Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.09 Финансовое право
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины
наименование дисциплины
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
код и наименование направления подготовки (специальности)
Право и организация социального обеспечения
наименование профиля
Юрист
квалификация (степень) выпускника
2025 г.
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ….………3 стр.
1.1 Основные сведения о предмете ……………………………….3 стр.
1.2. Требования к результатам обучения ………………………….3 стр.
1.3. Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций ………………………………………………………………5 стр.
1.4. Формы контроля и оценки результатов освоения ………… 6 стр.
1.5. Система оценивания КОС текущего контроля ………….….8 стр.
2. Комплект средств для оценки освоенных умений, проверки знаний и сформированности компетенций по учебной дисциплине……........... ....8 стр.
2.1. Задания для текущего контроля ……………………………….10 стр.
2.1.1. Оценочные средства для тестирования ……………………11 стр.
2.1.2. Оценочные средства для выполнения практических работ..19 стр.
2.1.3. Оценочные средства для письменного опроса ……………25 стр.
2.2. Задания для итогового контроля ……………………………..27 стр.
2.2.1. Экзаменационные вопросы …………………………………27 стр.
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине ОП.09 Финансовое право.
Основные сведения о предмете (дисциплине)
Комплект оценочных средств (КОС) позволяет оценить следующие результаты освоения учебной дисциплины ОП.09 Финансовое право в соответствии с ФГОС программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 академических часов.
Вид работы | Трудоемкость, академических часов | ||
1 семестр | 2 семестр | всего | |
Общая трудоёмкость | 48 | | 48 |
Контактная работа: | 48 | | 48 |
Лекции (Л) | 34 | | 34 |
Практические занятия (ПЗ) | 14 | | 14 |
Семинарские занятия (СЗ) | | | |
Консультации | | | |
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) | 2 | | 2 |
Курсовая работа (проект) | | | |
Самостоятельная работа | | | |
Требования к результатам обучения по общеобразовательному дисциплине, формы их контроля и виды оценочных средств
№ | Контролируемые | Код | Оценочные средства | Способ | |||||
| | | наименование | № заданий | | ||||
1 | Тема 1.1. Финансовое право, как отрасль российского права | ОК 03, ОК 09 | Контрольный тест по теме | Письменный тест | | ||||
2 | Тема 1.2. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований | ОК 02, ОК 05 | Контрольный тест по теме | Письменный тест | | ||||
3 | Тема 1.3. Субъекты финансового права | ОК 03 | Защита прав субъектов финансового права | Письменный отчет | | ||||
4 | Тема 1.4. Финансовый контроль | ОК 04 | Финансовый контроль | Тестирование | | ||||
5 | Тема 2.1. Бюджет и бюджетная система РФ | ОК 04 | Контрольный тест по теме | Письменный тест | | ||||
6 | Тема 2.2. Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов | ОК 04, ОК 09, ПК 1.1 | Решение ситуационных задач | Письменный отчет | | ||||
7 | Тема 2.3. Правовой режим целевых бюджетных фондов в РФ и основы социальной политики государства | ОК 05, ПК 1.1 | Таблица «Компетенция государственных внебюджетных фондов» | Индивидуальная работа | | ||||
8 | Тема 2.4. Бюджетный процесс РФ | ОК 02 | Решение ситуационных задач | Письменный отчет | | ||||
9 | Тема 2.5. Налоговое право | ОК 02 | Контрольный тест по теме | Письменный отчет | | ||||
10 | Тема 2.6. Правовые основы денежно-кредитной, инвестиционной и антиинфляционной политики | ОК 03, ОК 09 | Комплект документов для получения кредита | Письменный отчет | |
Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций
№ | Код | Уровни сформированности компетенции | |||
Недостаточный | Удовлетворительный (достаточный) | Базовый | Повышенный | ||
| | Отсутствие признаков удовлетворительного уровня | Знать: Уметь: Владеть: | Знать: Уметь: Владеть: | Знать: Уметь: Владеть: |
1 | ОК 02 | Не знает типовые методы и способы выполнения задач Не умеет организовывать свою деятельность Не владеет навыками оценки эффективности | Знает отдельные типовые методы Умеет организовывать простую деятельность Владеет элементом оценки эффективности | Знает основные типовые методы и способы Умеет организовать деятельность в стандартных ситуациях Владеет навыками оценки и контроля за выполнением задач | Знает разнообразные методы и может оценивать их Умеет организовать деятельность в разнообразных ситуациях Владеет высокими навыками оценки и оптимизации |
2 | ОК 03 | Не знает о процессах принятия решений Не умеет принимать решения Не владеет навыками ответственности | Знает основные принципы принятия решений Умеет принимать простые решения Владеет основами ответственности | Знает и понимает принятие решений в стандартных ситуациях Умеет принимать решения в стандартных ситуациях Владеет навыками ответственности в стандартных ситуациях | Знает и умеет принимать решения в сложных ситуациях Умеет принимать оптимальные решения в сложных ситуациях Владеет высокими навыками ответственности |
3 | ОК 04 | Не знает, как искать информацию Не умеет использовать информацию Не владеет навыками поиска информации | Знает, как найти информацию Умеет использовать элементарные источники Владеет начальными навыками поиска информации | Знает, как использовать информацию в работе Умеет использовать информацию для решения задач Владеет навыками поиска и анализа информации | Систематически использует информацию для развития Умеет находить и использовать информацию эффективно Владеет высокими навыками поиска и анализа информации |
4 | ОК 05 | Не знает основ ИКТ Не умеет использовать ИКТ Не владеет навыками работы с ИКТ | Знает основные инструменты ИКТ Умеет использовать базовые инструменты ИКТ Владеет начальными навыками работы с ИКТ | Знает инструменты ИКТ и их применение в работе Умеет использовать ИКТ для выполнения задач Владеет навыками работы с ИКТ на должном уровне | Знает продвинутые инструменты ИКТ и их оптимизация Умеет творчески применять ИКТ в своей работе Владеет высокими навыками работы с ИКТ |
5 | ОК 09 | Не знает о правовой базе Не умеет анализировать правовую базу Не владеет навыками работы с правовой информации | Знает основные изменения правовой базы Умеет следить за изменениями Владеет начальными навыками работы с правовой информацией | Знает и понимает изменения правовой базы Умеет анализировать и оценивать изменения Владеет навыками работы и их анализа | Отлично ориентируется в изменениях правовой базы Умеет предвосхищать изменения и их влияние Владеет высокими навыками анализа правовой информации |
1.4 Формы контроля и оценки результатов освоения дисциплины
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении курса обучения.
Текущий контроль результатов освоения учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием происходит при использовании следующих обязательных форм контроля:
– выполнение практических работ,
- выполнение и защита рефератов
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, тестирование по темам отдельных занятий, заслушивание рефератов, докладов.
Выполнение практических работ.
Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний, овладения профессиональными компетенциями. В ходе практической работы студенты приобретают умения, предусмотренные рабочей программой общеобразовательного предмета, учатся самостоятельно осуществлять поиск необходимого законодательства и толковать его в соответствии с поставленной задачей, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.
Сводная таблица по применяемым формам и методам текущего контроля и оценки результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
1. Анализ и интерпретация нормативных актов в области финансового права 2. Применение правовых норм для решения ситуационных задач 3. Создание и оформление документов, связанных с финансами 4. Защита прав субъектов финансового права 5. Оценка законодательных инициатив и их влияния на бюджетный процесс | - Контрольный тест (письменный тест) - Решение ситуационных задач (письменный отчет) - Комплект документов для получения кредита (письменный отчет) - Письменный отчет (защита прав субъектов) - Индивидуальная работа (таблица по внебюджетным фондам) |
Усвоенные знания: | |
1. Основные понятия и категории финансового права 2. Структура и функция бюджетной системы Российской Федерации 3. Правила правового регулирования государственных и муниципальных финансов 4. Принципы и механизмы финансового контроля 5. Основы налогового права и его влияние на финансовые отношения 6. Механизмы денежно-кредитной и инвестиционной политики | - Контрольный тест (письменный тест) - Решение ситуационных задач (письменный отчет) - Комплект документов для получения кредита (письменный отчет) - Письменный отчет (защита прав субъектов) - Индивидуальная работа (таблица по внебюджетным фондам) - Контрольный тест (письменный тест) - Контрольный тест (письменный тест) - Письменный отчет (решение задач) - Тестирование - Письменный отчет (контрольные вопросы) - Письменный отчет (комплект документов кредита) |
1.5. Система оценивания комплекта оценочных средств текущего контроля
При оценивании практической работы студента учитывается следующее:
- качество и своевременность выполнения практической части работы;
- качество устных ответов на вопросы при работе на семинарах.
Каждый вид работы может быть оценен в разных системах оценивания, в зависимости от того, какая конкретная система оценивания выбрана педагогом. Например, в пятибалльной системе оценки ставятся следующим образом:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Комплект средств для оценки освоенных умений, проверки знаний и сформированности компетенций по учебной дисциплине.
Контрольные задания и иные материалы оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины ОП.09 Финансовое право.
Контрольные задания и иные материалы оценки знаний
Тема 1.1. Финансовое право, как отрасль российского права
Ход работы: Изучение основ финансового права и его место в системе российского законодательства.
Задание: Контрольный тест по теме (письменный тест).
Тема 1.2. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований
Ход работы: Анализ финансовой деятельности и ее воздействия на государственные и муниципальные образования.
Задание: Контрольный тест по теме (письменный тест).
Тема 1.3. Субъекты финансового права
Ход работы: Определение прав и обязанностей различных субъектов финансового права.
Задание: Защита прав субъектов финансового права (письменный отчет).
Тема 1.4. Финансовый контроль
Ход работы: Изучение принципов и методов финансового контроля в государственном секторе.
Задание: Тестирование по теме.
Тема 2.1. Бюджет и бюджетная система РФ
Ход работы: Понимание структуры и функций бюджетной системы Российской Федерации.
Задание: Контрольный тест по теме (письменный тест).
Тема 2.2. Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов
Ход работы: Освоение норм, регулирующих финансовые отношения в государственном и муниципальном секторах.
Задание: Решение ситуационных задач (письменный отчет).
Тема 2.3. Правовой режим целевых бюджетных фондов в РФ и основы социальной политики государства
Ход работы: Определение функций целевых бюджетных фондов и их правовых основ.
Задание: Таблица «Компетенция государственных внебюджетных фондов» (индивидуальная работа).
Тема 2.4. Бюджетный процесс РФ
Ход работы: Изучение этапов составления и исполнения бюджета.
Задание: Решение ситуационных задач (письменный отчет).
Тема 2.5. Налоговое право
Ход работы: Изучение основ налогового права, налоговых систем и налоговых отношений.
Задание: Контрольные вопросы по теме (письменный отчет).
Тема 2.6. Правовые основы денежно-кредитной, инвестиционной и антиинфляционной политики
Ход работы: Понимание механизмов, применяемых для регулирования денежной массы и инвестиционной деятельности.
Задание: Комплект документов для получения кредита (письменный отчет).
Темы и вопросы к семинарским занятиям
Обсуждение ключевых понятий в финансовом праве.
Анализ изменений в бюджетном законодательстве.
Дискуссия о роли субъектов финансового права в современных условиях.
Изучение практических случаев применения финансового контроля.
2.1. Задания для текущего контроля
Описать типовые задания для оценки сформированности умений и уровня усвоения знаний:
1) Выполнение тестовых заданий
Типовое задание: Контрольный тест по теме "Бюджет и бюджетная система РФ"
Форма представления: Письменный тест, состоящий из 15 вопросов с выбором одного или нескольких правильных ответов.
Пример вопросов:
1. Что такое бюджет?
A) Документ, содержащий финансовый план государства
B) Экономическая категория
C) Налог, взимаемый с граждан
2. Какова основная цель бюджетного процесса?
A) Обеспечение устойчивого экономического развития
B) Сбор налогов
C) Установление налоговой нагрузки
3. Какие из следующих фондов относятся к бюджетным?
A) Пенсионный фонд
B) Фонд коммунального хозяйства
C) Фонд содействия занятости
Метод контроля: Оценка производится по количеству правильных ответов. Минимальный проходной балл — 70% правильных ответов.
2) Выполнение практической работы
Типовое задание: Составление и оформление бюджета муниципального образования на основании предоставленных данных.
Форма представления: Письменный отчет и составленный бюджет (таблица).
Сценарий: Студенту предоставляются данные о доходах и расходах муниципального образования за предыдущий год, а также прогнозы на следующий год.
Задание:
- Составить проект бюджета, учитывая текущие данные и прогнозы.
- Оформить бюджет в виде таблицы с указанием статей доходов и расходов.
- Написать краткую пояснительную записку, обосновывающую выбранные расходы и доходы.
Критерии оценивания:
Соответствие составленного бюджета предоставленным данным.
Правильность оформления таблицы.
Логика и обоснованность пояснительной записки.
Оригинальность предложений по оптимизации бюджета.
3) Выполнение ситуационных заданий
Типовое задание: Анализ ситуации на примере конкретного кейса с нарушением финансового законодательства.
Форма представления: Письменный отчет с анализом ситуации.
Сценарий: Представляется кейс, в котором описывается ситуация, когда муниципальное образование несет убытки из-за нарушения финансовых норм при составлении бюджета.
Задание:
Проанализировать представленный кейс.
Указать на основные нарушения и возможные последствия для муниципального образования.
Предложить меры по устранению возникших проблем и предотвращению их в будущем.
Критерии оценивания:
Уровень анализа и выявление ключевых проблем.
Реалистичность предложенных решений.
Логичность и последовательность изложения.
2.1.1. Оценочные средства для тестирования.
Тест по теме "Финансовое право, как отрасль российского права"
Вопросы
1. Что из перечисленного является предметом финансового права?
A) Правила, регулирующие финансовую деятельность органов власти
B) Уголовные наказания
C) Установление простых обязательств
2. К каким из следующих отношениям относится финансовое право?
A) Гражданские правоотношения
B) Административные правоотношения
C) Финансовые правоотношения
3. Какой из следующих актов является основным источником финансового права в РФ?
A) Уголовный кодекс
B) Бюджетный кодекс
C) Гражданский кодекс
4. Что подразумевается под понятием "государственный бюджет"?
A) Учет обязательств граждан
B) План доходов и расходов государства на определенный период
C) Документ, фиксирующий долговые обязательства компании
5. Какой орган несет ответственность за исполнение федерального бюджета в Российской Федерации?
A) Президент Российской Федерации
B) Правительство Российской Федерации
C) Верховный суд Российской Федерации
6. В какие обстоятельства финансовое право регулирует налогообложение?
A) Только для физических лиц
B) Для физических и юридических лиц, а также организаций
C) Исключительно для юридических лиц
7. Что из этого можно отнести к методам финансового регулирования?
A) Административные меры
B) Налоговые льготы
C) Уголовные наказания
8. Каково значение финансового контроля в финансовом праве?
A) Обеспечение соблюдения финансового законодательства
B) Предотвращение уголовных преступлений
C) Формирование финансовых обязательств
9. Какие из следующих фондов можно отнести к целевым бюджетным фондам?
A) Пенсионный фонд России
B) Фонд соцстраха
C) Ипотечный фонд
10. Кто имеет право на защиту своих прав в области финансового права?
A) Только юридические лица
B) Любые граждане и юридические лица
C) Только государственные органы
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | С | В | В | В | В | В | А | А | В |
Тест по теме "Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований"
Вопросы
1. Что такое финансовая политика государства?
A) Совокупность мероприятий по управлению финансовыми ресурсами
B) Политика в сфере социальной защиты
C) Внешнеэкономическая политика страны
2. Какой из следующих источников финансирования можно отнести к государственным?
A) Частные инвестиции
B) Налоги
C) Заемные средства юридических лиц
3. Какой орган отвечает за финансирование государственных программ?
A) Министерство внутренних дел
B) Министерство финансов
C) Центральный банк
4. Что из следующего является основным элементом бюджета муниципального образования?
A) Планы по улучшению инфраструктуры
B) План доходов и расходов
C) Программы развития местного самоуправления
5. Какой из следующих налогов является федеральным?
A) Налог на имущество физических лиц
B) Налог на прибыль организаций
C) Земельный налог
6. Какой из перечисленных платежей относится к местным налогам?
A) Налог на добавленную стоимость
B) Торговый сбор
C) Налог на доходы физических лиц
7. Что подразумевается под понятием "финансирование муниципальных образований"?
A) Вложение средств в частные компании
B) Обеспечение муниципальных нужд и услуг за счет местного бюджета
C) Поддержка национальной безопасности
8. Какое из следующих понятий отражает понятие "выделение бюджетных средств"?
A) Увеличение налогов
B) Процесс утверждения и распределения финансирования для реализации программ
C) Снижение задолженности
9. Что из перечисленного является целью финансового контроля на уровне государства и муниципальных образований?
A) Проверка депутатов
B) Оптимизация расходов бюджетных средств
C) Установление новых налогов
10. Какой из следующих фондов финансируется за счет средств местных бюджетов?
A) Федеративный фонд
B) Фонд капитального ремонта
C) Пенсионный фонд
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
Тестирование
Тема: «Финансовый контроль».
1. Что такое финансовый контроль?
a) Процесс учета всех финансовых операций
b) Оценка финансового состояния субъекта
c) Проверка и оценка соответствия финансовой деятельности законодательству и нормативам
2. Какие формы финансового контроля существуют?
a) Внутренний и внешний
b) Кассовый и бухгалтерский
c) Личный и групповой
3. Кто является основным органом государственного финансового контроля в России?
a) Министерство финансов РФ
b) Счетная палата РФ
c) Федеральная налоговая служба
4. Какой из следующих видов контроля относится к внутреннему?
a) Аудиторская проверка
b) Контроль со стороны прокуратуры
c) Проверка финансовых отчетов внутри организации
5. Что является основным объектом финансового контроля?
a) Государственные расходы
b) Бюджет
c) Финансовые правоотношения
6. Какой из методов финансового контроля подразумевает проверку документов?
a) Аналитический
b) Инспекционный
c) Контрольный
7. Что означает «аудиторский контроль»?
a) Проверка бухгалтерии организации
b) Оценка эффективности и результативности управления финансовыми ресурсами
c) Проверка платежеспособности клиента
8. Какой из перечисленных показателей является критерием для оценки финансового контроля?
a) Выполнение бюджета
b) Оценка среднемесячных зарплат
c) Объем производства
9. К какому виду контроля относится участие контролирующих органов в проверке использования бюджетных средств?
a) Нормативный
b) Оперативный
c) Предварительный
10. Какой из следующих документов часто используется для проведения аудита?
a) Кассовый отчет
b) Баланс предприятия
c) Налоговая декларация
11. Что означает термин «финграмотность» в контексте финансового контроля?
a) Умение управлять личным бюджетом
b) Знание принципов финансового контроля
c) Умение разбираться в финансовых отчетах
12. Какой орган может проводить внеплановую проверку финансового контроля?
a) Губернатор региона
b) Банк России
c) Счетная палата РФ
13. Какой из следующих видов финансового контроля не выполняется государственными органами?
a) Государственный
b) Внутренний
c) Внешний
14. Что такое финансовый мониторинг?
a) Постоянное наблюдение за финансовыми операциями
b) Анализ финансовых отчетов
c) Разработка финансовой стратегии
15. Какой из перечисленных аспектов не является целью финансового контроля?
a) Повышение доходов
b) Установление фактов нарушений
c) Обеспечение прав граждан
16. Кто может быть субъектом финансового контроля?
a) Только государственные органы
b) Государственные и негосударственные организации
c) Только коммерческие организации
17. Какая из следующих функций не относится к функциям финансового контроля?
a) Прогнозирование
b) Анализ
c) Проектирование
18. Какое направление финансового контроля наиболее актуально в условиях кризиса?
a) Внешний контроль
b) Стратегический контроль
c) Оперативный контроль
19. Какой из методов зафиксирован для повышения эффективности финансового контроля?
a) Автоматизация процессов контроля
b) Упрощение отчетности
c) Увеличение количества проверок
20. Как взаимодействуют органы государственного контроля с общественностью?
a) Путем открытых отчетов
b) По запросу
c) Прозрачностью своей деятельности
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
с | a | b | c | c | b | b | a | c | b | b | c | b | a | a | b | c | c | a | c |
Тест по теме "Бюджет и бюджетная система РФ"
Вопросы
1. Что такое бюджет?
A) План доходов и расходов государства на определенный период
B) Документ, фиксирующий обязательства граждан
C) Справочник по налоговым ставкам
2. Какой из документов является основным в бюджетной системе Российской Федерации?
A) Уголовный кодекс
B) Бюджетный кодекс
C) Гражданский кодекс
3. Какой уровень бюджета существует в России?
A) Федеральный
B) Региональный
C) Муниципальный
D) Все вышеперечисленное
4. Кто разрабатывает проект федерального бюджета?
A) Президент Российской Федерации
B) Министерство финансов Российской Федерации
C) Федеральное собрание
5. Что представляет собой консолидированный бюджет?
A) Сводный бюджет всех уровней
B) Бюджет одного муниципального образования
C) Бюджет только регионального уровня
6. Когда принимается федеральный бюджет на следующий финансовый год?
A) Не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому
B) Не позднее 1 января планового года
C) Не позднее 1 марта года, предшествующего плановому
7. Какое из следующих понятий относится к источникам доходов бюджета?
A) Прямые иностранные инвестиции
B) Налоги
C) Долговые обязательства
8. Что такое дефицит бюджета?
A) Превышение доходов над расходами
B) Превышение расходов над доходами
C) Уравновешенность доходов и расходов
9. Какой орган осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета?
A) Суд
B) Счетная палата Российской Федерации
C) Министерство юстиции
10. Какой из следующих бюджетов отвечает за финансирование местных нужд?
A) Федеральный бюджет
B) Региональный бюджет
C) Муниципальный бюджет
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | В | D | В | А | А | В | В | В | C |
Тест по теме "Налоговое право"
Вопросы
1. Что такое налог?
A) Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц
B) Добровольный взнос на развитие науки
C) Платежи за коммунальные услуги
2. Какой из следующих налогов является прямым?
A) Налог на добавленную стоимость (НДС)
B) Налог на прибыль организаций
C) Акциз
3. Что обозначает термин "налоговая база"?
A) Ставка налога, применяемая к базовой величине
B) Финансовые ресурсы, извлекаемые государством
C) Установленная величина, на которую начисляется налог
4. Какой налог исчисляется с доходов физических лиц?
A) Налог на имущество
B) Налог на добавленную стоимость
C) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
5. Какое из следующих утверждений о налоговых льготах является верным?
A) Налоговые льготы предоставляют полное освобождение от налогов
B) Налоговые льготы могут применяться только к налогам на прибыль
C) Налоговые льготы могут быть установлены для отдельных категорий налогоплательщиков
6. Какое ведомство отвечает за контроль за соблюдением налогового законодательства в России?
A) Министерство финансов
B) Федеральная налоговая служба
C) Центральный банк
7. Что такое налоговое обложение?
A) Процесс определения налога и его уплаты налогоплательщиком
B) Процесс получения налоговых вычетов
C) Процесс сбора долгов по налогам
8. Что может быть предметом налогообложения?
A) Дома и квартиры
B) Доходы физических лиц
C) Весь вышеперечисленный период
9. Каковы последствия за неуплату налогов?
A) Увеличение налоговой ставки
B) Уголовная ответственность
C) Лифт в налоговую службу
10. Какой закон регулирует налоговое право в Российской Федерации?
A) Гражданский кодекс
B) Налоговый кодекс
C) Уголовный кодекс
Эталоны ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | В | C | C | C | В | А | С | В | В |
Критерии и шкала оценки: при тестовой форме проведения аттестации оценка «отлично» выставляется при наличии до 95% правильных ответов, оценка «хорошо» - от 94% до 85% правильных ответов, оценка «удовлетворительно» - от 84% до 75% правильных ответов.
Методические указания по организации и процедуре оценивания
Тестирование проводится на заключительном занятии по данной теме/разделу, обучающиеся получают тест на бумажном носителе (выведен на экране/ написан на доске) и отвечают письменно. На тестирование дается 15 мин. Проверка проводится преподавателем в соответствии с ключом после окончания учебного занятия, результаты озвучиваются обучающимся на следующем учебном занятии.
2.1.2. Оценочные средства для выполнения практических работ Ситуационные задачи по темам "Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов" и "Бюджетный процесс РФ"
Задачи
Задача 1 В муниципальном образовании выделены средства на строительство новой школы. Однако в процессе реализации проекта возникли дополнительные расходы. Какой порядок внесения изменений в местный бюджет необходимо соблюдать?
Задача 2 В связи с изменением демографической ситуации в регионе, область нуждается в пересмотре бюджета на социальные программы. Какие шаги должны предпринять органы исполнительной власти для перераспределения бюджетных средств?
Задача 3 Муниципалитет хочет провести аудит использованных бюджетных средств. Какие правовые акты регулируют проведение такого аудита, и кто осуществляет его контроль?
Задача 4 Регион хочет привлечь дополнительные финансирования из федерального бюджета для улучшения инфраструктуры. Какие меры могут быть предприняты для привлечения субсидий и дотаций?
Задача 5 В местной администрации было решено сократить финансирование некритичных отраслей в условиях дефицита бюджета. Какие правовые нормы следует учитывать при принятии таких решений?
Задача 6 В результате проверки финансовых отчетов выяснилось, что были допущены нарушения в использовании бюджетных средств. Какие действия следует предпринять местным властям для устранения последствий и предотвращения повторения ситуации?
Задача 7 В регионе планируется увеличение расходов на здравоохранение, что требует пересмотра предстоящего бюджета. Каковы основные этапы этого процесса согласно законодательству?
Задача 8 Областное правительство решило изменить структуру своего бюджета, добавив новую статью на финансирование культурных мероприятий. Какое решение должно быть принято и какой документ подготовлен для этого?
Задача 9 Безопасность на муниципальных выборах требует дополнительных расходов на правоохранительные органы. Какие шаги следует предпринять для выделения средств из городского бюджета на эти цели?
Задача 10 Область получила дотацию из федерального бюджета на поддержку спорта. Какие ограничения могут быть наложены на использование этих средств и как они должны быть задокументированы?
Критерии оценивания
Оценка | Полнота ответа | Правильность правовых норм | Логика изложения | Практическая применимость предложенных решений |
5 (Отлично) | Полный и исчерпывающий ответ, охватывающий все аспекты задачи. | Правильные и адекватные ссылки на законодательные акты, использование юридической терминологии. | Четкая и логичная структура ответа; все части отвечают на вопрос. | Все предложения реалистичны и могут быть реализованы на практике. |
4 (Хорошо) | Ответ практически полный, однако незначительные детали отсутствуют. | В основном правильные ссылки, но имеются незначительные неточности. | В целом логичный ответ, но местами есть неясности. | Большинство предложений могут быть применены, но имеются мало реалистичные идеи. |
3 (Удовлетворительно) | Ответ неполный, основные аспекты освещены, но недостаточно детали. | Ошибки в ссылках на законодательство, но структура позволяет понять суть. | Ответ слабо структурирован, логические связи неочевидны. | Некоторые предложения трудно приемлемы или затруднительны для практического применения. |
2 (Неудовлетворительно) | Ответ минимально касается вопроса, принципиально неверен. | Отсутствие ссылок на законодательство или серьезные ошибки в правоприменении. | Ответ непоследователен, труден для понимания. | Предложения непрактичные, не учитывают реальных условий исполнения. |
Таблица: Компетенция государственных внебюджетных фондов
Задания для студентов
Анализ функций фондов: Выберите один из внебюджетных фондов и проанализируйте его функции и задачи. Подготовьте краткий доклад о том, как этот фонд взаимодействует с другими государственными структурами.
Сравнительный анализ: Выберите два внебюджетных фонда и проведите сравнительный анализ их задач и функций. Какие из них наиболее пересекаются, а в чем различия?
Исследование реальных кейсов: Изучите несколько случаев успешного и проблемного выполнения функций одного из внебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда). Подготовьте презентацию на основе вашего исследования.
Проблематика и перспективы: Проанализируйте проблемы, с которыми сталкиваются внебюджетные фонды в России, и предложите свои идеи по их преодолению. Напишите эссе объемом 3-5 страниц.
Практическое применение: Предложите проект, который мог бы улучшить работу одного из внебюджетных фондов. Опишите его основные аспекты, целевую аудиторию и ожидаемые результаты.
Дискуссия: Устраивайте групповую дискуссию по вопросу: "Как улучшить взаимодействие внебюджетных фондов с населением?" Подготовьте свои аргументы и контраргументы.
Практическая работа
Темы: «Правовой режим целевых бюджетных фондов в РФ и основы социальной политики государства».
Задание 1. Анализ правового режима целевых бюджетных фондов
Напишите эссе на тему: "Правовой режим целевых бюджетных фондов в Российской Федерации." Рассмотрите роль целевых бюджетных фондов в финансовой системе, их назначение и основные функции.
Задание 2. Сравнительный анализ
Проведите сравнительный анализ целевых бюджетных фондов и других видов фондов (например, резервных и стабилизационных) в России. Укажите их отличия по ключевым критериям, таким как источники формирования, цели использования, правовые основы.
Задание 3. Оценка социальной политики
Исследуйте основы социальной политики государства в России. Напишите отчет о том, как целевые бюджетные фонды влияют на социальную политику, приводя примеры конкретных социально значимых программ (например, медицинское страхование, пенсионное обеспечение и т.д.).
Практическая работа
Темы: «Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов».
1. Общие принципы финансового законодательства:
Рассмотрите основные принципы, заложенные в Бюджетном кодексе РФ.
Осветите основные задачи правового регулирования на уровне государства и муниципалитетов.
2. История и эволюция законодательства:
Дайте краткий обзор изменений в правовом регулировании государственных и муниципальных финансов за последние 10-20 лет.
Проанализируйте влияние экономических и социальных изменений на правовые нормы.
3. Финансовая самодостаточность муниципальных образований:
Оцените, какие факторы влияют на финансовую самостоятельность муниципалитетов.
Исследуйте механизмы, позволяющие муниципалитетам увеличивать свои доходы.
4. Анализ бюджетных процессов:
Рассмотрите основные этапы бюджетного процесса, включая планирование, исполнение и отчетность.
Оцените значимость общественного участия в бюджетном процессе.
5. Сравнительный анализ:
Проведите сравнительный анализ законодательства о государственных и муниципальных финансах в России с аналогичными системами других стран.
Критерии оценивания практической работы
Оценка | Критерии | Описание |
5 (Отлично) | Полнота изложения | Тема раскрыта полностью, все вопросы заданы и тщательно проанализированы. |
| Глубина анализа и критическое осмысление | Указание на различные точки зрения, обсуждение альтернативных подходов, наличие собственных выводов. |
| Правильность использования терминологии и понятий | Использование правильной юридической терминологии и понятий. |
| Структура работы | Четкая и логичная структура, наличие введения, основной части и вывода. |
| Практическая применимость результатов | Рекомендации и выводы имеют практическую значимость и могут быть применены в реальных ситуациях. |
4 (Хорошо) | Полнота изложения | Основные вопросы раскрыты, но есть незначительные упущения. |
| Глубина анализа | Указание на несколько точек зрения, но недостаток критического осмысления. |
| Правильность использования терминологии | В основном корректное использование терминов, но есть некорректные формулировки. |
| Структура работы | В целом логичная структура, но есть небольшие недостатки или несоответствия. |
| Практическая применимость результатов | Выводы имеют практическую ценность, но не все рекомендации проработаны до конца. |
3 (Удовлетворительно) | Неполное раскрытие темы | Несоблюдение основных аспектов, ответ на вопросы частично затронут. |
| Нехватка анализа | Обсуждение ограничено, отсутствует критическое мышление. |
| Ошибки в терминологии | Присутствуют незначительные ошибки в использовании юридических терминов. |
| Структура работы | Незначительные проблемы с логикой изложения, отсутствие четкого деления на части. |
| Ограниченная практическая значимость | Рекомендации имеют малую практическую ценность, не все аспекты учтены. |
2 (Неудовлетворительно) | Слабое или неадекватное раскрытие темы | Основные вопросы не рассмотрены, работа поверхностная. |
| Отсутствие анализа | Нет критического осмысления, работа воспринимается как набор фактов. |
| Значительные ошибки в терминологии | Частое использование неверных терминов и понятий. |
| Неправильная структура работы | Нет логической последовательности, отсутствуют ключевые элементы (введение, выводы). |
| Нереалистичные или неуместные рекомендации | Предложенные решения не имеют обоснования и не могут быть применены на практике. |
2.1.3. Оценочные средства для письменного опроса
Письменный опрос
Перечень вопросов
1.Финансы как одна из сторон экономических отношений общества. Необходимость функционирования финансов. Функции финансов. Соотношение понятий: «финансы» и «деньги».
2. Экономический аспект финансовой системы. Состав финансовой системы Российской Федерации. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
3.Назначение финансового права. Финансовое право как совокупность юридических норм. Предмет финансового права.
4.Принципы российского финансового права. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права. Система и источники финансового права.
5.Понятие и особенности финансово-правовой нормы. Содержание финансово-правовых норм. Классификация финансово-правовых норм. Логическая структура нормы финансового права.
6.Понятие, особенности и виды финансово-правовых отношений. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
1. Что такое бюджет?
2. Какие виды бюджетов существуют в РФ?
3. Каковы основные принципы бюджетной системы РФ?
4. Какие органы власти участвуют в формировании и исполнении бюджета?
5. Каковы основные этапы бюджетного процесса?
6. Какие источники доходов бюджета РФ?
7. Какие статьи расходов бюджета РФ?
8. Как осуществляется контроль за исполнением бюджета?
9. Какие органы власти контролируют исполнение бюджета?
10. Какие цели бюджетной политики РФ?
11. Какие направления совершенствования бюджетной системы РФ?
1. Какие основные элементы налогового законодательства существуют в Российской Федерации?
2. Какова роль Налогового кодекса РФ в регулировании налоговых отношений?
3. В чем отличие между прямыми и косвенными налогами? Приведите примеры.
4. Какова структура налогов на доходы в России?
5. Какие условия должны быть выполнены для возникновения налоговой обязанности?
6. Что такое налоговые декларации и зачем они нужны?
7. Как осуществляется контроль за соблюдением налогового законодательства в России?
8. Какие меры ответственности предусмотрены за налоговые правонарушения?
9. Как цифровизация влияет на налоговое администрирование?
10. Какие изменения в налоговом праве были введены в последние годы и как они отражаются на налогоплательщиках?
Шкала оценивания:
менее 30% правильных ответов – неудовлетворительно;
от 30 до 50% правильных ответов – удовлетворительно;
от 51 до 75% - хорошо;
свыше 75% правильных ответов – отлично
Критерии оценки
Балл | Теоретические вопросы | Практические вопросы |
«Отлично» | Изложение полное, правильное, отражающее содержание задания, грамотный анализ результатов, осознанное применение профессиональных понятий и терминов. Ответы на вопросы излагаются обоснованно, четко, логично. Изложение вопроса подтверждается ссылками на законодательство и примерами реализации названных положений на практике | Самостоятельное и безошибочное решение профессиональных задач, аккуратное оформление результатов со ссылкой на статьи нормативно-правовых актов. |
«Хорошо» | Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный, правильный; есть неточности в изложении материала (две-три ошибки, при которых ответ может быть признан правильным, но недостаточно полным, а также ошибки типа описки, оговорки), легко исправляемые по дополнительным вопросам, осознанное применение профессиональных понятий и терминов и нормативно-правовых актов. | Правильное решение профессиональных задач, допущены неточности при оформлении результатов |
«Удовлетворительно» | Ответ в основном правильный, обучающийся владеет материалом, затрудняется самостоятельно раскрыть содержание терминов, понятий. Ответы на вопросы излагаются непоследовательно, с ошибками (одна две по существу заданного вопроса: в наиболее важных понятиях и терминах) | Недостаточно самостоятельное решение профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, неточное использование нормативно-правовых документов при решении ситуаций. |
«Неудовлетворительно» | Ответы неправильные, не даются ответы на вспомогательные вопросы, допущены существенные ошибки в изложении и анализе полученных результатов, незнание нормативно-правовых актов | Обучающийся допускает существенные ошибки при решении профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, отсутствие ссылок на нормативное законодательство. |
2.2. Задания для итогового контроля
2.2.1. Экзаменационные вопросы
Экзаменационные вопросы по дисциплине "Финансовое право"
1. Что такое финансовое право?
2. Каковы основные источники финансового права?
3. Каково значение бюджета в финансовом праве?
4. Представьте основные принципы бюджетного процесса.
5. Какие виды бюджета существуют в финансовом праве?
6. Кто отвечает за исполнение бюджета?
7. Какие органы осуществляют финансовый контроль?
8. В чем заключается государственное регулирование финансовых отношений?
9. Каковы права и обязанности налогоплательщиков?
10. Что такое налог и какие существуют его виды?
11. Как производится налоговое администрирование?
12. В чем отличие налогов от сборов?
13. Каковы принципы налогообложения?
14. Что такое налоговая база?
15. Как определяется налоговая ставка?
16. Что такое налоговое законодательство?
17. Какова роль международного права в налоговом регулировании?
18. Как осуществляется правовой режим государственных и муниципальных финансов?
19. Каковы основы финансовой политики государства?
20. Какие меры могут быть приняты в случае дефицита бюджета?
21. В чем заключаются основные функции финансового права?
22. Как идет процесс составления бюджета?
23. Что такое государственный долг?
24. Каковы причины возникновения государственного долга?
25. Какие последствия может иметь высокая задолженность государства?
26. В чем разница между государственными и частными финансами?
27. Что такое денежно-кредитная политика?
28. Какова роль Центрального банка в финансовой системе?
29. Как фиксируются расходы бюджета?
30. Каковы виды финансовых нарушений?
31. Что такое финансовая ответственность?
32. Каковы последствия уклонения от уплаты налогов?
33. Как осуществляется судебная защита финансовых прав?
34. Что такое защита прав потребителей в финансовом праве?
35. Каковы основные аспекты финансовой отчетности?
36. Каковы требования к бухгалтерскому учету в финансовом праве?
37. Что такое лицензирование финансовых учреждений?
38. Каково значение банковского регулирования?
39. Что такое страхование и как оно регулируется?
40. Какова роль финансовых рынков в экономике?
41. Что такое инвестиционное право?
42. Какие виды финансовых операций существуют?
43. Как происходит контроль за исполнением бюджета?
44. Что такое фискальная политика?
45. Каковы риски в финансовом праве?
46. Как ведется учет финансовых операций?
47. Что такое инвестиционные фонды?
48. Как осуществляется государственное финансирование образования?
49. Как влияет экономика на финансовое законодательство?
50. Каковы права граждан в финансовых отношениях?
51. Что такое финансовые инструменты?
52. Как действуют контрольные органы в сфере финансов?
53. Каковы принципы международного налогообложения?
54. В чем суть прозрачности финансового управления?
55. Как производится оценка бюджетной эффективности?
56. Что такое финансовая ликвидность?
57. Как регулируются ценные бумаги в финансовом праве?
58. Что такое внешние и внутренние заимствования?
59. Как осуществляется сотрудничество государства с международными финансовыми организациями?
60. Каковы задачи и цели финансового права?
Экзаменационные задания по дисциплине "Финансовое право"
1. Схема бюджетного процесса: Изобразите основные этапы бюджетного процесса в виде схемы, указывая ключевые органы, участвующие на каждом этапе.
2. Таблица видов налогов: Создайте таблицу, в которой перечислите основные виды налогов с кратким описанием, ставками и примерами.
3. Схема налогового администрирования: Изобразите схему налогового администрирования, включая этапы от начисления налога до его уплаты.
4. Сравнительный анализ налоговых систем: Составьте таблицу, сравнивающую налоговые системы двух разных стран по ключевым критериям (налоговые ставки, виды налогов, налоговые льготы).
5. Кейс по финансовым нарушениям: Приведите реальный случай финансового нарушения и проанализируйте его с точки зрения финансового права, указывая возможные последствия.
6. Схема банковского регулирования: Изобразите схему, показывающую взаимосвязь органов банковского регулирования и контролируемых ими учреждений.
7. Таблица финансовых прав граждан: Составьте таблицу, перечисляющую основные права граждан в финансовых отношениях, с примерами реализации этих прав.
8. Схема государственного долга: Подготовьте схему, объясняющую структуру государственного долга и его виды (внутренний, внешний).
9. Инфографика о штрафах за налоговые нарушения: Создайте инфографику, показывающую различные виды штрафов за налоговые нарушения и их размеры.
10. Схема финансовой ответственности: Изобразите схему, объясняющую виды финансовой ответственности и их основанию (административная, уголовная, гражданская).
11. Таблица принципов налогообложения: Создайте таблицу с перечислением основных принципов налогообложения (справедливость, стабильность, простота и т.д.) и их объяснением.
12. Краткий обзор международного налогообложения: Подготовьте творческое задание, в котором вы бы изложили ключевые принципы международного налогообложения.
13. Сложение договоров о займах: Представьте два образца договоров о займе и проведите их анализ с точки зрения финансового права.
14. Схема денежно-кредитной политики: Изобразите схему процесса разработки и реализации денежно-кредитной политики Центрального банка.
15. Таблица государственных расходов: Создайте таблицу, показывающую основные статьи государственных расходов и их долю в общем бюджете.
16. Творческое эссе о будущем налогообложения: Напишите эссе о том, как вы видите будущее налогообложения в условиях цифровой экономики.
17. Сравнительный анализ публично-частного партнерства: Подготовьте сравнительный анализ примеров проектов публично-частного партнерства (ПЧП) в разных отраслях.
18. Кейс на тему фискальной политики: Предложите практическое задание по анализу фискальной политики государства в условиях экономического кризиса.
19. Схема финансового контроля: Изобразите схему, показывающую механизмы финансового контроля на разных уровнях управления (государственный, местный).
20. Таблица об ответственности налоговиков: Создайте таблицу, в которой будут перечислены права и обязанности налоговых органов.
21. Схема механизмов стимулирования инвестиций: Подготовьте схему, показывающую механизмы государственной поддержки и стимулирования инвестиций.
22. Таблица отраслевого финансирования: Создайте таблицу ключевых отраслей экономики и источников их финансирования.
23. Схема правового регулирования финансовых рынков: Изобразите схему, показывающую структуру правового регулирования финансовых рынков.
24. Кейс по контролю за затратами: Приведите пример из практики по контролю за государственными расходами и проанализируйте его.
25. Творческое задание на тему прозрачности финансового управления: Напишите краткое эссе о важности прозрачности в финансовом управлении и её влиянии на доверие граждан.
Критерии оценки
Балл | Теоретические вопросы | Практические вопросы |
«Отлично» | Изложение полное, правильное, отражающее содержание задания, грамотный анализ результатов, осознанное применение профессиональных понятий и терминов. Ответы на вопросы излагаются обоснованно, четко, логично. Изложение вопроса подтверждается ссылками на законодательство и примерами реализации названных положений на практике | Самостоятельное и безошибочное решение профессиональных задач, аккуратное оформление результатов со ссылкой на статьи нормативно-правовых актов. |
«Хорошо» | Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный, правильный; есть неточности в изложении материала (две три ошибки, при которых ответ может быть признан правильным, но недостаточно полным, а также ошибки типа описки, оговорки), легко исправляемые по дополнительным вопросам, осознанное применение профессиональных понятий и терминов и нормативно-правовых актов. | Правильное решение профессиональных задач, допущены неточности при оформлении результатов |
«Удовлетворительно» | Ответ в основном правильный, обучающийся владеет материалом, затрудняется самостоятельно раскрыть содержание терминов, понятий. Ответы на вопросы излагаются непоследовательно, с ошибками (одна две по существу заданного вопроса: в наиболее важных понятиях и терминах) | Недостаточно самостоятельное решение профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, неточное использование нормативно-правовых документов при решении ситуаций. |
«Неудовлетворительно» | Ответы неправильные, не даются ответы на вспомогательные вопросы, допущены существенные ошибки в изложении и анализе полученных результатов, незнание нормативно-правовых актов | Обучающийся допускает существенные ошибки при решении профессиональных задач, неаккуратное оформление результатов, отсутствие ссылок на нормативное законодательство. |