12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина22

Сведения об авторе

Копылова Екатерина Сергеевна – учитель географии и биологии, I квалификационная категория.

 Беспалова Маргарита Васильевна – учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 258 городского округа ЗАТО Фокино (п. Дунай)».

Приморский край,  п. Дунай.

 «Леди-капитан»

Разработка посвящена первой в мире женщине капитану дальнего плавания, Щетининой Анне Ивановне. Биография представлена в форме интервью, созданного на основе книги А.И. Щетининой «На морях и за морями», в которое вошли интересные эпизоды из профессиональной деятельности и личной жизни А.И. Щетининой.

Форма: коллективное творческое дело

Учащиеся 8-11 класс

Срок выполнения 4 недели

Цели:

- воспитание нравственного гражданина любящего и знающего свой край на основе биографии первой женщины капитана А. Щетиной;

- расширение и углубление историко-краеведческих знаний учащихся через изучение и систематизацию информации из различных источников.

Задачи:

- пробудить у детей стремление познать историю края;

- развивать творческие способности, учащихся умение работать в группе;

- научить излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- сформировать личностно-ценностное отношение к своему краю.

В ходе работы у учащихся формируются умения:

- планировать и осуществлять поисковую деятельность

- презентовать достигнутые результаты;

- самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; 

- способность использовать доступные ресурсы для достижения целей;

- способность создавать продукты своей деятельности.

Итог коллективного творческого дела – презентация, ролевое интервью, в котором участники представляют интересные эпизоды из профессиональной деятельности и личной жизни А.И. Щетининой. На основе графических рисунков, одной из участниц коллективного творческого дела напечатаны памятные календари.

Данное мероприятие было приурочено к 80-летитию образования Приморского края и представлено в рамках городских мероприятий.

Ход мероприятия

1.Ученик представляет краткую биографию А. Щетининой.

Бывают люди, имена которых иногда еще при их жизни становятся символами эпохи, страны, города. Таким символом Владивостока советского периода стала Анна Ивановна Щетинина.

В наши дни женщины чаще занимают, казалось бы, исконно мужские должности. Это уже становится привычным. Но каково было тем, кто первыми решились потеснить мужчин там, куда женщин традиционно не подпускали и близко?

Анна Ивановна Щетинина (1908-1999) – человек-легенда, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания.В 17 лет, закончив восьмилетку она уже точно знала, что хочет связать свою жизнь с морем. Намерение девушки стать моряком родные приняли за юношескую блажь, но у Ани все оказалось серьезно. Она написала письмо начальнику мореходного училища с просьбой принять ее на учебу.

Письмо получилось настолько убедительным, что начальник пригласил Аню на личную беседу. Умудренный опытом моряк объяснял девушке, что морская профессия совершенно не женская, но Анну его аргументы не смутили.

В 1925 году Щетинина поступила во Владивостокский водный техникум путей сообщения. Она была не первой девушкой, стремившейся учиться в мореходке, но первой, подавшей документы на судоводительское отделение.

Морской техникум Анна Щетинина окончила в 1929 году. Когда она поступала, конкурс был четыре человека на место. Из сорока двух ребят, которые были приняты вместе с нею, до диплома дошло восемнадцать.

После окончания техникума была направлена на  Камчатку,где она начинает свою морскую карьеру учеником штурмана на грузовом пароходе.Путь от матроса до старшего помощника капитана Щетинина прошла за шесть лет. Необычайно стремительная карьера для того времени.

Спустя шесть долгих лет на Камчатке, полных тяжелейшей работы и плаваний в неспокойных восточных морях, руководство признало, что Щетинина является профессионалом высокого класса и может быть капитаном дальнего плавания. В 1935 году Анна Щетинина взошла на капитанский мостик, ей было 27 лет.

Первым её рейсом в качестве капитана стал в 1935 году перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку. Путь из Гамбурга через Сидней в Петропавловск-Камчатский был неблизким и тяжёлым даже для бывалого моряка, поэтому германская комиссия с интересом ждала, какого же опытного капитана пришлют русские. Среди моряков всего мира шли горячие споры и даже заключались пари: «А сможет ли эта «леди-капитан» довести свое судно из Гамбурга к берегам Дальнего Востока?» Весь мир пристально следил за продвижением парохода, ожидая катастрофы. Но Анна Щетинина не оправдала прогнозы скептиков, успешно завершив труднейший рейс.

В одном из рейсов 1936 года пароход «Чавыча» затёрло льдами в Охотском море, одиннадцать суток потребовалось, чтобы выбраться из плена. Щетинина сделала это блестяще: судно не получило практически никаких повреждений, а вот она получила всеобщее признание среди всех моряков, кто узнал об этой истории.

В 1938 году Анну Ивановну снимают с «Чавычи» и назначают руководить рыбным портом Владивостока, которого в тот момент попросту ещё не существовало. Руководство решило, что тридцатилетняя Щетинина обладает всеми нужными навыками и знаниями, чтобы создать его практически с нуля. Ее молодость, энергия, ум, авторитет позволили создать и организовать работу порта за два с половиной года.

В этом же году Щетинина поступила в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительскийфакультет. Всего за два с половиной года она закончила четыре курса института.По окончании четвёртого курса, находясь в Ленинграде, Щетинина узнаёт о готовящейся масштабной переброске судов на Дальний Восток.Анна Ивановна твердо решила туда отправиться.

В годы Великой Отечественной войны Анна Щетинина под обстрелами вражеской авиации эвакуировала людей и переправляла стратегически важные грузыиз портов США и Канады на Дальний Восток.Вавгусте 1945 года женщина-капитан приняла участие ввойне сЯпонией— еёкорабль всоставе конвоя участвовал в переброске 264-й стрелковой дивизии назанятый японцами Южный Сахалин.

С 1949 года Анна Ивановна перешла на педагогическую работу в Ленинградское высшее инженерное морское училище, а с 1951 года стала деканом судоводительского факультета училища.

В 1960 году Щетинина возвращается на малую родину с почётным научным званием доцента, её приглашают руководить кафедрой управления судами в Дальневосточном высшем инженерном морском училище. За годы работы она подготовила сотни квалифицированных капитанов самых разных судов, многие из них работают и сейчас, с благодарностью вспоминая наставления Щетининой. Делясь опытом с будущими судоводителями, она ещё долго продолжала оставаться на капитанском мостике.

Анна Щетинина вела огромную общественную деятельность. Основала в Приморском отделении Географического общества секцию мореплавания и океанологии и сама возглавила её. А спустя несколько лет стала председателем Приморского отделения Географического общества. По её инициативе во Владивостоке был создан Клуб капитанов, и дальневосточные капитаны избрали Щетинину первым председателем клуба. Она была депутатом Приморского краевого совета и членом Комитета советских женщин.В 1963 году была делегатом от Приморского края на Всемирном конгрессе женщин в Москве.Принимала участие в создании музея морского флота во Владивостоке, в организации научных конференций по проблемам изучения Тихого океана и использованию его ресурсов.Анна Щетинина – автор и соавтор учебников по судовождению, по которым до сих пор учатся мореходы в России.

В 1968 г. была издана документально-художественная книга А.И. Щетининой «На морях и за морями», которая трижды переиздавалась и до сих пор пользуется популярностью среди людей неравнодушных к морю.Пятьдесят лет отдала морю Анна Ивановна. Обошла все океаны мира, была капитаном пятнадцати судов, совершила кругосветное плавание. Капитану Щетининой была суждена долгая жизнь. Когда Анне Ивановне исполнилось 90 лет, ейвручили специальное поздравление отимени всех капитанов Европы иАмерики.

После Щетининой капитанским курсом во всем мире прошли, по самым скромным подсчетам, не менее шестидесяти пяти женщин-капитанов. Многие бороздят океаны и сейчас.Но, курс в океаны для них проложила еще в тридцатые годы прошлого века именно наша Анна Ивановна Щетинина!

Не случайно родилась фраза: «Щетинина для Владивостока, как Гагарин для России».

А.И. Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года в возрасте 91 года, похоронена на Морском кладбище во Владивостоке.

2. Ролевое интервью

Интервьюер: «Когда я читала корреспонденции о себе и судне, то чувствовала не только раздражение, но и обиду, настолько все было поставлено с ног на голову. Такие сногсшибательные ультрамерзкие сведения и выражения преподносились от моего имени. Что у меня пропало желание говорить с теми, кто может написать в газетах. Настороженность эта осталось до сих пор…»Так вы однажды выразились в адрес СМИ. Скажите, пожалуйста, что заставило вас пересмотреть свои взгляды и прийти к нам сегодня на интервью?

Анна Щетинина: Я была удивлена тем, что молодежь в наше время интересуется моей судьбой, и я искренне рада поделиться своим богатым жизненным опытом.

Интервьюер: Нам очень приятно, что вы нашли время для встречи снами. Вас, безусловно, можно считать героем и любимицей советских женщин, потому что вы своим примером показали, что не при каких трудностях не стоит отступать от своей мечты. А ведь наверняка у первой в мире женщины-капитана было немало сложностей. Это правда, что вас считали абсолютно бесперспективной студенткой?

Анна Щетинина: Да, из-за этого, несмотря на отличные оценки, мне было отказано в стипендии. Чтобы заработать себе на жизнь, приходилось ночами трудиться грузчиком в порту.

Интервьюер: Насколько нам известно, вам приходилось таскать на хрупких плечах по 30-40 кг. Заработок был очень скромный, этих денег едва хватало на пять дней. Как вы, смогли выстоять в подобной ситуации и не сломаться?

Анна Щетинина: Я никогда не забывала, что сама выбрала свою дорогу, сама и должна о себе позаботиться. Я горжусь своими трудностями, главное в морской профессии – характер.

Интервьюер: Один раз, вы признались, что с вами учились еще две девушки. Но вскоре ваши сокурсницы ушли, не выдержав оскорблений и давления. Насколько сильны были унижения начальства?

Анна Щетинина: Понимаете, нам пытались показать, что девчонкам на море поблажки не будет, давили жестче, чем на мальчишек, давали самые тяжелые задания, послабления не было ни в чем. От меня ждали провала, слез, слабости. Когда я проходила практику на пароходах палубным учеником, боцман давал мне самую грязную и тяжелую работу: чистить трюм, мыть банки из-под краски. Но, я понимала, что если откажусь, то никогда не стану с матросом на равную ногу, всегда буду для них пассажиром.

Интервьюер: Но, к счастью все ваши усилия оказались не напрасны. В 1934 году вы получили диплом капитана дальнего плавания. В 1935 году уже стали капитаном. А в 1937 году были награждены орденом Трудового Красного знамени. И в тот же день вы встретились с членом политбюро ЦК КПСС, наркомом пищевой промышленности, Анастасом Ивановичем Микояном. Наверняка эта встреча была для вас не только значимой, но невероятно волнительной.

Анна Щетинина: Я помню, что волновалась, как перед экзаменами. Да, это и был экзамен. Приходилось слышать о том, что он задает много вопросов и не любит туманных ответов, торжественных деклараций. Ему нужно отвечать точно и ясно. Анастас Иванович встретил меня приветливо, и все мои опасения развеялись. При ответах стало ясно, что говорить с ним не просто: он ничего не пропускает мимо ушей, на все ответы быстро реагирует, дает свои комментарии, иногда резкие. И для меня стало удивлением, что он предложил сделать совместное фото.

Интервьюер: В своей книге вы пишите: «Трудно было выразить те сильные чувства, которые владели мною, горстка советских людей на далеком западном континенте, слышит гимн своей страны,которая приняла на себя главный удар в жестокой битве с фашизмом». Эта цитата описывает ваши впечатления об одном, возможно самом ярком событии в вашей жизни – поездка в Голливуд. Скажите, пожалуйста, удалось ли женщине, покоряющей моря и океаны, покорить и фабрику грёз?

Анна Щетинина: Не скрою, что мой приезд привлёк большое внимание, но внимание это оказалось утомительным. Представитель агенства, желая обеспечить мне лучшие удобства в поезде, чуть ли не на каждой остановке кого-то мне представлял, далее следовала просьба об автографе, я их давала много, на журналах, открытках, на расписании поездов, на меню ресторана.

Интервьюер: Говорят, что во время вашей поездки в США вас неожиданно настиг Борис Мороз. Эмигрант из царской России, режиссер одной из крупнейших кинокомпаний, которая и по сей день не теряет своей популярности «Двадцатый век Фокс».

Анна Щетинина: Это была приятная встреча, Борис Мороз хорошо говорил по-русски, но акцент у него безусловно был американский.

Интервьюер: Не секрет, что киноискусство в Голливуде занимает одну из лидирующих позиций в мировом кинематографе. Мир не раз поражали красота и качество американских фильмов, но мы простые зрители можем оценить лишь конечный результат работы, представленный на экране.Как устроено создание шедевров киноиндустрии изнутри?

Анна Щетинина: Кинокомпания занимает целый городок, в котором живет и работает несколько десятков тысяч человек. На территории киностудии мы попали в какой-то пёстрый сказочный мир, вокруг были самые различные декорации для съёмок на все случаи. В жизни всё это выглядело не очень солидно, хотя мы видели не раз кинофильмы этой компании и знали, что с точки зрения оформления, они сделаны всегда хорошо.

Интервьюер: В одном из интервью вы уже рассказывали, что вас познакомили со многими кинозвёздами той эпохи, а также с заведующим этой кинокомпании, который,кстати, тоже был из России. Но как оказалось, сюрпризы на этом не закончились. Что же ожидало вас дальше?

Анна Щетинина: Потом нас ожидал неожиданный и оригинальный подарок. Нам вручили именную грампластинку с «Интернационалом» в исполнении русских эмигрантов, выпущенную в единственном экземпляре фирмой «Коламбия».

Интервьюер: Мало кто знает, что эта первая запись «Интернационала» была сделана под управлением девятикратного обладателя премии «Оскар» за лучшую музыку, одним из восьми композиторов в истории мирового кинематографа, получивших эту награду два года подряд. Кинокомпозитором, дирижером, аранжировщиком, а также влиятельным руководителем музыкального отдела кинокомпании «Двадцатый век Фокс» - Альфредом Ньюманом. Этот факт на наш взгляд говорит о том, что в США первую советскую женщину – капитана действительно уважали и восхищались ею.

Однако, еще большее почтение и признательность вы получили во время вашей поездки в Австралию. Знаменитый австралийский клуб капитанов «Ротари клаб», существующий не первое столетие, имел твердое правило-никогда не приглашать в свой состав женщин.

Анна Щетинина: Члены этого клуба – ведущая интеллигенция города, включая председателей различных трестов, мэра города. Председательствующий, представил меня примерно так:- капитан Анна Щетинина, которую мы имеем честь видеть в числе гостей, является первой женщиной, приглашенной на заседание нашего клуба. Мое короткое выступление было встречено дружными аплодисментами.

Интервьюер: За вашими плечами было множество рейсов полных трудностей и испытаний. Но те, кому довелось побывать с вами в исключительных ситуациях, говорят, что само присутствие Анны Щетининой на капитанском мостике вселяло в моряков особую уверенность и мужество.

Анна Щетинина: Не такая я уж отважная, много раз мне становилось страшно. Помню, 1943 год, война, и мне поручено доставить в Петропавловск долгожданную муку, а на пароходе лопнула палуба. Сигнала я не подавала,так как помощи ждать было неоткуда. И только чудом трещину удалось локализовать.

Интервьюер: Однако это было далеко не самым страшным испытанием в вашей карьере. В 1936 году в первые годы работы капитаном, ваш пароход оказался затерт льдами и в течение одиннадцати суток экипаж боролся за его спасение.

Анна Щетинина:Знаете, мне было по настоящему страшно причём не столько за себя, сколько за экипаж и судно. У нас истощились все запасы продовольствия. Моряки сели на жесткий паёк: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу - по 400 грамм. Пресную воду приходилось добывать из снега.

Интервьюер: В 1935 году ваше имя прогремело по всему свету, и газеты взорвались сенсацией. Молодая советская женщина провела корабль сквозь полярные льды. Именно тогда о вас начала активно писать иностранная пресса, событие произвело фурор. Совсем юная двадцатисемилетняя девушка прошла на судне под названием «Чавыча» от Гамбурга до Камчатки по Арктическим водам. Мы знаем, что всё полярное тогда публику вообще волновало чрезвычайно, а здесь такая романтика: первая капитан-женщина во льдах и рекорд по срокам перехода.

Бесспорно, все эти факты говорят о том, что вы получили мировую известность и славу. Однако, мы, знаем, что в жизни, за все рано или поздно приходиться платить. Какова цена вашего успеха?

Анна Щетинина: Знаете, я всегда гордилась тем фактом, что нашла дело всей своей жизни и стала капитаном. Но все-таки считаю, что море не для женщин. Конечно у меня была личная жизнь, но признаюсь, что настоящего «бабьего счастья мне узнать, так и не довелось».

Интервьюер: Помимо изнурительной работы в вашей жизни нашлось место и для творчества. Вы являетесь членом «Союза писателей» и написали удивительную книгу о флоте и моряках. В этом произведенииособое внимание вы уделяете красоте и великолепию моря. Как вам, удается каждый день, смотря на моря и океаны, не привыкнуть к этой великолепной картине, а напротив с каждым разом все больше и больше восхищаться морскими красотами?

Анна Щетинина: Я не думаю, что это какая-то моя уникальная способность. Допустим, глядя на бухту Золотой Рог, чье сердце останется глухим к такой картине: глубокое голубое небо, кусочек Тихого океана - бухта Золотой Рог в обрамлении причалов и разноцветных зданий.

Интервьюер: То, с какой теплотой и вниманием вы относитесь к природе, говорит о том, что вы, человек с большой душой и чутким сердцем. Нам было очень приятно встретиться с вами и узнать, вас, не как первую женщину-капитана, а как личность. Спасибо, вам, за эту откровенную беседу и мы желаем, чтобы попутный ветер сопровождал вас не только на море, но и в жизни.

3. Заключение

1 ученик

Впредставлении многих Анна Ивановна - парадная иллюстрация социалистических времен, особенно если судить оней по официальным снимкам и газетным заметкам. Именно многолетнее повышенное внимание прессы, всегда писавшей о ней в восторженных тонах, привело ктому, что Анна Щетинина стала одним из символов советской эпохи. К тому же она сама никогда нерассказывала освоих чувствах ислабостях, оличной жизни. Ивсвоих книгах она предстает, прежде всего, волевым капитаном, сильной личностью— вобщем, этаким бесстрашным морским волком вюбке. Действительно, «капитан Анна» никогда нехотела говорить очем-то сокровенном ипоэтому нелюбила давать интервью.

Жизненный путь Анны Ивановны весь на виду, не раз и не два описан и в прессе, и в книгах, в том числе ее собственных, и даже в кино. И сегодня, вспоминая о капитане Щетининой, мы расскажем о том, что широко никогда не освещалось.

2 ученик

Человек необычайной судьбы, женщина-легенда ХХ века, утвердившая истину — мужская профессия капитана подвластна и женщине. Как говорится: «Чтобы управлять своей судьбой, учитесь властвовать собой!».

Это была необыкновенно сильная и в то же время удивительно обаятельная женщина. Не случайно ей посвящалось немало стихотворений.

Капитан Анна

Глядя вперед, в просторы океана,

С вершины сопки, будто ждёт Корабль,

Стоит под небом изваяние: Анна

Известный всему миру Капитан.

Здесь часто собираются туманы,

О чем-то спорят ветры и дожди.

И перед умудренным взглядом Анны

Заходят в порт суда с большой земли.

Быть капитаном женщине… красиво,

В ее судьбе - ум, слава, труд и честь.

Она водила корабли по миру,

И эта сила в каждой из нас есть!

А не корабль, так лодочку направить,

Иль снарядить в прибрежных водах плот.

Но Анна есть, и будет всегда с нами

Ее Корабль, что в небесах плывёт.

(Наталья Анатольевна Форикова)

 

Все ученики выходят на сцену и говорят о том, какой опыт они приобрели в коллективной деятельности и делятся своими эмоциями.

Список использованной литературы и источников

  1. Дубинина Н.И. А.И. Щетинина – звезда дальневосточного морского пароходства // Российский флот на Тихом океане: история и современность. Материалы Тихоокеанской конференции, посвященной 300-летию Российского флота. Выпуск третий. Флот и общество: люди, события, факты. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996 — Вып. 3. С.130—134.
  2. Щетинина А.И. На морях и за морями /А.И.Щетинина –Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1968 - 144 с.
  3. Капитан Анна. Lady-captain Anna. Дальневосточная Ассоциация морских капитанов. / ред.-сост. И.Егорчев - Владивосток: Светлана, 2005-167с.
  4. Дубинина Н. Леди капитан. [Электронный ресурс] // Словесница Искусств региональный культурно-просветительский журнал [сайт]. URL: http://www.slovoart.ru/node/2429
  5. Герои страны [сайт]. URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10732
  6. Капитан Анна. 110 лет со дня рождения [Электронный ресурс] //Русское географическое общество [сайт]. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/kapitan-anna-110-let-so-dnya-rozhdeniya-0
  7. Кутенких Н., Кожин С. Ох уж эти русские: фрау – капитан большого корабля.[Электронный ресурс] // vladnews.ru[сайт].URL: //vladnews.ru/ev/vl/4292/117749/russkie_frau
  8. Михайлов А. Капитан дальнего плавания в юбке. Анна Щетинина.[Электронный ресурс] // pravda.ru [сайт]. URL:https://nasledie.pravda.ru/1146473-kapitan
  9. Щетинина А.И.«Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца».[Электронный ресурс]//Приморская газета [сайт]. URL: https://primgazeta.ru/news/anna-shchetinina-i-have-passed-through-hard-way-of-the-sailor-from-the-beginning-to-the-end
  10. Якунина Г.К. Капитанами не рождаются.[Электронный ресурс]//Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского[сайт].URL:http://www.msun.ru/ru/news/id-6551
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.