Комплексная работа с текстом
Запишите текст. Определите его тему, основную мысль.
Мы часто обращаемся внутренним своим взором к Пушкину. Он вместил все, чем живет человек, в пределах своей блистательной поэзии…
…Я хочу напомнить себе и другим писателям тот пушкинский великий закон мастерства, следование которому навеки соединяет сердце писателя с сердцем его народа. Закон этот прост. Пушкин сказал:
…Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
(К. Паустовский)
1. Как вы понимаете слова: «…обращаемся внутренним своим взором к Пушкину»?
Подберите синоним к словосочетанию «внутренний взор».
2. Прочитайте ряд синонимов:
выдающийся, крупный, большой, замечательный, видный, незаурядный, недюжинный, блестящий, блистательный, яркий.
Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд. Какими из этих слов, можно было бы заменить слово «блистательный» (во втором предложении). Считаете ли вы, что именно прилагательное «блистательный» особенно ярко характеризует поэзию Пушкина и выражает отношение к ней? Придумайте несколько предложений со словами-синонимами к слову «выдающийся» на тему «Пушкин. Его поэзия». Можно включить несколько синонимов в одно предложение, в котором эти слова будут использоваться в качестве однородных членов, создавая градацию. Например: «Это был замечательный, яркий, блистательный талант».
3. Объясните знаки препинания, которые используются при цитировании поэтического текста. Подберите синонимы (в том числе контекстуальные), глаголу «сказал». Выучите пушкинские строки наизусть, напишите их по памяти.
4. Составьте схемы сложных предложений.
5. Перескажите текст, дополнив его (приведите примеры, конкретизирующие мысль, сформулированную Паустовским во втором предложении). Напишите изложение с элементами сочинения.