12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернопятова Наталия Николаевна3475
Учитель математики, стаж 25 лет. В свободное время увлекаюсь вязанием, выпечкой тортов и люблю покататься на коньках.
Россия, Тамбовская обл., село Большая Ржакса Ржаксинский район
10

Конкурс-соревнование «Знатоки родной природы»




 

Конкурс-соревнование «Знатоки родной природы»

Выполнила: Чернопятова Н.Н., учитель математики филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» в селе Большая Ржакса Ржаксинского района Тамбовской области.

Цели:

  •        расширение знаний школьников о родной природе;
  • воспитание гуманного, бережного отношения к природе, ко всему живому;
  • формирование навыков поведения в природе;
  • осознание обучающимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли;
  • развитие логического, творческого мышления;
  • формирование умения работать в команде, умения общаться, анализировать этапы своей работы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, табло, оценочные листы, карточки с заданиями.

Эпиграф: Эту истину знаю от роду

                 И её никогда не таю:

                «Кто не любит родную природу,

                 Тот не любит Отчизну свою».

                                          (М. Романова)

При подготовке к проведению викторины необходимо:

  •   сформировать две команды;
  • организовать наглядное оформление викторины (плакаты с эмблемами команд, их девизы, эпиграф, стихи поэтов);
  • подготовить табло, оценочные листы для каждого члена жюри, призы;
  • сформировать состав жюри.

/data/files/c1518108937.pptx (Знатоки родной природы)

Ход викторины:

I.Вступительная часть.

Природа – это величайшее чудо, чудесен и таинственен её мир. Давайте на минуту остановимся, отвлечёмся от суеты повседневных забот и прислушаемся к пению птиц весной, шелесту осенней листвы под ногами, порадуемся на солнечный лучик, выглянувший из-под набежавшей тучи, внимательно посмотрим на дерево, куст, на бабочку, сидящую на цветке и маленькую травинку, пробивающуюся из-под земли. Солнце и ветер, озёра и реки, птицы в небе – всё это приносит нам величайшую радость.

Человек, создавая себе комфортные условия проживания, активно вторгался в природу и в процессе своей жизнедеятельности изменил её настолько, что природа стала подавать тревожные сигналы в виде различных стихийных бедствий, ухудшения экологической обстановки. Мы должны понять: человек и природа неразрывно связаны. Заботиться о природе, сберечь её для будущих поколений – наша прямая обязанность.

Совсем скоро вы станете взрослыми и на ваши плечи ляжет вся полнота ответственности за судьбу нашей страны, всей Земли. А чтобы оберегать природу, её надо знать… Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь наш общий дом.

Итак, мы начинаем викторину «Знатоки родной природы». Желаем командам успехов. Да победит сильнейший!

 

II. Визитная карточка команды.

        III. Разминка.

Командам поочерёдно будет задано по 10 вопросов. Ваша задача-дать ответы на максимальное их количество.

Вопросы 1-й команде:

1) Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашку.)

2) Что за зверь падок на малину? (Медведь.)

3) Где у кузнечика ухо? (На ноге.)

4) Кто осенью улетает, а зимой возвращается? (Птицы.)

5) Сок этого растения вызывает сон. (Мак.)

6) По лесу летало, в воду упало – не булькнуло. (Перо птицы.)

7) Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)

8) Осенью в щель заберётся, а весной опять проснётся? (Муха.)

9) Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка.)

10) Что будет с вороной через три года? (Пойдёт четвёртый.)

Вопросы 2-й команде:

1) Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)

2) У какого животного наших лесов самый громкий голос? (У лося.)

3) Косой ли заяц? (Нет.)

4) Кто из лесных жителей сушит грибы на деревьях? (Белки.)

5) Соком этого растения можно вывести бородавки? (Чистотел.)

6) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо птицы.)

7) Кто растёт головой вниз? (Сосулька.)

8) В пруду купался, а сух остался? (Гусь.)

9) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит? (Грач.)

10)Чем питается зимой жаба? (Ничем, она зимой спит.)

 

IV. Конкурс «На лесных тропинках».

Лес.. Мы с гордостью и замиранием в сердце произносим это слово. Наши леса поражают своей красотой в любое время года. Невозможно отвести взгляд от леса, только что примеряющего зелёный наряд. Завораживает своим разнообразием красок осенний лес. А как здорово прокатиться на лыжах по зимнему лесу, полюбоваться кружевом инея на деревьях. Летом буквально начинает кружиться голова от свежести и аромата соснового леса и медового запаха цветущей липы.

Я люблю побродить по зелёной стране,

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы богат молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берёт.

В той стране – благодать!

Удивительный свет!

Вот бы нам разгадать,

В чём тут главный секрет.

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с зелёной страной навсегда подружись.

                   Тропинки, тропинки – дорожки лесные!

                   Куда вы? Куда вы бежите, родные?

                   Тропинки, тропинки – морщинки земли.

                   Откройте, тропинки, мне тайны свои.

                                                              (В. Солодкин)

Ребята, давайте вместе с вами совершим прогулку по нашим милым, лесным тропинкам и ответим на вопросы о деревьях.

1.Это дерево обладает мощным стволом, извилистыми, толстыми ветвями. Живет оно в среднем 400-500 лет. Листья у дерева особенные: крупные, жестковатые, удлиненно-овальные, с глубокими выемками. Из семян этого дерева можно получить муку или крупу, можно даже сварить кашу или испечь лепешки. Что это за дерево? Как называются его семена? (Дуб и желуди.)

2. Кора совсем молодого деревца – темная. Но проживет дерево несколько лет, и кора изменяет свой цвет, станет белая в чёрную полоску. Ветви у этого растения повисшие, листья мелкие, по форме напоминают ромб. По весне у этого дерева вырастают длинные серёжки. В древние времена кору этого дерева использовали вместо бумаги для письма. (Берёза.)

3. Это высокие, стройные деревья. Стволы у них серые, а листья крупные, гладкие, напоминают треугольники. Они украшают улицы, парки и скверы многих наших городов. С этого дерева летом летит пух и кажется, что всё вокруг засыпано снегом. Что же это за дерево? (Тополь.)

4. Из цветов этого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед. А еще его называют душистым за необыкновенный аромат цветов. И из всех деревьев оно зацветает самым последним? (Липа.)

5. Молодая кора этого дерева – излюбленное лакомство зайцев и мышей, а ветки – лакомство лосей. Даже в тихую погоду оно шелестит своими круглыми плотными, жесткими листьями на тонких, длинных черешках. Оно одним из первых открывает сезон цветения. (Осина.)

6. Высокое стройное дерево. Листья этого дерева похожи на детские ладошки. Особенно красиво это дерево осенью, когда его листья окрашиваются в самые разнообразные цвета от зелёного до багряного. И все, от мала до велика, любят собирать букеты из этих листьев. К тому же сок этого дерева такой же сладкий, как у берёзы. (Клён.)

7.Словно колоны устремляются ввысь стволы этих любящих свет, смолистых деревьев. Листья у этого дерева как иголки. Это дерево называют ещё деревом здоровья из-за того, что оно прекрасно очищает воздух от вредных микробов, делает его сухим и целебным. Древесина этого дерева используется в кораблестроении. (Сосна.)

8. Это дерево имеет очень красивую ажурную крону. Хвоя у нее мягкая и расположена на ветке пучками по 30-40 штук. На зиму она опадает, как и листья у лиственных деревьев. Отсюда и ее название. Это единственное в мире листопадное хвойное дерево. Древесина этого дерева очень прочная и устойчива против гниения и со временем становится только прочней, как бы каменеет. (Лиственница.)

9. Это дерево напоминает вечнозеленую пирамиду. Его можно узнать по коротким колючим иголкам-хвоинкам, расположенным на ветке по одной, и длинным (цилиндрической формы), свисающим вниз шишкам. Из древесины этого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу. (Ель.)

10. Листья этого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными. Оно не вечнозеленое, но имеет шишечки. Оно первым открывает сезон цветения. Что же это за дерево? (Ольха.)

V.Конкурс «Пернатые друзья».

Непременными спутниками леса являются птицы. Их мелодичные, звонкие песни, яркое оперение украшают природу, приносят нам величайшую радость. Вместе с тем птицы являются нашими верными помощниками, защитниками лесов, полей, садов и огородов от вредителей. Невозможно даже представить нашу землю без птиц.

Мы безмерно богаты. 
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься.
Но спросите иного, 
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство:
Птичье царство и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички:
Где запомнишь все клички,
Просто птички - и только!

 

Ребята, давайте по описанию узнаем о какой птице идёт речь.

1) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест.)

2) Какая птица хорошо передвигается вниз головой по деревьям? (Поползень.)

3) Какая птица то кричит как дикий кот, то поёт, как флейта? (Иволга.)

4) Какая птица живёт у нас только зимой? (Снигирь.)

5) Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)

6) Название какой птички говорит о том, что она подрагивает одной частью своего тела? (Трясогузка.)

7) У какой птицы в названии говорится что она зябнет? (Зяблик.)

8) Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк.)

9) Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)

10) Зимующая птица с хохолком на голове? (Свиристель.)

Надеюсь, что этот конкурс не только прибавил вам знаний о наших пернатых друзьях, но и напомнил о бережном и заботливом отношении к ним.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

              (А. Яшин)

 

VI. Конкурс «Угадай цветок».

На Земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов. С самой ранней весны и до глубокой осени они радуют наш взор в лесах, полях, садах и клумбах своим разнообразием красок.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Красивые наследники природы –

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставания.

Мы душу и цветы должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельется в ликованье,

Когда пред ней склоняются цветы,

Посредники живого пониманья.

О цветах сложено много легенд, которые связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью или говорится о целительной силе растений. 

Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию, а вы должны будете угадать о каком цветке идёт речь.

1.Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, чтобы её успокоить и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, поверила в счастье и у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому этот цветок является символом надежды. Как же он называется? (Подснежник.)

2.Один из старинных народных мифов повествует о том, что давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые не могли договориться о том, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают эти цветы, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы. Что же это за цветок? (Василёк.)

3.Старинная славянская легенда рассказывает: удалого гусляра Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А её чистые слёзы превращались в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С этих пор этот цветок считается символом скрытой любви. Как он называется? (Ландыш.)

4. Русское название этого цветка объясняет сказка. Давным-давно в бедной семье родился мальчик. Он рос больным и слабым ребёнком, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, отправился за тридевять земель уму-разуму набраться. Вскоре пронесся слух, что объявился человек, который лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками. Люди стали лечиться у Заморыша (это был он), а к старой ворожее никто не шел. Решила ворожея отравить лекаря, поднесла кубок вина с зельем. Заморыш выпил вино, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с левой руки под окном коварной ворожеи. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок … или ...(Ноготками или календулой)

Цветы – это всегда праздник для человека, с ними приходит к нам радость. И мы с вами должны беречь, охранять и защищать их. Можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав при этом ни единого цветка, если следовать мудрым слова азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

«… Давай пройдёмся

медленно по лугу

И «здравствуй»!

скажем каждому цветку.

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтобы рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать».

 

VII. Конкурс «Природные барометры».

Издавна было подмечено, что по погоде дня сегодняшнего можно судить о том, какая погода ожидается на следующий день или даже в ближайшее время года. Эти приметы годами накапливались и передавались из поколения в поколение. А знаем ли мы, современные люди, народные приметы?

Командам выдаются конверты, в которых имеются карточки двух видов: на одних карточках описано состояние природы, на других – какая погода ожидается в ближайшее время. Участникам команд необходимо в течение 5 минут составить правильный вариант. По истечении этого времени капитаны команд озвучивают получившийся вариант, а жюри оценивает его.

Вопросы 1-й команде:

  1. Дым столбом. (К морозу.)
  2. Бледный цвет луны. (К плохой погоде.)
  3. Вечером с реки поднимается пар. (К дождю.)
  4. В летнюю ночь много звёзд на небе. (Будет жаркий день.)
  5. Птицы весной вьют гнёзда на солнечной стороне. (Лето будет холодным.)

Вопросы 2-й команде:

  1. Иней на деревьях. (Мороз.)
  2. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки. (Ясно, тепло.)
  3. Утром на траве роса. (Дождя не будет.)
  4. Ласточки низко летают. (К дождю.)
  5. Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет….(дождливое)
  6.  

VIII. Конкурс «Лечебное лукошко»

С древних времён люди использовали различные растения для лечения всяких болезней. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в народной медицине. Лекарственные растения – это огромная часть окружающей нас природы. Они растут в лесу, в поле и их можно даже встретить вблизи дорог. Однако, в природной аптеке на лекарствах нет этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. Сейчас мы с вами познакомимся с наиболее распространёнными лекарственными растениями и узнаем о том, как их применяют. А сделаем мы это с помощью загадок.


Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она,
Вам здоровья даст,
Силушки сполна!

 

Командам мы раздаём лукошки, в которые они будут собирать лекарственные растения, отгадывая их названия по стихам. Какая команда соберёт больше?

И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка – отгадай. (Чабрец)

  1. Травка та растет на склонах 

Настой травы применяют внутрь в качестве отхаркивающего и противовоспалительного средства при заболеваниях верхних дыхательных путей, при бессоннице у взрослых и детей. Траву можно использовать для освежающих ароматических ванн.

        2.Белый крошечный цветочек –

         Для отваров, для примочек.

         Если воспаление,

        Отвар – успокоение. (Ромашка аптечная)

Настой ромашки употребляют для полоскания горла, промывания гнойных ран, язв и нарывов. Наружно крепкий водный настой корзинок используют для обмывания лица в косметических целях.

3. Он сорняк, он цветок,
    От болезни мне помог.
    Как присяду на диванчик,
    Вспомню желтый... (Одуванчик)
Наружно млечный сок одуванчика употребляют для выведения мозолей и как косметическое средство для удаления угрей, веснушек и кожных пятен. Водный настой корней вместе с листьями возбуждает аппетит, улучшает пищеварение, улучшает пищеварение, тонизирует организм.

В красной рубашке, 
Брюшко сыто, 
Камешками набито. (Шиповник)
Применяют при авитаминозах, общем упадке сил, слабости после тяжёлых болезней, малокровии, кашле, простудных заболеваниях.

  1. Сидит на палочке 

5. Растет зеленою стеной,
    Ее обходят стороной,
    Колючая и злая дива.
    А как зовут траву? (Крапива)
Её используют для того, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

Усталость не даёт идти – 
Нагнись: солдатик у дороги 
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)

  1. Поранил ты в походе ногу, 

Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

       7. Неприметна среди трав, 

   У неё спокойный нрав.
   Кто полезностью гордится?
   Ароматная... (Душица)

Настой душицы принимают при простудных заболеваниях, кашле. Также душицу используют и как успокаивающее и легкое снотворное средство.

        8.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой...(Зверобой)

Настой травы используют как кровоостанавливающее, противовоспалительное, дезинфицирующее средство. Измельчённые свежие листья, приложенные к ранам, способствуют их быстрому заживлению. Ядовит.

9. Вкусен чай и ароматен,
   С ней он легок и приятен:
   Листочки сорваны, помяты.
   Что ты вдыхаешь? - Запах… (мяты)

Настой мяты используют для возбуждения аппетита, а также в качестве болеутоляющего при желудочно-кишечных заболеваниях, кашле, головной боли.

10. Если стебель отломить,
     Руки трудно уж отмыть!
     Желтый сок в листочках,
     В маленьких цветочках –
     Тот сок для добрых чистых дел,
     А что за травка? (Чистотел)

Млечный оранжево-красный сок чистотела применяют для уничтожения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний. Сильно ядовит.

Траву мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава - сорняк,
Не пригодится нам никак -
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам!

Ребята, давайте с вами рассмотрим правила сбора лекарственных растений.

Памятка сбора лекарственных растений.

  1. Собирать надо только те растения, которые вы хорошо знаете.
  2. Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.
  3. Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветки – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
  4. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
  5. Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.
  6. Растения нельзя выдёргивать, их нужно срезать ножом, а корни – выкапывать.
  7. Сушить лекарственные растения нужно без промедления, в хорошо проветриваемом помещении.
  8. Любите и охраняйте лекарственные растения и они ответят вам тем же!

 

IX. Конкурс «Мы твои друзья, Природа!»

Отправляясь в гости к Природе, не будьте только просителями её даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

                             (С. Смирнов)

А сможете ли каждый из вас войти в лес другом? Как должен вести себя человек в природе, чтобы не нанести ей вред?

Обеим командам в качестве домашнего задания необходимо было составить памятку «Правила поведения на природе».

Пока жюри оценивает этот конкурс, участники команд раздают всем присутствующим памятки «Правила поведения на природе».

Правила поведения на природе.

Правила десяти «НЕ»:

  1. Не шуми на природе.
  2. Не ломай ветки деревьев и кустов.
  3. Не рви цветы.
  4. Не трогай домики диких животных.
  5. Не разоряй гнёзда птиц.
  6. Не уноси домой детёнышей лесных зверей и птиц.
  7. Не убивай зверей и птиц.
  8. Не разжигай костров в лесу.
  9. Не загрязняй природу, уноси с собой мусор.
  10. Не бери лишнего у природы.
  11.  

X. Подведение итогов, награждение.

Заключительное слово: Ребята! Сегодня мы с вами поговорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. И завершить наш конкурс-соревнование мне хотелось бы замечательными словами истинного патриота, певца родной земли М. М. Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

             Не мудрено добраться

             До скрытых тайников,

             Разграбить все богатства

             У будущих веков.

                       Мы общей жизни зёрна,

                       Одной судьбы родня,

                        Нам пировать позорно

                        В счёт будущего дня.

                                       Поймите это, люди,

                                       Как собственный приказ,

                                       Не то Земли не будет

                                       У каждого из нас.

                                                            (М. Дудин)

Используемая литература:

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Журнал «Классный руководитель» №2, 2003 г.
  3. Журнал «Классный руководитель» №6, 2000 г.
  4. Классные часы (викторины, беседы. Конкурсы, игры). 7-8 классы/ авт. – сост. И.А.Зайцева, Н.А.Догадова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1992.

Интернет- ресурсы.

http://www.florets.ru

http://www.Fialka.tomsk.ru

uchitelya.com

http://shkolabuduschego.ru/viktorina/o-derevjah.html

https://klub-drug.ru/viktorina/o-derevjah-dlja-doshkolnikov.html

http://shkolabuduschego.ru/viktorina/pticy.html

http://pharmedu.ru/legendy-o-travax-kalendula/

http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/rastenija-v-legendah-i-skazanijah-rusi.html

Опубликовано


Комментарии (4)

Алина Яковлевна Корогод, 26.02.18 в 20:52 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересная работа!
Сафонова Елена Валерьевна, 01.03.18 в 07:12 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интерено
Тахтаракова Валентина Анатольевна, 08.04.18 в 06:53 1Ответить Пожаловаться
В избранное. Отличная работа.
Ватолина Светлана Анатольевна, 12.04.19 в 20:24 0Ответить Пожаловаться
Занимательные конкурсы!!! Спасибо!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.