Урок биологии на тему «Наркомания и токсикомания» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
-основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Наркомания и токсикомания
Радио, телевидение, печать не раз обращали внимание на широкое распространение различных видов наркомании (токсикомании) среди молодежи во всем мире и на пагубные последствия этого явления.
Токсикомания. наркомания - это не что иное, как болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние. Вещества растительного происхождения (морфий, героин, опий) и лекарственные препараты, внесенные в специальный список Министерства здравоохранения, называются наркотиками, а возникающее к ним болезненное пристрастие — наркоманией. Однако подобным свойством обладают не только наркотики, но и другие вещества. Это лекарственные препараты, используемы не в лечебных целях, пахучие жидкости, вещества бытовой химии. Все они относятся к токсическим веществам, а привыкание к ним, болезненное пристрастие называют, токсикоманией. Лиц, употребляющих эти вещества, называют токсикоманами. Учитывая одинаковые последствия, эти два термина правомерно применяются для характеристики пагубной привычки, а затем и пристрастия к наркотизирующим средствам, спектр которых широк и к тому же благодаря успехам в области химии постоянно увеличивается.
Способы употребления наркотических средств также разнообразны: это глотание, вдыхание, инъекции. Цель же одна — добиться одурманивающего состояния — эйфории — способа уйти от повседневных проблем. Продолжительность этого состояния и его характер — возбуждение или торможение активности — определяется видом наркотического средства. В результате неоднократного приема возникает сильное желание применять наркотическое средство, формируется привыкание — психическая зависимость. Сроки ее формирования находятся в прямой зависимости от характера наркотика, физического и психического здоровья человека.
Молодой организм имеет более интенсивный обмен веществ, повышенную проницаемость тканей, ускоренный кровоток. Все это способствует быстрому всасыванию и распространению наркотических ядов в жизненно важные участки организма и, прежде всего, в головной мозг. Поэтому непродолжительный прием наркотических (токсических) средств отрицательно влияет на психику, состояние здоровья и может привести к трагическим. по-_ следствиям — инвалидности (вдыхание аэрозолей, коллоидных жидких смесей и других аналогичных средств нарушает деятельность печени и почек) и даже смерти. Были зафиксированы случаи, когда токсикоманы просто погибали от удушья.
В результате медико-биологических исследований установлено, что вдыхание некоторых аэрозольных веществ, даже при незначительном физическом напряжении (во время танцев, ускоренной ходьбы) может привести к сердечной недостаточности — упадку сердечной деятельности.
Психическая зависимость может сформироваться в сравнительно короткие-сроки — от 2—3-разового приема. Однако с ней можно успешно бороться, пока человек не испытывает желания в увеличении доз принимаемого наркотического вещества, физической потребности в одурманивающем его действии — эйфории, за которой наступает другая фаза, противоположная по характеру действия, — абстиненция, сопровождающаяся расстройством физического и психического здоровья.
Признаки проявления физической зависимости иллюстрирует отрывок из книги польского исследователя данной проблемы С. Гурский «Внимание, наркомания»: «...Проснувшись ночью, я чувствовала, что попала в зависимость от наркотиков. Рот был полон липкой слюны. Я проглотила ее, но он снова наполнился полужидкой, вязкой, массой. Потом слюна куда-то пропала, во рту стало сухо. Пробовала пить, но ничего не помогало. Меня то трясло от холода, то вдруг становилось жарко, и я обливалась потом... со мной что-то творится, мне плохо!.. «У тебя глаза, как блюдца, теперь и ты доигралась! Это ломка!» — говорит ее товарищ».
Произошла страшная беда, человек попал в капкан болезненного пристрастия :— физической зависимости от наркотика. Чтобы избежать ломки, этого страшного физического состояния, наркоману (токсикоману) приходится вновь и вновь прибегать к наркотическому средству, постоянно увеличивая его дозу. В результате болезненно изменяется физическое и психическое состояние его здоровья. Человек катится в пропасть! Спасти его может лишь мобилизация всех усилий, желания вылечиться.
В наш век акселерации и научно-технического прогресса наркомания (токсикомания) стала широко распространяться в странах Юго-Восточной Азии, Америки, Ближнего Востока, Западной Европы после второй мировой войны в связи с разрухой, безработицей, болезнями и значительной миграцией населения почти всех континентов нашей планеты. Наибольшая вспышка наблюдалась в 70—80-е годы.
Каковы же причины, побуждающие человека к наркомании? — Дань моде в приеме различных допингов.
Токсикомания у подростков: причины и группы риска
ПРИЗНАКИ НАРКОМАНИИ !!! как быстро увидеть, если у вашего близкого проблемы с наркотиками
Признаки наркомании и странности в поведении сына
Когда человек становится наркоманом? Стадии наркомании.
НАРКОМАНИЯ в семье? - Кто виноват в том, что человек становится наркоманом? Группа для родственников
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html