Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Права человека»

0
0
Материал опубликован 1 November 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 76»

г. Оренбурга

 

элективный курс по выбору

 «Права человека»

 программа составлена для учащихся 9 класса

 

 

 

программа составлена

учителем обществознания

высшей категории

МОБУ «СОШ № 76»

г. Оренбурга

Галлер Т.Р.

утверждена на заседании РМО

учителей истории и обществознания

протокол № 8 от 5.04.15.

 

 

 

Оренбург 2015

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Права человека» призван помочь старшеклассникам постепенно приобретать свойства правовой  и политической культуры, стать цивилизованными людьми, способными соизмерять свои желания с интересами других людей, всего общества.

            Курс знакомит девятиклассников с концепцией прав человека, призван формировать умение ориентироваться в соответствующих правовых документах,  сопоставлять международные стандарты и нормы национального законодательства, регулирующие взаимоотношения личности и государства.    

Отличительными чертами  курса являются его интегрированность и практическая направленность. Он универсален,  так как может использоваться на этапе предпрофильной подготовки для самоопределения ученика для профильного обучения.  Эти особенности являются очевидным признаком соответствия курса современным требованиям к организации учебного процесса.

           Элективный курс «Права человека» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы как история, обществознание и право.

                Цель элективного курса – способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве, дать им информацию о правах и свободах, необходимую для развития личности в соответствии с демократическими, гуманными идеалами.

           Задачи:

  • на I этапе (теоретическом) происходит овладение основным массивом знаний о правах человека, знакомство с концепцией прав человека;
  • на II этапе (практико-ориентированном) через работу с документами у учащихся формируются умения реализовывать права человека, защищать их.

              Формами организации учебного процесса являются – проведение вводных и заключительных бесед, лекции, собеседования, практикумы, анкетирование, защита подготовленного проекта.

              Курс рассчитан на 17 часов (теоретическая часть – 9 часов, практико-ориентированная – 8 часов).

 

 

 

Содержание программы

   I раздел (теоретический). Идея прав человека в истории человечества.

   Тема 1. Понятие о праве. Введение, знакомство с содержанием курса. Что такое  право. Что такое обязанности. Диагностика интеллектуального потенциала уч-ся  в области права.

   Тема 2. Античность и Средневековье.  Роль личности в античную эпоху. Права привилегированных слоев. Сословное неравноправие в средние века.

   Тема 3. Первые шаги на пути к свободе личности. Французская декларация прав  человека и гражданина. Декларация независимости США. Появление гражданского общества.

   Тема 4. Права человека в России. Сословное общество. Крепостное право. Сравнительная характеристика правления Петра I и Екатерины II.

   II раздел (этап) – практико-ориентированный. Современное понимание прав человека.

   Тема 5. Начало работы над проектом «Права человека». Выбор объекта  исследования. Знакомство с требованиями к работе. Составление плана работы.  Подбор литературы.

   Темы проектов:

1.  Касты и их права в восточных странах  (Древняя Индия, Древний  Китай);

2.  Роль церкви в средневековом обществе.

  1. Первая Конституция США.
  2. Проект реформ Александра I.
  3. Манифест 17 октября 1905 г. в России: политические и личные права.
  4. Гражданская война и личность.
  5. «Застой»: правозащитное движение.
  6. Хельсинское соглашение 1975 г.
  7. Права человека в постоталитарном обществе.

Тема 6. Международные документы о правах человека. История создания Лиги наций. История создания ООН. Задачи и особенности деятельности ООН. Всеобщая декларация прав человека (работа с документом).

Тема 7.  Конвенция о правах ребенка. История создания документа. Содержание Конвенции (работа с документом).

Тема 8. Конституция Российской Федерации 1993 г. история создания документа. Содержание Конституции РФ (работа с документом).

Тема  9. СМИ и свобода слова. Правовое содержание понятия «свобода слова». Свобода слова в СМИ.
Тема 10-11. Завершение работы над проектом «Права человека». Публичная защита работы. Анкетирование (диагностика интеллектуального роста уч-ся в области права.

 

 

Календарный план

Тема занятия

Кол-во часов

Контроль

Дата

теория

 

т

практика

 

I. Идея прав человека в истории человечества

8

 

 

1.

Понятие о праве.

 

.

1

 

 

Анкетирование

 

2-3.

Античность.

 

1

1

Работа с документами

 

4.

Средневековье.

1

 

 

 

5-6.

Первые шаги на пути к свободе личности.

1

1

Работа с документами

 

7-8.

Права человека в России.

1

1

Работа с документами

 

II. Современное понимание прав человека

9

 

 

9.

Начало работы над проектом «Права человека».

1

 

 

 

10-11.

Международные документы о правах человека.

1

1

Работа с документами

 

12-13.

Конвенция о правах ребенка.

1

1

Работа с документами

 

14-15.

Конституция РФ 1993 г.

1

1

Работа с документами

 

16.

СМИ и свобода слова.

 

1

Деловая игра

 

17.

Защита проектов «Права человека».

 

1

Анкетирование, защита проектов

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Предполагаемые результаты.

По окончании изучения курса учащиеся должны:

  1. усвоить ряд сведений из истории становления идеи прав человека;
  2. овладеть навыками работы с различными источниками информации, умению сравнивать, анализировать, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Инструментарий для оценивания результатов.

Критерием эффективности служит, с одной стороны, написанная и публично представленная творческая работа (реферат, проект), с другой – материалы анкетирования учащихся (повышение нравственно-правовой культуры учащихся, способность ответственно относиться к правам и обязанностям, к выполнению гражданского долга).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Всеобщая декларация прав человека (любое издание).

2.      Гуревич П.С. Человек. М., Дрофа, 1995.

3.      Конвенция о правах ребенка (любое издание).

4.      Конституция РФ 1993 г. (любое издание).

5.      Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. Под ред. В.А.Вокуленко. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник»», 2004.

6.      Никитин А.Ф. Политика и право. М., Просвещение, 2003.

7.      Обучение правам человека. Практическое руководство для начальных и средних школ (книга для учителя). Под ред. Н.П.Семыкина. М., Просвещение, 2006.

8.      Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Пособие для учителя. М., Русское слово, 2007.

9.      Преподавание истории в школе// Матюхина Н.А. Изучение роли СМИ в курсе обществознания. - №2, 2007.

 Календарно-тематическое планирование 

элективного курса «Права человека»

Тема занятия

Кол-во  часов

Контроль

Дата

теория

 

т

 практика

 

план

факт

I. Идея прав человека в истории человечества

8

 

 

 

1.

Понятие о праве

 

 

.

1

 

 

Анкетиро-вание

 

 

2-3

Античность

 

1

1

Работа с документами

 

 

4.

Средневековье

1

 

 

 

 

5-6.

Первые шаги на пути к свободе личности

1

1

Работа с документами

 

 

7-8.

Права человека в России

1

1

Работа с документами

 

 

II. Современное понимание прав человека.

9

 

 

 

9.

Начало работы над проектом «Права человека»

1

 

 

 

 

10-11.

Международные документы о правах человека

1

1

Работа с документами

 

 

12-13.

Конвенция о правах ребенка

1

1

Работа с документами

 

 

14-15.

Конституция РФ 1993 г.

1

1

Работа с документами

 

 

16.

СМИ и свобода слова

 

1

Деловая игра

 

 

17.

Защита проектов «Права человека»

 

1

Анкетирова-ние, защита проектов

 

 

               

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.