Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Менеджмент»

1
0
Материал опубликован 28 January 2018

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ФОКИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А.АФАНАСЬЕВА»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора филиала по УПР

______________ Е.В.Николаева

«____»____________ 2017г.

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХСРЕДСТВ

по учебной дисциплине

ОП 03. МЕНЕДЖМЕНТ

Специальность

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Форма обучения: очная

Рассмотрен и одобрен на заседании

Председатель: _____________ Н.А.Петракова

2017 г.

Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине ОП. 03 Менеджмент разработан на основе, рабочей программы по учебной дисциплине ОП. 03 Менеджмент, утвержденной зам. директора филиала по УПР Николаевой Е.Н.


 

Организация-разработчик:

Фокинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева»

Разработчик:

Алхимова Т.И., преподаватель Фокинского филиала ГАПОУ «БТЭР»

Рецензенты:

_____________________________________________ (внутренний)

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы

_____________________________________________ (внешний)

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

3. Система и материалы контроля

4. Комплект материалов для оценки освоения дисциплины

5. Критерии оценки разных видов контрольно-оценочных средств

4

6

7

38

41

1. Пояснительная записка

Комплект контрольно-оценочных средств (КОС), позволяющих оценить знания, умения и освоенные компетенции уровня подготовки студентов по учебной дисциплине «Менеджмент», разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и является частью программы подготовки специалистов среднего звена.

В результате освоения учебной дисциплины «Менеджмент» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

Умения:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

- анализировать организационные структуры управления;

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- применять эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Знания:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

 

лабораторные занятия

-

практические занятия

20

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Наименование КОСа

Вид контроля

1

Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента

История развития менеджмента.

Сущность, характерные черты современного менеджмента.

Раздел 2. Организация как система управления

Организация как объект менеджмента.

Внешняя и внутренняя среда организации.

Тест

ТК

2

Построение структуры управления организацией.

Практическая работа №1.

ТК

3

Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике

Составление стратегических и тактических планов организации.

Практическая работа №2.

ТК

4

Типы структур управления.

Планирование в системе менеджмента.

Тест

ТК

5

Мотивация и потребности.

Контроль и его виды.

Тест

ТК

6

Применение теорий мотивации на практике.

Практическая работа №3.

ТК

7

Составление плана проведения контроля.

Практическая работа №4.

ТК

8

Раздел 4. Методы и стили менеджмента

Определение стиля управления по «Решетке менеджмента».

Практическая работа №5.

ТК

9

Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений

Разработка управленческих решений с помощью различных методов

Практическая работа №6.

ТК

10

Разработка модели принятия управленческого решения.

Практическая работа №7.

ТК

11

Раздел 6. Коммуникации и деловое общение

Использование приемов достижения расположенности подчиненных.

Практическая работа №8.

ТК

12

Сущность процесса принятия решений.

Коммуникативность и общение в сфере управления.

Тест

ТК

13

Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед.

Практическая работа №9.

ТК

14

Решение заданной конфликтной ситуации.

Практическая работа №10.

ТК

15

Зачетное занятие по дисциплине

Тест

ДЗ

Примечания:

1. * - наименование раздела (темы) берется из рабочей программы дисциплины.

2. ТК – текущий контроль; РК – рубежный контроль; ПА – промежуточная аттестация

(Э – экзамен, З – зачет, ДЗ – дифференцированный зачет).

3. Система и материалы контроля

Система контроля и оценки освоения учебной дисциплины «Менеджмент» соответствует «Положению об итоговой и промежуточной аттестации в ГБОУ СПО ФИТ» и рабочим учебным планам.

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине проводится с целью определения степени соответствия уровня освоения образовательных результатов требованием работодателей, предъявляемых к специалисту – «Бухгалтер».

Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка усвоения образовательных результатов, проводимая преподавателем на текущих занятиях согласно расписанию учебных занятий по специальности.

Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части учебной дисциплины в рамках накопительной системы оценивания.

Итоговый контроль освоения дисциплины проводится в форме дифференцированного зачета, который преследует цель оценить освоение образовательных результатов по дисциплине. Условиями допуска к зачету являются положительные результаты промежуточных аттестаций и выполненные практические работы по курсу дисциплины.

Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний представлен в виде теста. Условием положительной аттестации дисциплины является положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем контролируемым показателям.

Практическая работа №1.

Построение структуры управления организацией.

Выполнение практической работы:

1. Определение типа организационной структуры по заданным схемам по вариантам.

2. Построение структуры управления предприятием (организацией) исходя из заданных структурных подразделений и органов управления:

3. Сравнение правильности построения структуры путем сравнения ее с действующей на предприятии (организации).

4. Анализ работы, выявление ошибок и их причин.

5. Самостоятельное построение организационной структуры по выбору студента.

Вариант 1: ЗАО «Мальцовский портландцемент»:

Генеральный директор

Директор по персоналу

Директор по транспортной логистике

Директор по режиму

Директор по производству

Технический директор

Первый зам. ген. директора по общим вопросам

Главный бухгалтер

Помощник генерального директора

Отдел организации труда и заработной платы

Предприятие промышленного ж/д транспорта

Отдел налогового учета

Служба системы менеджмента качества

Производство №1

Отдел кадров

Пожарная служба

Отдел бухгалтерского учета

Зам директора по производству – главный технолог

Производственно-технологический отдел

Служба капитального строительства

Отдел технического контроля

Экологический отдел

Отдел финансового и бюджетного планирования

Фокинское карьероуправление

Отдел информационных технологий

Цех отгрузки и упаковки

Отдел пром. безопас. и охраны труда

Отдел материально-технического снабжения

Лаборатория

Технический отдел

Цех помола НБЦЗ

Паропроводный цех

Санаторий-профилакторий

Конструкторский отдел

База отдыха

Ремонтно-механический цех

Столовая

Отдел главного механика

Сырьевой цех

Отдел главного энергетика

Цех КИП и автоматики

Диспетчерский отдел сбыта

Электро-ремонтный цех

Юридический отдел

Отдел капитального строительства

Цех обжига НБЦЗ

Административно-хозяйственный отдел

Вариант 2: ОАО «Дятьковский хрусталь»

Вариант 3: ОАО «Ивотстекло»

Практическая работа №2.

Составление стратегических и тактических планов организации.

Составить стратегический и тактический план организации по выбору студента по предложенному плану.

1. Миссия организации.

Для выбора миссии организации необходимо ответить на вопросы:

Кто наши клиенты? Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?

Важность и необходимость данной организации для общества и экономики страны?

2. Цели организации.

Определите сначала ценности высшего руководства (теоретические, экономические, политические, социальные и т.д.)

На основании ценностей выработать одну-две цели для организации. Цели должны быть краткими, точными, достижимыми, не противоречить друг другу.

3. Анализ внешней среды.

Необходимо рассмотреть четыре области внешней среды (по выбору студента), в которой действует организация.

Оформляется в виде таблицы:

Области, в которых действует организация

Возможности

Угрозы

-экономика

- политика

- рынок

- технология

- конкуренция

- международное положение

- социальное поведение

   

4. Управленческое обследование.

Рассматриваются все области внутренней среды организации.

Оформляется в виде таблицы:

Зоны обследования

Что необходимо иметь в данных функциональных зонах, чтобы достичь поставленных целей

- маркетинг

- финансы

- производство (операции)

- человеческие ресурсы

- культура, образ компании

 

5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии, которая наиболее подходит организации для выполнения поставленных целей.

Необходимо ответить, почему данная альтернатива подходит (не подходит) для организации (можно рассмотреть ресурсы организации: материальные, финансовые, человеческие, а также положение на рынке, потребители и др.)

Оформляется в виде таблицы:

Стратегические альтернативы

Подходит

Не подходит

- ограниченный рост

- рост

- сокращение

- сочетание

   

Необходимо выбрать одну стратегическую альтернативу, которая наиболее подходит организации.

6. Реализация стратегического плана.

Необходимо рассмотреть все компоненты формального планирования.

А) Тактика.

Разработка тактических задач для реализации целей организации.

Оформляется в виде таблицы:

Конкретизация целей

Дата выполнения

Ответственный

5-6 конкретных задач

 

Руководитель отдела, цеха

Б) Политика.

Выберите девиз, под которым будет работать организация для достижения целей.

В) Процедуры.

Разработайте конкретные процедуры для выполнения целей и задач.

Г) Правила.

Какие правила будут действовать в вашей организации?

Практическая работа №3.

Применение теорий мотивации на практике.

Задание 1.

Приведите по три примера потребностей, которыми можно стимулировать работника к труду, согласно теории Маслоу. (примеры привести по каждой категории потребностей – 5 категорий).

Задание 2.

Покажите, как будет работать модель Портера-Лоулера для работников определенной специальности: преподаватель, врач, директор фирмы, начальник планового отдела, бухгалтер, машинист вращающейся печи, мастер, подсобный рабочий и др.

Задание 3.

Ответьте на следующие вопросы:

Существует ли теория, помогающая объяснить, почему вы успеваете лучше по тем дисциплинам, которые вам нравятся? Каковы ваши стимулы?

Стало бы в мире лучше жить, если бы каждый был ориентирован на достижения?

Насколько применимы, на ваш взгляд, процессуальные теории мотивации в современной компании?

Проанализируйте систему оплаты труда на какой-либо известной вам фирме с точки зрения характеристик систем эффективного вознаграждения. Какую иную систему оплаты труда вы можете предложить?

Какие из называемых в современной литературе приемов мотивации наиболее подходят к условиям современной России? А какие наименее?

Какой из основных факторов поведения является по вашему мнению, самым важным? Поясните свой ответ.

Практическая работа №4.

Составление плана проведения контроля.

1. На примере любой организации (по выбору студента) необходимо рассмотреть процесс проведения контроля и разработать план проведения всех видов контроля в данной организации.

Организация ___________________ (название, вид деятельности).

Вид контроля

Трудовые ресурсы

Ответст-венные

Материаль-ные ресурсы

Ответст-венные

Финансо-вые ресурсы

Ответст-венные

Предвари-тельный контроль

           

Текущий контроль

           

Заключи-тельный контроль

           

Необходимо рассмотреть каким образом осуществляется процесс контроля на примере конкретной организации, задания по вариантам:

Вариант 1. Выпуск продукции.

Вариант 2. Качество сырья и материалов.

Вариант 3. Качество продукции.

Вариант 4. Производительность труда.

Вариант 5. Отгрузка товара.

Например: Получение прибыли.

Стандарт - 1 млн. руб. в год.

Время - 1 год.

Единица измерения - 1 рубль.

Скорость - 4 дня, время составления отчета.

Частота - 1 раз в месяц.

Точность - до рубля.

Действия: 1) если стандарт достигнут – ????;

2) если стандарт не достигнут, т. е. прибыль не получена - ????;

3) если показатель превышает заданный стандарт – ????

Практическая работа №5.

Определение стиля управления по «Решетке менеджмента».

Недавние исследования, касающиеся стилей руководства, позволили определить, что в любой ситуации существует восемь различных подходов к руководству. Ни один из них не является совершенным: их эффективность зависит от соответствия принятого подхода ситуации, в которой его используют.

Приведенный перечень задач менеджера поможет идентифицировать стили, оцениваемые как необходимые или полезные в ежедневном выполнении ваших обязанностей, а также стили членов вашей команды или ваших подчиненных.

Перечень содержит восемь рубрик, из восьми утверждений каждая, которые рассматривают тот или другой аспект задачи менеджера:

- творчество;

- информация;

- цели;

- планирование;

- преобразования;

- осуществление;

- продуктивность;

- оценка.

Каждое из восьми утверждений содержит отличающееся от остальных мнение о рассматриваемом аспекте задачи менеджера.

Инструкция:

1. Прочитайте восемь утверждений рубрики.

2. Выберите не более четырех утверждений, отражающих ваш стиль руководства и распределите между ними десять очков. Вы можете присвоить все десять баллов единственному утверждению, по пять баллов двум различным или предпочесть любую другую комбинацию. Главное – ограничиться четырьмя утверждениями.

3. Просмотрите все восемь рубрик, распределяя в каждой по десять баллов.

4. Перенесите результаты в сводную таблицу. Суммируйте в каждой строке и запишите ваши итоговые результаты в клетки, расположенные рядом с каждой буквой, символизирующей один из восьми стилей. Эти восемь цифр должны в сумме составлять 80 баллов.

Для каждого стиля имеется более или менее эффективная противоположность. Восемь стилей, которые отражают уровень эффективности, называются стилями руководства, в отличие от четырех основных стилей.

Двумя главными измерениями остаются направленность на достижения (Од) и на человеческие отношения (Оч). Третьим измерением является эффективность руководства (Оэ), то есть степень, в которой может быть достигнут ожидаемый менеджером уровень производительности.

Сводная таблица

3-Д

Твор-чество

Инфор-мация

Цели

Плани-рование

Преобра-зования

Осущест-вление

Продук-тивность

Оценка

Z

               

S

               

T

               

U

               

V

               

W

               

Y

               

X

               

Итог=80

               

Развивающий Исполнитель Оч

Бюрократ Доброжела-

тельный

Миссионер Дипломат автократ

Дезертир Автократ

Оэ

Од

Трехосевая таблица Редина

Практическая работа №6.

Разработка управленческих решений с помощью различных методов.

На примере любой организации рассмотреть процесс принятия решений по определенной проблеме, используя приведенную схему:

Этапы рационального решения проблем:

 

1 этап

Диагноз проблемы – выяснение затруднений, выбор релевантной информации

3 этап

Выявление альтернатив – выбор варианта, поиск наилучшего решения

5 этап

Окончатель-ный выбор – приемлемое решение, не всегда наилучшее

Через систему обратной связи засвиде-тельствовать факт реального решения проблемы

4 этап

Оценка альтернатив – прогноз будущего

2 этап

Формулировка ограничений и критериев для принятия решенияреалистич-ность решения

 

 

Выбор проблемы осуществляется по вариантам:

1. Получение прибыли от инвестиционной деятельности.

2. Получение дополнительной прибыли от увеличения сбыта продукции.

3. Увеличение прибыли за счет программы стимулирования сбыта.

4. Увеличение прибыли за счет роста качества выпускаемой продукции.

5. Увеличение прибыли за счет снижения затрат на производство продукции.

6. Рост производительности в связи с модернизацией оборудования.

7. Рост производительности за счет наращивания мощности предприятия.

8. Рост производительности за счет увеличения выработки продукции на одного работника.

9. Увеличение производительности за счет ввода новой системы мотивации труда.

10. Рост производительности за счет ввода новых технологий.

Разработать и построить дерево целей.

Практическая работа №7.

Разработка модели принятия управленческого решения.

На основе приведенных моделей принятия управленческих решений: Дерево решений и Рыбий скелет, разработать аналогичные модели для своей организации по решению конкретной проблемы.

Выбор проблемы осуществляется по вариантам:

1. Получение прибыли от инвестиционной деятельности.

2. Получение дополнительной прибыли от увеличения сбыта продукции.

3. Увеличение прибыли за счет программы стимулирования сбыта.

4. Увеличение прибыли за счет роста качества выпускаемой продукции.

5. Увеличение прибыли за счет снижения затрат на производство продукции.

6. Рост производительности в связи с модернизацией оборудования.

7. Рост производительности за счет наращивания мощности предприятия.

8. Рост производительности за счет увеличения выработки продукции на одного работника.

9. Увеличение производительности за счет ввода новой системы мотивации труда.

10. Рост производительности за счет ввода новых технологий.

Диаграмма Исикавы

Организация Планирование

Направления работы менеджера в организации

Разрабатывает

организационную

структуру

управления

Формирует

трудовой коллектив

Налаживает эффективные

коммуникации

Анализирует

основные виды

деятельности

Устанавливает цели

и задачи

Разрабатывает пути

достижения целей

Выявляет и делает

анализ проблем

Создает систему контроля

Устанавливает связь

между контролем и

мотивацией

Анализирует

и оценивает

достигнутые

результаты

Разрабатывает систему

мотивации работников

Способствует росту

деловой карьеры

Организует

повышение

квалификации

работников

Контроль Мотивация

ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ

 

Значительное повышение качества работы персонала.

Увеличение производительности на 40%

(вероятность 0,5)

 

 

Прирост выпуска продукции на 24000 млн. руб.

 

 

Снижение эффективности работы персонала.

Снижение производительности на 10%

(вероятность 0,1)

Увеличение затрат на управление персоналом на 2000 тыс. руб.

Снижение выпуска продукции на 6000 млн. руб.

Работа персонала на прежнем уровне.

Увеличение производительности на 20%.

(вероятность 0,4)

Прирост выпуска продукции на 12000 млн. руб.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ЗА СЧЕТ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Итого: 30000

 

 

Значительное повышение качества работы персонала.

Увеличение производительности на 20%

(вероятность 0,4)

Снижение эффективности работы персонала.

Снижение производительности на 5%

(вероятность 0,3)

Увеличение затрат на управление персоналом на 1000 тыс. руб.

Прирост выпуска продукции на 6000 млн. руб.

Снижение выпуска продукции на 1500 млн. руб.

Работа персонала на прежнем уровне.

Увеличение производительности на 10%.

(вероятность 0,3)

Прирост выпуска продукции на 3000 млн. руб.

 

 

Итого: 7500

Практическая работа №8.

Использование приемов достижения расположенности подчиненных.

Подготовка к практической работе.

Задание 1. Изучение коммуникационного процесса в организации.

На основе приведенного примера необходимо определить:

  1. Тип коммуникаций (вертикальные, горизонтальные).

    Вид передаваемой информации (внутренняя, внешняя).

    Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.

    Построить модель коммуникационного процесса.

Пример:

Чтобы повысить производительность оборудования необходимо произвести изменения в технологии производства продукции. Технолог цеха передает лично служебную записку и устно объясняет начальнику цеха суть предлагаемых мероприятий.

Рассмотрев данное предложение и одобрив мероприятия, начальник цеха через канцелярию завода направляет данную служебную записку директору по производству.

Директор по производству положительно оценив предлагаемые мероприятия, изложенные в служебной записке, готовит приказ по заводу. В данном приказе указываются необходимые действия для реализации мероприятий. Приказ направляется в отдел главного технолога, главного механика, конструкторский отдел для разработки технической документации.

Выполнение задания:

1-й этап. Тип коммуникаций: вертикальные.

Вид информации: внутренняя.

Рассмотрим коммуникационный процесс по элементам:

Отправитель: технолог цеха.

Сообщение: мероприятия по разработке новой технологии.

Канал: служебная записка, диалог.

Получатель: начальник цеха.

Выделяем этапы коммуникационного процесса:

Идея: повышение производительности оборудования.

Кодирование: письменное сообщение, устная речь.

Передача: личная.

Декодирование: одобрение предложения.

Построение модели коммуникационного процесса.

Задание 2. Применение трансакционного анализа для успешного общения.

На основе приведенных примеров диалога руководителя и подчиненного проведите следующую работу:

Оцените варианты диалога по системе трансакционного анализа.

Составьте форму трансакта по заданной форме.

Разработайте свой трансакт по заданной форме.

Пример:

Руководитель:

Иван Петрович, Вы должны к 1.06. подготовить отчет по остаткам материальных ценностей на складе.

Иван Петрович, сколько можно Вас предупреждать о выполнении отчета.

Пожалуйста, сделайте отчет, а то у меня будут неприятности от высшего руководства.

Подчиненный:

Что Вы меня постоянно контролируете, я знаю, когда сдавать отчет.

Отлично, все будет сделано в срок.

Дайте мне еще недельку, что-то я совсем не вовремя расхворался.

Ответ:

Руководитель: 1 – В, 2 – Р, 3 – Ре.

Подчиненный: 1 – Р, 2 – В, 3 – Ре.

Заданная форма: В – Ре: Руководитель: Иван Петрович, Вы должны к 1.06. подготовить отчет по остаткам материальных ценностей на складе.

Подчиненный: Дайте мне еще недельку, что-то я совсем не вовремя расхворался.

Вариант 1.

Задание 1. Изучение коммуникационного процесса в организации.

На основе приведенного примера необходимо определить:

  1. Тип коммуникаций (вертикальные, горизонтальные).

    Вид передаваемой информации (внутренняя, внешняя).

    Основные элементы и этапы коммуникационного процесса.

    Построить модель коммуникационного процесса.

Выполнение задания по следующей схеме:

1. Тип коммуникаций:

2. Вид информации:

3. Рассмотрим коммуникационный процесс по элементам:

Отправитель:

Сообщение:

Канал:

Получатель:

4. Выделяем этапы коммуникационного процесса:

Идея:

Кодирование:

Передача:

Декодирование:

5. Построение модели коммуникационного процесса.

Пример: Начальник цеха Сидоров В. П. передал служебную записку в отдел кадров на повышение разряда слесаря Скворцова А. В.

Задание 2. Применение трансакционного анализа для успешного общения.

На основе приведенных примеров диалога руководителя и подчиненного проведите следующую работу:

Оцените варианты диалога по системе трансакционного анализа.

Составьте форму трансакта по заданной форме.

Разработайте свой трансакт по заданной форме.

Пример:

Руководитель:

Антонина Петровна, предоставьте отчет в налоговую инспекцию до 1.04, для нашей фирмы это очень важно.

Вы должны предоставить отчет в налоговую инспекцию до 1.04, ил я буду считать Вас не компетентным работником.

Что нам делать, необходимо предоставить отчет в налоговую инспекцию до 1.04, а мы не укладываемся в сроки.

Подчиненный:

Постараемся все сделать в срок, но нам необходим еще один работник.

Мы, наверное, не справимся к сроку, и придется вам, как руководителю за это отвечать, так как это вы не организовали правильно работу нашего отдела.

Может быть все обойдется, и нам дадут еще недельку для доработки отчета.

Заданная форма: Ре – В.

Заданная форма: В – Р. Придумать самостоятельно.

Вариант 2 и Вариант 3 с аналогичными заданиями.

Контрольный тест.

1. Какие процессы перемещения информации внутри организации относятся к вертикальным коммуникациям:

  1. Обмен информацией между плановым отделом и отделом по сбыту.

    Выдача производственного задания мастером рабочему.

    Подготовка и передача отчета по выпуску продукции директору фирмы.

    Проведение научной конференции по внедрению новой техники.

2. Что можно отнести к основным элементам обмена информацией:

  1. Отчет по производству продукции.

    Отбор необходимых данных для отчета.

    Ввод данных в компьютер.

    Факс, по которому будет передан отчет.

3. Какими способами можно добиться обратной связи в межличностных коммуникациях:

  1. Контроль первых результатов работы.

    Заключительный контроль.

    Пересказ подчиненным полученного задания.

    Увеличение заработной платы.

4. Какие процессы перемещения информации внутри организации относятся к горизонтальным коммуникациям:

  1. Отчет мастера перед начальником цеха.

    Обмен информацией между финансовым отделом и бухгалтерией.

    Ознакомление рабочих с политикой руководства компании.

    Проведение производственного совещания на уровне директора производства.

5. Что означает «эффективно слушать»:

  1. Всегда улыбаться.

    Уметь слушать чувства людей.

    Задавать вопросы.

    Отстаивать свои идеи.

Практическая работа №9.

Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед.

Деловая игра: Проведение производственного совещания.

Цель игры:

Привитие практических навыков в проведении собраний и совещаний, коллективном обсуждении организационных вопросов и принятии решений, ознакомлении и усвоении порядка работы предприятия.

Деловая игра расширяет знания по вопросам принятия управленческих решений, планирования деятельности предприятия. Рассматриваются коммуникации внутри организации, построение структуры управления, распределение полномочий и ответственность, мотивация работников.

Подготовка игры:

Руководитель игры:

готовит исходные данные, характеризующие деятельность предприятия, которым предстоит руководить обучаемым (см. приложения),

изучает участников игры и предварительно планирует распределение игровых ролей,

разрабатывает сценарий игры и проводит краткий инструктаж с участниками,

определяет регламент и выход из игры.

Участники игры:

изучают необходимую литературу по теме (исходные данные),

предварительно определяют, в какой должности они хотели бы принять участие в игре,

составляют краткий примерный перечень прав и обязанностей по этим должностям,

готовят для обсуждения организационную структуру предприятия, название и фирменный знак (по аналогии с исходными данными).

Условия игры:

Все участники игры получают необходимые сведения о предприятии уже работающем в нашем регионе (исходные данные из приложения). На основании этих данных участники игры произведут выборы руководителей предприятия и разработают свой пакет документов.

С этой целью проводится собрание с повесткой дня:

Выбор руководителей предприятия.

Распределение обязанностей персонала.

Сценарий игры:

Руководитель игры назначает председателя и секретаря производственного совещания. Ставит перед председателем задачу подготовить и провести совещание с повесткой дня «Выборы руководителей предприятия с распределением обязанностей».

Необходимо выбрать следующих руководителей (схема управления базовым предприятием):

Генеральный директор

Технический директор

Директор по производству

Зам. генерального директора по общим вопросам

Директор по персоналу

Директор по транспортной логистике

Директор по режиму

Главный бухгалтер

Помощник генерального директора

Начальники отделов и цехов.

Действия председателя совещания:

Председатель объявляет о начале совещания, разъясняет повестку дня, определяет регламент проведения собрания, предлагает способ голосования по кандидатурам. В дальнейшем руководит ходом проведения совещания по выбору руководителей предприятия.

Действия секретаря:

Секретарь ведет протокол собрания (см. приложение), фиксирует все выступления и процесс голосования. А также отвечает за оформление протокола, его подписание, формирование необходимого пакета документов (разработанные выбранными руководителями должностные инструкции, положения об оплате труда и премировании и др.).

После выборов и назначения участников игры на должности, они должны осознать свои права и ответственность по занимаемым ими должностям.

При успешном решении «кадровых вопросов» руководитель дает ряд вводных заданий всем участникам игры и контролирует их выполнение.

Задания:

Каждому руководителю составить схему организационной структуры своего подразделения и определить вертикальные и горизонтальные коммуникации.

Продумать численный состав своих подразделений по профессиям, специальностям и квалификации.

Участники игры должны разработать Положение об оплате труда и премировании своих работников, рассчитать годовой Фонд оплаты труда по своим подразделениям и попытаться утвердить его у высшего руководства предприятия.

Генеральный директор может принимать решения по изменению организационной структуры предприятия (дополнить или ликвидировать существующие подразделения действующего предприятия). Определяет производственную программу предприятия и доводит ее до своих подчиненных. Утверждает пакет документов, разработанных руководителями среднего звена управления. Готовит проект приказа № 1 о назначении на должность руководителей предприятия.

Каждый руководитель и генеральный директор разрабатывают должностные инструкции для своей должности.

Специальное задание начальнику отделу маркетинга (сбыта): разработать новую торговую марку (фирменный знак) предприятия.

После завершения работы руководитель игры заслушивает доклады всех руководителей, разбирает возникшие разногласия между высшим и средним звеньями руководства и предоставляет время для оформления принятых решений в письменном виде.

Выход (итог) игры:

Протокол производственного совещания по указанной повестке.

Схема организационной структуры предприятия и организационной структуры подразделений и служб.

Численный состав подразделений и служб с указанием профессий, специальности и квалификации персонала.

Примерный расчет годового фонда оплаты труда по подразделениям и службам и всего по предприятию.

Приказ № 1 о назначении на должность руководителей высшего и среднего звена управления.

Все необходимые материалы приводятся в приложениях и раздаются участникам деловой игры.

Практическая работа №10.

Разрешение заданной конфликтной ситуации.

Характеристика проблемной ситуации

Половину дня грузчики одного из цехов простаивали без работы из-за отсутствия груза. За 10 мин. до конца рабочего дня прибыли, наконец, автомашины с листовым фольгированым гетинаксом. Его необходимо было срочно выгрузить, так как машины – заказные, и предприятию придется платить значительный штраф за простой.

Мастер Ломов (обращаясь к рабочим): - Разгружайте.

Рабочие: - Опять после работы. Кому надо, тот пусть и разгружает.

Мастер: - Нечего рассуждать! Много говорите! Машины надо отпускать!

Бригадир (нерешительно): - Надо разгружать, ребята.

Рабочие: - Платите за сверхурочные по 20 усл. ед.

Рабочий Крюков (опытный, авторитетный, 40 лет): - Надоело через день оставаться после работы. Полдня сидели без дела. Не можете организовать работу, а мы отдуваемся, да еще бесплатно. Платите, а не хотите платить – привозите вовремя, а мы разгрузим.

Мастер (обращаясь к бригадиру при всех): - Что у тебя за бригада?! Кто у тебя бригадир?! Почему не можешь организовать разгрузку?!

Лишь два человека из семи грузчиков поддерживают бригадира, но разгружать не торопятся. Остальные собираются домой.

Тогда мастер спешит к начальнику цеха и объясняет ему положение.

Начальник цеха (не вникая в подробности): - Что еще за разговоры?! Машины надо разгружать, а у тебя люди домой собрались! Почему ничего не можешь сделать?!

Мастер: - Самому надо вовремя подвоз организовывать. Полдня люди без работы болтались.

Начальник цеха: - Не твое дело! Зови бригаду!

Приходит бригада. От ее имени выступает Крюков, требуя уплатить сверхурочные по 20 усл. ед.

Начальник цеха: - Платить не буду! Полдня сидели, не устали!

Крюков: - Пошли домой, ребята.

Бригада уходит домой, ситуация осложняется. Чтобы разгрузить машины, надо срочно кого-то искать.

Мастер идет в другой цех, где уже работает вторая смена, и договаривается с ее мастером, согласившимся отпустить рабочих своей бригады на разгрузку.

Рабочие, не специалисты погрузочно-разгрузочных работ, не имеют необходимых приспособлений и поэтому колеблются. Тогда мастер ломов обещает выплатить по 15 усл. ед. Бригада соглашается и быстро разгружает обе машины (необходимо успеть сделать и свою работу).

Мастер, показав, куда складывать материал, ушел не дожидаясь конца разгрузки.

На следующий день, придя на работу, он узнал, что Крюков и еще трое грузчиков подали заявление об увольнении. Мастер выписал «липовый» наряд на сверхурочную работу бригаде другого цеха. Но так как фонд мастера был уже исчерпан, а в цехе не были предусмотрены расценки на подобные виды работ (погрузочно-разгрузочные работы выполняла бригада с повременной, а не сдельной формой оплаты труда), он обратился за помощью к начальнику цеха.

Начальник цеха обратился к начальнику отдела труда и заработной платы, рассказав ему все как было.

Начальник цеха: - Понимаешь, получилась такая история. Помоги с нарядами. Как-то надо выкручиваться.

Начальник ОТиЗ: - Да, сочувствую, но ничем помочь не могу. Сходи к заместителю директора.

Заместитель директора, выслушав начальника цеха: - Сколько времени работали? Один час. По 15 усл. ед. на человека? Какие деньги? Платить должны виновные.

Вызывает начальника отдела снабжения.

Заместитель директора: - Почему не завезли вовремя? Сколько это будет продолжаться? Будешь платить?

Начальник ОМТС: - А мы не виноваты. Видимо не было заказных машин. Надо узнать у диспетчера.

Заместитель директора звонит диспетчеру: - Вчера две машины с гетинаксом запоздали. Когда будешь работать по графику?

Диспетчер: - Машины направлены вовремя, но они три часа простояли на складе, так как не работал подъемник.

Заместитель директора звонит заведующему складом: - Ты что, не можешь технику содержать в порядке?! Машины опять опоздали! Грузить надо было самому, вручную!

Заведующий складом: - Техника на складе в порядке, но инспектор по технике безопасности запретил работать, так как рабочий-такелажник не прошел вовремя инструктаж и был неожиданно отстранен от работы.

К концу рабочего дня к заместителю директора поступила из ОТК докладная записка, в которой сообщалось о большом браке продукции, изготовленной из завезенного накануне гетинакса, явившемся следствием повреждений фольгирующего слоя при разгрузке. Бригада разгружала гетинакс в спешке, без специальных приспособлений. Соответствующего инструктажа предварительно не было.

Заместитель директора издает распоряжение:

«Непредвиденные расходы за разгрузку гетинакса оплатить заведующему складом (150 усл. ед.), так как именно он отвечает за своевременное прохождение инструктажа по технике безопасности всеми подчиненными ему работниками.

С мастера Ломова частично удержать стоимость забракованной продукции (30 усл. ед.).

Начальника цеха предупредить о необходимости строгого исполнения финансовой дисциплины и упорядочения погрузочно-разгрузочных работ».

Начальник цеха объявляет выговор Крюкову. Мастер Ломов подает заявление об уходе.

В итоге через две недели из цеха уволилось пять человек.

Следует рассмотреть вопросы:

Кто виноват в этой производственной ситуации?

Какой ущерб нанесен цеху?

Как можно было разрешить производственный конфликт?

Определить по 10-балльной системе степень виновности в производственном конфликте каждого из участников, указав последовательность (очередность).





 

ТЕСТ

Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента. Темы: История развития менеджмента. Сущность, характерные черты современного менеджмента.

Раздел 2. Организация как система управления. Темы: Организация как объект менеджмента.

Внешняя и внутренняя среда организации.

ВАРИАНТ 1.

Когда организацию можно считать успешной:

а) выпушено большое количество продукции;

б) заключены договора с поставщиками;

в) выполнены поставленные цели.

Определите, что относится к межличностной роли руководителя:

а) обработка всей почты;

б) участие в совещаниях на стороне;

в) составление графиков.

Что характерно для среднего звена управления:

а) самый малочисленный уровень;

б) возглавляет отдельное подразделение;

в) являются буфером между другими руководителями;

г) обработка и передача информации.

Назовите представителей Классической школы в управлении:

а) Ф. Тейлор;

б) Э. Мэйо;

в) А. Файоль;

г) Ф. Герцберг.

Какие действия относятся к функции управления – контролю:

а) установление стандартов;

б) разработка Положения о премировании работников;

в) разработка планов;

г) выбор тактика и стратегии организации;

д) измерение достигнутых результатов.

Какие переменные относятся к внешней среде:

а) законодательство;

б) люди;

в) поставщики;

г) состояние экономики;

д) конкуренты;

е) технология.

В каких отраслях внешняя среда наиболее подвижна:

а) производство компьютеров;

б) машиностроение;

в) мебельная;

г) биотехнологии.

Чем характеризуется плоская структура управления:

а) большое количество уровней;

б) небольшое количество уровней;

в) безуровневая система управления.

Что относится к юридической ответственности:

а) нормы вредных веществ, которые выбрасываются в окружающую среду;

б) помощь общеобразовательной школе;

в) благоустройство города;

г) отчисления по социальному и медицинскому страхованию.

Выберите аргументы за социальную ответственность:

а) формирование привлекательности предприятия;

б) возможность оказания помощи;

в) незаинтересованность руководителей организаций;

г) неумение решать социальные проблемы.

ВАРИАНТ 2.

Для чего необходимо управление:

а) обеспечить занятость населения;

б) достижение целей организации;

в) развитие науки «Менеджмент».

Что относится к горизонтальному разделению труда:

а) деление всего комплекса работ по стадиям производства;

б) установление уровней управления;

в) распределение полномочий между руководителями;

г) выбор типа управления предприятием.

Что относится к менеджеру, а не к предпринимателю:

а) берет на себя риск;

б) бюрократический стиль управления;

в) разработка новых идей по производству;

г) работа с коллективом организации;

д) изучение и выбор стратегии управления.

Что характерно для организаций древности:

а) большое количество руководителей среднего звена;

б) небольшое количество крупных организаций;

в) нет разделения на управленческий и неуправленческий труд;

г) существование некоммерческих организаций.

Назовите представителей Неоклассической школы в управлении:

а) Ф. Герцберг;

б) А. Слоун;

в) Френк и Лилия Гилбрет.

От каких факторов внешней среды зависит увеличение производства цемента:

а) развитие новых технологий;

б) удорожание сырья и материалов;

в) жесткое налоговое законодательство;

г) увеличение объемов строительства.

Какие факторы относятся к среде прямого воздействия:

а) поставщики;

б) технология;

в) политика;

г) конкуренты.

Классификация технологии по Вудворд применима:

а) для всех видов организаций;

б) для промышленных предприятий;

в) для некоммерческих организаций.

Какие действия можно назвать социально ответственными:

а) получение максимальной прибыли;

б) озеленение города;

в) приобретение новых очистительных установок;

г) спонсорство в проведении праздника.

Какое поведение запрещается этическими нормами:

а) секретность информации;

б) вымогательство;

в) нарушение законов;

г) активная рекламная политика.

 

ВАРИАНТ 3.

Почему важна внешняя среда для руководителя:

а) дает понимание ничтожности всех усилий по руководству;

б) помогает выработать неизменную концепцию руководства;

в) необходимо учитывать ее при принятии решений.

Что характерно для низового звена управления:

а) высокий уровень общения со своими подчиненными;

б) самый малочисленный уровень управления;

в) ответственность за непосредственное использование материалов;

г) отпечаток личности накладывается на всю организацию.

Что относится к горизонтальному разделению управленческого труда:

а) назначение на должность мастера;

б) сокращение руководителей среднего звена;

в) Иванов – начальник электроцеха.

Назовите представителей школы «Научного управления»:

а) Д. Макгрегор;

б) А. Слоун;

в) Ф. Тейлор;

г) Ф. Гилбрет.

Какие действия относятся к функции управления – планирование:

а) проведение смотров, конкурсов;

б) разработка плана производства и реализации;

в) награждение по итогам года;

г) прогнозирование деятельности на перспективу.

Какие переменные относятся к внутренней среде:

а) люди;

б) конкуренты;

в) задачи;

г) политическая обстановка;

д) цели;

е) законодательство.

Какие факторы относятся к среде косвенного воздействия:

а) закон «О собственности»;

б) «Брянсксоцбанк»;

в) дефляция рубля;

г) партия «Зеленых».

От каких факторов внешней среды зависит увеличение производства силикатного кирпича:

а) политика государства, направленная на развитие отрасли;

б) уменьшение объемов строительства;

в) небольшие поставки по договорам;

г) снижение ставок за кредит.

Что относится к социальной ответственности:

а) требования по безопасности продукции;

б) исключение дискриминации при приеме на работу;

в) благоустройство города;

г) отчисления по социальному страхованию работников.

10. Как можно повысить этичность поведения работников:

а) усиление заинтересованности работников в своих доходах;

б) обучение этичному поведению;

в) либеральный стиль руководства;

г) не запрещение приема подарков и вознаграждений.

ВАРИАНТ 4.

Как лучше работать, чтобы добиться высокой производительности:

а) выпускать много продукции;

б) выпускать продукцию высокого качества;

г) большое внимание уделять рекламе продукции.

Назовите неформальные организации:

а) ОАО «Мальцовский портландцемент»;

б) оппозиция в политической партии;

в) футбольные болельщики;

г) городская больница;

д) ОАО «Кристалл»;

е) друзья – рыболовы.

3. Что относится к вертикальному разделению управленческого труда:

а) управление предприятием осуществляет Совет директоров;

б) назначение на должность начальника производственного отдела;

в) сокращение руководителей среднего и низового звена.

4. Какие системы можно отнести к закрытым:

а) часы;

б) ОАО «Брянскшифер»;

в) государство, находящееся в экономической блокаде.

5. Какие действия относятся к функции управления – организация:

а) награждение по итогам года;

б) выбор количества уровней организации;

в) делегирование полномочий;

г) анализ достигнутых результатов;

д) определение целей организации.

6. Что характерно для организаций современности:

а) разделение управленческого и неуправленческого труда;

б) небольшое количество крупных организаций;

в) система подготовки руководителей;

г) существование только коммерческих организаций.

7. Какие факторы относятся к среде косвенного воздействия:

а) потребители;

б) экономика;

в) социокультурные факторы;

г) законодательство.

8. В каких отраслях внешняя среда наименее подвижна:

а) машиностроение;

б) авиационно-космическая;

в) мебельная;

г) производство пищевых консервов.

Классификация технологии по Томпсону применима:

а) для всех видов организаций;

б) для промышленных предприятий;

в) для некоммерческих организаций.

Аргументы против социальной ответственности:

а) содействие в укреплении моральных основ общества;

б) увеличение издержек;

в) возможное оказание помощи;

г) формирование привлекательности предприятия.

ВАРИАНТ 5.

Чем отличается управленческий труд от неуправленческого:

а) неоднородность выполнения операций;

б) большие затраты физической энергии;

в) нет контактов с другими людьми;

г) ответственность за принятие решений.

Что относится к менеджеру, а не к бизнесмену:

а) владелец капитала;

б) профессиональный управляющий;

в) собственник, не занимаемый должности в организации;

г) выбор стратегии управления;

д) вложение капитала в дело.

Какой уровень управления является самым многочисленным:

а) управленческий;

б) институциональный;

в) технический.

4. Кто явился создателем универсальных принципов управления:

а) Ф. Тейлор; б) Ф. Герцберг; в) Р. Лайкерт; г) А. Файоль.

5. Кого объединяет социотехническая система:

а) машины и технологии;

б) техника и люди;

в) управляющая и управляемая подсистемы;

г) добыча и обработка сырья.

6. Для каких организаций внешняя среда является более сложной:

а) ОАО «Мальцовский портландцемент»;

б) строительный трест;

в) библиотека;

г) хлебокомбинат;

д) ФИТ;

е) «Внешэкономбанк».

7. Какой внутренней переменной в организации труднее всего управлять:

а) структура; б) технология;

в) люди; г) цели и задачи.

Какие факторы относятся к среде прямого воздействия:

а) конкурирующая фирма «Люкс»;

б) закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;

в) инфляция;

г) деятельность партии ЛДПР;

д) молодежь, покупающая товары нашей организации;

е) поставки некачественного сырья.

9. Какое поведение запрещается этичными нормами:

а) предоставление работникам фирмы дополнительных льгот (квартира, телефон, автомобиль);

б) раскрытие секретов компании;

в) высокая оплата труда по сравнению с другими фирмами;

г) противоправное поведение ради интересов фирмы.

10. Какие действия можно назвать социально ответственными:

а) прием на работу молодежи, беременных женщин, инвалидов;

б) оказание помощи ветеранам труда;

в) улучшение благосостояния города;

г) приобретение новых очистительных установок.

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1 – в

2 – б

3 – б, в, г

4 – в

5 – а, д

6 – а, в, г, д, е

7 – а, г

8 – б

9 – а, г

10 – а, б

1 – б

2 – а

3 – б, г, д

4 – б, в

5 – а

6 – а, г

7 – а, г

8 – б

9 – б, г

10 – б, в

1 – в

2 – а, в

3 – а, в

4 – в, г

5 – б, г

6 – а, в, д

7 – в, г

8 – а, г

9 – в

10 – б

1 – б

2 – б, в, е

3 – а, в

4 – а, в

5 – б. в

6 – а, в

7 – б, в

8 – а, в, г

9 – а

10 – б

1 – а, г

2 – б, г

3 – в

4 – г

5 – б

6 – а, б, е

7 – в

8 – а, б, д, е

9 – б, г

10 – б, в

ТЕСТ

Темы: Типы структур управления. Планирование в системе менеджмента.

Вариант 1.

Что относится к СТРАТЕГИИ:

а) разработка комплексного плана;

б) выработка краткосрочных целей;

в) разрабатывается на высших уровнях руководства;

г) разрабатывается на короткий отрезок времени.

2. Охарактеризуйте стратегическую альтернативу – ОГРАНИЧЕННЫЙ РОСТ.

3. Что относится к основным компонентам формального планирования:

а) бюджет; б) тактика; в) стратегия; г) политика; д) правила и процедуры.

4. Как проводится проверка стратегии:

а) проверяются финансовые документы;

б) проводится сравнение результатов работы с целями;

в) оценивается удовлетворенность работников в оплате труда.

5. Что является средством установления отношений между уровнями полномочий:

а) делегирование; б) ответственность; в) должность.

6. Какому типу аппарата характерны рекомендательные полномочия?

7. Какую структуру необходимо выбрать для управления организацией, если предполагается все усилия направлять на изучение потребителей?

8. Что относится к полномочиям, а что к власти:

а) лицо, занимаемое должность, имеет право делать;

б) лицо действительно может делать.

Вариант 2.

Выберите цели, относящиеся к экономической ценностной ориентации:

а) социальная ответственность;

б) прибыльность;

в) результаты;

г) дизайн изделия.

Охарактеризуйте стратегическую альтернативу – СОКРАЩЕНИЕ.

Что характеризует тактику:

а) разрабатывается на средних уровнях руководства;

б) результаты проявляются очень быстро;

в) результаты проявляются через большой промежуток времени;

г) рассчитана на длительную перспективу.

Что такое бюджет:

а) метод распределения ресурсов;

б) компонент формального планирования;

в) денежные средства.

Кому делегируются полномочия по заключению договоров с потребителями:

а) лицу с юридическим образованием;

б) начальнику отдела сбыта;

в) лицу с высокой коммуникабельностью.

Какому типу аппарата характерны функциональные полномочия?

Какую структуру необходимо выбрать для управления организацией, если предполагается наибольшее внимание уделить конкретному виду выпускаемых изделий?

На каком уровне полномочий лежит наивысшая ответственность?

Вариант 3.

Выберите цели относящиеся к эстетической ценностной ориентации6

а) моральные проблемы;

б) прибыльность;

в) привлекательность изделия;

г) дизайн изделия и его качество.

2. Охарактеризуйте стратегическую альтернативу – РОСТ.

3. Какой компонент формального планирования полностью исключает свободу выбора:

а) политика; б) тактика; в) правила; г) процедуры.

4. Назовите управленческие инструменты, которые используются для управления реализацией стратегического плана:

а) управление по целям;

б) адаптация к внешней среде;

в) внутренняя координация;

г) бюджеты.

5. Назовите два аспекта организационного процесса:

а) взаимоотношение полномочий;

б) делегирование и ответственность;

в) деление организации на подразделения;

г) возникновение административного аппарата.

6. Какому типу аппарата характерны параллельные полномочия?

7. Какую структуру необходимо выбрать для управления организацией, если планируется выход на международный уровень?

8. Что является средством для установления отношений между уровнями полномочий:

а) ответственность;

б) делегирование;

в) должность.

Вариант 4.

1. Что характеризует ТАКТИКУ:

а) разработка комплексного плана;

б) разрабатывается на высших уровнях руководства;

в) результаты проявляются очень быстро;

г) это краткосрочный план.

2. Какие виды деятельности относятся к процессу стратегического планирования:

а) внутренняя координация;

б) разработка дополнительных ориентиров;

в) распределение ресурсов;

г) применение процедур и правил.

3. Охарактеризуйте стратегическую альтернативу – ОГРАНИЧЕННЫЙ РОСТ.

4. Что относится к основным компонентам формального планирования:

а) тактика; б) стратегия; в) правила и процедуры; г) политика.

5. Выберите правильное утверждение:

а) полномочия делегируются индивиду, а не должности;

б) полномочия всегда ограничены;

в) можно иметь власть, не имея полномочий;

г) полномочия передаются от низших к высшим уровням управления.

6. Какому типу аппарата характерны функциональные полномочия?

7. Какую структуру необходимо выбрать для управления организацией, если это проектно-изыскательская организация или научно-исследовательский центр?

8. С какими видами деятельности связана линейная деятельность?

Вариант 5.

Что такое миссия организации:

а) максимизация прибыли;

б) четко выраженная причина существования организации;

в) выработка целей организации.

2. В рамках альтернативы СОКРАЩЕНИЕ может быть несколько вариантов, какие?

3. Какой компонент формального планирования полностью исключает свободу выбора?

4. Какой вид полномочий имеет наибольшие пределы:

а) рекомендательные; б) обязательные согласования;

в) параллельные; г) функциональные полномочия.

5. Что означает принцип ЕДИНОНАЧАЛИЯ:

а) работник должен получать полномочия только от одного начальника;

б) во главе организации может находиться только один человек;

в) нельзя обращаться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга;

г) одному руководителю должен подчиняться только один подчиненный.

6. Какие виды деятельности относятся к аппаратно-штабной деятельности, если рассматривать юридическую фирму:

а) организация юридических служб по городу;

б) работа отдела кадров;

в) нотариальный отдел;

г) бухгалтерия и финансовый отдел.

7. Как называется процесс создания иерархии уровней управления при делегировании линейных полномочий?

8. Как по другому называется бюрократическая организационная структура?

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1 – а, в

2 – установление целей от достигнутого

3 – б, г, д

4 – б

5 – а

6 – консульта-тивный

7 – структура, направленная на потребителя

8 – а–полно-мочия,

б - власть

1 – б, в

2 – снижение целей

3 – а, б

4 – а

5 – б

6 – обслужи-вающий

7 – продуктовая структура

8 – высший

1 – в, г

2 – рост целей

3 – в

4 – а, г

5 – а, в

6 – обслужи-вающий

7 – с междуна-родным отделением

8 – б

1 – в, г

2 – а, в

3 – установление целей от достигнутого

4 – а, в, г

5 – б, в

6 – обслужи-вающий

7 – матричная

8 – производство, финансирование и сбыт

1 – б

2 – ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация

3 – правило

4 – г

5 – а, в

6 – б, г

7 – скалярный процесс

8 – классическая, традиционная, механистическая

ТЕСТ

Темы: Мотивация и потребности. Контроль и его виды.

Вариант 1.

Какие потребности относятся к первичным:

а) пища; б) вода; в) уважение; г) воздух; д) власть; е) работа.

2. Что такое ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ:

а) деньги; б) все ценное для человека; в) моральное поощрение.

3. Какие теории относятся к СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ теориям мотивации:

а) теория ожиданий; б) иерархия потребностей по Маслоу;

в) двухфакторная теория Герцберга; г) модель Портера-Лоулера.

4. К какому уровню иерархии потребностей по Маслоу относятся следующие понятия:

а) клуб любителей пива; б) пиво в жаркий день; в) сон; г) самообразование;

д) уважение коллег; е) дружба.

5. Какие потребности описал в своей теории МакКлелланд:

а) физиологические; б) успех; в) принадлежность;

г) взаимопонимание; д) власть; е) уважение.

6. Почему необходим контроль?

7. Выберите характеристики эффективного контроля:

а) гибкость контроля; б) установление высоких стандартов; в) частота и тщательность;

г) простота контроля; д) своевременность; е) сложность; ж) экономичность контроля.

Вариант 2.

Что относится к внутреннему вознаграждению:

а) общение в процессе работы; б) дополнительный отпуск;

в) сотрудничество; г) повышение по службе.

2. Что такое ПОТРЕБНОСТЬ: а) недостаток денег; б) потребление материальных благ;

в) ощущение недостатка чего-либо.

3. Расставьте мотивирующие факторы потребностей по Маслоу в соответствии с установленной иерархией:

а) социальные; б) физиологические; в) самовыражение;

г) уважение; д) безопасность.

4. К какому уровню иерархии потребностей по Маслоу относятся следующие понятия:

а) мясо и масло; б) противогаз; в) авторитет в среде друзей;

г) изучение приемов самозащиты; д) чувство принадлежности;

е) воспитание воли, выдержки.

5. Из каких факторов состоит двухфакторная теория Герцберга:

а) гигиенические; б) физиологические;

в) мотивационные; г) психологические.

6. В каких областях используется предварительный контроль?

7. Что включает в себя процесс контроля?

Вариант 3.

Какие потребности относятся к первичным:

а) воздух; б) уважение; в) работа; г) пища; д) секс; е) дружба.

2. Что такое МОТИВАЦИЯ: а) побуждение себя и других к деятельности;

б) удовлетворение потребностей; в) изучение поведения человека.

3. Какие теории мотивации относятся к ПРЦЕССУАЛЬНЫМ теориям:

а) модель Портера-Лоулера; б) теория «Х и У»;

в) теория справедливости; г) двухфакторная теория Герцберга.

4. К какому уровню иерархии потребностей по Маслоу относятся следующие понятия:

а) любовь; б) бомбоубежище; в) развитие личности;

г) Иван, внук Петра; д) сексуальные потребности; е) сон.

5. Какие факторы действуют в теории ожиданий:

а) валентность; б) ожидание в отношении «затраты труда – результаты»;

в) справедливость; г) ожидание в отношении «результаты - вознаграждение»;

д) ожидание в отношении высокого вознаграждения;

е) ожидание в отношении «уважение – удовлетворение».

6. Виды контроля?

7. Что такое ИУС, для чего она создана?

Вариант 4.

1. Что относится к внешнему вознаграждению:

а) уважение коллег; б) дополнительные выплаты; в) дружеские отношения;

г) высокая зарплата; д) продвижение по службе.

2. Что такое КОНТРОЛЬ:

а) введение ограничений и запретов; б) процесс обеспечения достижения целей;

в) процесс удержания работников в определенных рамках.

3. Какие факторы относятся к гигиеническим факторам в соответствии с теорией Герцберга: а) продвижение по службе; б) успех; в) условия работы;

г) величина зарплаты; д) возможность делового роста.

4. К какому уровню иерархии потребностей по Маслоу относятся следующие понятия:

а) реализация своих потенциальных возможностей; б) уважение друзей;

в) чистая вода; г) масло; д) клуб охотников и рыболовов;

е) ключ от уборной для начальства.

5. Как можно стимулировать труд по теории справедливости:

а) должна бать строгая зависимость между выработкой и зарплатой;

б) выплата зарплаты должна производиться тайно;

в) жесткое руководство, авторитарный стиль руководства;

г) разъяснение работникам Положения об оплате труда.

6. Почему необходим контроль?

7. Что включает в себя процесс контроля?

ОТВЕТЫ:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1 – а, б, г

2 – б

3 – б, в

4 – а – 3

б – 1

в – 1

г – 5

д – 4

е – 3

5 – б, в, д

6 – неопределенность, кризисы, поддержание успеха, широта контроля.

7 – а, г, д, ж

1 – а, в, г

2 – в

3 – б, д, а, г, в

4 – а – 1

б – 2

в – 4

г – 2

д – 3

е – 5

5 – а, в

6 – человеческие ресурсы, материальные и финансовые ресурсы.

7 – установление стандартов, сопоставление результатов со стандартами, принятие корректирующих действий.

1 – б, в, г

2 – а

3 – а, в

4 – а – 3

б – 2

в – 5

г – 3

д – 1

е – 1

5 – а, б, г

6 – предварительный, текущий и заключительный

7 – ИУС – информационно-управляющая система – необходимость получения точной, своевременной и эффективной информации.

1 – б, г, д

2 – б

3 – в, г

4 – а – 5

б – 4-3

в – 1

г – 1

д – 3

е – 1

5 – а, г

6 – неопределенность, кризисы, поддержание успеха, широта контроля.

7 – установление стандартов, сопоставление результатов со стандартами, принятие корректирующих действий.

ТЕСТ

Темы: Сущность процесса принятия решений.

Коммуникативность и общение в сфере управления.

ВАРИАНТ 1.

1. Организационное решение – это:

а) доведение решений до конкретных исполнителей, разработка мер поощрений и наказаний, контроль за выполнением решений;

б) сбор информации, анализ информации, выяснение ее актуальности, определение условий, при которых проблема будет решена;

в) это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

2. Назовите основные (базовые) типы моделей в принятии решений.

3. Неопределенная среда принятия решения характерна для следующих вопросов:

а) разработка и внедрение новых технологий;

б) вклад денежных средств в банк под 10% годовых;

в) продвижение товара на новый сектор рынка;

г) составление бухгалтерской отчетности по итогам года.

4. Что относится к объективной вероятности результата при принятии решения в условиях риска:

а) изучение новых рынков сбыта;

б) размещение денежных средств в банке;

в) расчет безубыточности работы предприятия;

г) разработка новых моделей принятия решений.

5. Что относится к основным элементам обмена информацией:

а) размножение документов на ксероксе;

б) отчет о производстве продукции;

в) передача информации по факсу;

г) электронные средства связи.

6. Какие процессы перемещения информации внутри организации относятся к вертикальным коммуникациям:

а) обмен информацией между плановым отделом и отделом по сбыту;

б) выдача мастером цеха производственного задания работникам;

в) подготовка и передача отчета по выпуску продукции руководителю предприятия;

г) проведение научной конференции по внедрению новой техники.

7. Назовите преграды в межличностных коммуникациях:

а) преграды, обусловленные восприятием;

б) информационные перегрузки;

в) неудовлетворительная структура организации;

г) неумение слушать.

ВАРИАНТ 2.

1. Рациональное решение:

а) это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом;

б) это выбор, сделанный с помощью объективного аналитического процесса;

в) это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

2. Какие примеры относятся к физической модели принятия решений:

а) построение графика безубыточности;

б) модель нового вида транспортных средств;

в) чертеж завода, его уменьшенная копия;

г) организационная схема предприятия.

3. Расставьте по порядку этапы процесса построения модели:

а) построение;

б) обновление модели;

в) применение;

г) постановка задачи;

д) проверка на достоверность.

4. Если решение принимается, когда руководство использует математические методы и статистические данные, то

а) вероятность результата в условиях риска субъективна;

б) вероятность результата в условиях риска объективна.

5. Назовите основные элементы процесса обмена информацией.

6. Что относится к каналам коммуникаций:

а) электронные средства связи;

б) подготовка информации к передаче;

в) передача речи и письменных материалов;

г) систематизация статистических данных.

7. Какими способами можно добиться обратной связи в межличностных коммуникациях:

а) контроль первых результатов работы;

б) обратить внимание на позу человека, интонацию его голоса;

в) ввод премирования и системы поощрений по результатам работы;

г) пересказ подчиненным полученного задания.

ВАРИАНТ 3.

1. Укажите причины, обуславливающие необходимость моделирования:

а) возможность использования сложной вычислительной техники;

б) невозможность проведения эксперимента в жизни;

в) сложность организационных ситуаций;

г) передача информации.

2. Назовите основные (базовые) типы моделей в принятии решений.

3. Среда, являющаяся полностью определенной, характерна для решения следующих вопросов:

а) вклад денежных средств в 10%-е облигации;

б) подготовка отчета по сбыту продукции;

в) разработка новых видов продукции;

г) выход на новые рынки сбыта.

4. Что относится к субъективной вероятности результата при принятии решения в условиях риска: а) инвестирование денежных средств в убыточное предприятие;

б) покупка ценных бумаг с фиксированным доходом;

в) выпуск совершенно новой продукции, не имеющей аналога в мире;

г) выпуск усовершенствованной продукции.

5. Что относится к основным элементам обмена информацией:

а) телеграмма;

б) отбор необходимых данных для отчета;

в) ввод данных отчета в компьютер;

г) текст делового письма.

6. Какие процессы перемещения информации внутри организации относятся к горизонтальным коммуникациям:

а) проведение конференции по вопросам развития и внедрения новых технологий;

б) отчет мастера перед начальником цеха;

в) обмен информацией между бухгалтерией и финансовым отделом;

г) ознакомление рабочих с политикой руководства по дальнейшему развитию организации.

7. Расставьте по порядку этапы обмена информацией:

а) кодирование и выбор канала;

б) передача;

в) декодирование;

г) зарождение идеи.

ВАРИАНТ 4.

1. Какие примеры относятся к аналоговой модели принятия решений:

а) график, показывающий соотношение между объемами производства и издержками;

б) чертеж размещения основного оборудования в цехе;

в) модель линейного программирования;

г) построение структуры организации.

2. Если решение принимается, когда руководство не располагает достоверной информацией, а полагается на свой опыт, то:

а) вероятность результата в условиях риска субъективна;

б) вероятность результата в условиях риска объективна.

3. Риск, как среда принятия решений, характерен для следующих вопросов:

а) внедрение прогрессивных технологий в производство;

б) выполнение договора поставки;

в) планирование выпуска продукции по действующей мощности предприятия;

г) сокращение численности работников предприятия.

4. Расставьте по порядку этапы рационального решения проблем:

а) выявление альтернатив;

б) окончательный выбор;

в) формулировка ограничений и критериев для принятия решения;

г) диагноз проблемы;

д) оценка альтернатив.

5. Назовите известные вам каналы в процессе обмена информацией.

6. Назовите основные элементы процесса обмена информацией:

а) декодирование; б) канал;

в) отправитель; г) идея;

д) сообщение; е) получатель;

ж) передача;

з) кодирование.

7. Что означает «эффективно слушать»:

а) всегда улыбаться;

б) уметь слушать чувства людей;

в) задавать вопросы;

г) престать говорить;

д) отстаивание своих идей.

 

ОТВЕТЫ:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1. в

2. физическая, аналоговая, математическая

3. а, в

4. б, в

5. б, г

6. б, в

7. а, г

1. б

2. б, в

3. г, а, д, в, б

4. б

5. отправитель, сообщение, канал, получатель

6. а, в

7. а, б, г

1. б, в

2. физическая, аналоговая, математическая

3. а, б

4. а, в

5. а, г

6. а, в

7. г, а, б, в

1. а, г

2. а

3. а, б

4. г, в, а, д, б

5. письменные, речь, электронные средства

6. б, в, д, е

7. б, в, г

 

4. Комплект материалов для оценки освоения дисциплины

Условия выполнения задания:

Зачет проводится в учебном кабинете «Экономики и организации предприятия»

Задание дифференцированного зачета состоит из теста (20 вопросов) и практического задания.

Максимальное время выполнения всех заданий – 45 минут. Время выполнения каждого задания: Задание №1 – 25 мин; задание №2 – 20 мин.

Оборудование: бумага, шариковая ручка.

Задания для оценки освоения дисциплины

ТЕСТ

1. Организация – это группа людей:

а) намеренно работающих вместе;

б) создающаяся по воле руководства для выполнения контрольных задач;

в) деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

2. Организацию можно считать успешной, когда она:

а) имеет огромный размер и прибыли;

б) реализовала поставленные цели результативно и эффективно;

в) выбрала цель, соответствующую важной потребности, которая существует в мире.

3. Что характерно для работы менеджера:

а) бюрократический стиль управления и работа с коллективом организации;

б) проведение технической политики организации и разработка новых технологий;

в) формирование маркетинговой политики и организация рекламы и сбыта.

4. Что характерно для управленческого труда:

а) большие затраты физической энергии, редкие контакты с другими людьми;

б) ответственность за принятие решений, большие затраты умственной и физической энергии;

в) неоднородность выполняемых операций, ответственность за свою работу.

5. Вертикальное разделение труда используется:

а) для разбиения всей работы в организации на составляющие ее задачи;

б) достижение целей организации;

в) дифференцирования и координации управленческой работы.

6. Роль руководителя, отвечающего за корректирование действия, когда организация оказывается перед необходимостью устранения нарушений, является:

а) межличностная;

б) информационная;

в) связанная с принятием решений.

7. Менеджмент – это:

а) подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в ее распоряжение ресурсов в товары и услуги;

б) процесс управления, осуществляемый для достижения целей организационной системы;

в) процесс управления производством и финансами коммерческой фирмы.

8. Современные организации рассматриваются как системы:

а) имеющие жесткие фиксированные границы;

б) характеризующиеся взаимодействием с внешней средой;

в) приспосабливающиеся к изменениям во внешней среде.

9. Кто явился создателем универсальных принципов управления:

а) Ф. Тейлор; б) Ф. Герцберг; в) Р. Лайкерт; г) А. Файоль.

10. Что означает принцип единоначалия:

а) работник должен получать полномочия только от одного начальника;

б) во главе организации может находиться только один человек;

г) одному руководителю должен подчиняться только один подчиненный.

11. Что такое миссия организации:

а) максимизация прибыли любыми способами;

б) четко выраженная причина существования организации;

в) выработка целей организации.

12. Почему не существует двух одинаковых организаций?

а) так как организация зависит от внешнего мира;

б) организации имеют различные цели, оборудование, кадры;

в) из-за различного влияния внешних факторов на внутреннюю среду организации.

13. Что такое мотивация:

а) побуждение себя и других к деятельности;

б) удовлетворение потребностей;

в) изучение поведения человека.

14. Какие теории мотивации относятся к процессуальным теориям:

а) двухфакторная теория Герцберга; б) Модель Портера-Лоулера; в) теория Х и У.

15. Что такое контроль:

а) введение ограничений и запретов;

б) удержание работников в определенных рамках;

в) процесс обеспечения достижения целей.

16. Как лучше работать, чтобы добиться высокой производительности:

а) выпускать много продукции; б) выпускать продукцию высокого качества;

в) большое внимание выделять рекламе продукции.

17. Назовите аспекты организационного процесса:

а) взаимоотношения полномочий и выделение подразделений;

б) возникновение административного аппарата и планирование его деятельности;

в) планирование деятельности организации и высшего руководства.

18. На каком уровне управления лежит наивысшая ответственность:

а) институциональном; б) управленческом; в) техническом.

19. Какой подход к управлению предполагает последовательное выполнение таких функций, как планирование, организация, мотивация и контроль?

а) системный;

б) процессный;

в) ситуационный.

20. Что общего имеют все подходы к управлению?

а) нацелены на повышение производительности труда работников и удовлетворение их интересов;
б) предусматривают повышение рентабельности производства;

в) предполагают повышение эффективности процесса управления организацией.

Ответы:

1 – б

2 – б

3 – а

4 – б

5 – в

6 – в

7 – б

8 – в

9 – г

10 – а

11 – б

12 – б

13 – а

14 – б

15 – в

16 – б

17 – а

18 – а

19 – б

20 – в

ЗАДАНИЕ

Изучите биографию и ответьте на вопросы.

Генри Форд был великим руководителем. Он представлял собой архетип авторитарного предпринимателя прошлого. Склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на собственном пути, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг.

Форд был несгибаемо жестким, своевольным и интуитивным человеком. «Человек не должен шляться взад и вперед», - говорил Форд.

Форд считал своих служащих «помощниками», если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное решение, он обычно лишался работы. На фирме «Форд Мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным».

Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долл., и платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени – 5 долл. в неделю. В 1921 г. «Форд Мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей и заодно почти весь мировой рынок.

Великим руководителем был Альфред Слоун младший, который противостоял Форду в 20-х гг. Он провел реорганизацию «Дженерал Моторс» основываясь на совершенно противоположных принципах, которых придерживался Форд. На каждого руководителя были возложены определенные обязанности и дана свобода делать все, что необходимо для их выполнения. Важно и то, что Слоун разработал хитроумную систему контроля, позволявшую ему и другим руководителям всегда быть в курсе того, что происходит в кампании. В 1927 году «Дженерал Моторс» захватила 43,5% автомобильного рынка, оставив «Форду» менее 10%.

1. Почему Г. Форда называют великим руководителем?

2. Кого еще из великих руководителей бизнеса вы знаете?

3. Каких управленческих принципов и концепций придерживался Г. Форд?

4. Каких принципов и концепций придерживаются современные руководители российских компаний?

5. Какие действия, по вашему мнению, менеджер может предпринять, чтобы более рационально использовать свое время?

5. Критерии оценки разных видов контрольно-оценочных средств

Критерии оценки тестовых заданий

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала.

Степень выполнения задания

Баллы

Отметка

Вербальный вариант

Выполнено не менее 20% предложенных заданий

2

2

Неудовлетворительно

Выполнено не менее 30% предложенных заданий

3

2

Неудовлетворительно

Выполнено не менее 40% предложенных заданий

4

2

Неудовлетворительно

Выполнено не менее 50% предложенных заданий

5

3

Удовлетворительно

Выполнено не менее 60% предложенных заданий

6

3

Удовлетворительно

Выполнено не менее 70% предложенных заданий

7

4

Хорошо

Выполнено не менее 80% предложенных заданий

8

4

Хорошо

Выполнено не менее 90% предложенных заданий

9

5

Отлично

Выполнены все предложенные задания

10

5

Отлично

Критерии оценки практических и контрольных работ

Оценка выполнения практических и контрольных работ производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно

Критерии оценки практических и контрольных работ

Оцениваемые

навыки

Метод оценки

Граничные критерии оценки

Отлично

Неудовлетворительно

Отношение к работе

Наблюдение руководителя

Все материалы представлены в указанный срок, не требуют времени на завершение

В установленное время не выполнено задание, полное безразличие к работе, требуют постоянного давления для выполнения задания

Умение решать поставленные проблемы

Наблюдение руководителя, предварительный опрос

Активно работает над решением поставленной проблемы, умеет четко излагать суть проблемы и методы для ее разрешения

Не способен разбираться в поставленной проблеме, не видит причин ее возникновения и путей разрешения

Связь дисциплины с решением реальных задач, связанных с управлением организацией

Просмотр материала

Умение моделировать процессы управления организаций, решать проблемные задачи

Не способен проводить моделирование управленческой ситуации, путается в анализе управленческой работы организации

Умение проводить анализ управленческих ситуаций

Собеседование

Ясно представляет суть проблемы. Может четко изложить проблему и пути ее решения

Не может быстро ориентироваться в разрешении проблемной ситуации, затрудняется в анализе проблемы, не может определить пути ее решения.

Умение использовать полученные знания и навыки для решения конкретных задач

Наблюдение руководителя, просмотр материала

Без дополнительных указаний использует навыки и умения, полученные при изучении различных дисциплин

Не способен использовать знания смежных дисциплин при решении проблем и задач по данному предмету

Оформление работы

Просмотр материала

Все материалы оформлены согласно требованиям, аккуратно и грамотно.

Работа оформлена небрежно, присутствуют ошибки в изложении материала.

Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной лексикой при защите работы

Собеседование

Грамотно отвечает на вопросы, может обосновать свою точку зрения по проблеме, делает выводы и свои предложения.

При ответе показывает незнание предмета, узкий кругозор, ограниченный словарный запас, неуверенность в ответах.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации