12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жимбеева Нина Шираповна47
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
1

Урок биологии по теме «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц»



Тема урока: Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Цель урока: выяснить происхождение и изучить значение птиц и меры по их охране.

Задачи:

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания: о роли птиц, обосновать необходимость их охраны и происхождение от пресмыкающихся.

Сформировать умения:

Определить черты сходства и отличия птиц с пресмыкающимися;

Объяснить роль птиц в природе и жизни человека.

По охране птиц

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных Универсальных Учебных Действий. Развивать умения по осуществлению поиска нужной информации.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

вызвать удивление уникальностью строения и значения птиц изучаемых отрядов,

сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о птицах.

развитие интереса и познавательных способностей учащихся на основе самостоятельного получения знаний и приобретения опыта познавательной деятельности; прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к птицам, правильного поведения в природе.

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания.

Методы урока:

Форма организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура урока:

Методы:

частично – поисковый.

Проектно – исследовательский.

Информационно – технологические ресурсы: учебник, тетрадь, фото птиц, звукозапись «Голоса птиц», красная книга Бурятии, маршрутные листы.

Организация урока: класс разделен на 3 группы.

Интерактивный режим (мо­дульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллектив­ные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной

План:

Происхождение птиц.

Роль и значение птиц.

Охрана птиц.

Ход урока:

1.  Происхождение птиц.

Деление на группы: Экологические группы птиц по типу питания.

3 группы – 1 группа Растительноядные (Фитофаги)

2 группа Насекомоядные (энтомофаги)

3 группа Хищные (зоофаги)

Добрый день! Я рада вас приветствоваться сегодня на уроке. Сейчас, ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У вас хорошее настроение? Пусть оно сохранится до конца нашего урока.

Презентация. Голоса птиц (звук) 30 сек

Проблема. Слайдовая презентация по экологическим проблемам птиц: нефть, браконьерство…..

Ребята. А какая тема нашего урока, о чем мы будем говорить………….

Правильно ребята. И сегодняшний урок посвящен птицам, тема нашего урока «Значение и охрана птиц. Происхождение птиц».

А знаете ли вы ребята, что ежегодно 1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц (International Birds Day) - интернациональный экологический праздник. Он возник в США в 1894 году.
Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву. Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций.

Ребята вы разделены на 3 группы, по классификации птиц по типу питания. (перечисление групп).

Обратите внимание на навигаторы.

1 задание: Характеристика экологической группы птиц. (__1 мин)

2 задание: Происхождение птиц. Ребята, представьте себя в роли ученых - орнитологов (орнитология – наука о птицах) и выдвиньте гипотезу о происхождении птиц ( произошли от пресмыкающихся.

Ребята отправимся в виртуальное путешествие во времени (ролик видео) посмотрите внимательно, после просмотра вам предстоит выполнить задание. (1 мин 37сек)

Теперь ребята приступаем к выполнению задания № 2. (1 мин)

2 задание: Происхождение птиц.

1 группа: причины появления птиц.

2 группа: выявить черты сходства между пресмыкающимися и птицами.

3 группа: выявить отличия между пресмыкающимися и птицами.

Черты сходства птиц с рептилиями:

Сухая кожа, лишенная желез

Кожные роговые образования (перья-видоизмененные роговые чешуйки, роговые щитки на ногах)

Наличие клоаки

Сходство в строении яиц

Сходство эмбрионов

В виде гиперссылки в презентации. Черты сходства и различия!!

Самостоятельная работа с текстом параграфа 50. Заполнить таблицу.

Черты сходства археоптерикса с птицами

Черты сходства археоптерикса с

рептилиями

Тело покрыто перьями

Форма черепа

Передние конечности - крылья с маховыми перьями

Зубы на челюстях

Расположение пальцев (3 вперед, 1- назад)

Наличие пальцев с когтями на передних конечностях

 

Длинный хвост из 20 позвонков

 

Роговые чешуйки на ногах

Вывод по этапу: ребята к какому выводу мы пришли? (ответы детей), что птицы произошли от пресмыкающихся, что доказывает существование переходной формы археоптерикса. То есть наша гипотеза верна.

Роль и значение птиц.

(Слайд) Ребята у вас на столах карточки, где изображены рисунки, фотографии, в которых существует логическая связь. С изображениями на этих карточках вы работаете по часовой стрелке, а в центре под цифрой 5 закодирован вывод. (3 мин)

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Ответы детей ( 1 минута)

Дети формулируют выводы. Ребята скажите к чему вы пришли и что у нас получилось. Огромную роль играют птицы.

А как можно связать птиц с приближающимся праздником 70- летия Победы в Великой отечественной войне? (ответы детей) (Слайд).

Ответ: Почтовый голубь, который разносил письма.

Какое у вас ребята настроение. Ребята давайте послушаем пение птиц.

Охрана птиц.

Презентация: О вырубке леса, пожары, вспашка полей, осушение болот, загрязнение окружающей среды, браконьерство.

(Слайд) За 20 век исчезло более 70 видов птиц. (дронд, бескрылая гагарка, лабрадорская гага, моа, странствующий голубь, стеллеров баклан).

Исчезли они как вы думаете………..(ответы детей) с лица земли по вине человека. Крупных хищных птиц отлавливают для продажи (), если потревожить гнездовья птиц, то хищные птицы бросают в свои гнезда.

От чего исчезновение птиц продолжается и в настоящее время.

Человек для охраны птиц принимает определённые меры (спросить у детей)

Создание природоохранных организаций. Например Гринпис (зеленый мир, Международная независимая неправительственная экологическая организация)

Красная книга

Заповедники.

На доске вы видите фотографии птиц, как вы думаете, что их объединяют?

Где можно их встретить? (ответ: на территории Бурятии)

Птицы занесены внесены в Красную книгу.
В республике Бурятии __75 видов_птиц занесены в Красную книгу Бурятии.

Ребята, какой вклад вы можете внести в охрану птиц.

3 задание: какие предложения вы можете внести в целях охраны и привлечения птиц. (на подготовку 3 мин и защита 1 мин)

Форма защиты вашей работы произвольная на вашу фантазию.

Меры по охране

Не кричать и не шуметь, во время гнездования.

Не разорять гнезда.

Нет браконьерству.

Развешивать скворечники, кормушки.

В зимнее время кормить птиц.

Давайте ребята поделимся своими впечатлениями и теми знаниями, которые вы получили на нашем уроке.

д/з: ответить на вопрос: Почему голубь является символом мира?

Спасибо ребята за урок!

Итог урока: Спасибо ребята!


Значение и охрана птиц. происхождение птиц.
PPTX / 34.37 Мб

6

Опубликовано


Комментарии (1)

Токсанова Асемгуль Сериковна, 26.11.16 в 17:50 1Ответить Пожаловаться
где ссылки на приложения?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.