересах человеческого общества. Ю.Фучик

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы. И.Гончаров

IX. Обобщающее слово учителя.

- Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки совершаются не случайно. К ним идут через поступки, на первый взгляд, незначительные, через повседневность, которая временами становится трудным испытанием.

"Смелость, - по мнению заслуженного летчика-испытателя Владимира Терского, - это состояние человеческой души, внутренняя потребность испытать себя. Человек, - считает он,- должен иметь смелость не только на рискованный поступок. Остановиться, подумать, признаться себе, что сделал ошибку. Уйти с накатанной колеи, если она оказалась не твоей. Начать с нуля. Смелость нужна и для того, чтобы, спросив у своих друзей: что же произошло со мной в критической ситуации? - выслушать нелицеприятный ответ".

X. Подведение итогов классного часа.

- Наш классный час подошёл к концу. Самое время подвести итоги.

- Насколько актуальна и доступна для вас была тема ("Родину не выбирают") сегодняшнего классного часа?

- Почему патриотическое воспитание не может быть изолировано от других аспектов развития личности?

- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах во время диалога, размышления?

- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече? Над чем, на ваш взгляд, ещё стоит поработать? Ваша дальнейшая деятельность, связанная с проблемой патриотического воспитания?

- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для каждого из вас.

Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые не загуби мечты.
Все вытерпи потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо не ползти!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.