Компьютерные вирусы. Их виды. Антивирусные программы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
«Компьютерные вирусы. Их виды. Антивирусные программы»
Разработала: Погожих А.Н.
учитель-дефектолог
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Компьютерные вирусы. Их виды. Антивирусные программы».
(Слайд № 1)
Цель урока: ознакомление обучающихся с различными видами вирусов и антивирусными системами.
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепить имеющиеся знания по теме «Устройство компьютера»;
- дать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на практике.
Развивающие:
- способствовать развитию навыка работы с ПК, коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, согласование.
Коррекционные:
- формирование социально-нравственного поведения, учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности, создание благоприятной социальной среды на уроке. Развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Здоровьесберегающие:
- формировать умение учиться, заботясь о своем здоровье; выполнять правила охраны труда в кабинете информатики, контролируя время работы на ПК.
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
- определение термина «компьютерный вирус»;
- пути проникновения вирусов на компьютер;
- типы компьютерных вирусов.
Обучающиеся должны уметь:
- не допускать проникновение вирусов с различных носителей.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: наглядно - демонстрационный, частично – поисковый, работа в тройках, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, практическая работа.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор.
Дидактический материал: карточки с заданием на закрепление, практическое задание (программа).
План урока:
1.Организационный момент - 2 мин.
2.Инструктаж по безопасной работе в компьютерном классе – 3 мин.
3.Актуалтзация знаний – 3 мин.
3.Информационная минутка – 3 мин.
4.Изучение нового материала – 20 мин.
5.Практическая работа с целью закрепления изученной темы – 8 мин.
6.Подведение итогов урока (Приложение № 4) – 4 мин.
7.Выставление оценок с комментариями – 5 мин.
Ход урока:
Орг. момент (2 мин). (Слайд № 2)
Здравствуйте дорогие ребята. Чтобы наш урок прошел в дружеской обстановке повернитесь лицом друг – другу, приставьте ладошки к друг - другу, почувствуйте, какие теплые руки у соседа, улыбнитесь, обменяйтесь приятными эмоциями. Я желаю вам удачи на уроке. Ребята, а сейчас откройте ваши тетради и запишите тему нашего урока: «Компьютерные вирусы. Их виды. Антивирусные программы».
Каждый из нас неповторим, кто-то любит спорт, кто-то любит рисовать, кто-то увлекается компьютерами. Мы являемся личностями. В современном технологичном мире информация хранится в компьютерах и в сети Интернет. И бывает, что ваша информация может быть повреждена или украдена кем-то. Надо уметь противостоять этому, надо уметь защищать себе не только в обычной жизни, но и в информационном мире. Именно это мы сегодня и научимся делать – защищать нашу личную информацию.
2. Инструктаж по безопасной работе в компьютерном классе (3-4 мин). (слайд № 4)
Традиционным для каждого из наших уроков информатики является повторение основных правил техники безопасности и работы за компьютером. Давайте вспомним основные из них:
Запрещено:
- Находиться в классе в верхней одежде;
- Класть одежду и сумки на столы;
- Находиться в классе с напитками и едой;
- Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
- Передвигать компьютеры и мониторы;
- Прикасаться к экрану монитора;
- Включать и выключать компьютеры самостоятельно;
- Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- Ударять по клавиатуре, бесцельно нажимать на клавиши;
- Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
- Удалять и перемещать чужие файлы;
- Вставать без разрешения преподавателя со своих мест, когда входят посетители;
- Мешать работе других обучающимся и преподавателю.
Актуализация знаний. (3 мин).
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Что такое компьютерная сеть?
В чём различие между локальной и глобальной компьютерными сетями?
Что такое сеть Интернет?
Какие услуги сети Интернет вам известны?
3. Информационная минутка (4 мин) (Слайд № 5)
Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы 6удем говорить о болезнях. Установите соответствие между органами человека и частями компьютера.
Человек | | Компьютер |
Сердце | клавиатура | |
Лёгкие | монитор | |
Рука | колонки | |
Мозг | оперативная память и жёсткий диск | |
Глаза | блок питания | |
Ухо | материнская плата |
Скажите, ребята, какие способы заражения инфекционными болезнями вы знаете?
Ответы детей необходимо прокомментировать: (Воздушно-капельным путем; через кровь; через загрязненную поверхность, не мытые руки, овощи фрукты; при попадании возбудителя на кожу.) Так вот, чаще всего разносчиками болезней являются микробы или вирусы.
Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное, много уже слышали о компьютерных вирусах.
Давайте же узнаем, что такое компьютерный вирус, как он заражает компьютер? Какие вирусы бывают?
4. Изучение нового материала. (20 мин).
■ Понятие компьютерного вируса (презентация к уроку «Компьютерные вирусы»). (Слайд № 6,7).
■ Пути проникновения вируса в компьютер. (Слайд № 8).
■ Типы компьютерных вирусов (Слайд № 9).
Признаки заражения компьютерными вирусами (Слайд № 10).
■ Методы защиты от компьютерных вирусов (Слайд № 11)
■ Антивирусные программы и лечение зараженных дисков (Слайд № 12).
Любому человеку интересна история возникновения компьютерного вируса, я знаю, что, работая в школьной библиотеке, вы подготовили сообщение об истории возникновения компьютерных вирусов. (Слайд № 13).
- Чем опасен компьютерный вирус? (Слайд № 14).
- Признаки заражения компьютера (Слайд № 15).
- некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;
- размер некоторых исполнимых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;
- на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;
- работа компьютера замедляется и уменьшается размер свободной оперативной памяти;
- некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);
- компьютер перестает загружаться с жесткого диска.
Пути заражения компьютера вирусами: (Слайд № 16)
1. через зараженные носители;
2. через компьютерную сеть.
Других путей нет. Самозаразиться вирусы не могут — это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей.
5.Создание санитарного бюллетеня «Профилактика компьютерных вирусов»: тройки учеников получают картинки с темой урока, им необходимо сформулировать основные профилактические средства борьбы с вирусами, записать в рабочую тетрадь. (2 мин.) (Приложение 2).
не экономьте на хорошем антивирусе;
значимые данные желательно скопировать на съёмные носители;
следите за тем, что вы загружаете;
при использовании посторонних флэшек проверяйте их на вирусы;
Костюмированная сценка с участием обучающихся младших классов как «Антивирус побеждает Вирус»
6. Практическая работа (8 мин).
Давайте, на практике применим наши знания. Давайте оценим скорость распространения компьютерных вирусов.
Ролевая игра (физкультминутка)
Встаньте, пожалуйста, соберитесь в центре кабинета. Представьте, что вы пользователи компьютеров. У меня есть зараженная флешка, я пройду между вами и передам зараженный файл одному из вас (пожму руку и постучу пальцем по ладони). Ваша общая задача пожать руку каждому обучающемуся, а тот, кто получил зараженный файл, должен передать знак другому. На все у нас 30 секунд.
Все время вышло. Вы можете сесть за рабочее место. Поднимите руку, кто получил зараженный файл.
Кто может сказать, где встречается такая высокая скорость заражения компьютеров? (Ответ – Интернет, глобальная сеть).
Ребята, на экранах ваших компьютеров создан ярлык программы «ФотоКоллаж», Ваша задачи составить яркий, но смысловой фотоколлаж по схеме, написанной в практическом задании. (Слайд № 17)
5. Подведение итогов. (Слайд № 18)
Молодцы. Итак, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что мы с вами узнали? Что Вам понравилось? Что не понравилось? Читаете, что на уроке Вы приобрели знания, которые Вам понадобятся в будущем?
6. Оценивание. (Слайд № 19) (Учитель читает стихотворение и благодарит обучающихся за урок). Ребята! Я Вас искренне благодарю за урок.
Приложение № 1
Компьютерный вирус – специально созданная небольшая программа, способная к саморазмножению, засорению компьютера и выполнению других нежелательных действий.
Приложение № 2
Профилактические средства борьбы с вирусами, записать в рабочую тетрадь. (2 мин.)
не экономьте на хорошем антивирусе;
значимые данные желательно скопировать на съёмные носители;
следите за тем, что вы загружаете;
при использовании посторонних флэшек проверяйте их на вирусы.
Приложение № 3
П рактическая работа
На рабочем столе откройте ярлык программы «ФотоКоллаж»
2. Составьте информационный коллаж по данной схеме: «Компьютер заражен – компьютер болен – использование антивируса – компьютер здоров»
Приложение № 4
Актер в который раз исполнит роль
А педагог?! Не смеет повторяться!
Иначе сразу пропадет урок
Актерам все: цветы и гром оваций
А у меня – мой класс
Мой скромный зал
И я ему дарю букеты знаний
И если оживляются глаза
Я торжествую: «Вот оно признанье!»
Невидимый рождается контакт
Невидимые возникают нити…
Я – режиссер! Я ставлю свой спектакль!
Мы вместе приближаемся к открытьям