Урок «Количество вещества. Молярная масса» (Химия, 8 класс)
Урок химии в 8 классе. «_____»________________ 20____ г.
Количество вещества. Молярная масса.
Цель. Дать представление о понятии «количество вещества».
Задачи.
Образовательные. Ввести понятие «количество вещества», его единицы измерения; дать представление о постоянной Авогадро; показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.
Развивающие. Развивать умения решать задачи с использованием понятия «количество вещества»; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы; оформлять расчетные задачи; учить строить аналогии, доказывать, логическое мышление при решении задач.
Воспитательные. Интерес и потребности изучения предмета, самообразование.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
1. Где расположены элементы – металлы в таблице Д.И. Менделеева?
2. Где расположены элементы – неметаллы в таблице Д.И. Менделеева?
3. Перечислите особенности строения атомов элементов – металлов.
4. Дайте определение понятию – аллотропия.
Индивидуальные задания.
1. Простое вещество состоит из:
1) разных атомов 3) одинаковых молекул
2) разных молекул 4) одинаковых атомов
2. Аллотропные модификации – это ..
1) простые вещества 3) смеси простых и сложных веществ
2) сложные вещества 4) смеси сложных веществ
3. Кислород и озон – аллотропные модификации, так как эти вещества:
1) отличаются цветом
2) имеют разные температуры кипения
3) по разному воздействуют на организм
4) образованы атомами одного и того же элемента
4. Простым веществом является:
1) СО2 2) CuO 3) Fe 4) NaCl
5. Вычислите и запишите относительные молекулярные массы четырех простых веществ – неметаллов, молекулы которых состоят из двух атомов.
А)______________________________ В) ___________________________________
Б) ______________________________ Г) ___________________________________
6. Укажите положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева трех химических элементов, которые образуют твердые простые вещества – неметаллы.
А)_____________________________________________________________________
Б)_____________________________________________________________________
В) ____________________________________________________________________
3. Изучение новой темы.
Перед вами два вещества – соль и сахар. Можете ли вы определить массу этих веществ? Каким образом? Можете ли вы определить число молекул этих веществ?
Атомы и молекулы по отдельности отсчитать невозможно, как и нельзя их взвесить на весах. В химии, кроме использования таких величин, как «масса» и «объем», используют понятие «количество вещества».
Количество вещества представляет собой физическую величину, определяемую числом структурных элементов (атомов, молекул, ионов). Единицей измерения является – моль. Обозначается υ или n.
Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная атомная масса (Ar) или относительная молекулярная масса (Mr) вещества.
Например, 1 моль воды имеет массу, равную 18 г, так как (Н2О) = 18.
1 моль любого вещества всегда содержит одинаковое число молекул.
1 моль любого вещества составляет 6,02 * 1023 молекул (атомов). Это число назвали постоянной Авогадро (в честь итальянского ученого А. Авогадро). Обозначают ее Na.
18 г Н2О составляют 1 моль Н2О, содержат 6,02 * 1023.
Определите количество вещества и число молекул в 36 г воды, в 9 г воды?
Составим формулы для определения:
Числа частиц вещества (N). N= n*Na
Из данной формулы, выведите формулу для расчета количества вещества
n =
Задачи.
Какое количество вещества составляют 3,01*1023 атомов серы?
Сколько молекул содержится в 5 моль сероводорода?
Сколько молекул содержится в 0,2 моль карбоната кальция?
М – молярная масса – это масса одного моль вещества, обозначается г/моль.
М = . Выведите формулы вычисления количества вещества и массы.
m = М *n, n =
4. Закрепление изученного материала.
Решение задач.
Найдите массу: а) 2 моль H2S ; б) 2,5 моль О2; в) 3 моль H2SO4
Найдите количество вещества: а) 88 г СО2; б) 124 г Н2СО3; в) 3,01*1023 атомов Fe
5. Подведение итогов. Рефлексия.
6. Домашнее задание.§16 упр. 1,3 стр. 95