Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Права человека»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76»
г. Оренбурга
элективный курс по выбору
«Права человека»
программа составлена для учащихся 9 класса
программа составлена
учителем обществознания
высшей категории
МОБУ «СОШ № 76»
г. Оренбурга
Галлер Т.Р.
утверждена на заседании РМО
учителей истории и обществознания
протокол № 8 от 5.04.15.
Оренбург 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Права человека» призван помочь старшеклассникам постепенно приобретать свойства правовой и политической культуры, стать цивилизованными людьми, способными соизмерять свои желания с интересами других людей, всего общества.
Курс знакомит девятиклассников с концепцией прав человека, призван формировать умение ориентироваться в соответствующих правовых документах, сопоставлять международные стандарты и нормы национального законодательства, регулирующие взаимоотношения личности и государства.
Отличительными чертами курса являются его интегрированность и практическая направленность. Он универсален, так как может использоваться на этапе предпрофильной подготовки для самоопределения ученика для профильного обучения. Эти особенности являются очевидным признаком соответствия курса современным требованиям к организации учебного процесса.
Элективный курс «Права человека» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы как история, обществознание и право.
Цель элективного курса – способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве, дать им информацию о правах и свободах, необходимую для развития личности в соответствии с демократическими, гуманными идеалами.
Задачи:
- на I этапе (теоретическом) происходит овладение основным массивом знаний о правах человека, знакомство с концепцией прав человека;
- на II этапе (практико-ориентированном) через работу с документами у учащихся формируются умения реализовывать права человека, защищать их.
Формами организации учебного процесса являются – проведение вводных и заключительных бесед, лекции, собеседования, практикумы, анкетирование, защита подготовленного проекта.
Курс рассчитан на 17 часов (теоретическая часть – 9 часов, практико-ориентированная – 8 часов).
Содержание программы
I раздел (теоретический). Идея прав человека в истории человечества.
Тема 1. Понятие о праве. Введение, знакомство с содержанием курса. Что такое право. Что такое обязанности. Диагностика интеллектуального потенциала уч-ся в области права.
Тема 2. Античность и Средневековье. Роль личности в античную эпоху. Права привилегированных слоев. Сословное неравноправие в средние века.
Тема 3. Первые шаги на пути к свободе личности. Французская декларация прав человека и гражданина. Декларация независимости США. Появление гражданского общества.
Тема 4. Права человека в России. Сословное общество. Крепостное право. Сравнительная характеристика правления Петра I и Екатерины II.
II раздел (этап) – практико-ориентированный. Современное понимание прав человека.
Тема 5. Начало работы над проектом «Права человека». Выбор объекта исследования. Знакомство с требованиями к работе. Составление плана работы. Подбор литературы.
Темы проектов:
1. Касты и их права в восточных странах (Древняя Индия, Древний Китай);
2. Роль церкви в средневековом обществе.
- Первая Конституция США.
- Проект реформ Александра I.
- Манифест 17 октября 1905 г. в России: политические и личные права.
- Гражданская война и личность.
- «Застой»: правозащитное движение.
- Хельсинское соглашение 1975 г.
- Права человека в постоталитарном обществе.
Тема 6. Международные документы о правах человека. История создания Лиги наций. История создания ООН. Задачи и особенности деятельности ООН. Всеобщая декларация прав человека (работа с документом).
Тема 7. Конвенция о правах ребенка. История создания документа. Содержание Конвенции (работа с документом).
Тема 8. Конституция Российской Федерации 1993 г. история создания документа. Содержание Конституции РФ (работа с документом).
Тема 9. СМИ и свобода слова. Правовое содержание понятия «свобода слова». Свобода слова в СМИ.
Тема 10-11. Завершение работы над проектом «Права человека». Публичная защита работы. Анкетирование (диагностика интеллектуального роста уч-ся в области права.
Календарный план
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Контроль |
Дата |
|
теория
т |
практика
|
||||
I. Идея прав человека в истории человечества |
8 |
|
|
||
1. |
Понятие о праве.
. |
1 |
|
Анкетирование |
|
2-3. |
Античность.
|
1 |
1 |
Работа с документами |
|
4. |
Средневековье. |
1 |
|
|
|
5-6. |
Первые шаги на пути к свободе личности. |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
7-8. |
Права человека в России. |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
II. Современное понимание прав человека |
9 |
|
|
||
9. |
Начало работы над проектом «Права человека». |
1 |
|
|
|
10-11. |
Международные документы о правах человека. |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
12-13. |
Конвенция о правах ребенка. |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
14-15. |
Конституция РФ 1993 г. |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
16. |
СМИ и свобода слова. |
|
1 |
Деловая игра |
|
17. |
Защита проектов «Права человека». |
|
1 |
Анкетирование, защита проектов |
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Предполагаемые результаты.
По окончании изучения курса учащиеся должны:
- усвоить ряд сведений из истории становления идеи прав человека;
- овладеть навыками работы с различными источниками информации, умению сравнивать, анализировать, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
Инструментарий для оценивания результатов.
Критерием эффективности служит, с одной стороны, написанная и публично представленная творческая работа (реферат, проект), с другой – материалы анкетирования учащихся (повышение нравственно-правовой культуры учащихся, способность ответственно относиться к правам и обязанностям, к выполнению гражданского долга).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая декларация прав человека (любое издание).
2. Гуревич П.С. Человек. М., Дрофа, 1995.
3. Конвенция о правах ребенка (любое издание).
4. Конституция РФ 1993 г. (любое издание).
5. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. Под ред. В.А.Вокуленко. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник»», 2004.
6. Никитин А.Ф. Политика и право. М., Просвещение, 2003.
7. Обучение правам человека. Практическое руководство для начальных и средних школ (книга для учителя). Под ред. Н.П.Семыкина. М., Просвещение, 2006.
8. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Пособие для учителя. М., Русское слово, 2007.
9. Преподавание истории в школе// Матюхина Н.А. Изучение роли СМИ в курсе обществознания. - №2, 2007.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Права человека»
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Контроль |
Дата |
|||
теория
т |
практика
|
план |
факт |
||||
I. Идея прав человека в истории человечества |
8 |
|
|
|
|||
1. |
Понятие о праве
. |
1 |
|
Анкетиро-вание |
|
|
|
2-3 |
Античность
|
1 |
1 |
Работа с документами |
|
|
|
4. |
Средневековье |
1 |
|
|
|
|
|
5-6. |
Первые шаги на пути к свободе личности |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
|
|
7-8. |
Права человека в России |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
|
|
II. Современное понимание прав человека. |
9 |
|
|
|
|||
9. |
Начало работы над проектом «Права человека» |
1 |
|
|
|
|
|
10-11. |
Международные документы о правах человека |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
|
|
12-13. |
Конвенция о правах ребенка |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
|
|
14-15. |
Конституция РФ 1993 г. |
1 |
1 |
Работа с документами |
|
|
|
16. |
СМИ и свобода слова |
|
1 |
Деловая игра |
|
|
|
17. |
Защита проектов «Права человека» |
|
1 |
Анкетирова-ние, защита проектов |
|
|
|