Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса
Камышлов, 2023
Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса / сост. Романова Е.Ф., руков. Лотова Г.П. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Рецензент: Шаркова Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Данный комплект предназначен для использования в ОО – учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-образовательного обучения и учителем начальных классов на учебных и внеурочных занятиях. Также сборник может использоваться в домашних условиях родителями, в ходе различных практик и учебных занятий студентами педагогических колледжей. Общее назначение – развитие самостоятельности обучающихся 2 класса посредством организации занятий с использование интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира.
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Содержание
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка» [2].
Большинство исследователей сходятся в том, что самостоятельность в каждом возрасте является различной как по объёму, так и по содержанию. Самостоятельность развивается на протяжении жизни человека в соответствии с возрастными задачами, которые ставятся на каждой из стадий.
Вопрос отбора действенных средств развития самостоятельности младших школьников остается актуальным для современного образования. На ряду с традиционными способами можно обозначить и новые: разноуровневые задания, включение в образовательный процесс интерактивного оборудования, например, лаб-диски, метод проектов и другие. Действенным средством могут стать интерактивные рабочие листы.
Интерактивный рабочий лист (далее – ИРЛ) – это цифровое средство организации преподавателем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов [1]. Урок с использованием интерактивного рабочего листа позволяет ученикам прорабатывать материал в разном темпе, с разной степенью тщательности и глубины, тем самым учитывать разный уровень их интеллектуального и личностного развития, склонности и интересы. Результатами использования ИРЛ являются: активизация познавательной деятельности; динамичность образовательного процесса; удобное и качественное использование при дистанционном обучении; эффективное развитие ключевых и предметных компетенций. Интерактивные рабочие листы помогают в развитии самостоятельности младших школьников: учащиеся сами выбирают какую информацию им использовать при выполнении заданий, где ее искать; выполнение задания происходит самостоятельно, учитель только направляет.
Наиболее удобной и предпочтительной формой проектирования при выполнении дипломного проекта является комплект.
Комплект – это полный набор каких-либо предметов, в совокупности составляющих целое [5]. Так как интерактивные рабочие листы представляют собой электронные рабочие листы, схожие по составу и структуре с обычным листом рабочей тетради, но имеющие возможность добавлять различные интерактивные задания, то удобнее всего представить их в виде комплекта. Такая форма проектирования позволяет объединять в себе материалы в бумажном и электронном виде.
Комплект интерактивных рабочих листов по окружающему миру, направленных на развитие самостоятельности обучающихся 2 класса – это методическое пособие, предназначенное для педагогов, учителей начальных классов, цель которого облегчить организацию процесса развития самостоятельности обучающихся.
Цель: разработка интерактивных рабочих листов, направленных на развитие самостоятельности обучающихся 2 класса, и описание возможностей их применения.
В состав комплекта входят интерактивные рабочие листы для уроков окружающего мира во 2 классе по УМК «Школа России» по разделу «Путешествия», в состав которого входят темы: «Посмотри вокруг»; «Ориентирование на местности»; «Формы земной поверхности»; «Водные богатства»; «В гости к весне»; «Россия на карте»; «Наши проекты «Города России»»; «Путешествие по Москве»; «Московский Кремль»; «Город на Неве»; «Путешествие по планете»; «Путешествие по материкам»; «Страны мира»; «Наши проекты «Страны мира»»; «Впереди лето»; «Проверим себя и оценим свои достижения» [4]. Которые содержат внутри себя следующие виды заданий:
вопрос с выбором правильного ответа;
вопросы с открытым ответом;
задание, требующее вставить в текст пропущенные слова;
задание на распределение слов на несколько групп;
задание, в котором необходимо подписать названия частей объекта;
задание на установление соответствий;
задание, в котором необходимо нарисовать изображение;
задание, в котором необходимо заполнить пропуски в таблице;
задание, в котором необходимо проанализировать и оценить выполненную работу.
Для организации работы с интерактивными рабочими листами учитель предоставляет обучающимся ссылку на них или QR-код [3]. Обучающиеся открывают ИРЛ, выполняют предложенные задания. Платформа предполагает автоматическую проверку задания с выбором ответа, вставку пропущенных слов в тексте, установление соответствий, заполнение пропусков в таблице, задания, в которых необходимо подписать название частей объектов, распределение объектов на группы. После учитель проверяет ответы на те вопросы, которые предполагают развернутый ответ, и раздает проверенные работы либо посредствам ссылки, либо распечатанного варианта.
Данный продукт может быть интересен учителю начальных классов, так как ИРЛ можно использовать на различных этапах урока:
на этапе объяснения нового материала с целью демонстрации и наглядного представления объектов и явлений;
на этапе организации практической работы: работа у доски, демонстрация правильного варианта решения задания;
на этапе постановке домашнего задания с целью постановки цели домашней работы, правил выполнения и оформления;
на этапе проверки домашнего задания с целью демонстрации правильного решения, иллюстрации пояснений.
Также продуктом могут пользоваться родители для дополнительной внеурочной работы с детьми и сами учащиеся для дополнительной самостоятельной или домашней работы, которая позволит разобраться в непонятном материале и закрепить знания
Инструкция по работе с интерактивными рабочими листами
Для выполнения заданий ИРЛ обучающемуся необходимо пройти по ссылке или с помощью QR-кода, назначенному каждому листу по определенной теме.
Чтобы работать с интерактивным рабочим листом, необходимо быть зарегистрированным пользователем на данной платформе или же войти через предложенные сервисы (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Web-страница входа или регистрации на платформе Wizer.me
После перехода на Web-страницу с интерактивного рабочего листа ученик знакомится с его названием (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Пример Web-страницы ИРЛ по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса
После перехода на интерактивный рабочий лист обучающимся предлагается ознакомится с перечнем заданий, которые в интерактивном рабочем листе собраны в список, имеют порядковый номер и инструкцию к выполнению.
Для того, чтобы выбрать верный вариант ответа в вопросе с выбором правильного ответа, необходимо левой кнопкой мыши нажать на букву, выбранного объекта на рабочей области интерактивного рабочего листа (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Выбор варианта ответа в вопросе с выбором правильного ответа
Для выполнения заданий, связанных с соединением объектов, установлением соответствий, необходимо захватить оранжевый круг левой кнопкой мыши и соединить его с желаемым объектом из другого столбца (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Пример выполнения задания на установления соответствий
Задание с открытым ответом предполагает запись ответа с помощью клавиатуры в пустое окно. Для этого необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для ввода символов в соответствии с заданием (Рисунок 5, Рисунок 6).
Рисунок 5 – Пример выполнения заданий с открытым ответом
Рисунок 6 – Запись ответа с помощью клавиатуры
Задание, требующее вставить в текст пропущенные слова. Для этого необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для ввода символов в соответствии с заданием или используя слова для справок (Рисунок 7, Рисунок 8). Чтобы выбрать из перечня предложенных слов, необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для выбора варианта из банка слов, подходящее для контекста (Рисунок 9).
Рисунок 7 – Пример выполнения заданий с заполнением пропусков в тексте
Рисунок 8 – Пример выполнения заданий с заполнением пропусков в тексте с помощью слов для справок
Рисунок 9 – Пример выполнения заданий с заполнением пропусков в тексте с помощью банка слов
Задание на распределение слов на несколько групп. Для этого необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для выбора категории в соответствии с заданием (Рисунок 10).
Рисунок 10 – Пример выполнения задания на распределение слов на несколько групп
Задание, в котором необходимо подписать названия частей объекта. Для этого необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для ввода символов в соответствии с заданием (Рисунок 11).
Рисунок 11 – Пример выполнения задания, в котором необходимо подписать названия частей объекта
Задание, в котором необходимо нарисовать изображение. Для этого необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для выбора инструмента (карандаш или кисть), далее выбрать цвет для выбранного инструмента (Рисунок 12, Рисунок 13).
Рисунок 12 – Пример выполнения задания, в котором необходимо нарисовать изображение (выбор инструмента)
Рисунок 13 – Пример выполнения задания, в котором необходимо нарисовать изображение (выбор цвета инструмента)
Задание, в котором необходимо заполнить пропуски в таблице. Для этого необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для ввода символов в соответствии с заданием (Рисунок 14).
Рисунок 14 – Пример выполнения задания, в котором необходимо заполнить пропуски в таблице
Задание, в котором необходимо проанализировать и оценить выполненную работу. Для этого необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши для ввода символов в соответствии с заданием (Рисунок 15). Чтобы выбрать палец, необходимо переместить курсор в выбранное поле и нажать левой кнопкой мыши (Рисунок 16)
Рисунок 15 – Пример выполнения задания, в котором необходимо проанализировать и оценить выполненную работу (ввод текста)
Рисунок 16 – Пример выполнения задания, в котором необходимо проанализировать и оценить выполненную работу (выбор направления пальца)
Для того, чтобы завершить работу с интерактивным рабочим листом, необходимо переместить курсор в низу страницы на синее поле «Hand in work» («Рука в работе») и нажать левой кнопкой мыши для завершения работы с заданиями. (Рисунок 17). Чтобы отправить ответы учителю, необходимо далее левой кнопкой мыши нажать синюю кнопку «Submit» («Отправить») (Рисунок 18).
Рисунок 17 – Завершение работы с интерактивным рабочим листом
Рисунок 18 – Завершение работы с интерактивным рабочим листом, отправление ответов учителю
Можно отметить, что интерактивные рабочие листы могут быть использованы многократно только с открытия доступа учителем. В процессе прохождения заданий имеется возможность многократного обращения к справочным данным для повторения необходимого материала в случае затруднений.
Другие ИРЛ, вошедшие в состав разработанного комплекта, имеют аналогичную структуру, отличаются содержанием и типами заданий.
После отправки обучающимся ответов, учителю, который разрабатывал данный рабочий лист, необходимо проверить выполненные задания и отправить обучающимся 2 способами: по ссылке или распечатать проверенные варианты. Стоит отметить, что пользователи, не являющиеся разработчиками ИРЛ, не могут проверить ответы в личном кабинете. Необходимо проверить работу ученика сразу после ее выполнения, воспользовавшись предложенными ключами.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Посмотри вокруг»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
А;
Линия горизонта - это граница горизонта, где небо как бы сходиться с земной поверхностью;
1) Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, слева - запад, справа - восток.
2) Если встать лицом к югу, сзади будет север, слева - восток, справа - запад.
3) Если встать лицом к западу, сзади будет восток, слева - юг, справа - север.
4) Если встать лицом к востоку, сзади будет запад, слева - север, справа - юг.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Ориентирование на местности»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Пройти прямо по дорожке мимо песочницы, далее мимо карусели и повернуть налево, проходя мимо дуба;
Утром (в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень - на юге, вечером (в 19 часов) - на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Например, если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева - запад, справа - восток.
например, по картам, по солнечным часам, по Полярной звезде.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Формы земной поверхности»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Основными формами земной поверхности являются равнины и горы.
Равнины - это ровные или почти ровные участки земной поверхности. На равнинах можно встретить возвышения - холмы и углубления с крутыми склонами - овраги.
Горы - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами - горными хребтами.
например, земная поверхность моего края выражена преобладанием гор: Уральский горный хребет, но также имеются равнины и местами низменности;
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Водные богатства»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
a, b, e, g, i;
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, озеро или мире, называют устьем. Углубление, по которому течет река, - это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. В реку обычно впадают другие реки и ручьи - притоки.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «В гости к весне»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.
Весной опасно ходить по льду! Подтаявший лёд может проломиться.
От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем. Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса!
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Россия на карте»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
b;
чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут;
Волгоград, Саратов, Самара, Казань, Нижний Новгород и т.д.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Наши проекты «Города России»»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Данный ИРЛ педагог проверяет самостоятельно в соответствии с выданным задание (учитель может сам определить, по каким характеристикам подготовить проект).
Примерные критерии оценивания проекта:
выбранная тема соответствует теме занятия;
подобрана теоретическая информация, соответствующая выделенным требованиям (определенным характеристикам);
подобран качественный иллюстративный ряд, соотносящийся с теоретической информацией;
составлен логичный план выступления, который отражает выделенные требования (определенные характеристики);
произведена качественная самооценка.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Путешествие по Москве»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Город Москва - столица нашей Родины - был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.
с;
например:
1. Московский Цирк Никулина на Цветном бульваре один из старейших цирков в России. Самые знаменитые артисты выступали на его манеже прыгуны, акробаты, жокей, эквилибристы, клоуны.
2. Триумфальная арка сооружение, построенное в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
3. Мемориальный комплекс «Парк Победы» один из крупнейших в России и в мире мемориальных комплексов, площадь которого 135 га, посвящен победе в Великой Отечественной войне.
4. Олимпийский комплекс «Лужники» один из крупнейших спортивных комплексов России и мира. Был открыт в 1956 году и с тех пор стал главной площадкой нашей страны для проведения спортивных соревнований.
5. Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац театр для детей и юношества. Носит имя основателя выдающегося деятеля российской советской культуры Наталии Ильиничны Сац.
6. Московская усадьба Деда Мороза сказочное место, в котором можно узнать, как живет зимний волшебник и его внучка Снегурочка.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Московский Кремль»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
с;
например, Храм Василия Блаженного произвел на меня большее впечатление из-за его архитектуры и исторической значимости. Люди приходили за успокоением и помощью в рудные времена. И до сих пор он пользуется известностью и признательностью у россиян и туристов.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Город на Неве»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
b; c; a;
Эрмитаж, Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Мариинский театр и т.д.;
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Путешествие по планете»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
Например, на нашей планете океаны преобладают над сушей. Всего существует 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка и Антарктида. Их омывают 5 океанов: Тихий, Атлантический, Южный, Индийский и Северный Ледовитый. Я люблю нашу планету, так как каждый материк не поход на другой: на одном очень много стран и разных животных, на втором целый материк – это одна страна.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Путешествие по материкам»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Например, я хотел бы побывать на самом труднодоступном из материков - в Антарктиде. Почему именно там? Наверное, потому, что на остальные материки легко купить тур - были бы деньги. А вот в Антарктиду так просто не попасть. А сколько там интересного!
Я бы хотел увидеть своими глазами бескрайние заснеженные равнины, многотысячелетние ледники, стаи пингвинов. Хотел бы увидеть вблизи огромных китов, которые часто приплывают в антарктические воды. А еще я бы хотел погрузиться под воду, где подо льдом невероятно красиво.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Страны мира»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Евразия: Россия, Казахстан, Индия и т.д.;
Северная Америка: Канада, США, Мексика и т.д.;
Южная Америка: Бразилия, Перу, Аргентина и т.д.;
Африка: Судан, Египет, Нигерия и т.д.:
Австралия: Австралия.
Например, на земле существует множество мест, где мне бы хотелось побывать, но больше всего меня привлекает Франция. Мне нравится архитектура этой страны. Узкие улочки, красивые набережные Сены, прекрасные соборы и, конечно же, великолепная Эйфелева башня в центре Парижа.
Культура Франции также кажется мне очень интересной. Я часто смотрю французские фильмы и читаю книги об этой стране. Так, я знаю, что французская кухня является одной из лучших в мире. Поэтому мне бы очень хотелось отведать знаменитых хрустящих круассанов, сидя в пекарне на свежем воздухе и любуясь видами Парижа.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Наши проекты «Страны мира»»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
Данный ИРЛ педагог проверяет самостоятельно в соответствии с выданным задание (учитель может сам определить, по каким характеристикам подготовить проект).
Примерные критерии оценивания проекта:
выбранная тема соответствует теме занятия;
подобрана теоретическая информация, соответствующая выделенным требованиям (определенным характеристикам);
подобран качественный иллюстративный ряд, соотносящийся с теоретической информацией;
составлен логичный план выступления, который отражает выделенные требования (определенные характеристики);
произведена качественная самооценка.
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Впереди лето»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
b, a, c, d;
Интерактивный рабочий лист для урока окружающего мира во 2 классе по теме «Проверим себя и оценим свои достижения»
| Wizer.me | Яндекс.Диск |
Ссылка | ||
QR-код |
|
|
Ключи к заданиям
c;
a;
b;
c;
a;
d;
a;
b;
c.
Техника безопасности при работе за компьютером:
перед началом работы с компьютером необходимо проветрить комнату;
необходимо соблюдать правила посадки за компьютером;
сидеть за компьютером нужно так, чтобы расстояние до дисплея было не менее 50 см;
необходимо следить за осанкой: не сутулиться, сильно не наклоняться к экрану и клавиатуре;
шрифт на экране не должен быть слишком мелким, размытым или цветным, а фон – светлым;
дети младшего школьного возраста через каждые 10 – 15 мин. работы за компьютером должны делать перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.
Список используемой литературы
Интерактивные рабочие листы при обучении грамматики английского языка // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/56867#:~:text=Интерактивный%20рабочий%20лист%20—%20это,массового%20появления%20сервисов%20WEB%202.0 (дата обращения: 04.11.2022);
Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.;
Платформа для разработки интерактивных рабочих листов // Wizer.me URL: https://app.wizer.me/dashboard/community;
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. М. : Просвещение, 2013. – 143 с.;
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
1