Классный проект «Происхождение и значение фамилий учащихся 2 "Г" класса»
ПРОЕКТ
«Происхождение и значение фамилий учащихся 2 «Г» класса»
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Г. Граубин.
Каждый человек с самого рождения имеет имя и фамилию. Они записаны в нашем паспорте и свидетельстве о рождении и сопровождают нас всю жизнь. Имя дается нам по выбору родителей, а фамилию мы имеем ту, которую носили наши предшественники , и поэтому важно знать свою родословную, важно быть звеном цепи своего поколения.
Но многие ли знают, откуда взялась и что означала при своем возникновении их фамилия?
Это мы и решили выяснить среди учащихся нашего класса, проведя анкетирование.
Как ты думаешь зачем человеку фамимлия?
а. чтобы его запомнили б. чтобы отличаться друг от друга
в.чтобы не путали людей г. чтобы красиво звучало
Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что означает твоя фамилия и как произошла?
а. не знаю б. да
в. нет г. хотел бы узнать
Знаешь ли ты, что означает твоя фамилия?
а. да б. нет
Цель нашей работы: узнать значение своих фамилии.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Познакомиться с такими науками как ономастика; антропонимика.
Изучить историю и происхождение слова «фамилия».
Выяснить происхождение собственных фамилии.
Классифицировать фамилий учащихся нашего класса.
Гипотезой работы является предположение, что наши фамилии образованы от имён собственных и прозвищ.
Данный проект позволяет обратиться к истокам возникновения фамилий, повысить интерес к истории своей семьи, страны, своего рода, потому что каждый человек хотел бы знать значение своей фамилии и своих предшественников. Следовательно, тему проекта можно считать актуальной
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ФАМИЛИЯ»
Интересна история самого слова «фамилия». По своему происхождению латинское и в русский язык попало в составе заимствованных языков из Западной Европы. Но в России слово «фамилия» поначалу употреблялось в значении «семья». И только в XIX веке слово постепенно приобрело своё второе значение, ставшее затем основным.
«Фамилия – наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени»
(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)
Чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова ее история и происхождение.
НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАМИЛИИ
Собственные имена существительные( а фамилия относится к их числу) изучает такой раздел языкознания, как ономастика (от греч. onomastikos - относящийся к наименованию, onyma – имя, название).
Собственные имена людей, их происхождение принято называть антропонимами (от греч. слова anthropos «человек» + онома «имя»), а науку, изучающую антропонимы называют антропонимикой.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первоначально фамилии появляются у русских феодалов (знатных людей) в XV – XVI веках. Этот процесс связан со становлением в России единого государства. Установление обязательной для всех государственной службы требовало составления списков служилых людей, в которых запись только по именам и отчествам могла привести к путанице. К XVII веку процесс складывания фамилий у феодалов закончился. Теперь, чтобы изменить фамилию требовалось особое разрешение царя.
Во второй половине XVII века начинают появляться фамилии у жителей городов и части крестьян, которые уходили на заработки в города. С введением при Петре I паспортов и более строгого учёта населения всё городское население и значительная часть крестьян также получили фамилии.
ФАМИЛИИ ОБРАЗОВЫВАЛИСЬ:
по фамилии феодала или поместья, которое ему принадлежало (Шереметьев, Шуйский);
по именам отцов (Иванов, Петров, Семёнов, Фёдоров);
по месту проживания (Москвичёв, Новгородцев, Псковин, )
по профессии (Кузнецов, Слесарев, Рыбаков, Кожевников);
по названию религиозных праздников (Покровский, Рождественский)
по чертам характера (Нехорошев, Болтунов)
по названиям животных, птиц, рыб, растений (Медведев, Голубев, Ершов, Муравьёв, Берёзкин)
по местностям, упоминавшимся в Библии, от иностранных слов (Иерусалимский, Иорданский /лат.язык/);
в честь какого-либо события (Октябрьский)
Образовывались фамилии при помощи суффиксов
«-ский», «-ов», «-ев», «-ин», «-ын».
ЭТИМОЛОГИЯ (ЗНАЧЕНИЕ) ФАМИЛИЙ
Волковский - фамилия ведёт своё начало от прозвища Волк. Она входит в группу так называемых «звериных» фамилий, образованных от названия животных.
Фамилия Зареева образована от прозвища Зарей, в основе которого лежит нарицательное «заря». Вполне возможно, что прозвище Зарей родители дали своему маленькому ребенку, рожденному на заре. Не исключено, что прозвище мог получить и взрослый человек: например, тот, кто просыпался очень рано.
Мне рассказала моя бабушка Света. Ещё в старину мой прадед Степан был очень хорошим кузнецом. И от его профессии произошла наша фамилия Кузнецовы. Благодаря ему наша большая и дружная семья жила в достатке. Прадедушкины «умелые руки» творили чудеса. Молва о нем облетала все сёла и деревни. И поэтому он никогда не сидел без работы.
Моя фамилия Валиева. Как рассказала мне моя бабушка:
Фамилия произошла от имени моего прапрадеда. Имя его Вали. А прадед взял его имя, как фамилию. От имени Вали появилась фамилия Валиевы. С тех пор мужчины нашего рода хранят эту фамилию. Фамилия передается из поколения к поколению.
Итак, изучив происхождение и значение фамилий всех учащихся нашего класса, мы выделил следующие группы:
фамилии, образованные от имен собственных (Абзалов А., Ахмадишин Д., Валиева А., Васильев Л., Ибрагимов К, Кудашева А., Луконин А., Минликаева К., Мухаметзянов Д., Петряева Д., Рахимова В., Сабанова М., Умербаева А.)
фамилии, образованные от прозвищ(Бабаев Э., Бородина П, Деревяшкина Е., Зареева К., Клевачёв Д., Малыхин Р., Чечеткина А., Чупахин Д., Шестаев Е.)
фамилии, указывающие на профессию (Кузнецов Е., Мельников О., Обдирщикова У.)
фамилии, от названия животных (Волковский М.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы считаем, что цель нашей исследовательской работы достигнута.
В ходе работы над проектом были сделаны следующие выводы:
1) фамилии тесно связаны с историей народа и его языка; носят устойчивый характер и передаются по наследству;
2) некоторые фамилии имеют несколько значений, что вызывает трудности при определении правильного ответа (Рахимова, Кудашева, Сабанова);
3) предположение, что большинство фамилий учащихся нашего класса образованы имен собственных (50%) и от прозвищ (35%) подтверждено. Значит, наша гипотеза подтвердилась;
4) данные анкетирования позволяют сделать вывод, что учащиеся в большинстве своём не знают, но хотят знать историю фамилии, своё родословное древо, историю страны.