Комплект рабочих листов для уроков окружающего мира, направленных на формирование картографической грамотности(2 класс, ОВЗ)
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
Учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира, направленных на формирование картографической грамотности обучающихся 2 класса (для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы)
Исполнитель:
Лапина А. А.,
студентка 4кп группы
Руководитель:
Ярославцева И.И.,
преподаватель
Камышлов, 2023
Комплект рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира, направленных на формирование картографической грамотности обучающихся 2 класса (для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы)/ сост. Лапина А.А., студентка ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023г.
Руководитель:
Ярославцева И.И., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Рецензент:
Усольцева А.Д., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
В данном комплекте представлены рабочие листы для уроков окружающего мира, направленные на формирование картографической грамотности обучающихся 2 класса с ЗПР (для реализации в условиях общеобразовательной школы). Комплект рабочих листов конкретизирует требования стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Комплект рабочих листов составлен для учителей, реализующих стандарты второго поколения, на основе требований ФГОС НОО и ФГОС НОО и ОВЗ.
Теоретико-методологической основой для составления комплекта послужила выпускная квалификационная работа «Комплект рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира, направленных на формирование картографической грамотности обучающихся 2 класса (для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Содержание
Географическую карту в современном мире можно встретить не только на школьной доске или в учебной аудитории университета, но и в газетах, журналах, научных статьях, увидеть по телевидению, например, в передаче о путешествиях или в документальном фильме о войне. Поэтому уметь пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как уметь читать. Если младшим школьникам этот материал ещё усваивается, то при реализации инклюзивного образования школьников с ОВЗ возникает необходимость совершенствования школьного образования, что ставит задачу выбора наиболее эффективных путей в обучении чтению географических карт.
При разработке комплекта рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира, направленных на формирование картографической грамотности обучающихся 2 класса (для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы) был выделен системообразующий фактор - реализация требований ФГОС НОО, ФГОС ОВЗ НОО.
Согласно «Концепции развития географического образования в Российской Федерации», преподавание географии в организации, реализующей образовательные программы начального общего (через учебный предмет «Окружающий мир») должно обеспечивать основу для полноценного освоения программы основного и среднего общего образования. Именно поэтому реализация концепции предполагает внесение изменений в примерные основные образовательные, в том числе в целях обеспечения преемственности его содержания с предметом «Окружающий мир» (начальное общее образование). Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода в образовании.
В 2021 году были утверждены обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО. В соответствии с ними, психолого-педагогические условия реализации программы начального и основного общего образования и они так же должны обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности начального и основного общего образования.
Но ученикам с особыми образовательными потребностями необходима реализация совокупности условий, указанных в ФГОС НОО ОВЗ. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей.
Одним из способов обучения и соблюдения таких потребностей являются «рабочие листы» уроков. В ходе коррекционной работы их целесообразно использовать поскольку в дальнейшем это позволит сформировать основу для развития воображения, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, активизации мыслительной деятельности.
Цель комплекта рабочих листов: разработка рабочих листов для уроков окружающего мира, направленных на формирование картографической грамотности младших школьников с ЗПР (Вариант 7.1) в условиях общеобразовательной школы.
Основными задачами комплекта рабочих листов являются:
разработка и отбор содержания заданий, нацеленных на разные уровни усвоения, описание особенностей их проведения;
оформление рабочих листов различных видов, направленных на достижение планируемых результатов, с учетом заявленных принципов, развития познавательной мотивации на этапах урока, посредством использования коррекционно-развивающих заданий;
характеристика специальных условий, обеспечивающих успешное формирование картографической грамотности, в частности, обучающихся второго класса на уроках окружающего мира в процессе применения комплекта рабочих листов.
Комплект составлен по разделу «Путешествия» учебного предмета окружающий мир для 2 класса по УМК «Школа России» и включает 12 тем.
Конструирование учебных рабочих листов основывается на логике процесса усвоения знаний по Беспалько В.П.: узнавание – воспроизведение – применение – творчество.
У комплекта есть общая тематика – серия листов «Журнал географа», со своими условными обозначениями:
Рисунок 1 – условные обозначения комплекта
Учебные рабочие листы составлены по темам: «Посмотри вокруг», «Формы земной поверхности», «Водные богатства», «Путешествие по Москве», «Московский кремль и Красная площадь», «Страны мира».
Тренировочные рабочие листы: Наши проекты: «Города России», Наши проекты: «Страны мира».
Комбинированные рабочие листы: «Россия на карте», «Город на Неве», «Земля на карте», «Путешествие по материкам и частям света».
В комплекте рабочих листов используются следующие технологии:
технологии уровневой дифференциации;
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик не может полностью успевать за темпом всего класса: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками:
индивидуальная работа. При организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе;
парная работа. Взаимное (парное) обучение – это ситуация, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя. Обычно более успешный ученик учит менее успевающего;
групповая работа. Организация работы в группе с распределением ролей также предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей.
технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения приоритетны. Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребёнка в виде адаптивной системе обучения.
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Технология используется при организации взаимоконтроля учащихся. Учащиеся обмениваются рабочими листами с сидящим рядом или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке и учету ошибок и т.п. Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
информационно-коммуникационная технология обучения в виде использования ЭОР: интерактивного глобуса, интерактивной доски, документ-камеры, планшетов. Выбор интерактивного оборудования для комплекта рабочих листов обоснован необходимостью сделать обучение детей максимально наглядным, демонстрировать образец выполнения и организовывать взаимопроверку.
технологии оценивания достижений в инклюзивном классе. Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения.
При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, в форме работы на рабочем листе) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированность умений работать со схемами, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т. д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся.
В случае обучения и оценивания результатов деятельности ученика с особенностями развития учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
Рабочие листы в реальном размере по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/sfBkbHwjcK_rxQ
Список литературы
Акт министерств и ведомств "Концепции развития географического образования в Российской Федерации»" от 24.12.2018 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2018
Интерактивная карта «Наш Урал» // Наш Урал URL: https://nashural.ru/map/?ysclid=lg1q6yosys760777845 (дата обращения: 13.03.2023).
Места Свердловской области // Ураловед URL: https://uraloved.ru/goroda-i-sela/sverdlovskaya-obl?ysclid=lg1qtqvdef865141461 (дата обращения: 14.03.2023).
Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. В 2 ч. Часть 2. - 12-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. - 143 с.
Плешаков А.А., Плешаков А.С. Энциклопедия путешествий. Страны мира. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 162 с.
Самсонова Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции/ под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015 – 528 с.
Эмирова М.Е. «Методика формирования основ картографической грамотности обучающихся при изучении школьного курса «Окружающий мир»».: дис. канд. пед. науки наук: 5.8.2. - Москва, 2021. - 179 с.