План урока по ОБЖ за 9 класс с использованием ролевой игры «Конфликтные ситуации»
Тема урока
Значение правильного общения с взрослыми, особенно с родителями, для социального развития в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации в семье и школе и основные способы их разрешения.
Тип, форма урока
Ролевая игра.
Применение УМК, пособий, ТСО, ИКТ.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : [6+] / под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 207 с. : ил. - (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-033052-7.
Презентация, раздаточный материал
Мультимедийный проектор
Экран
Ноутбук
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: подростковый возраст, конфликт, семья, способы разрешения конфликта.
Повторение ранее изученного материала
Индивидуальный опрос
Предварительное анкетирование
Физкультминутка
http://repetuhaslen.ucoz.ru/publ/neobychnye_fizminutki_na_urokakh/1-1-0-4
Основные элементы содержания
Основные элементы содержания урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Конфликт, участники конфликта, причины конфликта
Фиксация внимания учащихся на различных видах конфликта и их причинах
Работа с презентацией.
Смотрят схемы. Сравнивают, анализируют, делают выводы.
Записывают в тетрадь.
Подростковый возраст
Фиксация внимания на основных понятиях
Работа с презентацией
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Делают выводы
Способы разрешения конфликтных ситуаций
Разделение на микрогруппы, задания для групп.
Работа с презентацией
Работа в группах. Выполняют задания.
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Знания
Конфликтные ситуации.
Умения
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Анализировать и характеризовать причины возникновения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте.
Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции
Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику
Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития
Универсальные учебные действия:
( прямой шрифт – необходимый уровень; курсив – повышенный уровень)
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Находить в презентации нужную информацию
Определять проблему урока
Излагать свое мнение, аргументируя его
Контролировать свои эмоции
Анализировать и обобщать информацию
Выдвигать версии
Уметь работать в группе
Выработка уважительно-доброжелательного отношения к другим
Делать выводы
Работать по плану
Сравнивать объекты по заданным (самостоятельно определенным) критериям
Закрепление учебного материала
Цель
Что такое «конфликт»?
Опрос
Можно ли избежать конфликта?
Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье
Фронтальный опрос
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала
Объясните значение терминов конфликт, подросток
Вопросно -ответное общение
Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда часть учащихся не освоила новый учебный материал
Вопросы по теме изученного материала. Работа с презентацией.
Письменные ответы. Сделать выводы.
Подведение итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
На уроке вы работали хорошо. «Отлично» за урок получают… «Хорошо» - …
Домашнее задание
Постановка целей самостоятельной работы для учащихся
Придумать конфликтные ситуации и методы их разрешения, о возможности изобразить графически.
Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом
Составить план-схему предупреждения конфликта
Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания
Для успешного закрепления домашнего задания: с помощью взрослых напишите небольшой рассказ на тему «Мы в семье не конфликтуем»
Рефлексия
Прием «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Шарова Наталья Владимировна