Конкурсная программа для учащихся 8–9 классов на тему «Азбука прав ребёнка»
Конкурсная программа «Азбука прав ребенка»
(звучит песня)
Ведущий 1:
Здравствуйте уважаемые друзья! С момента появления на Земле людей возник вопрос: что разрешено, а что - нет? Поэтому со временем появились декларации прав человека – документы, объясняющие права и свободу людей во всём мире. Например, действующая ныне Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, а в 1959-м была утверждена Декларация прав ребенка. В ней разъяснялось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании.
(под музыку презентация с детьми)
Ведущий 2:
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения. Другое дело Конвенция - договор, который должен исполняться неукоснительно теми, кто его подписал. В 1989 году Комиссия ООН по правам человека приняла Конвенцию о правах ребенка. Через год этот документ был ратифицирован и в России. В 1996 году по инициативе Франции день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции – 20 ноября - было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.
Ведущий 1:
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
Ведущий 2:
Но вы можете оказаться в такой ситуации, когда родителей может не оказаться рядом, и вам самим придется заботиться о себе. Поэтому чтобы защищать свои права, вы должны их знать и правильно понимать.
Ведущий 2:
А то бывают и такие ситуации, вашему вниманию предлагается сценка.
(На сцену выходят мама и сын)
МАМА:
Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
СЫН:
Мама у меня завтра контрольная.
МАМА:
Нельзя же оставлять в доме бардак!
СЫН:
Конвенцией о правах ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
(Мама и сын уходят)
Ведущий 1:
А как вы разрешите подобную ситуацию?
Ведущий 2:
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В Конвенции речь идет не о домашнем труде, а об эксплуатации детского труда.
Ведущий 1:
Совершенно верно.
Ведущий 2 ( звучит музыка)
А на сколько хорошо вы знаете свои права мы сейчас и узнаем, на сцену приглашаются команда 1 «Эрудит» и команда 2 «Знатоки».
Ведущий 2:
А оценивать ваши знания будет наше компетентное жюри:
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Ведущий 1:
Прежде чем приступить к соревнованиям, небольшая разминка.
В Конвенции о правах ребенка записано, что главное право каждого человека – право на жизнь. Но так думали не всегда. В древнегреческом государстве Спарте, которое славилось своими непобедимыми воинами, каждого новорожденного мальчика осматривали: крепкого, здорового – оставляли жить, слабого, больного – бросали вниз со скалы. Как вы думаете, правильно ли поступали жители Спарты?
(Ребята отвечают)
Ведущий 2:
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился хилым , болезненным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и, наконец, победил свои болезни. Он стал умным, талантливым полководцем. В военных походах А.В.Суворов переносил все тяготы наравне с простыми солдатами, под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.
Ведущий 2:
А мы начинаем нашу конкурсную программу, наш первый конкурс мы назвали «Глас Фемиды»
Каждой команде предлагается правовая викторина.
Ведущий 2:
А пока команды готовятся, для вас звучит песня.
(песня « »)
Ведущий 1:
Вопросы задавать будем по очереди. Команды готовы дать ответы на наши вопросы? Уважаемое жюри оцените их знания
Ведущий 2:
Обязательный для исполнения нормативный акт принятый высшим представительным органом власти.( закон)
Ведущий 1:
Государство в котором закон имеет верховенстве над властью. (правовое)
Ведущий 2:
Действующие в обществе нормы поведения, наказанием за нарушение которых выступает общественное порицание или угрызения совести. (Мораль)
Ведущий 1:
Основной закон государства. (Конституция)
Ведущий 2:
Политическая и правовая принадлежность человека к гражданам того или иного государства. (Гражданство)
Ведущий 1:
Общественно опасное, виновное, предусмотренное Уголовным кодексом деяние.(Преступление)
Ведущий 2:
Отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления. (Административное право)
Ведущий 1:
Отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и личные неимущественные отношения физических и юридических лиц. ( гражданское право)
Ведущий 2:
Отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления. (Административное право)
Ведущий 1:
Отрасль права, нормы которой регулируют отношения , возникающие между работником и работодателем. (трудовое право )
Ведущий 2:
Человек, не имеющий гражданства. (апартеид)
Ведущий 1:
С какого возраста гражданин России подлежит уголовной ответственности? (с 16 лет )
Ведущий 2:
С какого возраста гражданин России подлежит уголовной ответственности за отдельные, особо опасные преступления?(с 14 лет)
Ведущий 1:
С какого возраста в Российской Федерации наступает полная дееспособность? ( с 18 лет)
Ведущий 2:
С какого возраста наступает полная дееспособность в порядке эмансипации? (с 16 лет)
Ведущий 1:
Как называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать обязанности? (дееспособность)
Ведущий 2:
Как называется возможность лица иметь гражданские права и нести обязанности?(правоспособность)
Ведущий 1:
Назовите принцип, в соответствии с которым лицо. подозреваемое в преступлении, не считается виновным до судебного приговора и не обязано доказать свою невиновность.(презумпция невиновности).
Ведущий 2:
А пока наше жюри выставляет оценки, мы с вами посмотрим танец 2 отряда.
(танец)
Ведущий 1:
Команды на сцену.
Жюри готово выставить оценки. Вам слово.
Ведущий 1:
Второй конкурс «Басня». На сцену приглашается команда 1 «Эрудит»
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды
Ведущий 1:
Второй отряд на сцену
Вспомнили название басни? А кто её автор? Какие права героев были нарушены и правонарушения допущены?
Ведущий 2:
На сцену приглашается команда 2 «Знатоки»
ВОЛК И ЯГНЁНОК
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший* Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из ващего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Ведущий 1:
Команда «Эрудит» на сцену
Назовите автора и название басни? Какие правонарушения вы заметили?
Ведущий 2:
А пока наше жюри выставляет оценки, мы с вами посмотрим танец 1 отряда.
(танец)
Ведущий 1:
Команды на сцену. Жюри готово выставить оценки. Вам слово.
Ведущий 2:
Третий конкурс «Документы». Вам предлагается список документов, защищающих права ребенка, разделите их на две группы: международные и российские. Запишите на листочках и отнесите жюри, скорость будет учитываться.
Международные |
Российские |
Всеобщая декларация прав ребенка |
Конституция РФ |
Конвенция о правах ребенка |
Семейный кодекс |
Гражданский кодекс |
|
Уголовный кодекс |
Ведущий 1:
Проверим ответы. Уважаемое жюри подведите итог, конкурса «Документы».
Ведущий 2:
Слово «правда», «право», «Закон» существуют в одном и том же значении у всех славянских народов. В России по первому коренному значению правдой зовется судебник, свод законов, кодекс. Но термин «правда» мы понимаем и как истину без обмана, справедливость, добродетелью. Вот поэтому сейчас речь пойдет о правовых вопросах.
Ведущий 2:
Вашему вниманию предлагается видео конкурс
Ведущий 1:
Вы увидите отрывки из мультипликационных фильмов, в которых есть уголовные и административные право нарушения, ваша задача назвать их.
Ведущий 2:
Внимание сюжет для команды «Эрудит»
Ведущий 1:
Ст 158 уголовного кодекса. Кража
Ведущий 2:
Сюжет для команды «Знатоки»
Ведущий 1:
Ст.159 уголовного кодекса Мошенничество
Ст 213 уголовного кодекса Хулиганство
Ст 158 уголовного кодекса. Кража
Ст.168 уголовного кодекса. Уничтожение и повреждение имущества по неосторожности
Ведущий 2:
Ст.307 уголовного кодекса Заведомо ложные показания.
Ведущий 1:
Ст.159 уголовного кодекса Мошенничество или ст.161 Грабеж
Ведущий 2:
Ст. 245 уголовного кодекса. Жестокое обращение с животными.
Ведущий 1:
Ст.118 уголовного кодекса. Причинение тяжкого или среднего вреда здоровью по неосторожности
Ведущий 2:
Ст. 166 уголовного кодекса. Угон транспортного средства.
Ст. 126 уголовного кодекса. Похищение человека.
Ведущий 1:
Ст.139 административного кодекса. Нарушение неприкосновенности жилища.
Ведущий 2:
Ст. 162 уголовного кодекса. Разбой
Ст.105 через 30. покушение на убийство
Ст.163 уголовного кодекса. Вымогательство
Ведущий 1:
Ст. 245 уголовного кодекса. Жестокое обращение с животными.
Ст 158 уголовного кодекса. Кража
Ст.127 уголовного кодекса. Незаконное лишение свободы
Ст. 162 уголовного кодекса. Разбой
Ведущий 2:
Отличные знания. Жюри Вам слово
Ведущий 1:
Пятый конкур «Кроссворд». Он подведет итог нашей конкурсной программы.
Ведущий 2:
Заполните кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности, и поспешите отдать их жюри для подведения итога.
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
П о р я д о ч н о с т ь
с п Р а в е д л и в о с т ь
Р А з у м н о с т ь
В о с п и т а н н о с т ь
О Б Я З А Н Н О С Т И
Ведущий 2:
А пока команды разгадывают кроссворд, для вас звучит песня.
(песня « »)
Ведущий 2:
Команды на сцену. Уважаемое жюри просим вас подвести итоги
Ведущий 1:
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Отстаивая свои, не забывай, что у других они точно такие. Уважай чужие права!
(финальная песня)