Комплект заданий для формирования функциональной грамотности «Вторичное сырьё»
Комплексное задание «Вторичное сырье»
для формирования функциональной грамотности
для 6 класса
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Образование отходов — это неустранимый процесс, который неизбежно сопутствует человеческой жизнедеятельности. Постоянные компоненты отходов, обычно попадающие в контейнеры, - бумага, картон, пищевые остатки, текстиль, древесина, листва, черный и цветной металлы, кости, стекло, кожа, резина, камни, керамика, полимерные материалы. Зачастую туда же выбрасываются крупногабаритные отходы: строительный мусор, отслужившая свой век мебель, бытовая техника и другие.
https://demontazh.su/novosti/musornyie-svalki-%E2%80%93-ostraya-ekologicheskaya-problema.html
Отходы существуют ровно столько, сколько существует человечество. В древних городах и поселениях уже были специальные места, где оставляли бытовые отходы. В Средние века нечистоты связали с возникновением инфекционных заболеваний, именно потому запретили выливать их на улицы города.
Вплоть до XIX века отходы по большей части представляли только эпидемиологическую опасность. Это были органические вещества и материалы, не загрязняющие окружающую среду. С возникновением промышленности, возникла и проблема мусора. Чем больше разрастались предприятия, тем больше становилось отходов. С началом нефтепереработки ситуация ухудшилась. Теперь возникли отходы, которые и вовсе не разлагаются.
В конце XX века решение проблемы мусора было очень неожиданным. Пластик и другие трудноразлагающиеся предметы попросту вывозились в страны третьего мира. Так в Африке возникли целые регионы, утопающих в мусоре развитых стран. В XXI веке стало понятно, что это не решает проблему, а только усугубляет ее. Сейчас вопрос экологии стал актуальным, как никогда.
Решением этой проблемы является использование вторичного сырья, т.е. повторная переработка материалов.
1. Какие утверждения могут подтвердить происходящие с планетой изменения, о которых говорится в тексте «Вторичное сырье»?
Для ответа на вопрос отметьте один или несколько вариантов ответа.
1). До XIX века на свалках оказывались органические вещества, они не загрязняли окружающую среду. |
|
2). Проблема мусора появилась на Земле с развитием промышленности? |
|
3). Жизнь человека и образование отходов никак не связаны между собой? |
|
4). Экологическая проблема мусора – это проблема только нашей страны? |
|
2. Вы спросите зачем, ведь это же отходы, уже не нужный материал? Пусть гниет себе тихонько, ведь можно сделать новый пластик, новое стекло, новую бумагу… Ответ очень прост – все, что мы выбрасываем – сделано из материала, который берется из природы или же синтезируется химическим путем из веществ, которые мы, опять-таки, берем из природы. Все эти материалы не успевают возобновляться, так много мы стали использовать. Ресурсы Земли не безграничны. В один прекрасный день нам будет просто не из чего делать многие привычные для нас вещи.
Большинство людей не задумывается над тем, какую опасность проблема мусора несет для человечества. Прежде всего, газы, образующиеся на свалках, создают так называемый «парниковый» эффект. Это основная причина глобального потепления, которое грозит вымиранием многим видам животных и затоплением значительных участков суши.
Какие из перечисленных действий помогут сохранить ресурсы Земли?
Отметьте «Да» или «Нет» для каждого высказывания.
Высказывание |
Да |
Нет |
1). Устраивать свалки в отдаленных от населенных пунктах местах. |
|
|
2). Сократить потребление трудноразлагаемых материалов. |
|
|
3). Сортировать весь мусор. |
|
|
4). Запретить использование ресурсов Земли. |
|
|
5). Парниковый эффект не является причиной глобального потепление на Земле. |
|
|
3. Вторичное сырье – это материалы и изделия, которые после полного первоначального использования (износа) могут применяться повторно в производстве как исходное сырьё.
Использование вторсырья – хороший и к тому же довольно дешевый способ восполнить запасы сырья.
Вторсырье бывает разных видов, вот некоторые из них:
макулатура;
пластмассы;
стекло;
металлолом;
химикаты;
нефтепродукты;
электроника;
резина;
древесина.
К тому же, разделение мусора помогает предотвратить его разложение, гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
Какие примеры подтверждают, что правильное использование вторичного сырья помогает сохранять природные ресурсы?
Запишите два примера.
Пример1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример2___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опасные отходы — это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека.
Утилизация таких отходов требует наиболее пристального внимания. К таким бытовым отходам относят:
люминесцентные и энергосберегающие лампы,
ртутные термометры,
батарейки,
разрядившиеся аккумуляторы,
бытовую химию,
лаки и краски,
лекарства с истекшим сроком годности.
Такие отходы нельзя выбрасывать в обычный контейнер.
Приведите два примера, подтверждающих, что опасные отходы нельзя выбрасывать в обычный контейнер для мусора.
Обоснование1__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обоснование2__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Задание 1.
• Содержательная область оценки: глобальные проблемы
• Компетентностная область оценки: оценивать информацию
• Контекст: общественный
• Уровень: низкий
• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
• Объект оценки: оценка информации.
Система оценивания.
Код |
Содержание критерия |
1 |
Ответ принимается полностью: выбраны ответы 1), 2) и никакие другие. |
0 |
Ответ не принимается – все другие варианты ответа. |
Задание 2.
Содержательная область оценки: глобальные проблемы
Компетентностная область оценки: оценивать действия и их последствия (результаты)
Контекст: общественный
Уровень: средний
Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
Объект оценки: оценка последствий предпринятых действий
Система оценивания
Код |
Содержание критерия |
1 |
Ответ принимается полностью: выбраны ответы 1), 3) и никакие другие. |
0 |
Ответ не принимается – все другие варианты ответа. |
Задание 3.
Характеристики задания
• Содержательная область оценки: глобальные проблемы
• Компетентностная область оценки: формулировать аргументы
• Контекст: общественный
• Уровень: средний
• Формат ответа: открытый ответ
• Объект оценки: аргументация в поддержку приведенного тезиса с опорой на информацию источника.
Система оценивания
Код |
Содержание критерия |
2 |
Ответ принимается полностью: приведены два верных довода, разделение мусора помогает предотвратить его разложение, гниение и горение на свалках, следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду и использование вторсырья – хороший и дешевый способ восполнить запасы сырья. |
1 |
Ответ принимается частично. Приведен один верный довод. |
0 |
Ответ не принимается – все другие варианты ответа. |
Задание 4.
Характеристики задания
• Содержательная область оценки: глобальные проблемы.
• Компетентностная область оценки: выявлять мнения, подходы, перспективы
• Контекст: личный
• Уровень: высокий
• Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста)
• Объект оценки: выявление мнений
Система оценивания
Код |
Содержание критерия |
2 |
Приведен и обоснован совет, который соответствует требованию задания и ситуации, например, лаки и краски могут воспламениться, просроченными лекарствами отравиться птицы. |
1 |
Ответ принимается частично. Приведен один верный довод. |
0 |
Ответ не принимается – все другие варианты ответа. |