Профориентационный конкурс-соревнование «Калейдоскоп профессий»

5
0
Материал опубликован 14 January 2016

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Калейдоскоп профессий

разработка профориентационного конкурса – соревнования для учащихся 8-х классов

                                                                        Подготовила: Штернберг Г.И., методист,                                                                          педагог дополнительного образования

 

Цель: Выявление уровня знаний и умений учащихся общеобразовательных учреждений ориентироваться в мире профессий.

Задачи:

1.Выявить и обобщить знания учащихся о некоторых профессиях.

2.Расширить представление о содержании профессиональной деятельности людей различных профессий.

3.Развить познавательный интерес и мотивацию учащихся к самоопределению и саморазвитию.

Оборудование: карточки с названием профессии и должности, набор предметов, по которым можно определить профессию, раздаточные карточки с названиями профессий иностранного происхождения и с фамилиями известных людей, карточка с кроссвордом.

Ход проведения мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы вы смогли проверить широту своего кругозора и способность ориентироваться в океане профессий. Хотелось бы еще раз напомнить о важности выбора профессии, о трудности правильного выбора. Вы сейчас учитесь в 8 классе, и скоро перед вами встанет вопрос: «Куда пойти учиться?».

Вы, конечно, знаете о том, как важно не ошибиться в выборе профессии. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения. Есть притча об отношении к труду. Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?». Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!». Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. В чем смысл?

Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда. Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их руда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.

Сегодня мы с вами проведём игру - соревнование и узнаем, какая команда лучше всех ориентируется в мире профессий. Вам надо будет двигаться по станциям, в строгом соответствии с маршрутным листом, который вы сейчас получите. На каждой станции вам будет предложено одно задание, за которое вы получите столько баллов, сколько правильных ответов вы дадите. Маршрутный лист оставляете на последней станции. Судья, сидящий на этой станции, подсчитывает общее количество баллов. Побеждает та команда, которая в конечном итоге наберёт наибольшее количество баллов.

(Команды получают маршрутные листы - Приложение 1).

Станция № 1 “Профессия или должность?”

Команде даётся набор листочков с названиями профессии или должности. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам:

“профессия” и “должность”.

Предлагаются следующие варианты: учитель, маляр, продавец, сталевар, нотариус, художник, костюмер, парикмахер, токарь, ткачиха, визажист, библиотекарь, водитель, повар, чертёжник, главный врач, директор, завуч, бригадир, главный инженер, декан, ректор, мастер, дежурный электрик, проректор, участковый полицейский, старший вожатый, главный бухгалтер, прораб, начальник цеха.

Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов.

Максимальное количество баллов – 30.

Правильные ответы для членов жюри

Профессия

Должность

учитель,

маляр,

продавец,

сталевар,

нотариус,

художник,

костюмер,

парикмахер,

токарь,

ткачиха,

визажист,

библиотекарь,

водитель,

повар,

чертёжник

главный врач,

директор,

завуч,

бригадир,

главный инженер,

декан,

ректор,

мастер,

дежурный электрик,

проректор,

участковый полицейский,

старший вожатый,

главный бухгалтер,

прораб,

начальник цеха


 

Станция № 2 “Кто потерял эту вещь?”

На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. На стол можно положить:

1. Электрическую лампочку (электрик),

2. Ручку с красной пастой (учитель),

3. Поварешку (повар),

4. Расчёску (парикмахер),

5. Катушку ниток с иголкой или ножницы (швея, портной),

6. Очки (окулист),

7. Весы (безмен) (продавец),

8. Калькулятор (бухгалтер),

9. Фотоаппарат (фотограф),

10. Маску (актёр),

11. Печенье (кондитер),

12. Пяльцы (вышивальщица),

13. Дудку (музыкант),

14. Книгу (писатель),

15. Картину (художник).

Команда получит столько баллов, сколько профессий будет названо правильно.

Максимальное число баллов – 15.

Станция № 3 Расшифруй названия профессий

Кинолог (от др.-греч. κύων (род. п. κυνός) — собака и λόγος — слово) – специалист, занимающийся разведением, содержанием и дрессировкой собак.

Спелеолог - (от греч. σπήλαιον — пещера + λόγος — учение) - специалист, занимающийся всесторонним исследованием и изучением природных подземных пространств (пещер).

Бондарь (польск. bondarz, от нем. binder, от binden вязать) - мастер по изготовлению бочек, кадок.

Гравер (англ. graverum. (франц. graveur) - специалист по резьбе на металле, камне, дереве; художник, делающий гравюры резьбой или травлением.

Суфлер (фр. souffleur — подсказчик) - работник театра, который следит за ходом репетиций, спектакля по тексту пьесы и подсказывает по необходимости актёрам текст роли.

Корректор (от лат. corrector — направитель, исправитель) - специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки).

Инкассатор (с итальянского «класть в ящик») - должностное лицо, занимающееся сбором и перевозкой наличных денежных средств между организациями и их подразделениями.

Архивариус ( лат. archivum - архив ) - хранитель или сотрудник архива.

Прокурор (фр., от лат. procurare заботиться) - должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора.

Бармен (от англ. bar — барная стойка, man — человек) - работник бара, обслуживающий посетителей за барной стойкой.

Официант – работник общепита, который подносит еду.

Гувернантка (фр. bonne — прислуга) - нанятый воспитатель детей в семье.

Команда получает столько баллов, сколько даст правильных ответов.

Максимальное число баллов - 12.

Станция № 4 Профессии известных людей

1. А. Эйнштейн - физик

2. К. Малевич – художник

3. В. Чкалов – летчик

4. Б. Гейтс – компьютерщик

5. И. Мичурин - селекционер, ботаник

6. В. Распутин - писатель

7. М. Калашников - конструктор оружия

8. Г. Титов – космонавт

9. Склифосовский – медик

10. П. Карден – модельер

11. Ф. Шаляпин – певец

12. Н. Лобачевский – математик

13. С. Рахманинов - композитор

14. С. Королев – конструктор ракет

15. Г. Уланова – балерина

16. Д. Менделеев- химик

17. А.Блок – поэт

18. А. Макаренко - педагог

19. В. Тихонов - актёр

20. И. Бардин - металлург

Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов.

Максимальное число баллов - 20.

Станция № 5 Кто есть кто?

1. С каким материалом работает модельщик?

с тканью,

с деревом,

с бумагой,

с металлом.

(Модельщик делает деревянные модели для литейного производства).

2. Человек, который по толковому словарю Даля, являлся одновременно брадобреем, зуборвачом?

целовальник,

цепочник,

цирюльник,

циркач.

(Помещение, в котором производились все эти действия, назывались цирюльни).

3. Где работает корректор?

в типографии,

в редакции,

в офисе,

в конторе.

(корректор правит тексты).

4. Посредник между продавцом и покупателем?

банкир,

байкер,

брокер,

рокер.

(Брокер – посредник между продавцом и покупателем, действует по поручению и за счёт клиентов).

5. Какое предприятие объединяет крановщика, стропальщика, слесаря – сборщика?

завод,

стройка,

шахта,

ферма.

6. К какой профессии относится человек, работающий по специальности – обходчик?

шахтёр,

железнодорожник,

строитель,

машиностроитель.

(Обходчик проверяет железнодорожное полотно).

7. К какому типу профессий относится часовщик?

человек – человек,

человек – знаковая система,

человек – техника,

человек – природа.

(Часовщик имеет дело с механизмами).

8. Токарь изготавливает детали из…

металла,

дерева,

пластмассы,

пластилина.

9. Ямщик – это

извозчик,

погонщик почтовых лошадей,

наездник,

кучер.

(В старину ямой называли отдалённое село, а человек, доставляющий почту в это село, назывался ямщик).

10. Врач, который лечит почки, называется …

лоринголог,

уролог,

терапевт,

стоматолог.

11. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

полотёр,

учитель,

сторож,

посудомойка.

12. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

адвокат,

нотариус,

прокурор,

юрист

13. Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?

реставратор,

экскурсовод,

ресторатор

искусствовед.

(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом)

14.Кто на съемках кинофильма вместо актёра исполняет сложные трюки?

гримёр,

режиссер,

каскадёр,

сценарист.

15.Кому для работы нужен этюдник?

музыканту,

художнику,

шахматисту,

инженеру.

(Специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом для размещения этюда)

16.Какая профессия дала название верхней одежде?

пожарный,

водолаз,

шахтёр,

бухгалтер.

17.Где работает крупье?

на мельнице,

на бирже,

в казино

в ресторане.

18.Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

анестезиолог,

рентгенолог,

гипнотизер,

экстрасенс.

19.Что делает визажист?

визы,

макияж,

художественные фотографии,

витражи.

20.Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

провизор,

проректор,

продюсер,

проктолог.

Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов.

Максимальное число баллов - 20.

Станция № 6    “Разгадай кроссворд!”

Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1452765653.jpg (1280x720)

Команда получит столько баллов, сколько даст правильных ответов.

 Максимальное число баллов – 9.

Ведущий: Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни.

Награждение лучших команд.

Список литературных источников

 

1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов [Текст] / И. Д. Агеева // Последний звонок. - 2007.- № 7.-  С. 3-8.

2.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию"[Текст] / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011. - № 1.-  С. 49-56.

3.Окинина, Г. В. Лабиринт профессий [Текст] / Г.В. Окинина // Читаем, учимся, играем. - 2006.- №7.- С. 67-69.

4. Резапкина, Г. Словарь профессий [Текст] / Г. Резапкина // Школьный психолог: Приложение к газете. "Первое сентября". - 2007.- № 5.- С. 25-32.

5.Толстик, С. Турнир "Клуб знатоков профессий": занятие для учащихся 9-х классов [Текст] / С. Толстик // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". - 2007.- № 4.- С. 46 - 47.

Приложение 1

Оценочный лист профориентационного конкурса-соревнования «Калейдоскоп профессий»

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1452765677.jpg (1280x720)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная разработка!

23 January 2016