Урок химии в 8 классе «Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса»
Автор |
Кунгурякова Екатерина |
|||||||||||||||||||
Предмет |
Химия |
|||||||||||||||||||
Раздел |
Неорганическая химия |
|||||||||||||||||||
Тема изучения |
Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса |
|||||||||||||||||||
Тема урока |
Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса |
|||||||||||||||||||
Тип урока |
Комбинированный |
|||||||||||||||||||
Цель урока |
Ознакомить с основными положениями атомно-молекулярного учения; сформировать понятие «относительная атомная масса» |
|||||||||||||||||||
Основное содержание темы |
Общее знакомство с атомной массой элемента и способы его получения |
|||||||||||||||||||
Термины и понятия |
«относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса» и «массовая доля» |
|||||||||||||||||||
Образовательные результаты |
||||||||||||||||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||||||||||||||
- Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. - Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. - Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки |
Познавательные УУД: - Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. - Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. - Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. - - Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах. - Использовать знаково-символические средства для решения задач. - Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций). Регулятивные УУД: - Преобразовывать практическую задачу в познавательную. - Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. - Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. - Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: - Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. - Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью |
- Умеет правильно определять атомную массу элементов, зная исключения; - Способен рассчитать молекулярные массы веществ |
||||||||||||||||||
Организация образовательной среды |
||||||||||||||||||||
Ресурсы |
Химический эксперимент |
Расчетные задачи |
Межпредметные и метапредметные связи |
Формы работы |
||||||||||||||||
Информационный материал: Кузнецова Н.Е. Химия. 8 класс. Алгоритм успеха учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кузнецова. –4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 256с. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии:8 класс. Алгоритм успеха / Н.Е. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с. Батаев В.А. Справочник по неорганической химии: учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.А. Батаев, Е.В. Батаева. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255 с. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / сост. Н.П. Трегубова. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с. Интернет-ресурсы: http://chemistry-chemists.com сборники задач для подготовки к урокам по химии http://www.chemistry.ru интерактивные задания по химии Интерактивный материал: Презентация |
Знакомство со свойствами аммиака |
Определение степени окисления предложенных веществ |
Физика: разделы «Атомно-молекулярное учение» Математика: разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям» |
Фронтальная (Ф) Индивидуальная (И) Парная (П) Групповая (Г) |
||||||||||||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов |
||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
личностные |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) |
||||||||||||||||||||
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.): настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих |
Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих |
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков осуществлять классификацию явлений |
Планировать свою деятельность |
Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя |
Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности |
|||||||||||||||
2. Организует деятельность учащихся по опросу домашнего задания (6 мин.): 1. Работа у доски 2 человек (приложение 1) Задание для первого ученика: 2. Беседа учителя с учениками класса по вопросам: - что такое атом? - что такое молекула? - в чем разница между молекулой и атомам? - что такое химический элемент? 3. Химический диктант по написанию химических элементов (приложение 2) |
Слушают и отвечают на вопросы учителя (Ф). Контролируют правильность ответов учащихся. Вспоминают и анализируют сведения о кислотах, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотят получить ответ |
Давать определение понятиям «атом», «молекула», «химическийэлемент» Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Устанавливать межпредметные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Давать определение понятиям, обобщать понятия;осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения |
Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания |
Понимать единство естественнонаучной картины мира. Осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни |
|||||||||||||||
3. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2 мин.): Как вы считаете, чем отличаются атомы разных элементов между собой? Вы уже знаете: массой, размерами и строением. Но в действительности атомы настолько малы, что измерить их массу очень сложно. Как вы думаете, каким образом можно определить их массу? Ученики предлагают варианты ответов. Так давайте вместе найдем ответы на эти вопросы. Демонстрация слайдов: |
Слушают и отвечают на вопросы учителя (Ф). Записывают число и тему урока в рабочей тетради |
Устанавливать причинно-следственные связи |
Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников |
Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками |
Развивать любознательность и интерес |
|||||||||||||||
4. Дает целевую установку (1 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока |
Формулируют цель урока |
Устанавливают причинно-следственные связи |
Формирование умений целеполагания. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности |
Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью |
Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений |
|||||||||||||||
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (20 минут) |
||||||||||||||||||||
1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (9 мин.): объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации. Организует работу по получению новой информации Цифрой обозначено массовое I число. Современными исследованиями установлено, что элемент углерод имеет две разновидности атомов (изотопов) с массовыми числами 12 и 13. Эту величину условились обозначать буквами Аr (индекс r — от начальной буквы английского слова relative — «относительный»). Таким образом, запись значения относительных атомных масс химических элементов должна выглядеть следующим образом: Аr(Н) = 1; Аr(0) =16; Аr(Fe) = 56 и т. д. Понятие «относительная атомная масса» говорит о том, что все массы были посчитаны по отношению одной какой-то массы элемента. Э — обозначение химического элемента; та — средняя масса атома химического элемента; mа(С) — масса атома углерода. Относительную молекулярную массу веществ рассчитывают по химическим формулам, выражающим состав веществ. Для нахождения относительной молекулярной массы надо суммировать значения относительных атомных масс элементов, входящих в состав молекулы вещества, с учетом количественного состава |
Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Изучают материалы |
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация. Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения |
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания |
Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог |
Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию |
|||||||||||||||
2. Вводит новые понятия (1 мин.): Относительная атомная масса элемента (Аг) — это отношение массы атома химического элемента к 1/12 массы атома углерода с массовым числом 12. Относительной молекулярной массой вещества (Мг) называется число, показывающее, во сколько раз масса молекулы этого вещества больше 1/12 массы атома углерода. |
Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения «относительная атомная масса», «относительно молекулярная масса» |
Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения) |
Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников |
Адекватно использовать письменную речь |
Понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки |
|||||||||||||||
3. Закрепление изученного материала Выполняют задания, демонстрируемые на слайдах |
Выполняют предложенные задания |
Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии |
Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников |
Осознанно строить речевое высказывание. Слушать собеседника. Адекватно использовать устную и письменную речь |
Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
|||||||||||||||
4. Организует первичный контроль и коррекцию нового материала (5 мин.): раздает распечатанные материалы для самостоятельной работы (Приложение 3), после выполнения задания производит совместную проверку с учениками проверяя по ответам |
Выполняют тест (И), проверят по образцу и корректируют ответы |
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы |
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать правила в контроле способа решения поставленной задачи. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата |
Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью |
Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
|||||||||||||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) |
||||||||||||||||||||
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. 2. Осуществляет рефлексию: сообщает, что изучили тему «Атомная и молекулярная массы». Просит закончить предложения: сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. Задает домашнее задание: 1. Изучить §9,10 упр 2,3 учебника. 2. задачник 1-32,1-34,1-38,1-29,1-40 |
Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения. Записывают домашнее задание в дневник |
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах |
Контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения |
Умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей |
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни |
Приложение 1.
Задание для работы у доски учеников
Задание для первого ученика (задание из учебника):
Задание для второго ученика (задание из задачника):
Приложение 2
Химический диктант
Ученикам необходимо записать символы химических элементов.
1 |
Кальций |
Ca |
2 |
Медь |
Cu |
3 |
Железо |
Fe |
4 |
Кислород |
O |
5 |
Бром |
Br |
6 |
Сера |
S |
7 |
Ртуть |
Hg |
8 |
Цинк |
Zn |
9 |
Магний |
Mn |
10 |
Азот |
N |
11 |
Магний |
Mn |
11-9 «5»
8-7 «4»
6-4 «3»
3-0 «2»
Приложение 3
Задание для закрепления
Выполните задание:
Задание из учебника(стр42):
Выполните задание а,г:
Выполните задание б,г:
Выполните под г,д: