12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вильчинская Олеся64

педагогическая работа

на тему

«Воспитательный потенциал методики

коллективного творческого дела»

 

Работу выполнила

 

Вильчинская Олеся Геннадьевна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

коллектив творческий адаптация потенциал

С момента появления методики коллективного творческого дела (первое издание книги академика и создателя методики И.П. Иванова «Энциклопедия коллективного творческого дела» вышло в Москве в 1989 году) прошло уже более 50 лет [5]. За это время она не потеряла своей актуальности и по-прежнему применяется во всех учебных заведениях страны. Создателем методики КТД является доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко Игорь Петрович Иванов.

Методика КТД легла в основу целого молодёжного движения. И.П. Иванов был инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников, в 1963 г. – Коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ) – содружество студентов. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательно для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском лагере «Орлёнок» принимал участие «десант» из сорока членов КЮФ. «Орлёнок» и «Комсомольская правда» («КЮК» и «Алый парус») сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П. Иванова [6].

Методика КТД стала основой для творческих поисков педагогов и воспитанников. И каждая новая задача даёт возможность раскрыть в себе весь творческий потенциал.

Предмет исследования: коллективные творческие дела как средство воспитания младших школьников.

Объект исследования: воспитательный потенциал коллективных творческих дел.

Цель исследования: изучить особенности коллективных творческих дел и их воспитательный потенциал.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретический материал по теме.

2. Изучить воспитательный потенциал КТД.

3. Выявление роли КТД в процессе реализации творческой активности детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами методика, используемая на уроках и внеклассных мероприятиях для детей младшего школьного возраста с активным применением КТД, окажет положительное влияние на психологическое состояние детей и на формирование творческой активности.

Методы исследования:

тестирование

анкетирование

наблюдение

беседа.

База исследования: 3 «Б» класс МБОУ «школа № 104» г. Кемерово.

Теоретическая значимость исследования. Изучение проблемы исследования позволит расширить наши представления по вопросам воспитательного потенциала КТД.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике педагогической деятельности.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

1.1 Понятие групповой деятельности как формы организации учебно-воспитательного процесса

 

Групповая деятельность это одна из форм работы учителя с учащимися. Она подразумевает создание коллектива, в котором групповая деятельность непосредственно и происходит.

Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей и на существование связующих отношений между ними. “Коллективом называют контактную совокупность людей, основанную на наличии определенных принципах: общей цели и совместной деятельности; дисциплины и органов самоуправления; связи данного коллектива с обществом.”[10]

Коллектив выступает важной формой организации воспитания, а так же мощным педагогическим инструментом.

Формирование и развитие личности можно с успехом осуществлять лишь в коллективе, что является важнейшей закономерностью воспитания. Изучая важность данной закономерности, необходимо выделить два следующих положения.

Первое - состоит в том, что главной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Выделенная цель может быть достигнута лишь при условии, что личность будет воспитываться в здоровом и хорошо организованном в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено только личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Обязательно оно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который обеспечивает свободу и защищенность личности, а также выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Следовательно в процессе педагогической работы нужно создать здоровый и сплочённый воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Рассчитывать на высокую эффективность воспитания без такого коллектива трудно.

Формы групповой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель незаметно ставит задачи перед учащимися. Ученики как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, и при этом приобретая новые.

Основу, сущность данной методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – взрослых и детей, старших и младших, педагогов и школьников. Они сообща планируют, подготавливают, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. Члены коллектива на каждой стадии групповой деятельности ведут поиск наилучших путей, способов, средств решения практических задач, в итоге находят каждый раз новый вариант.

Вне учебного времени к формам групповой деятельности относят коллективные творческие дела, , сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, чередование традиционных поручений, коллективный анализ и др.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий [6]

 


 

1.2 Характеристика технологии коллективных творческих дел (по И.П. Иванову)

 

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов[6].

Концептуальные идеи, принципы:

идея включения детей в улучшение окружающего мира;

идея соучастия детей в воспитательном процессе;

коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

комплексный подход к воспитанию;

личностный подход, одобрение социального роста детей.

Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремлённые, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом коллективном творческом деле решается целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Коллективные творческие дела, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. [9]

Коллективные творческие дела – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики. В школах, ПТУ, в летних походах и лагерях будут создаваться новые коллективные творческие дела, а значит, непрерывно пополняться их копилка. Однако при этом нужно помнить, что успех коллективных творческих дел и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый. И здесь тоже пригодится технология коллективного организаторского творчества, основные его этапы, формы и способы осуществления.

На основе донесений гайдаровской разведки дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.

На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.

Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.

Проведенное дело обсуждается на общем сборе-«огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

И как напутствие – два коммунарских девиза: «Наша цель – счастье людей!» и «Всё – творчески, иначе – зачем!» [3].

В трудовых коллективных творческих делах воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям. Цель трудовых коллективных творческих дел – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески. Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Атака – операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:

расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев и т.п.;

посыпать песком обледенелые дорожки;

украсить общественные здания (например, школу клуб), посадить цветы у памятника и т. п.;

построить или отремонтировать пешеходные мостики; подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары;

заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской начальной школы, больницы и т. п.

Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т. п.) или перед руководящим органом (советом, комитетом).

Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.

 

1.3 Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД). Его основные пути реализации, этапы подготовки и проведения

 

Понятие (КТД) «Коллективное Творческое Дело» введено было И.П. Ивановым, как социальная деятельность детской группы, которая направленна на воссоздание нового продукта (творческого продукта). При чем не столь важно, если этот продукт или похожий на него уже был когда-то создан, важно, чтобы детская группа, его впервые создавала.

Не каждое коллективное дело является КТД. Отличительными особенностями КТД являются:

совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела;

его социальный характер (для кого это нужно?);

высокая мотивация создателей;

КТД – это форма работы, направленная на развитие творческих способностей;

развитие интеллектуальных способностей;

реализацию коммуникационных потребностей;

обучение правилам и формам совместной работы.

Типы КТД

Существует три основных типа КТД:

Представление.

Малое творческое дело (МТД).

Большое творческое дело (БТД).

БТД требует предварительной подготовки от организаторов дела, а также от его участников. Обычно, организаторы задают задания участникам.

МТД предварительной подготовки от участников не требует – все задания, данные им организаторами, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление не подразумевает выдачи участникам заданий. Участники представления это зрители.

Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов. Стоит выделить то, что Представление – это тип КТД, а не его форма.

Примеры типов КТД:

Представление

песни

концерт

коллективные игры

концертные номера + игры с залом

беседы с залом (разновидности диспутов, лекций).

Малое творческое дело

перемещения по станциям

конкурсы

телевизионные игры

несценарные ролевые игры.

Большое творческое дело

конкурс или набор постановок

сценарные ролевые игры

разновидности диспутов.

Виды КТД

В своей работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» И.П. Иванов отмечает несколько видов КТД по направленности деятельности, рассмотрим их подробнее [5]:

Трудовые дела.

Целью трудовых КТД является обогащение знаний ребенка об окружающем мире, выработка убеждений о том, что труд – это основной источник радостной жизни, воспитание стремления вносить свой вклад в улучшение мира, и так же привычку реально, бескорыстно заботиться о своих близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески, достижение определенных трудовых задач. В трудовых КТД ученики и старшие их друузья осуществляют заботу через труд – творчество.

Примеры: трудовой десант, трудовая атака, подарок далёким друзьям, почта, подарок секрет, фабрика, трудовой рейд, встречи с людьми труда.

Познавательные дела.

Их целью является развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к сторонам жизни, которые полны тайн, недостаточно изученные загадки, требующие раскрытия в коллективном поиске. Данные КТД обладают богатыми возможностями для развития у школьников личных качеств таких как наблюдательность и любознательность ,стремление к познанию непознанного и творческое воображение, целеустремлённость и пытливость ума, товарищеская заботливость и душевная щедрость.

Примеры: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) путешествий, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, вечер (сбор) разгаданных и не разгаданных тайн, диспуты, турнир – викторина, турнир знатоков.

Художественные дела.

Они позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, вызывают желание испытать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, и благородство души.

Примеры: концерт - «молния», кукольный театр, кольцовка песен, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета-«ромашка», эстафета любимых занятий, авторские вечера.

Спортивные дела.

Они развивают у учеников гражданское отношение к себе, как здоровым гражданам и к спортивно-оздоровительной стороне жизни, готовым к труду и обороне.

Примеры: весёлая спартакиада, сюита туристических игр, «десант-ракета», «космонавты и метеоры», спартакиада народных игр , «тайна», день здоровья, игры на воде.

Общественно-политические дела.

Основной воспитательной задачей является укрепление гражданского отношения, получение знаний, навыков и умений для решения злободневных социальных проблем общества, обогащение общественно-политического опыта. У учеников формируется сознательное и ответственное, гражданское отношение к жизни, развивается стремление помогать взрослым в их повседневном творческом труде.

Примеры: агитбригада, агитафиша, анкета общественного мнения, брифинг, вечер поколений, стенная газета, митинг, походы по местам боевой славы.

Экологические дела.

Их целью является приобщение к окружающей природе, подключение детей в экологическую заботу о живом мире, помочь родной природе, почувствовать красоту родного края и осознать его значение.

Примеры: аукцион цветов, академия лесных наук, день леса, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологический фестиваль.

Досуговые КТД.

Большинство форм КТД, изученных ранее, имеют прямое отношение к досугу детей: познавательные, трудовые, спортивные и художественные. Всё, что дети делают с удовольствием, добровольно, есть их досуговая деятельность. Однако, есть особые игры, детские забавы, которые являются коллективными творческими делами, их роль неоценима. Они отличная сфера для самовоспитания, так как все «внешние» требования, которые предъявляют к ним взрослые, они предъявляют к самим себе.

Примеры: академия веселых наук, бал, базар головоломок, вечер легенды, дискотека, игры, посиделки, праздники, состязания.

КТД с целенаправленным нравственным содержанием.

Все модели работы с учениками имеют нравственный аспект. Но существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, которые несут этическую направленность.

Пример: гостевой день, вечер этикета, откровения, день рождения коллектива, рейд дружбы.

Организаторские дела.

Различное практическое дело: трудовое, познавательное, художественное, спортивное становиться творческим и коллективным лишь в живой совместной организаторской деятельности. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Мы выбираем сами будет ли он постоянным либо сменным. И работать с ним нужно: инструктировать, учить, консультировать, помогать осваивать сферу организационной работы.

Алгоритм организации и проведения КТД.

Воспитательное и образовательное содержание КТД создается в виде дидактических задач, но для детей они не выступают в открытой форме, а реализуются через игровые действия и правила, для облегчения их решения, делая процесс увлекательным и эмоционально насыщенным [15].

1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или социальной цели (для детской группы).

Таким образом, нужно понять, какие способности необходимо развивать данной КТД, что ребята должны осознать и изменить в результате проведения (для педагога). Что измениться к лучшему в мире после этого дела (для ребят).

Цель – отвечает на вопрос «чего необходимо достичь?».

2. Определения контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определение содержания дела.

Когда дело большое, оно состоит из нескольких мероприятий, его содержанием являются данные мероприятия. А когда маленькое, то его содержанием является деятельность, происходящая в течении КТД. К примеру: содержание субботника – работа, содержание диспута – его вопросы.

Содержание - отвечает на вопрос «что будет происходить?».

4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.

5. Определение типа и формы дела.

Форма определяет, как будет проходить это дело.

Пример: праздник юбилея дня города.

Целью является формирование бережного отношения к своему городу, понимание основных понятий : Родина, отечество, чувства долга.

Содержание – субботник, праздник города в школе, представление для жителей микрорайона, беседа об известных жителях и о их роли в жизни города.

Форма представления для жителей микрорайона – концерт, субботника – тимуровский вечер, беседы об известных жителях – концерт (агитбригада), о роли каждого – диспут, праздник города – ярмарка.

Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы.

6. Решение организационных проблем.

Какие необходимы материалы в сроки прохождения дела и т.д.

7. Проведение КТД.

8. Подведение итогов КТД.

Организаторами подводятся итоги КТД для накопления опыта.

Первый шаг подведения итогов это сбор, обработка, анализ и фиксирование ощущений от КТД участников дела.

Обработка – это подсчет мнений ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий и пожеланий, анализ с точки зрения психологии участников и фиксирование положительных моментов.

После этого происходит анализ с точки зрения организации – что в будущем нужно исправить, а что запомнить и использовать в будующем.

Последний шаг это подведение итогов – оформление их для будущих поколений (так же желательно выпустить газету по итогам дела).

Организационные моменты.

определить примерные сроки проведения КТД, от чего или от кого они могут зависеть;

определить место проведения КТД, от чего и от кого оно будет зависеть;

определить место и время КТД, согласовать их с участниками;

разбить подготовку дела на задачи, назначить ответственных, определить максимальные сроки выполнения. Часто встречающиеся задачи:

реклама дела;

подготовка материалов для участников и организаторов дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобятся листы и ручки, костюм);

оформление места проведения дела;

подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру: таблички с цифрами);

подготовка призов победителям;

подготовка формы дела. Обычно, подготовку формы дела разбивают на несколько подзадач, которые необязательно решать сообща;

организация прессы – фото, видео, статьи.

определить возможные барьеры, разработать методы их предотвращения и преодоления (к примеру: на турслёте может идти дождь – взять с собой плащи);

определить критические факторы успеха, организовать их достижение. Критические факторы успеха – то без чего не сможет дело пройти;

продумать запасные варианты задач и всего дела в целом.

Этапы подготовки и проведения КТД.

Структура каждого коллективного творческого дела разделяется на шесть этапов коллективного творчества [15].

1 этап.

Предварительная работа.

На данной стадии члены коллектива и руководитель определяют основные воспитательные задачи этого КТД, намечают исходные направляющие действия, с целью выполнения задач, и приступают к действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

2 этап.

Коллективное планирование.

Коллективное планирование появляются в микро-коллективах, постоянных или временных объединениях. Тут каждый высказывает своё мнение, оно обсуждается и в итоге вырабатывается мнение микро-коллектива.

3 этап.

Коллективная подготовка.

Для подготовки и проведения КТД создается специальный орган – Совет дела, входят в его состав представители каждого микро-коллектива. Данное объединение действует лишь во время подготовки и проведения КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе.

Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, а потом в микро-коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 этап.

Проведение КТД.

Руководитель коллектива и иные педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят об основном и необходимом. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Но и в этой ситуации возникает необходимость «взывать к жизни» те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хоть и назрели, необходимы для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.

5 этап.

Коллективный анализ.

На общем собрании происходит подведение итогов, перед которым был письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы, задачи на размышление – Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 этап.

Ближайшее последствие КТД.

На данной стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.

Итак, дело ценно тогда, когда всего коллектива имеются творческие роли, поручения и задания. Когда дело каждому по душе и оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, то оно интересно каждому.

Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. И совсем не обязательно это должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нём участие. Но контроль не исключать. Какую выбрать роль в деле подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения и интересы.

Каждая модель КТД вариативна и несёт своё воспитывающее и развивающее значение. Необходимо помнить о том, что форма – уже содержание, что практически любое КТД используетсяь в работе с малышами, младшими и старшими подростками «облегчая» или усложняя её композицию, программу и содержание. КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются и другие КТД, которые её только обогащают. Есть несколько условий успешного КТД [17].

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела.

1 условие. Общая забота.

Каждый воспитанник включен в совместные действия на общую радость и пользу. Организация непрерывной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далёких, о малышах и взрослых.

2 условие. Товарищество.

Воспитатель всегда должен проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику, как к младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

3 условие. Единство мыслей и действий, воли чувств.

Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять, стремления, высокие чувства и интересы, потребности.

4 условие. Единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитание воспитанников – взаимного и личного, воспитание воспитанниками воспитателей, самовоспитания воспитателей.

5 условие. Творчество, а не шаблон.

Повлиять так, чтобы использовать в единстве разные виды воспитательного воздействия – прямое и опосредованное, незаметное и открытое, но использовать только творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

Коллективное творческое дело сегодня.

В современных условиях необходимо сделать некоторые акценты, которые связанны с основой методики и её практической реализацией [17]:

Превосходство целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;

Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идеи при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОСТИ И АДАПТАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 3 «Б» КЛАССА

2.1 Коммуникативность и адаптация ученика в коллективе

У учеников 3 «Б» класс МБОУ «школа №104» был проведен тест на определение коммуникативности и адаптации.

Тест

Читая утверждения, отметьте знаком + те из них, с которыми вы согласны, и знаком минус , если не согласны. Отвечайте искренне.

Ответы

Мне кажется трудным подражать другим людям.

Я, пожалуй, мог бы при случае совершить такой поступок, что бы привлечь внимание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10.Я всегда такой, каким кажусь.

Ключ

Начислите себе по одному баллу за ответы: «нет» на 1, 5 и 7-й вопросы; «да» — на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. 0-3 балла. У вас низкие коммуникативные качества. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять.

Итоги (приведены в таблице 1)

Таблица 1

Результаты тестирования

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итог

Абдулина Даша

нет

да

да

да

нет

да

нет

нет

да

нет

8

Василёнок Валентин

нет

нет

да

нет

нет

да

да

да

да

нет

7

Вечкилёв Никита

нет

нет

да

да

нет

да

да

да

да

нет

7

Зиёваддинов Ромиш

нет

нет

да

да

нет

да

да

да

да

нет

7

Злакоманов Данил

нет

да

да

да

нет

да

нет

да

да

да

10

Киба Алёна

да

нет

нет

да

да

да

да

нет

да

нет

3

Миронова Катя

нет

да

да

да

нет

да

да

да

нет

да

9

Наумова Юля

да

да

нет

да

да

да

да

да

да

нет

5

Заварзин Костя

нет

нет

да

нет

нет

да

да

да

да

нет

7

Збитнев Саша

нет

нет

да

да

нет

да

да

да

да

нет

7

Иванова Алина

нет

нет

да

да

нет

да

да

да

да

нет

7

Кочерова Соня

да

нет

нет

да

да

да

да

нет

да

нет

3

Кощеев Костя

нет

нет

да

да

нет

да

да

да

да

нет

7

Курбатова Ксюша

да

да

нет

да

да

да

да

да

да

нет

5

Рудой Саша

нет

да

да

да

нет

да

нет

нет

да

нет

8

Хапакныш Зоя

нет

да

да

да

нет

да

нет

нет

да

нет

8

 

Оказалось, что у большинства опрошенных высокие коммуникативные качества. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатления, которое они производят на окружающих.

 

2.2 Формирующий этап

 

Для формирования коммуникативности и адаптации, творческого потенциала у учеников 3 «Б» класс МБОУ «школа № 104» были использованы КТД-тренинги.

"Геометрическая фигура".

Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Взрослый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти "кто-то" и есть лидеры.

"Номера".

Ребята делятся на группы, например, на три команды. Всем ребятам на спины прикалываются номера, от цифры 1 до цифры 7. По команде группы перемешиваются. По второй команде надо прибежать к "своим" и выстроиться спиной к взрослому от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 7 до цифры 1, т.е. наоборот. Дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные. Могут быть и такие варианты: надо построиться по росту; надо построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно.

"Киностудия".

Ребята разбиваются на творческие коллективы киностудий. Придумывают название студии, жанр фильма, который будут "снимать" (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде вожатого докладывают вслух о выполнении задания. Затем дети все вместе пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, "ставят" свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает жюри, другие команды. Воспитателю остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.

Был организован классный час, отражающий все воспитательные функции коллективного творческого дела: «Классный час «9 мая – праздник со слезами на глазах.»

Выбранная тема очень актуальна в системе воспитательной работы. В современном российском обществе продолжает понижаться значимость таких понятий, как «Родина», «любовь к Отечеству», «военный долг», «патриотизм». Поэтому проведение внеурочных мероприятий патриотической тематики является обязательным в системе воспитательной и образовательной работы с учащимися.

Классный час «9 мая – праздник со слезами на глазах» имеет следующие цели:

воспитание понимания Отечества, как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

воспитание уважения к истории своей страны, гордости за её героическое прошлое;

воспитание готовности к защите своей Родины;

знакомство с жизнью и деятельностью ветеранов ВОВ;

развитие артистических способностей, навыков выразительного чтения, коммуникативности учащихся.

Ожидаемый результат.

Чётко и правильно организованное, данное мероприятие должно создать высокий эмоциональный настрой у всех присутствующих, способствовать формированию патриотических чувств, росту интереса
к истории своего Отечества, уважительного отношения к людям старшего поколения и ВОВ. Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П. Иванова как родоначальника этой методики
[15].

Первая стадия - предварительная работа.

На этой стадии была составлена модель, образ будущего КТД. Сформулированы воспитательные цели, задачи. Проведен анализ сложившийся обстановки в детском коллективе. Определено место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, предстояло ответить на следующие вопросы:

Какова основная идея КТД? (Изготовить поздравительные открытки ветеранам ВОВ)

В какой форме будет проходить КТД? (КТД будет проходить в форме классного часа)

Кого привлечь к участию? (В подготовке и проведении участвуют ребята 3 «Б» класса)

К кому обратиться за помощью? (В подготовке КТД помощь окажут работники библиотеки, руководитель школьного музея, учитель изобразительного искусства, классный руководитель)

Когда провести стартовую беседу? (Стартовая беседа проводится за неделю до проведения мероприятия)

Цель заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД.

Планирование проходило в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Был составлен общий план жизни коллектива и план конкретного КТД. На сборестарте выступали представители микроколлективов и отвечали на вопросы:

Что и для кого будем делать? (Изготавливать поздравительные открытки для ветеранов Великой Отечественной Войны)

С кем вместе это будем делать? (Вместе с работниками библиотеки, руководителем школьного музея, учителем изобразительного искусства, классным руководителем)

Кто будет участником? (Обучающиеся 3 «Б» класса)

Кто и кому будет помогать? (Взаимопомощь)

Третья стадия - коллективная подготовка КТД.

Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан специальный орган-Совет дела, в который вошли представители каждого микроколлектива. Проект КТД уточнили в микроколлективах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.

1 группа (Рассказ о Великой Отечественной войне)

Хапакныш Зоя

Абдулина Даша

Иванова Алина

Вечкилёв Никита

2 группа (Поисковая работа. Школьный музей.)

Злакоманов Данил

Василёнок Валентин

Кощеев Константин

Миронова Катя

3 группа (Составление эскиза открытки)

Киба Алёна

Заварзин Костя

Збитнев Саша

Наумова Юля

4 группа (Изготовление мелких деталей)

Кочерова Соня

Курбатова ксения

Рудой Саша

Зиёваддинов Ромиш

Четвертая стадия - проведение КТД.

Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД.

Подведение итогов будет проходить на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ пройдет сразу после КТД. Необходимо иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие.

На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Нами было разработано практическое занятие, которое показало особую значимость КТД в учебно-воспитательном процессе

Практическое занятие "Конструируем КТД".

Все участники занятия делятся на небольшие группы численностью от 3 до 5 человек. Оптимальное количество таких групп - 3-5.

1 этап "Опыт".

Участникам предлагается для начала вспомнить те КТД, которые им уже известны, когда-либо проводились.

Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать ведущему, ответить на вопросы других групп. Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и методике проведения названных дел.

Ведущий имеет право исключить из перечня другие типы форм или просто названия событий, не обозначающие никакой формы (например, день памяти, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер). Группы, отвечая на вопросы участников и ведущего, должны кратко охарактеризовать предлагаемые формы и аргументировано доказать, что по своей методике они являются именно коллективными творческими делами. В этом состоит своеобразное упражнение на осознание методических особенностей этого типа форм работы.

Помощники ведущего или он сам могут фиксировать количество дел, названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит сразу же активизировать участников.

При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально уже названных. (Первая цифра нужна для подсчета заработанных группой очков, вторая - для подсчета общего количества КТД, названных всеми участниками).

2 этап "Вариации".

Ведущий объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например такие, как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т п. Задание группам. За 2,4 минуты предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД.

Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое КТД.

На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи коллективных творческих дел, никогда и никем ранее не проводившихся. Этот этап, по существу, упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.

3 этап "Идеи" (или "Защита идей").

Ведущий объясняет, что принцип разработки новых КТД лучше всего освоить на примере такого их жанра, как сюжетно-ролевые КТД. Их отличительными признаками являются: наличие сюжета, по которому развиваются "события"; роли, выполняемые участниками; правила игрового поведения. Чтобы разработать такую новую форму, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Основой для выбора сюжета есть три пути поиска.

Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальной жизни учреждения или комплексы (мастерская, академия и т.п.).

Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни людей (фестиваль, пресс-конференция, путешествие).

В-третьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах (шкатулка).

После такого рассказа группы участников получают творческие задания. У ведущего (вожатого) заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или учреждения, или события, или предметы. Примерный набор карточек может быть таким:

1 - академия, аптека, почта, цирк, музей клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.;

2 - путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита, турнир, парад и т.п.;

3 - газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель, азбука, машина и т.п.

Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.

Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее: назвать форму, указать ее возрастные границы; изложить примерное содержание дела; охарактеризовать план подготовки. Время на подготовку - 20 мин.

По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее. После чего группы оценивают ее с помощью цветовых карточек, представляющих шкалу оценки по каждому из следующих параметров: приемлемость для практики, оригинальность замысла.

Пока идет защита, помощники ведущего (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называется "группа-лидер" каждого этапа и "абсолютный чемпион"; обращается внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике (Приложение 1).


 

2.3 Контрольный эксперимент на проверку сформированности творческого потенциала

 

Основываясь на результаты теста по определению коммуникативности и адаптация ученика в коллективе, и проведя ряд методик по их формированию у учеников 3 «Б» класс МБОУ «школа №104», был проведен контрольный тест на определение сформированности творческого потенциала [13].

Тест

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция

Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она
нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей

работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные
аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни
выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется
слишком сильным.

Ключ

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 балла; за ответ «б» - 1; за ответ «в» -2. Результат

Вопросы:

1, 6, 7, 8-й определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя; вопросы 9 и 15-й — постоянство;

10-й — амбициозность;

12 и 13-й — «слуховую» память;

11-й — зрительную память;

14-й - ваше стремление быть независимым;

16 и 17-й — способность абстрагироваться;

18-й — степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов.

В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

от 24 до 48 баллов.

У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов.

Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Для того, чтобы определить творческий потенциал у учеников подведем итоги.

Итоги (указаны в таблице 2)

Таблица 2

Результаты тестирования

ФИО

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

итого

Абдулина Даша

а

б

б

б

а

а

в

а

а

а

а

а

а

б

а

а

а

а

45

Василёнок Валентин

в

в

в

б

а

в

в

а

б

а

б

в

б

в

в

а

б

в

35

Вечкилёв Никита

а

в

в

в

б

в

в

а

в

а

а

а

а

в

в

б

а

б

40

Зиёваддинов Ромиш

в

в

в

а

а

а

а

а

а

а

в

в

в

б

в

а

а

б

43

Злакоманов Данил

в

в

в

б

в

в

в

а

а

б

б

в

б

б

а

а

в

б

34

Киба Алёна

в

б

б

в

а

в

а

в

а

а

б

в

в

в

а

а

а

а

39

Миронова Катя

в

б

в

б

в

в

в

а

а

б

б

в

б

б

а

а

в

б

33

Наумова Юля

а

б

б

б

а

а

в

а

а

а

а

а

а

б

а

а

а

а

45

Заварзин Костя

в

б

б

в

а

в

а

в

а

а

б

в

в

в

а

а

а

а

39

Збитнев Саша

в

в

в

б

а

в

в

а

б

а

б

в

б

в

в

а

б

в

35

Иванова Алина

в

в

в

б

в

в

в

а

а

б

б

в

б

б

а

а

в

б

34

Кочерова Соня

а

в

в

в

б

в

в

а

в

а

а

а

а

в

в

б

а

б

40

Кощеев Костя

в

в

в

а

а

а

а

а

а

а

в

в

в

б

в

а

а

б

43

Курбатова Ксюша

в

б

в

б

в

в

в

а

а

б

б

в

б

б

а

а

в

б

33

Рудой Саша

а

б

б

б

а

а

в

а

а

а

а

а

а

б

а

а

а

а

45

Хапакныш Зоя

в

б

б

в

а

в

а

в

а

а

б

в

в

в

а

а

а

а

39

 

Оказалось, что у всех опрошенных вполне нормальный творческий потенциал. Все обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитательный потенциал методики КТД огромен. Т.к. воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся воспитателями и решаются по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», «в глубине» решения жизненно практической задачи.

Следует, поэтому, обратить особое внимание на отличие коллективных творческих дел от воспитательных занятий - бесед, экскурсий, кружковых занятий и т.п., для которых характерны, напротив, открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление воспитательных задач. Здесь, в отличие от КТД, на первый план выступает не создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, а открытая передача воспитанникам готового опыта - тех знаний, умений, навыков, которые должны быть переданы учащимся дополнительно к учебной работе.

Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. И что особенно важно, в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, убеждения, идеалы), эмоционально - волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).

Следует твердо усвоить, что именно непосредственное обогащение каждого воспитанника (и самого воспитателя) всесторонним опытом гражданского отношения к жизни, ко всем ее областям, дает возможность посредством коллективных творческих дел (во взаимосвязи с другими средствами учебно-воспитательной работы) решать в теснейшем единстве задачи разных частей воспитания: нравственно-политического, трудового, умственного, физического, эстетического. При этом каждая из частей воспитания дает свой необходимый, незаменимый вклад в развитие у каждого участника КТД целостно, многостороннего гражданского отношения к окружающей жизни и к самому себе, обогащает определенной частью общественно ценного опыта (нравственно-политического, общеобразовательного, трудового, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного) познавательно мировоззренческую, эмоционально волевую, действенную стороны этого отношения, формируя (расширяя, укрепляя, углубляя) различные их компоненты: знания, взгляды, убеждения, чувства, интересы, умения и т.д. Необходимо помнить, что слияние всех этих частей общественно ценного опыта происходит в каждом КТД только благодаря осуществлению системы воспитательных функций коллективных творческих дел: создания нового общественно ценного опыта, творческого применения ранее усвоенного опыта, получения воспитанниками от воспитателей недостающего опыта, обмена опытом, объединения приобретенного ранее и приобретаемого положительного опыта, его накопления и преодоления отрицательного опыта — эгоистических взглядов, чувств, привычек. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что поставленная перед началом исследования гипотеза полностью подтверждена.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Агеев В.С. «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические проблемы», Москва, МГУ, 1989.

Андреева Г.М. «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998

Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе). М., 2006, с. 201.

Добрович А.Б. «Воспитатель о психологии и психологии общения», Просвещение, 1987.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 2005.

Иванов И.П. «Методика коммунарского воспитания», Москва, 1990.

Лихачев Б.Т. «Педагогика», Курс лекций, Москва, 1992.

Макаревич В.Н. «Групповая работа как метод конструктивной социологии» Социальные исследования, № 10, 1993.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения (т.3). М., 2006, с. 182.

Павлова М.П. «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа», 1972.

Петровский А.В. «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

Рожкова М.И. «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999.

Статья «Коллективные творческие дела» В. Лебедев, 1998.

Статья «Методика и организация проведения коллективного творческого дела» М.П. Михайлова.

Статья «Теория КТД» Педагогический штаб ВГУ «Родник».

Уманский Л. П. «Психология организаторской деятельности», Москва, Просвещение, 1980.

Щуркова Н.Е. «Практикум по педагогической психологии», Москва, Педагогическое общество, 1998.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Сценарии Коллективных Творческих Дел

1 Игра - путешествие "По тропе Берендея".

Цели и задачи:

преодолеть средствами игры разрыв между физическим и духовным развитием детей, сформировать у них стремление к совершенствованию своих духовных и физических возможностей;

создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одарённых детей, помочь им в передаче сверстникам приобретённых знаний, умений, навыков для реализации творческого потенциала каждого участника смены;

научить детей уважать чужие мнения и ценности, слушать и говорить, работать сообща и руководить работой коллектива;

способствовать формированию коллективно – творческого мышления;

воспитание внутренней ответственности перед самим собой, другими людьми, стремления совершенствовать жизнь нашего общества.

Форма организации мероприятия: игра-путешествие.

1 Подготовка и организация дела.

Предварительно класс делится на 2 команды: «Сосна» и «Дуб». Каждая команда придумывает девиз и эмблему. Отдельные ученики подготавливают декламацию стихотворений.

2 Проведение дела.

1. Представление команд (пояснение названия и эмблемы).

2. Разминка команд. (блиц-опрос).

3. Конкурс «Лесные загадки».

4. Конкурс «Грибная полянка».

5. Конкурс капитанов «Лесные жалобы».

6. Конкурс «Животный мир леса».

7. Конкурс «Птицы – наши друзья».

8. Привал «На лесной полянке».

3 Подведение итогов.

Итог. Совместное выступление команд «Берегите природу!»

Жюри награждает победителей.

Сценарий мероприятия:

Ведущий: Широко раскинулся на карте нашей страны огромный океан лесов. Здесь и белые берёзы, коричневые ельники, светлые сосновые боры.

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды «Сосна» и «Дуб». Они сейчас отправятся в путешествие «По лесным тропинкам».

1. Представление команд (пояснение названия и эмблемы)

Команда «Сосна»

Сосны до неба хотят дорасти,

небо ветвями хотят подмести

чтобы в течение года

ясной стояла погода.

Сосна – прекрасное, витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор. Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.

Команда «Дуб».

Дуб дождя и ветра

вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

он стоит зелёный.

Значит дуб выносливый,

значит закалённый.

Дуб растёт очень медленно, но зато живёт он до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниёт в воде, и его древесина ценится как очень прочная и красивая. Кора дуба содержит лекарственное вещество, а для животных и птиц дуб – настоящая кормушка.

2. Разминка команд.

Команде «Сосна».

1. Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2. Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде «Дуб».

1. Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2. Чем отличается ель от сосны?

3.Конкурс «Лесные загадки».

Ведущий:

Сосны, ёлки, берёзы, клёны…

Это лес – он наш друг зелёный!

Добрый друг, он шумит, поёт

и в прохладную тень зовёт.

А вы знаете, что для вас

он загадки свои припас.

Загадки.

 

1. К загадке первой мы идём…

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

народом дружным заселён.

Народ весёлый, трудовой

охотно дом построил свой.

Все что-то тащат, все снуют,

стараются, не устают…

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи – дом это чей?

(Муравей)

4. Сколько бус рассыпано

по лесной опушке!

Девочки-подружки

соберут их в кружки.

Трудятся, стараются

девочки проворные,

потому что вкусные

эти бусы чёрные.

( черника)

2. А кого в лесу недаром

называют санитаром?

О себе загадку нам

загадать он хочет сам:

- По деревьям я скачу,

проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук? (Дятел)

 

5. Лес без песен не бывает,

всюду птицы распевают,

сойки, иволги, дрозды

могут петь на все лады.

Певчих птиц не перечесть,

но одна такая есть,-

не сверкает опереньем,

неприметная на вид.

А чудесным звонким пеньем

всех на свете удивит.

Можно слышать без конца

знаменитого певца. (соловей)

3. То фиолетовый, то голубой

он на опушке встречался с тобой.

Название ему очень звонкое дали,

но только звенеть он сумеет едва ли!

(Колокольчик)

6.Удивительный портной

нет катушки ни одной

и машинки швейной нет,

и утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько и не перечесть. –(ёж)

 

4. Конкурс «Грибная полянка».

Ведущий:

Кто сидит на крепкой ножке

в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы-

нет под шапкой головы.

Что это? (гриб)

Ведущий:

Берём по лукошку

и скорее в путь- дорожку

разбежались по полянке

мухоморы и поганки

рыжики, боровики,

чтобы сбить тебя с пути.

Задание для команд:

Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить. Назвать собранные грибы объяснить почему они так называются (лисички, маслята, подберёзовик, подосиновик).

Конкурс капитанов «Лесные жалобы».

Команде «Сосна»:

Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это не правда. Польза от меня большая, урожай я сохраняю. Кто я? (Сова)

Команде «Дуб».

А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я ? (летучая мышь)

7. Конкурс «Животный мир леса».

Ведущий:

Все, все на свете,

на свете нужны.

И мошки не меньше

нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых.

И даже без хищников

злых и свирепых.

Нужны все на свете,

нужны все подряд:

кто делает мёд

и кто делает яд.

Задание: из отдельно разрезанных частей картинки собрать портрет животного (по 1 человеку от команды).

Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.

Конкурс «Птицы – наши друзья».

Ведущий:

Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

пернатые нам помогают.

Задание: Команде «Сосна»: Записать 5 зимующих птиц.

Команде «Дуб»:Записать 5 перелётных птиц.

Привал «На лесной полянке».

Каждая команда готовит интересное сообщение о природе из жизни животных.

Сообщение начинается словами: «А знаете ли вы, что…?»

Команда «Сосна».

Знаете ли вы, что –

- самый сильный из насекомых – жук-носорог. Сам весом 14г, может тащить груз 1кг580г.

- сова уничтожает за лето до тысячи мышей, этим спасает 1т хлеба

- 1га леса за день поглощает 250кг углекислого газа, выделяет 200кг кислорода.

Команда «Дуб».

- Кукушка за 1ч может съесть 100 гусениц.

- Пчеле, чтобы собрать 100кг мёда понадобиться облететь 1 000 000 цветков.

- Летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров. Этим спасает людей.

Итог.

Совместное выступление команд «Берегите природу!»

Танец.

Ученик:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

на планете мы останемся одни.

Ученик:

Нор звериных, птичьего гнезда

разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

хорошо живётся с нами рядом.

Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стадии редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Ученик:

В Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морхе. В неё занесены животные и нашей страны.

1. Охраняется Красной книгой

столько редких животных и птиц,

чтобы выжил простор многоликий

ради света грядущих зарниц.

2. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

чтобы души не стали пусты

охраняются звери, охраняются змеи

охраняются даже цветы.

3. И тревога за жизнь неустанна:

гибнут звери, птицы, цветы.

И гибнут люди беспрестанно,

унося с собой часть красоты.

4. Так скорее под звёздною синью

чтобы жизнь не покинула нас,

в эту книгу внесите

человека всех наций и рас.

Звучит экологический гимн «Пусть наша Планета живёт»

на Allbest.ruТема: « Я и моя семья»

Цель: 1. Выявление состояния эмоционального благополучия ребенка в семье.

2. Осознание родственных чувств, чувства привязанности и взаимосвязи со своей семьей

Задачи:

Определение понятия «дом», «семья», особенностей «счастливая семья».

Коррекция мышления на основе упражнений по выработке позитивного отношения ребенка к семье, к окружающим взрослым.

Воспитание любви, уважения, заботливого отношения к членам своей семьи.

Оборудование:

Карточки с названиями родственников

Плакат «Семья».

Плакат «Солнышко» с надписями на лучах семейных ценностей.

Карточки со словами: доброта, уважение, понимание, уют, забота, любовь.

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие: познавательно - игровое. Мы будем говорить о самом важном и главном в жизни человека, отгадывать загадки, играть, рисовать. Тему нашего занятия вы назовете, досказав словечко в стихотворении.

Педагог:

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре « семь» добавлю «Я»

И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

(педагог переворачивает карточку со словом «СЕМЬЯ»)

- Да, ребята, тема нашего занятия «Я и моя семья». Мы говорим сегодня о близких вам людях, о родном доме, о семье, где каждого из вас любят, заботятся, ждут.

Вводная часть:

Строительство дома с помощью карточек: доброта, уважение, любовь, понимание, уют, забота друг о друге.

-Ребята, у каждого из вас есть свой родной дом. Родной дом – это ваши мамы и папы, это ваше детство , это сказки, которые вам читали родители, это незабываемые детские игры. Ребята, а давайте сейчас постараемся построить ваш дом.

Вопросы:

- Почему люди строят дом?

( Дом строят, когда создается семья, когда надо где-то жить.)

Что нужно делать, чтобы всем в доме было тепло?

( Нужно, чтобы в доме была доброта, уважение, любовь, понимание, забота друг о друге)

Вот мы и построили дом, в котором всем хорошо: тепло, уютно.

Постарайтесь сейчас собрать в свои ладони тепло нашего дома. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь им друг с другом, а дома с близкими людьми.

  1. Отгадывание загадок на уточнение понятия «семья».

- Ребята, а кто живет в таком теплом, уютном доме, мы узнаем, отгадав загадки. (Название членов семьи по отгадкам)

Педагог:

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама.

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша........(МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый.....(ПАПА.)

 

 

3.Со мною всегда она рядом,

Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,

Что мне подарили......(СЕСТРУ)

 

4. Я этим человеком очень-очень горжусь

И в этом всем с радостью вновь признаюсь!

Знакомы с рожденья, и с детства дружны,

Поэтому очень друг другу нужны!

Спасибо за то, что ты добр и умён,

Отзывчив, надёжен, красив и силён!

Готов ты помочь и понять меня рад,

Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)

5.Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша.............( БАБУШКА)

 

 

6. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет

Нестареющий наш…..(ДЕД)

7.Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

8.Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)

Основная часть.

1.Рассказы детей о своей семье. Работа с плакатом «Семья»

Вопросы:

-Кто живет в вашей семье?

-Кто какой: мама, папа, брат, сестра?

-Каковы обязанности членов семьи?

-Кто часто играет с детьми?

-Кто часто ругает?

- Чем занимаются вечером члены семьи?

Закончите предложения…………….

Мама и папа для меня самые...

Я доверяю свои тайны...

Я люблю бабушку за то....

Свою семью я считаю...

Родным я хочу пожелать...

Вывод:

-Семья – это мама, папа, бабушка, … т.е. родные, близкие люди. В семье мы делимся радостями и неудачами, находим понимание, силы и поддержку. Именно в семье мы учимся любить, быть ответственными и воспитанными людьми. Мы любим наших родных и близких людей, берём с них пример, желаем добра, должны заботиться.


 

Физкультурная минутка:

- А сейчас, ребята, мы поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:

- кто похож на маму?
Аплодисменты!

- кто похож на папу?
Аплодисменты!

- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты! Аплодисменты!

- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!

- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!

- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!

- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!

- кто помогает родителям по дому?

Аплодисменты!

 

3.Работа с плакатом «Счастливая семья» .

Вопросы:

- Может ли семья быть похожа на солнышко?

- Почему?

(Правильно… если солнышко улыбается, то это значит, что в семье гармония. Это счастливая семья)

- Какими ценностями должна обладать счастливая семья?

Первое – это понимание.

- А мы сейчас проверим, как вы понимаете других людей: ваша задача – перевести с детского языка слова:

1) сотик – сотовый телефон
2) комп – компьютер

3) телек

4) авто

5) велик

- Молодцы! А как у вас в семье происходит понимание?

(Ответы детей.)

Итак, мы прикрепляем к нашему солнышку первый лучик –

ПОНИМАНИЕ.

- Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Все трудились много и сообща. Значит, семья должна быть трудолюбивой.

И у нас появляется лучик ТРУДОЛЮБИЕ.

- А вы занимаетесь спортом? Значит, вы хотите быть здоровыми, вы несете в свою семью здоровье, так как каждая семья должна быть здоровой как физически, так и духовно, ведь недаром говорят: «В здоровом теле, здоровый дух»

И вот лучик ЗДОРОВЬЕ.

- Сейчас мы поговорим о маме, ведь кто слышит первый крик своего ребенка? Мама! Кто первым берет его на руки? Мама! Перед вами лежат вырезанные из бумаги ладошки. Это ваши ладошки и ладошки вашей мамы.

Какой образ у вас возникает при упоминании слова «мама»?

( Создание собирательного портрета мамы. Продолжите фразу: «Моя мама....».)

- Вы часто огорчали или обижали свою маму?

(Ответы детей)

- Какие добрые слова вы говорите своим мамам?

(Ответы детей.)

Задание «Ладошки»

- Приклейте свою ладошку на мамину ладошку. Перед нами ваша детская рука в руке вашей мамы. Пусть всегда ваши руки будут вместе, чувствуйте всегда любовь и заботу своей мамы, папы и сами дарите им радость.

Ваши родители стараются, чтобы в доме всем было хорошо, и пусть от ваших маленьких ладошек идет только любовь, добро, помощь своим родителям.

Этот маленький сувенир, сделанный вашими руками, вы сегодня подарите своим родителям.

И вот лучик ЛЮБОВЬ

- Итак, на нашем солнышке появились лучики, которые говорят нам о том, что в семье должно быть: ПОНИМАНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ.

В семье все будут счастливы, если в ней поселятся еще: любовь, доброта, доверие, уважение, дружба, забота.

Оформление доски:

Получилась солнышко

 

Творческая работа:

- Цветок добрых слов.

(Педагог раздает лепестки цветка добрых слов.)

Задание: написать хорошие, добрые, теплые слова на лепестках.

Лепестки соединяются и получается цветок с самыми приятными словами для родителей, который вывешивается в классе для родителей.

- Рисование рисунка « Счастливую семью»

(Педагог раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

Выставка рисунков.

(дети объясняют, что нарисовали и почему.)

Ответы детей:

1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные»

2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники» и т. д.

Педагог:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!!!

IV. Заключительная часть:

Ученик:

Папа в зеркало глядит:

Свитер как на нем сидит?

Мама ловит папин взгляд: Папа рад или не рад?

Папа рад, и мама рада,

Ну, а мне того и надо:

Если в доме каждый рад,

Значит, в доме мир да лад!

Педагог: Пусть в ваших семьях сияет всегда солнышко мира, любви, тепла и доброты.

Песня "Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна"

(Поют все участники занятия)

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.