Доклад «Формирование картографической грамотности на уроках географии»
Склюева Олеся Александровна,
учитель географии,
МБОУ СОШ № 44
г. Мурманск
Формирование картографической грамотности на уроках географии
Карта – язык географии. Без карты нет географии.
Н.Н. Баранский
Сегодня, как никогда, слова Николая Николаевича Баранского становятся актуальными. Ведь каждый год учащиеся проходят через такие испытания как ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, которые показывают сформированность многих знаний и умений, среди которых в первую очередь нужно отметить владение основами картографическими навыками и использование географической карты для решения разнообразных задач.
Использование карт в школе должно решать две главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономической географии и истории, во-вторых, формировать картографические навыки, закладывать начала картографической грамоты, совершенно необходимые каждому человеку.
Школьные программы предусматривают изучение широкого круга картографических вопросов. Это представления об основных элементах карты, её математической основе, условных обозначениях, способах картографического изображения, о типах карт, некоторых способах работы с ними. Школьники учатся пользоваться разными картами, анализировать их содержание, подбирать карты для проведения по ним тех или иных измерительных работ [1].
Большинство знаний, которыми должны овладеть учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность школьников работе с картой определяется тремя позициями: понимать карту, читать карту, знать карту. Понимать карту – значит усвоить главные свойства такого достаточно сложного произведения науки и техники, какими являются в наше время карты. Основы понимания карты связаны с изучением темы «План и карта», знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географических карт, знанием их разновидностей. При этом закладываются умения пользоваться картами. Читать карту – значит распознавать географическую действительность по её изображению на карте. Так, изучая по карте населённый пункт, читатель узнаёт по форме и размеру пунсона о численности населения в нём, по размеру букв и другим особенностям – о типе и административном значении населённого пункта. Чтение карты может осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания её умственного образа, устной или письменной характеристики её. Причём чтение карты может быть простым и сложным. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты, а сложное чтение – установление связей между отображёнными на карте явлениями, обобщение полученных из карты сведений, высказывание собственных суждений о явлениях, непосредственно на карте необозначенных. Например, ученик устанавливает по изображению пересыхающих рек, наличию солёных озёр и солончаков, что климат территории, показанной на общегеографической карте – засушливый. Умением читать карту учащиеся овладевают постепенно, на всём протяжении курса географии, в связи с изучением определённого географического материала. Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсах географии. Естественно, что хорошему знанию карты должно предшествовать её понимание, а затем и многократные упражнения в чтении[2]. Русский педагог-методист конца второй половины XVI века А. Брызгалов так образно выразил задачи учителя в обучении учащихся понимать и читать карту: «...желательно, чтобы ученик мог относиться к карте так же, как, например, музыкант относится к нотам, т.е., глядя на карту какой-либо страны, ученик был бы в состоянии из тех географических данных, которые даёт ему карта, делать более или менее правильные выводы о жизни обитателей этой страны. Географические знаки, составляющие карту, должны быть данными, на которых он будет строить свои выводы, подобно тому, как для музыканта нотные знаки и известная их группировка рождают в уме его известный ряд звуков...» [3].
Приёмы формирования и развития умений работы с географическими картами
Использование карт в школе должно решать 2 главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономической географии и истории, во-вторых, формировать картографические навыки, закладывать начала картографической грамоты, необходимые каждому человеку. При изучении предмета «география» учащиеся должны усвоить очень большой объём географических названий. Это трудно. В своей работе мы пытаемся подобрать и разработать разные виды педагогических приёмов, которые позволили бы активизировать все виды памяти учащихся (моторную, эмоциональную, словесную, образную), развить их внимание, мышление, а также сформировать мотивацию к изучению этого предмета.
Приёмы формирования мотивации учащихся при работе с картой. Практические рекомендации
Часто жалуются: география из тех учебных предметов, где нужно слишком много запоминать. Ведь карта мира – практически неисчерпаемая информационная ёмкость. Как же применить в учебном процессе индивидуальность нашего предмета, которая немыслима без карты? С.В. Рогачёв считает, что «магистральный путь, в общем-то, один: не заучивать карту, а учиться с картой работать, учиться карту понимать, карту чувствовать, карту переживать»
Проблема активизации деятельности школьников решается каждым учителем индивидуально. Получили, например, всеобщее признание такие методические приёмы, как пробуждение интереса путём использования новых наглядных пособий, разных их сочетаний. Оправдывает себя занимательное изложение, введение игрового момента (например, кто лучше, интереснее придумает задание на определение координат).
Несомненно, наиболее эффективным методом мотивации учащихся является игра. Дидактические приемы – это способы педагогических действий, локализованные в определённых условиях [4]. Тогда игровые приёмы обучения – это педагогические приёмы, локализованные в игровой среде. Рассмотрим несколько приёмов работы с картой, главная цель которых – формирование положительной мотивации к изучению предмета география.
Приёмы: Географические «Крестики-нолики», «Сигнальные карточки»
Суть приёма: Работа с сигнальными карточками позволяет каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим. Дети очень любят задание на составление таких карточек, загадок. Ведь сигнальные карточки – это неиссякаемая фантазия, это одна и та же фраза, местность, образ, зашифрованный по-разному, это уверенность в себе и адекватная оценка своих собственных способностей и потребностей.
Приёмы развития внимания, памяти, мышления и проверки уровня знаний учащихся при работе с картой.
Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нём психической деятельности [5,6]. Главный принцип развития внимания на уроке – «учение с увлечением». Так как если ребёнок чем-то увлечён, то период сосредоточенности, а впоследствии и объёма знаний, значительно увеличивается с 15-20 минут до 25-35 и более. Развитие внимания также тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт человеку хорошо ориентироваться не только в учебном материале, но и в окружающей среде, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности. Но у разных людей наблюдательность и внимание проявляется по-разному. Поэтому учителю важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Приёмы: «Географическая цепочка», «Наблюдатель», Буквенный лабиринт», «Третий лишний», «Зачет по номенклатуре», «Фотография», «Волшебная буква», «Река- город», «Географический конструктор», «Географические координаты».
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать далеко не одно и то же. Только внимание даёт нам возможность видеть и слышать, в полном смысле этого слова, воспринимать окружающее. Где нет внимания, нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает, иначе, нет продуктивного мышления. Как необходимое условие для ориентировки в окружающей действительности, внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения. Оно обеспечивает яркое и чёткое восприятие учебного материала. Также внимание необходимо для понимания этого материала. Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.
Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта [7]. Таким образом, из определения видно, что память состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения. В действительности есть ещё и четвёртая составляющая – узнавание.
Человеческая память- это, прежде всего, произвольная память. Причём, каждый человек на самом деле запоминает абсолютно всё, что видит, слышит или читает, но далеко не всё потом может произвольно воспроизвести. Тут действует такое правило: то, что запоминается автоматически (то есть без участия сознания), потом не может быть воспроизведено, осознанно по желанию человека. Но, тем не менее, оно остаётся в памяти, и человек совершенно неожиданно может вспомнить что-то такое, что, по его мнению, он давно уже забыл или никогда не помнил.
Следовательно, тот, кто много думает, тот и много помнит, то есть, память и мышление всегда идут рядом.
Приём: Зачёт по номенклатуре
Суть приёма и пример: Когда изучение материка заканчивается, проводится урок-зачёт по номенклатуре. Первые 10 минут идёт проверка номенклатуры друг у друга. На втором этапе в течение 10-12 минут проводится диктант: «Найди «белую ворону». И третье задание: учащиеся получают контурные карты, где цифрами отмечены объекты, и они за 15-20 минут должны их подписать. Или выдаются карточки, где перечислены объекты, которые следует отметить на контурной карте. За зачёт ребята получают две оценки: первая – за диктант, вторая – за работу с контурной картой. Работа по такой системе даёт хороший результат, а главное – на всех переменах у географической карты толпятся ребята, что говорит об их интересе к предмету.
Тип урока, этап урока, на котором можно применять: изучение нового материала, зачёт по карте, закрепление изученного.
Значение приёма: развитие образной памяти, пространственного мышления, внимания.
Приём: «Фотография»
Суть приёма и пример: На первом этапе идее простой тренинг по запоминанию качеств предмета или группы предметов с последующим их описанием. Затем мы переходим к работе с картинками-схемами. Частые тренировки на узнавание контуров материков и их частей, постепенное их заполнение от темы к теме дают возможность работать более продуктивно, а главное – творчески. Учитель может изобразить контур материка на доске, а ученики по очереди заполняют его (рисуют то расположение рек, то природные зоны, то горные массивы).
Тип урока, этап урока, на котором можно применять: повторение изученного; изучение нового материала.
Значение приёма: развитие образного мышления и образной памяти.
Приём: «Волшебная буква»
Суть приёма и пример: Ученикам предлагается за определённое время написать как можно больше географических названий, начинающихся на заданную букву. Побеждает тот, кто вспомнит больше географической номенклатуры. Этот прием называют «Волшебная буква». Например,А – Албания, Андорра, Азербайджан, Англия, Австралийский союз, ...Б – Босния и Герцеговина, Бельгия, Бразилия, Бутан
В – Венесуэла, Венгрия, ВьетнамГ – Габон, Гвинея Новая, Гондурас, Гватемала
Значение приёма: этот приём тренирует избирательную память.
Приём: «Географический конструктор»
Суть приёма и пример: Ученик должен быстро из большого количества карточек найти нужную. Он представляет собой подсказку, так как имеется набор уже готовых ответов, и в то же время – это напряжённая работа для памяти, поскольку вариантов ответов слишком много.
Задание: Из предложенного списка отберите те формы рельефа, которые расположены в Южной Америке.
Горы: Кордильеры, Драконовы, Анды,
Низменности: Западно - Сибирская, Оринокская, Прикаспийская, Ла-Платская,
Плоскогорья: Декан, Бразильское, Гвианское, Среднесибирское,
Наивысшая точка материка: г. Мак-Кинли, г. Костюшко, г. Анонкагуа.
Тип урока, этап урока, на котором можно применять: закрепление изученного; этап урока – опрос.
Значение приёма: тренировка памяти, внимания, мышления.
Приём: «Географические диктанты»
Суть приёма и пример: Наиболее распространённой формой принято считать диктант поконтурной карте, когда учитель записывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты
Тип урока, этап урока, на котором можно применять: урок контроля знаний учащихся.
Значение приёма: тренировка памяти, внимания; совершенствование мыслительной активности.
В системе «мышление – внимание – память» именно мышление является ведущим звеном. Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление выражается в психическом состоянии размышления, обдумывания, которые связаны с потребностью объяснять предметы и явления действительности. Иначе можно сказать, что мышление – это познание связей и закономерностей, отношений между предметами и явлениями. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Обычно процесс начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Таким образом, мышление – это не что иное, как, активная, напряжённая умственная деятельность, направленная на решение познавательных задач.
В процессе мышления осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время, оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний. Именно это берётся в основу работы на развитие мышления учащихся на уроках географии посредством картографических пособий. Так как карта предполагает знание образов (например, контуры материков), то, естественно, учитель должен обращать большое вниманию развитию образного мышления. Всем известно, что образное мышление, при котором образ мира внешнего переносится внутрь в сознательные бессознательные пласты психики человека и создаёт цельную картину мира. Доказано, что чем сильнее развито образное мышление, тем богаче внутренний мир человека, лучше его память, пластичнее взаимоотношения с людьми и природой. Работая на уроках по развитию образного мышления и образной памяти, мы формируем самые долговременные её файлы. Но для качественного выполнения данной задачи, как и в любом другом деле, требуется знание основ и тренировка. [8]
Таким образом, мы увидели, что разнообразные формы, приёмы работы с картой используемые на уроках, дают возможность: проявить способности каждого ученика, вызвать неподдельный интерес к предмету и работе с географической картой, формированию картографической грамотности.
Библиографический список:
Антонюк Е.С. Картографический беспредел / Е.С. Антонюк // География. – 2006. - № 1. – С. 13 - 14.
Атлас для 6 кл. Начальный курс географии. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – 32с.
Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 358с.
Барышева Ю.Г. Кабинет географии / Ю.Г. Барышева. – М.: Просвещение, 1983. – 187с.
Берлянт А.М. Карта – второй язык географии: очерки о картографии: кн. для учителя / А.М. Берлянт. – М.: Просвещение, 1985. – 564с.
Берлянт А.М. Карта рассказывает: пособие для учителей / А.М. Берлянт. – М.: Просвещение, 1978. – 317с.
Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии / В.А. Блаженов. – М.: Дрофа, 2006. – 60, [4] с. – (Библиотека учителя).
Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии / А.А. Гаврилюк // География в школе. - 2007. - № 2. – С. 45 - 46.