Классный час: «Компьютер и здоровье человека»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Учитель: Алешина Ольга Николаевна
ЦЕЛИ: формировать культуру здоровья школьников, представление учащихся
о влиянии компьютерной техники на здоровье человека, дать
практические советы по предотвращению негативного влияния
компьютера на разные органы и системы организма подростка;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: материалы социологического опроса взрослых и
подростков о вреде компьютеров для здоровья человека; плакат,
содержащий материалы по теме классного часа; литература к беседе:
Жуйков Е., Леонова Л. Школьник за компьютером:
Здоровьесберегающие технологии.\\ Здоровье детей. № 6, 2007;
Компьютерный синдром.\\ Зеленый доктор. № 1, 2008, с. 4;
тест «Организация рабочего места».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Задачи мероприятия перед учащимися. Актуальность проблемы, которая будет обсуждаться на классном часе. Вопросы: Кто из вас имеет компьютер? Сколько времени вы проводите за игрой, в Интернете?
Знаете ли вы о вредном воздействии компьютерной техники на здоровье
подростка?
Итоги социологического опроса школьников и взрослых, который
проводили учащиеся по следующим аспектам:
- Есть ли в вашей семье компьютер?
- Сколько времени вы проводите у компьютера?
- Знаете ли вы о негативном влиянии компьютера на организм подростка?
- Какие меры предотвращения вредного воздействия компьютера вы соблюдаете?
Вывод: о вредном воздействии компьютера на здоровье человека вы знаете, но о том, как обезопасить себя от нарушений в организме, вам нужно рассказать.
Информационная часть мероприятия.
Вопрос: А какие органы и системы организма человека страдают в первую очередь?
В период восстановления после работы на компьютере тормозятся процессы запоминания и обучения. Так у школьников за 10 минут работы на компьютере оперетивная память снижается в среднем на 20%. Отмечены существенные нарушения в изменении активности между левым и правым полушариями: при красном цвете у девочек – на 12%, у мальчиков – на 15%, при зеленом – соответственно 6 и 14%.
Отмечено пагубное влияние компьютера на зрение человека. Более 70% работающих на компьютерах людей страдают особым заболеванием, известным как «компьютерный синдром». Его причина – необходимость вглядываться в монитор на протяжении длительного времени. Дети используют компьютер совсем в иных целях, чем взрослые, и в силу этого даже более подвержены компьютерному синдрому.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Это огромная нагрузка для глаз, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
Не меньше вредит зрению и заложенная в компьютер программа плохого качества. Неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в нужных нам программах плохо сказывается на зрении. Вносит свой вклад и неудачное расположение монитора, неправильная организация рабочего места.
У нас начинают слезиться глаза, появляется головная боль, утомление, двоение изображения – это признаки «компьютерного зрительного синдрома».
Вопрос: Как организовано ваше рабочее место?
Чтобы проверить правильность организации ваших рабочих мест, выполним тест.
1. Освещение при работе за компьютером:
- яркое
- отсутствует
- приглушенное, рассеянное +
2. Центр экрана находится:
- на уровне ваших глаз +
- выше
- ниже
3. При работе за компьютером спина должна быть:
- наклонена на несколько градусов вперед
- прямой
- отклоненной назад \позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровоснабжение между туловищем и бедрами\ +
4. Окно не должно находиться:
- перед вами \за монитором\ +
- сбоку
- за вами \перед монитором\
5. Монитор и клавиатура располагаются:
- прямо +
- наискосок слева
- наискосок справа
6. Экран монитора удален от глаз минимум:
- на 20 см.
- на 50 см. +
- на 1 метр
Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят уменьшить вредное воздействие компьютера на здоровье!
Постоянное напряжение зрения, неизбежное при длительном общении с компьютером, провоцирует различные глазные болезни. Самой «компьютерной» из них является синдром сухого глаза. Увлажнение роговицы происходит при моргании. Обычно мы моргаем около двадцати раз в минуту, когда же неподвижно смотрим на экран, то моргаем в три раза реже. Результат – глаз становится «сухим». Симптомы: зуд глаз, жжение, раздражение и покраснение глаз, расплывчатое зрение, слезоотделение.
Чтобы избежать сухости глаз:
- употребляйте достаточное количество жидкости, не допускайте обезвоживания организма;
- старайтесь чаще моргать, особенно когда находитесь за компьютером;
- не трите глаза – это усиливает раздражение.
Полезными являются и упражнения для глаз:
- каждые 1-2 часа переключать зрение: смотреть вдаль 5-10 минут;
- закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты;
- проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.
Для подростков перерывы должны быть чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет – каждые 45 минут, в 15-17 лет – каждый час, перерыв должен длиться 15 минут.
Продолжительная работа за компьютером, неправильно организованное рабочее место, неправильная осанка ведут к различным заболеваниям позвоночника.
Осанка – это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной.
При работе за компьютером надо сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед.
Сгорбленное положение увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник и заставляет жидкое содержимое межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника оттекать назад, что приводит к чрезмерному растяжению мышц, ответственных за осанку.
Неправильная осанка ведет к головным болям, болям в шее, в руках и кистях, а в конечном итоге – к синдрому запястного канала, к синдрому ущемления плеча. Чтобы предотвратить данные заболевания, существуют полезные упражнения.
1. «Глядя в небо». Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад, глядя в небо (или в потолок). Вернуться в исходное положение.
2. «Египтянин». Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо. Надавив указательным пальцем в подбородок, сделать движение шеей назад. В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.
3. «Абракадабра». Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках ладонями вниз. «Абра» - медленно сжать ладони в кулак; «кадабра» - медленно разжать кулаки. Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.
4. «Разговор с ладонью». Поза: сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч. Отогнув левую кисть назад так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 минут.
Влияние компьютера на психику. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении, костно-мышечном аппарате. Кроме того, компьютер имеет прямое влияние на психику человека. В первую очередь на психику действуют виртуальные вещи – игры, Интернет. Это то, что «затягивает», то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни. Так возникает маниакальная зависимость от игр и Интернета.
Плохо влияет компьютер на формирование психики подростка. Дети быстро приспосабливаются к миру компьютеров, и это отражается на эмоциональной сфере, возникает повышенная агрессия. Дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать свои образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, проявляется безответственность.
Выводы. Вопрос: Что нового вы узнали на классном часе? Какую полезную информацию почерпнули?
Составьте устную инструкцию: «Полезные для здоровья правила работы на компьютере».
Вопрос: Какие из этих правил вы уже используете, работая на компьютере, а какие постараетесь соблюдать?