Комплексно-целевая программа «Профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Серовский техникум сферы обслуживания и питания»
Комплексно-целевая программа
«Профилактика наркомании и токсикомании
среди несовершеннолетних»
Серов
2016г.
Содержание.
1.Паспорт комплексно-целевой программы…………………………….3
2. Пояснительная записка………………………………………………..5-6
3. Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы «Профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних»…………………………………………………….7-8
4. Этапы реализации комплексно-целевой программы……………….. 9
5. Методы реализации программы 10-11
Источники информации……………………………………………… 12
1. Паспорт программы
Наименование программы |
«Профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних». |
Дата утверждения программы |
Решение педагогического совета ГАПОУ СО «Серовский техникум сферы обслуживания и питания» Протокол № Приказ директора |
Разработчики программы |
Некрасова Екатерина Мироновна, социальный педагог |
Назначение программы |
Способствовать развитию ценностного отношения молодёжи к своему здоровью; формировать личную ответственность за своё поведение; формировать негативное отношение к наркотическим веществам пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу. |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации, Решение Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы», на 2002 -2004 годы и в проекте на 2005 – 2009 гг.; Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.» Федеральный комплект методических материалов. |
Задачи программы |
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни; - предупреждение употребления психоактивных веществ подростками; - обучение подростков навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; - привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности; - профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде. |
Сроки реализации программы |
2018-2019 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность |
Повышение образовательного уровня родителей и подростков по вопросам здорового образа жизни. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Повышение уровня информированности подростков о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.
|
Участники реализации программы |
Обучающиеся техникума 1-4 курсов, классные руководители, социальные педагоги, фельдшер, инспектор ОДН; детский врач-нарколог; родители. |
Управление, контроль |
Заместитель директора по СПВ |
Формы и методы реализации программы |
Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия. |
Пояснительная записка.
Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 10-15 лет.
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.
Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.
Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.
Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в техникуме системы работы по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.
Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией - необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым подростки начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
Цель:
– создание в техникуме системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Данная Программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.
Циклограмма деятельности педагогического коллектива по реализации комплексно-целевой программы
«Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних»
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный, должность |
Сроки проведения ежегодных мероприятий |
|
Спортивные мероприятия (Спартакиады; декады здоровья; легкоатлетические эстафеты); |
Руководитель физического воспитания, преподаватель ОБЖ |
Сентябрь-июнь |
|
Классные мероприятия: Беседы: «О наркотиках и наркоманиях»; «Гибель от передозировки»; «Проблемы здоровья наркоманов»; «Уголовная ответственность»; «Рост преступлений, совершаемых наркоманами» Классные часы: «Улица, подросток»; «Скажем наркотикам «Нет!»; «Привычки. Их влияние на организм»; «От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»; «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения); «Алкоголь и система пищеварения»; «Влияние алкоголя на организм»; «Преимущества трезвого здорового образа жизни»; «Заботиться о других – и долг и радость»; «Что такое здоровье?»; «Мир, в котором ты живёшь»; «Опасность вредных привычек»; «Учись преодолевать страх» и другие |
Социальные педагоги, медицинский работник, специалисты ОДН, детский врач-нарколог, инспектор по пропаганде ГИБДД, помощник прокурора, специалист ФСКН, специалист Центра профилактики ВИЧ/СПИДа |
В течение учебного года |
|
Психологические тренинги, мозговые штурмы: «Учусь сопротивляться давлению», «Я и они», «Как сказать «нет». |
Социальные педагоги |
октябрь, апрель |
|
Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»; «Дружба. Кого можно назвать другом?» |
Классные руководители; социальный педагог |
сентябрь-декабрь |
|
Работа с неформальными лидерами (учёба актива; участие во внеклассных и городских мероприятиях «Не переступи черту»; просмотр тематических видеофильмов; шефская помощь). |
Зам. директора по СПВ, педагог-организатор, классные руководители |
сентябрь-май |
|
Рекламные листы, плакаты, буклеты, конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»; выставка литературы «Реклама и антиреклама табака и алкоголя» |
Социальные педагоги, специалисты ОДН; медицинский работник; зав. библиотекой |
Всемирный день борьбы с курением (18ноября); ноябрь-декабрь |
|
Анкетирование «Моё отношение к наркотикам» |
Классные руководители; зам. директора по ВР |
март-май |
Этапы реализации комплексно-целевой программы:
I Подготовительный этап.
Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.
II. Основной этап.
Реализация мероприятий программы.
Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:
Участие в городской акции «Не переступи черту».
Декада здоровья (комплекс мероприятий).
«Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
Спортивные мероприятия.
Ток-шоу, круглые столы с приглашением специалистов.
Классные часы, беседы по данной проблеме.
III. Аналитический этап.
Социальный прогноз.
Анализ реализации программы.
Оформление отчётов.
Оценка результатов.
Механизм реализации программы осуществляется через:
мониторинговые исследования и определение перспектив.
взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.
психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.
повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
Участники программы
Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 8 до 17 лет.
Управление, контроль, мониторинг
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе совместно с социальным педагогом в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники.
Методы реализации программы:
Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.
Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.
Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.
Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.
Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.
Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшекурсников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие подростки более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.
Работа в группах и парах. Подросток учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Программа предполагает:
Организацию управления и контроля системы профилактической работы в техникуме.
Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.
Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.
Индивидуальную работу с учащимися.
Работу с родителями.
Основные требования к условиям реализации программы:
- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;
- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;
- группа может быть довольно большой (25-30 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;
- занятия может вести не только педагог-психолог, социальный педагог, но и классный руководитель, и педагог, прошедший некоторую подготовку;
- один раз в четверть перед обучающимися выступает заместитель директора по воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем два раза в месяц (в течение 10-15 минут).
Занятия не должны напоминать уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.
Организация профилактической работы предполагает:
Включение в план работы техникума мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
Согласование плана работы с ОДН, и утверждение его директором техникума.
Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.
Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.
Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.
Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.
Деятельность библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.
Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.
Источники информации для учащихся
Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.
Мороз О.П. «Группа риска». «Просвещение» Москва, 1990 г.
В.А.Ерёмин «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.
М. Безруких, Т.Филиппова. «Разговор о правильном питании». Москва, 1999 г.
Г.Зайцев, А. Зайцев. «Твоё здоровье». С-Пб., 1997 г.
Клиффорд А., Парлез Л. «Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья». Москва «Просвещение», 1992 г.
Е. Литвинов. «Ура, физкультура: Учебник 2-4 кл. Москва «Просвещение», 1996 г.
И. Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г.
Г.Юдин. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.
http: // jdepi. projectharmony. ru
Источники информации для педагогов и родителей
Н.Аникеева «Воспитание игрой». Москва, 1987 г.
Н. Коростелев «От А до Я детям о здоровье». Москва: Медициан, 1987 г.
Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.
С. Белогуров «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.
Б.М.Левин, М.Б.Левин «Наркомания и наркоманы». Москва, Просвещение, 1991 г.
Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.
Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».
Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».
Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежный опыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.
http: // www. narkopomosh. ru