Комплексная проверочная работа по русскому языку, 9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Брянска
Комплексная проверочная работа по русскому языку. 9 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2017
Текст 1.
(1) Цицерон Марк Туллий (106—43 до н.э.) происходил из аристократической семьи, в Риме получил прекрасное образование, которое завершил в Афинах. (2) Рано проявил себя как блестящий оратор и стал избираться на важные государственные посты. (3) В 63 году до н.э. на должности консула обвинил Катилину (неудачливого реформатора) в государственном заговоре, и часть заговорщиков была казнена. (4) Через пять лет Цицерона под предлогом того, что казнь была незаконной, изгнали из Рима. (5) Ссылка пошла впрок: он занялся философией. (6) Во время гражданской войны Цицерон остался сторонником республиканского правления. (7) Цезарь его простил, но Антоний осудил на смерть.
(8) Литературное наследие Цицерона обширно и оказало большое воздействие на последующие поколения. (9) Помимо множества речей и писем им были написаны трактаты по риторике, политологии, философии. (10) До сих пор не утратили актуальности труды Цицерона «О государстве», «О законах», «О пределах Добра и Зла», «О природе богов», «Об обязанностях». (11) Цицерон был убежден, что «каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец».
(По Р.К.Баландину)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 1-7 выпишите страдательное причастие.
2. Из предложений 8-9 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЛУЧИЛ ОБРАЗОВАНИЕ в предложении 1?
4. Из предложений 4-8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Цицерон Марк Туллий происходил (предложение 1)
2) завершил (предложение 1)
3) проявил и стал избираться (предложение 2)
4) часть казнена (предложение 3)
6. Среди предложений текста найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите верную характеристику предложения 2:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) сложное сложносочиненное
4) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемым.
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения
10. Среди предложений 1-7 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 6-11 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Текст 2.
(1) Спиноза Бенедикт (1632—1677) родился в Амстердаме, в купеческой еврейской семье. (2) Окончил школу при синагоге, после смерти отца продолжил его дело. (3) Общаясь с различными людьми, размышляя о Боге, природе и человеке, он разуверился в догмах иудаизма. (4) В еврейской общине его подвергли отлучению, вынудили покинуть Амстердам. (5) Изгнанника приютили друзья. (6) В течение короткого времени он написал «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта» и фундаментальный «Богословско-политический трактат», который оказал большое влияние на развитие атеизма и материализма. (7) Это произведение было запрещено. (8) Его «Этика, доказанная в геометрическом порядке», увидела свет уже после смерти автора. (9) Как последовательный пантеист Спиноза считал едиными и неотделимыми Бога и Природу, Материю и Дух. (10) Он верил в могущество человеческого разума и в то, что путем логических доказательств можно убедить людей жить достойно, честно, дружно. (11) Считал, что человеку следует учиться у природы и понимать свое незнание.
(По Р.К.Баландину)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 4-11 выпишите притяжательное местоимение.
2. Из предложений 6-8 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ в предложении 7?
4. Из предложений 5-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Спиноза родился (предложение 1)
2) окончил, продолжил (предложение 2)
3) человеку следует учиться и понимать (предложение 11)
4) это произведение было запрещено (предложение 7)
6. Среди предложений текста найдите предложение, в котором сказуемое выражено фразеологизмом. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите верную характеристику предложения 2:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) сложное бессоюзное
4) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложений/
10. Среди предложений текста найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 6-11 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.
Текст 3.
(1) Вольтер Мари Франсуа (1694—1778) был яростным борцом за свободу мысли, отрицателем авторитетов и догм; впоследствии подобных людей стали называть вольтерьянцами.(2) Родился в Париже в семье состоятельного нотариуса. (3) Учась в иезуитском коллеже, окончательно разуверился в церкви и стал презирать ее служителей. (4) За язвительные сатиры против абсолютизма и церкви дважды попадал в Бастилию. (5) Высланный из Франции, три года жил в Англии. (6) Он был приближен ко дворам Людовика XV и прусского короля Фридриха II, но не пожелал поступиться свободой мысли ради комфорта. (7) С ним переписывались многие монархи и революционеры, крупные мыслители и простые обыватели, которые занимались критикой феодально-абсолютистской системы. (8) Вольтер предпочитал писать философско-художественные сочинения, например, «Философские письма», «Кандид, или Оптимист», «Простодушный». (9) Принадлежат ему и серьезные трактаты: «Основы философии Ньютона», «Метафизический трактат», «Философский словарь», «Опыт о всеобщей истории – о нравах и духе народов». (10) Как философ-просветитель Вольтер высмеивал слепой оптимизм и веру в прогресс. (11) Обличая церковников, предупреждал, что «атеисты, обладая властью, были бы столь же опасны для человеческого рода, как и суеверные люди». (12) Трудно даже представить, каким было бы идейное содержание Великой французской революции, развитие мировой общественно-философской мысли без трудов великого Вольтера.
(По Р.К.Баландину)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 1-5 выпишите предлог, омонимичный наречию.
2. Из предложений 7-12 выпишите все частицы.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ТРИ ГОДА в предложении 5?
4. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Вольтер Мари Франсуа был борцом (предложение 1)
2) попадал (предложение 4)
3) он был приближен (предложение 6)
4) попадал в Бастилию (предложение 4)
6. Среди предложений 6-12 найдите предложение, в котором сказуемое составное именное. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите верную характеристику предложения 3:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено обособленным обстоятельством
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством
4) сложное сложносочиненное
8. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения/
10. Среди предложений текста найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 6-12 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Текст 4.
(1) Энгельс Фридрих (1820-1895) родился в Рейнской провинции Пруссии в семье текстильного фабриканта, работал в его конторе, приобщался к коммерции.(2) Не переставал заниматься самообразованием и, отбывая воинскую повинность, посещал лекции в Берлинском университете, сотрудничал в «Рейнской газете». (3) Стал совладельцем фабрики в Манчестере (Великобритания), имея возможность безбедно существовать и материально поддерживать семью К. Маркса, с которым подружился в 1844 году. (4) Многие работы были написаны ими совместно («Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» (1848) и др.). (5) После участия в революционных выступлениях 1849 года в Германии Энгельса вынудили покинуть родину, он эмигрировал в Швейцарию, затем на Британские острова. (6) Как истинный революционер активно работал в I Интернационале. (7) Энгельс написал множество произведений, не утративших своей актуальности и сегодня: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии», «Диалектика природы». (8) В последней книге, оставшейся незаконченной, обобщил материалистические представления об окружающем мире. (9) Был убежден, что «совершенное общество, совершенное «государство», ради которого ломали копья философы всех времен и народов, – это вещи, существующие только в фантазии». (10) По трудам Энгельса можно изучать вопросы международной политики и военного дела Европы 19 века.
(По Р.К.Баландину)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 1-7 выпишите страдательное причастие.
2. Из предложений текста выпишите все союзы.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ в предложении 7?
4. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Энгельс Фридрих родился (предложение 1)
2) работы были написаны ими (предложение 4)
3) стал совладельцем (предложение 3)
4) Энгельсом освещались (предложение 10)
6. Среди предложений текста найдите предложение, в котором сказуемое выражено фразеологизмом. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите верную характеристику предложения 2:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено обособленным обстоятельством
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством
4) сложное сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным
8. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения/
10. Среди предложений текста найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 1-6 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответы
Вариант 1
№ зад. |
Текст 1 |
Текст 2 |
Текст 3 |
Текст 4 |
1. |
казнена |
его |
против |
написаны |
2. |
на, помимо, по |
в течение, о, в, после |
бы, же, даже |
и, как, что |
3. |
управление |
согласование |
управление |
согласование |
4. |
пошла впрок |
его счастье |
попадал дважды |
не утративших сегодня |
5. |
2 |
2 |
2 |
3 |
6. |
3, 4, 11 |
8 |
11 |
9 |
7. |
4 |
4 |
3 |
3 |
8. |
9 |
4 |
1 |
5 |
9. |
4 |
10, 11 |
12 |
10 |
10. |
2 |
9 |
10 |
6 |
11. |
11 |
6 |
7 |
9 |
12. |
9 |
7 |
9 |
4 |
Использованная литература
1. Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые текстовые задания.-М.: «Экзамен», 2017,- 96 с.3. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс ФГОС.- М.: «Просвещение», 2014,-192 с.