Методическая разработка логопедического занятия "В гостях у птички- синички". Лексическая тема "Зимующие птицы"
Автор: Панфилова Марина Александровна учитель-логопед первой квалификационной категории ГБОУ АО "Няндомская СКОШИ" .
Цель: Содействие формированию представлений о зимующих птицах Архангельской области. Воспитание культуры речи и бережного отношения к экологии, расширение словарного запаса обучающихся с нарушением интеллекта через знакомство с лексической темой "Зимующие птицы".
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение элементарных знаний о профессиях. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.
Коррекционно-развивающие. Развитие общей и мелкой моторики , зрительного и слухового внимания, памяти, развитие чёткой дикции.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.
Оборудование:
Рабочие листы, предметные картинки по лексической теме "Зимующие птицы", магнитная доска.
Ход занятия
Введение в тему
Учитель - логопед:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь. (Автор: Т. Зайцева)
Ребята о ком я прочитала стихотворение? Правильно, о птицах. Из стихотворения мы смогли узнать, что птицы на зиму улетают. Все птицы покинули наш край? Правильно, много птиц осталось . Давайте с вами с помощью кроссворда отгадаем, какие птицы остаются с нами зимовать. Отгадывают названия птиц, заполняют кроссворд ( Голубь, воробей, снегирь и синица). Приложение 1.
Определение темы занятия
А какие еще птицы остаются с нами зимовать? Давайте вспомним как они называются. Дети называют птиц, а учитель- логопед заполняет таблицу - панно " Зимующие птицы" Приложение 2.
Каким одним словом мы можем назвать этих птиц? ( Зимующие птицы). Ребята, как вы думаете, какова тема нашего занятия? Правильно, тема нашего занятия "Зимующие птицы".
Постановка цели занятия
А все ли названия зимующих птиц вы смогли назвать? (нет) Как вы думаете, что мы сегодня сможем на занятии узнать? ( Мы узнаем названия зимующих птиц). А еще? Давайте вспомним стихотворение, которое вы услышали в начале занятия. Там говорится о том, что " лес в сугробах до ветвей". А что это значит для птиц? ( Птицам холодно, мало корма). Какую цель поставим перед собой? Что мы еще сможем узнать? ( дети выдвигают свои предположения). Для этого попробуем ответить на вопросы и соединим две части предложений на доске. Прочитывает предложения , которые получились у детей.
Соединяют две части предложений
«Мы узнаем…… как проводят зиму птицы »
«мы сможем поразмышлять …………о том, чем мы поможем птицам зимой»
«мы познакомимся……. с разными названиями зимующих птиц»
Сегодня мы с вами познакомимся с названиями зимующих птиц, узнаем о том, как проводят зиму птицы и как можно помочь птицам зимой. К нам в окошко заглянула маленькая птичка, отгадайте загадку и вы узнаете нашу гостью
Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня … (Синичка)
Артикуляционная гимнастика
На забор взлетела птичка. А зовут ее синичка (забор. Держим 5-7 сек)+
показываем забор руками.
Клюв синичка открывает (открываем рот, держим 3-5 сек) + руками
показываем открытый клюв).
Очень быстро закрывает (3-5 сек+ показываем руками).
Дует ветерок холодный (дуем через узкую щель холодным воздухом+
руками показываем движение вперед, раскрывая пальцы).
Воробей летит голодный. Влево-вправа скок да скок (часики + обеими
руками движения влево-вправа 5-7 сек).
На оладушки, дружок (оладушки + хлопаем руками на счет 5-7).
Отогреем воробья (дышим на ладошки)
Отогреюсь с ним и я.
Упражнение "Части тела"
Давайте рассмотрим нашу гостью по- ближе. Как называются части тела синички. Школьники работают с плакатом и называют части тела Приложение 3.
Упражнение "Назови ласково". Наша синичка маленькая давайте назовем ласково части тела. У синички клювик, крылышки, хвостик, пёрышки, головка и т.д.
Упражнение на развитие внимания (Приложение 4)
Давайте поищем нашу синичку среди других птиц и обведём.
Знакомство с названиями птиц
Учитель- логопед: Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Много на Руси памятных дней и праздников. В былые времена 12 ноября отмечали как «день синиц». Поэтому, именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Давайте с ними поближе познакомимся.
Упражнение Пазлы "Зимующие птицы"
Наша героиня - синичка оставила их фоторграфии, но она разрезаны на несколько частей. Давайте соберём пазлы и назовём зимующих птиц. ( Приложение 5) Снегирь, воробей, клёст, синица.
Упражнение "Обведи слова - названия птиц и раздели на слоги"
Учитель- логопед: Фотографии восстановлены, но ведь это ещё не все названия птиц. Синичка подготовила для вас еще одно интересное задание, чтобы познакомить вас с её друзьями - зимующими птицами, которые живут не только в городе, рядом с нами, а лесными зимующими птицами. Дети обводят слова и соединяют слова с картинками на рабочих листах (Приложение 6). Как только обучающиеся выполнили задание, учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова - названия птиц, дети с помощью хлопков считают количество слогов в каждом слове.
Упражнение "Перелётные - не перелётные"
Учитель- логопед: Ребята, вы теперь знаете много зимующих птиц, а как их называют по- другому? ( Дети задумываются). Сможете ли вы отличить от других птиц, которые покидают наш север осенью. Как называются птицы, которые зимуют на юге? ( перелётные), а про птиц, которые зимуют, мы как сможем сказать? ( Не перелётные). Посмотрите на лист, где изображены птицы, Обведем синим карандашом перелётных птиц, а зимующих красным. ( Приложение 7).
"Покорми птиц"
Учитель- логопед: На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод. Что мы можем сделать для птиц вы узнаете, если прочитаете по картинкам стихотворение.
Стихотворение "Кормушка" ( Приложение 8)
Мы повесили кормушки.
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою.
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам синицы
Голубь, клёст, и воробей!
И, конечно, ждём мы в гости.
Красногрудых снегирей.
Учитель- логопед: Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.
Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Дидактическая игра " Кто что ест"
Учитель- логопед:
Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят. Ребята, а вы знаете, чем можно кормить птиц? ( Дети перечисляют) Составьте предложения по схеме «Воробья накормлю пшеном» и т.д Приложение 9 (А ) или (б) для детей с СНР тяжелой степени.
Графомоторное упражнение "Кормушка"
Учитель- логопед: Теперь мы можем пригласить синичку и наших пернатых друзей на праздничный обед .Проводим к кормушке, для этого нарисуем линию от птички до кормушки. (Приложение 10).
Упражнение «Птичьи разговоры»
Учитель- логопед: Наши птицы склевали весь корм, теперь они довольные и весело ведут свои птичьи разговоры. Попробуйте отгадать птиц по голосу. Дети слушают аудиозапись с голосом птиц и угадывают.
Синичка - тинькает - ТИНЬ-ТИНЬ
Голубь – воркует ГУР -ГУР
Филин – ухает УХ-УХ
Ворона – каркает КАР -КАР
Воробей – чирикает ЧИК -ЧИРИК
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Расскажи о зимующих птицах
Упражнение "Составь предложения с предлогами"
Учитель- логопед: Перед вами картинка, назовите птиц, которые здесь изображены. Теперь рассмотрите внимательно изображения предлогов, как они отмечены на схеме. Давайте попробуем составить предложения с предлогами.( Приложение 11)
Упражнение "Рассказ о птице по плану"
Учитель- логопед:
Сегодня вы узнали много зимующих птиц. Выберите любую птицу, раскрасьте её и составьте рассказ по плану. Сначала название птицы, потом нужно сказать о её величине, назовём части тела, какова окраска птицы и чем она питается. Приложение 12
Подведение итога
Учитель- логопед:
Кто сегодня к нам в гости прилетел? Давайте вспомним, какую цель мы поставили? Смогли мы с вами познакомимся с названиями зимующих птиц? Какие для вас были новыми? Мы узнали о том, как проводят зиму птицы и как можно помочь птицам зимой?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Домашнее задание " Выставка портретов друзей синички"
Учитель- логопед: Ребята, давайте сделаем дома для нашей гостьи и её друзей приятный сюрприз. По цифрам соединим линии и раскрасим изображение зимующих птиц. Мы устроим выставку, а птицы обязательно слетятся и увидят свои портреты. Приложение 13