Конспект бинарного урока сельскохозяйственного труда и письма по теме «Заготовка почвенной смеси для выращивания растений. Правописание глаголов»

5
0
Материал опубликован 4 February 2016 в группе

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

КОНСПЕКТ

бинарного урока сельскохозяйственного труда и письма в 8 классе

по теме «Заготовка почвенной смеси для выращивания растений.

Правописание глаголов»

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания обучающихся по теме «Заготовка почвенной смеси для посева семян на рассаду» и «Правописание глаголов».

Задачи:

I. Образовательные:

- учить применять полученные знания на практике;

- формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

- закреплять навыки правописания глаголов.

II. Коррекционные:

- развивать умение устанавливать последовательность выполнения технологических операций, внимание, наблюдательность;

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей;

- корригировать память на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение;

- корригировать связную устную речь через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса при работе с пословицами и фразеологизмами;

- корригировать связную письменную речь при работе над деформированным предложением, текстом.

III. Воспитательные:

- воспитывать интерес к произведениям УНТ, нравственные качества личности такие как бережное отношения к растениям, любовь и уважение к труду.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Оборудование:

- слайдовая презентация учебного материала, ноутбук, проектор;

- стаканы с почвенной смесью, деревянные колышки, семена перцев;

- Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2006 г.;

- таблицы по теме;

- карточки-задания, карточки-наблюдения, маркер.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель сельскохозяйственного труда:

- Я рада вас приветствовать сегодня на уроке, рада видеть ваши заинтересованные лица, потому что вы знаете, что на уроках растениеводства вы получите те знания, умения, навыки, которые обязательно пригодятся вам в жизни, а возможно, станут и источником для получения заработка. А для тех, у кого взгляд не очень заинтересованный, кто сомневается в пользе сельскохозяйственного труда, хочу рассказать притчу.

Постановка темы и целей урока.

«У крестьянина было две сохи (что такое соха?). Одна стояла в сарае про запас, а вторая всё лето работала. Осенью снова встретились сохи в сарае. Та, что всё лето стояла и отдыхала, была покрыта тенётой и ржавчиной, а как по-вашему, выглядела вторая соха? (была блестящей и гладкой). Удивлённая первая соха спрашивает вторую: «Почему ты такая красивая и блестящая?» Что ответила вторая соха? «Это труд сделал меня такой!».

- Чему учит данная притча? Спасибо, теперь мы можем начинать урок. Начинается очень важная и ответственная пора в жизни огородников - начало посевных работ. Вы – мальчишки, и поэтому основные физические работы лежат на ваших крепких мужских плечах.

- Как вы считаете, какая основная работа предстоит вам в ближайшее время?

(заготовка почвенной смеси для посева семян на рассаду)

- Тому, какую роль играет правильно приготовленная почвенная смесь для выращивания рассады, будет посвящён наш урок.

3. Актуализация имеющихся знаний.

- Перед вами расположены карточки со словами, из которых нужно будет собрать пословицу.

(Получилась пословица «Рассаду сажай - раньше будет урожай!»)

- Давайте попробуем объяснить смысл этой пословицы.

- Что такое рассада?

- Где выращивают рассаду?

- Почему мы сами сажаем рассаду, ведь её в достаточном количестве можно купить на рынках и магазинах?

 (Экономия, большая уверенность в нужном сорте, правильности выращивания, возможность заработать).

4. Работа по теме урока.

- Для того чтобы вам было понятно, насколько важно приготовить правильную смесь для выращивания рассады, приведу вам наглядный пример из жизни.

- Как-то несколько лет назад зашла ко мне в гости одна начинающая дачница и говорит: «Надо бы посеять перец на рассаду, а земли заранее не приготовила, в нашем магазине её нет, а в город специально ехать не хочется». На следующий день она мне снова встретилась и говорит: «Ты знаешь, я ведь нашла выход из положения: достала землю из подполья, с завалинки и посеяла перец». Я долго думала, разочаровывать её сразу или нет, но потом сказала. А вот что я ей сказала, вы попробуете отгадать сами после проведения небольшой исследовательской работы.

(Раздаю прозрачные ёмкости с различными образцами почвенных смесей).

- Скажите, по внешнему виду мы можем с вами определить содержимое этих стаканчиков?

(Песок, перегной, земля+ перегной, земля+перегной+зола).

- А как вы думаете, все ли они пригодны для посева семян на рассаду?

(Нет).

- Но мы с вами проведём эксперимент и всё-таки посеем наши семена. Пусть это будут семена перцев. Мы поместим их в одинаковые условия и будем одинаково за ними ухаживать, а затем проведём сравнения, которые будем записывать в нашу таблицу. По окончании эксперимента мы сможем сделать вывод, который и будет являться ответом на вопрос, насколько важна правильная почвенная смесь для посева семян на рассаду.

Задание «Кроссворд».

- Для того, чтобы подытожить знания по данной теме, мы с вами разгадаем кроссворд. На обратной стороне карточек с пословицей напечатаны вопросы, по которым мы будем разгадывать кроссворд.

Составная часть почвенной смеси, в которой содержится много азота. (перегной.

- На что влияет азот? Что такое перегной и как он образуется?

Составная часть почвенной смеси, содержащая большое количество минеральных веществ, получаемая путём сжигания древесины.

(зола)

- Для чего вносят в смесь для рассады золу?

Мелкие камни, которые выкладываются на дно посадочных ёмкостей.

(дренаж)

- Для чего нужен дренаж?

Составить из букв слово: НАГИЛ. (Вещество, при внесении которого утяжеляется почвенная смесь).

(глина)

Разгадать ребус.

(вода).

Садовый инвентарь для полива растений.

(лейка)

 

               

П

Е

Р

Е

Г

Н

О

Й


 

   

З

О

Л

а А

     

Д

Р

Е

Н

А

Ж

     
       

Г

Л

И

Н

А

     

В

О

Д

А

 
       

Л

Е

Й

К

А

Мы тему с вами повторили

И всё что нужно,- закрепили.

Такие вот оценки в итоге получили.

Кроссворд в конце мы разгадали,

Недолго голову ломали,

Растениеводство, вроде, проходили,

Глагол в итоге как-то получили.

И что теперь нам делать с этим,

Русский язык поможет ответить.

5. Динамическая пауза.

Учитель письма и развития речи

- Но, прежде чем мы продолжим урок, давайте немного отдохнём. Ваша задача – выполнять движения, противоположные тем, что буду называть я.

- Сядьте! – встают.

- Стойте! - идут на месте.

- Откройте глаза! - закрывают глаза.

- Опустите руки! - поднимают руки.

- Молодцы!

- А сейчас внимание:

Место, спины, глаза.

- Вы поняли, что нужно сделать?

Сели, выпрямились, посмотрели.

 

6. Работа по теме урока.

- Что объединяет слова второй группы?

- Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?

- Верно. Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.

- Как сказал известный учёный-языковед Алексей Максимович Пешковский: «Глаголы - это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

Работа по группам. Составить рассказ на лингвистическую тему.

Задание 1 группе: Составьте рассказ о глаголе как части речи (на какие вопросы отвечает, что обозначает, какую начальную форму имеет, какую роль играет в предложении). Приведите примеры.

Задание 2 группе: Составьте рассказ о грамматических признаках глагола (как изменяется глагол).

- Конечно, повторить все изученное о глаголе за половину урока невозможно. Выберем самое главное.

- Глагол – настоящий богач среди частей речи, ни у кого нет столько грамматических категорий.

- Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан.

Задание «Отгадайте» (письменно).

- Отгадайте, к каким метким народным выражениям нарисованы эти картинки.

- Запишите выражения (они называются фразеологизмами – устойчивые сочетания слов).

- Объясните их значение.

Считать воронзаниматься пустяками, бесцельно проводить время, лодырничать, быть невнимательным, рассеянным, отвлекаться.

Работать спустя рукава - работать плохо, лениво, нехотя, медленно, небрежно, с ленцой, не прилагая усилий (работать засучив рукава – работать хорошо, качественно, с усердием, старанием).

Носить воду в решетезаниматься бесполезным делом, терять время.

- Сравните фразеологизмы, хорошую или плохую работу человека они характеризуют?

- Подчеркните в этих выражениях глаголы. Определите, в какой форме они употреблены?

- Что общего в правописании этих глаголов?

- Когда ещё глаголы в неопределённой форме пишутся с мягким знаком? Приведите примеры.

Задание «Составляйте» (письменно).

- Из данных слов составьте пословицу.

Еще никто не знал удачи без труда.

- Объясните значение пословицы.

- Запишите её по памяти: как напишете частица НЕ с глаголами?

- Проверка:

- поднимите руки те, кто считает, что правильно выполнили задание;

- сравните записанную вами пословицу с текстом на слайде;

- поднимите руки те, у кого задание выполнено так же.

- Укажите в пословице глагол.

- Объясните, почему он пишется без окончания.

Задание «Подбирайте» (письменно).

- Это была грузинская пословица.

- Подберите соответствующую ей среди данных русских пословиц:

Каков мастер, такова и работа.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Шила в мешке не утаишь.

- Назовите глаголы, которые употреблены в этих пословицах.

- Объясните правописание глаголов.

Задание «Объясняйте» (распределить в два столбика).

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать личное окончание глагола?

(При затруднении пользоваться алгоритмом).

- На столе разложены карточки с глаголами, в окончания которых необходимо дописать гласные И или Е, объясняя и распределяя карточки по двум столбикам.

Светит, вянет, трудимся, смешиваете, упустишь, зеленеет, насыпаем, всходит.

Задание «Разбирайте» (письменно).

- Посмотрите ещё раз на таблички с глаголами. Назовите среди них глагол с ударной гласной А (насыпаем).

- Выполняем его грамматический разбор.

(При затруднении пользоваться схемой грамматического разбора глагола).

(Насыпаем – глаг., насыпать, I спр., наст. вр., 1-е л., мн. ч.).

- Для самостоятельного разбора: глагол, в котором ударение падает на второй слог (упустишь).

(Упустишь - глаг., упустить, II спр., буд. вр., 2-е л ., ед. ч.).

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Потрудились вы сегодня на славу, выполнили большой объем работы.

- И не беда, ребята, если кто-то допускал ошибки. Для этого мы учимся, чтобы их уметь исправлять.

- Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

- Выразите своё отношение к уроку при помощи следующих глаголов:

- научился;

- заинтересовался;

- потрудился;

- не понял.

- В свою очередь я хочу пожелать вам: думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, исследуйте – одним словом, живите!!!


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации