Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «Работа с текстом»
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новопокровская СОШ» __________ /А.П. Макаров/ Приказ № от «___» _____________2017 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________________ «___» ____________2017 г. |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель _________________ Протокол № от «__» ________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку для 9 класса
«Работа с текстом»
на 2017 – 2018 учебный год
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Романова Валентина Егоровна
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика элективного курса «Работа с текстом»
Элективный курс «Работа с текстом» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Место элективного курса «Работа с текстом» в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривается проведение элективных курсов в IX классе. Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «Новопокровская СОШ» и годовым календарным графиком предусматривает проведение занятий элективного курса в IX классе в объёме 34 часов.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
выявлять творческие способности у каждого школьника;
помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Количество учебных часов
Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.
Формы организации образовательного процесса
Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:
Лекции учителя с различными видами заданий;
Составление обобщающих таблиц и схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах;
Проведение деловых игр и практикумов;
Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.
Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.
Механизмы формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно -ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Виды и формы контроля
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
Текст как результат речевой деятельности |
6 |
1 |
5 |
|
Средства выразительности в тексте |
4 |
1 |
3 |
|
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова |
2 |
- |
2 |
|
Синтаксические и пунктуационные нормы текста |
4 |
1 |
3 |
|
От анализа текста к изложению |
9 |
1 |
8 |
|
Сочинение — это тоже текст |
9 |
1 |
8 |
|
Итого |
34 |
5 |
29 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:
основные признаки текста;
основные признаки сжатия текста;
основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
осознанно воспринимать текст;
определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
правильно и лаконично излагать содержание текста;
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
владеть различными приемами сжатия текста;
письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;
самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2009, №5.
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2010.
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
ГИА – 2017: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2017
Русский язык. 9 класс. 52 диагностических варианта/ Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймух. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ГИА. Экспресс-диагностика)
Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 9 класс. «Экзамен», 2016.(Серия «Учеюно-методический комплект»)
Серия «Готовимся к экзаменам»: Тексты изложений (часть1), Тестовые задания (Часть 2).
Учебные словари
Материалы для обучения чтению.
Использование технических средств, СМИ и Интернета
Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Работа с текстом» для 9 «В» класса
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Вид и форма контроля |
Требования к уровню подготовки |
|
план |
факт |
|||||
Текст как результат речевой деятельности |
||||||
|
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка |
1 |
Знать основные признаки текста. Уметь характеризовать текст по форме, виду и типу речи. |
|||
|
Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования |
1 |
Композиционно-содержательный анализ текста |
Знать: что такое тема и основная мысль; Уметь: определять тему, идею, проблему текста. |
||
|
Роль ключевых слов текста |
1 |
Восстановление текста по ключевым словам |
Знать: ключевые понятия – микротема, микротекст, абзац; Уметь: определять микротему текста, составлять микротекст, членить текст на абзацы, восстанавливать текст по ключевым словам. |
||
|
Способы и средства связи между предложениями в тексте |
1 |
Тренировочные упражнения «Моделируем текст» |
Знать: виды и средства связи предложений в тексте; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста Уметь: моделировать текст. |
||
|
Характер смысловых отношений между частями текста |
1 |
Творческая работа в группах. Составление текстов на основе данных ситуаций |
Знать характер смысловых отношений между частями текста. |
||
|
Смысловая и композиционная целостность текста |
1 |
Работа с текстом |
Уметь определять смысловую и композиционную целостность текста. |
||
Средства выразительности в тексте |
||||||
|
Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте |
1 |
Работа с текстом |
Умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова; определять основные способы образования слов, принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. |
||
|
Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль |
1 |
Анализ текстов |
Уметь находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их роль. |
||
|
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста |
1 |
Подбор рабочего материала |
Уметь делать выбор языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста. |
||
|
Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности» |
1 |
Работа с художественным текстом |
Знать порядок анализа текста. Уметь анализировать текст, находить в нем средства выразительности и определять их роль в предложении. |
||
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова |
||||||
|
Выразительное чтение как тест на понимание текста |
1 |
Выразительное чтение текста |
Знать: основные правила выразительного чтения. |
||
|
Логические паузы и ударения. Интонация текста |
1 |
Работа над интонацией |
Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы. |
||
Синтаксические и пунктуационные нормы текста |
||||||
|
Словосочетание и предложение |
1 |
Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работа над синонимичной заменой словосочетаний |
Знать функции словосочетания и предложения. Уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. |
||
|
Функции сложного предложения в тексте |
1 |
Тестовые задания для подготовки к ГИА |
Знать особенности построения сложного предложения |
||
|
Пунктуация в сложном предложении текста |
1 |
Тестовые задания для подготовки к ГИА |
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы. Уметь строить текст в соответствии с синтаксическими и пунктуационными нормами. |
||
|
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм |
1 |
Работа с текстом |
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. |
||
От анализа текста к изложению |
||||||
|
Виды изложений |
1 |
Задание «Подбираем заголовок к тексту» |
Знать основные виды изложений. Уметь определять задачу при написании изложения в зависимости от вида изложения. |
||
|
Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста |
1 |
Самостоятельная работа |
Уметь определять основную мысль в тексте, выражать информацию текста в виде кратких записей. |
||
|
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. |
1 |
Работа с текстом |
Уметь: применять языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. |
||
|
Главная и второстепенная информация в тексте |
1 |
Задание «Учимся задавать вопросы к тексту» |
Уметь создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; |
||
|
Пишем сжатое изложение |
1 |
Сжатое изложение |
Уметь: самостоятельно работать над сжатым изложением |
||
|
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. |
1 |
Пересказ текста по ключевым словам |
Уметь выделять ключевые слова в тексте, воспроизводить текст по ключевым словам. |
||
|
Соотношение микротемы и абзацного строения текста |
1 |
Работа по выделению микротем в тексте |
Уметь выделять микротемы текста. |
||
|
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке |
1 |
Работа по выделению абзацев в тексте |
Знать роль абзацного членения текста. Уметь выделять в тексте абзацы. |
||
|
Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок |
1 |
Редактирование текста |
Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида. |
||
Сочинение — это тоже текст |
||||||
|
Структура сочинения-рассуждения |
1 |
Работа над сочинением по высказыванию лингвиста |
Знать: композицию рассуждения, понятие «аргумент», способы введения аргументов; Уметь: составлять схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. |
||
|
Алгоритм написания сочинения – рассуждения |
1 |
Работа над сочинением по цитате |
Знать алгоритм написания сочинения – рассуждения. Уметь строить высказывание в зависимости от темы. |
||
|
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении |
1 |
Работа над языковым оформлением высказывания. |
Уметь: самостоятельно работать над сочинением-рассуждением с использованием речевых клише. |
||
|
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему |
1 |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
Знать строение сочинения-рассуждения. Уметь создавать рассуждение в соответствии с заданной темой. |
||
|
Написание сочинения - рассуждения |
1 |
||||
|
Извлечение информации из различных источников |
1 |
Работа со справочной литературой |
Уметь извлекать информацию из различных источников, строить высказывание по нескольким источникам. Уметь работать с достаточно объемной информацией. |
||
|
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи |
1 |
Сочинение-рассуждение |
Уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
||
|
Критерии оценки сочинения-рассуждения. Итоги года |
1 |
Оценивание собственных сочинений |
Знать критерии оценивания сочинений. Уметь оценивать собственное сочинение. |
||
|
Итоги года |
8