Конспект бинарного урока сельскохозяйственного труда и письма по теме «Заготовка почвенной смеси для выращивания растений. Правописание глаголов»
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
КОНСПЕКТ
бинарного урока сельскохозяйственного труда и письма в 8 классе
по теме «Заготовка почвенной смеси для выращивания растений.
Правописание глаголов»
Цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания обучающихся по теме «Заготовка почвенной смеси для посева семян на рассаду» и «Правописание глаголов».
Задачи:
I. Образовательные:
- учить применять полученные знания на практике;
- формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы;
- закреплять навыки правописания глаголов.
II. Коррекционные:
- развивать умение устанавливать последовательность выполнения технологических операций, внимание, наблюдательность;
- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей;
- корригировать память на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение;
- корригировать связную устную речь через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса при работе с пословицами и фразеологизмами;
- корригировать связную письменную речь при работе над деформированным предложением, текстом.
III. Воспитательные:
- воспитывать интерес к произведениям УНТ, нравственные качества личности такие как бережное отношения к растениям, любовь и уважение к труду.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование:
- слайдовая презентация учебного материала, ноутбук, проектор;
- стаканы с почвенной смесью, деревянные колышки, семена перцев;
- Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение, 2006 г.;
- таблицы по теме;
- карточки-задания, карточки-наблюдения, маркер.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель сельскохозяйственного труда:
- Я рада вас приветствовать сегодня на уроке, рада видеть ваши заинтересованные лица, потому что вы знаете, что на уроках растениеводства вы получите те знания, умения, навыки, которые обязательно пригодятся вам в жизни, а возможно, станут и источником для получения заработка. А для тех, у кого взгляд не очень заинтересованный, кто сомневается в пользе сельскохозяйственного труда, хочу рассказать притчу.
Постановка темы и целей урока.
«У крестьянина было две сохи (что такое соха?). Одна стояла в сарае про запас, а вторая всё лето работала. Осенью снова встретились сохи в сарае. Та, что всё лето стояла и отдыхала, была покрыта тенётой и ржавчиной, а как по-вашему, выглядела вторая соха? (была блестящей и гладкой). Удивлённая первая соха спрашивает вторую: «Почему ты такая красивая и блестящая?» Что ответила вторая соха? «Это труд сделал меня такой!».
- Чему учит данная притча? Спасибо, теперь мы можем начинать урок. Начинается очень важная и ответственная пора в жизни огородников - начало посевных работ. Вы – мальчишки, и поэтому основные физические работы лежат на ваших крепких мужских плечах.
- Как вы считаете, какая основная работа предстоит вам в ближайшее время?
(заготовка почвенной смеси для посева семян на рассаду)
- Тому, какую роль играет правильно приготовленная почвенная смесь для выращивания рассады, будет посвящён наш урок.
3. Актуализация имеющихся знаний.
- Перед вами расположены карточки со словами, из которых нужно будет собрать пословицу.
(Получилась пословица «Рассаду сажай - раньше будет урожай!»)
- Давайте попробуем объяснить смысл этой пословицы.
- Что такое рассада?
- Где выращивают рассаду?
- Почему мы сами сажаем рассаду, ведь её в достаточном количестве можно купить на рынках и магазинах?
(Экономия, большая уверенность в нужном сорте, правильности выращивания, возможность заработать).
4. Работа по теме урока.
- Для того чтобы вам было понятно, насколько важно приготовить правильную смесь для выращивания рассады, приведу вам наглядный пример из жизни.
- Как-то несколько лет назад зашла ко мне в гости одна начинающая дачница и говорит: «Надо бы посеять перец на рассаду, а земли заранее не приготовила, в нашем магазине её нет, а в город специально ехать не хочется». На следующий день она мне снова встретилась и говорит: «Ты знаешь, я ведь нашла выход из положения: достала землю из подполья, с завалинки и посеяла перец». Я долго думала, разочаровывать её сразу или нет, но потом сказала. А вот что я ей сказала, вы попробуете отгадать сами после проведения небольшой исследовательской работы.
(Раздаю прозрачные ёмкости с различными образцами почвенных смесей).
- Скажите, по внешнему виду мы можем с вами определить содержимое этих стаканчиков?
(Песок, перегной, земля+ перегной, земля+перегной+зола).
- А как вы думаете, все ли они пригодны для посева семян на рассаду?
(Нет).
- Но мы с вами проведём эксперимент и всё-таки посеем наши семена. Пусть это будут семена перцев. Мы поместим их в одинаковые условия и будем одинаково за ними ухаживать, а затем проведём сравнения, которые будем записывать в нашу таблицу. По окончании эксперимента мы сможем сделать вывод, который и будет являться ответом на вопрос, насколько важна правильная почвенная смесь для посева семян на рассаду.
Задание «Кроссворд».
- Для того, чтобы подытожить знания по данной теме, мы с вами разгадаем кроссворд. На обратной стороне карточек с пословицей напечатаны вопросы, по которым мы будем разгадывать кроссворд.
Составная часть почвенной смеси, в которой содержится много азота. (перегной.
- На что влияет азот? Что такое перегной и как он образуется?
Составная часть почвенной смеси, содержащая большое количество минеральных веществ, получаемая путём сжигания древесины.
(зола)
- Для чего вносят в смесь для рассады золу?
Мелкие камни, которые выкладываются на дно посадочных ёмкостей.
(дренаж)
- Для чего нужен дренаж?
Составить из букв слово: НАГИЛ. (Вещество, при внесении которого утяжеляется почвенная смесь).
(глина)
Разгадать ребус.
(вода).
Садовый инвентарь для полива растений.
(лейка)
П |
Е |
Р |
Е |
Г |
Н |
О |
Й |
З |
О |
Л |
а А |
||||||
Д |
Р |
Е |
Н |
А |
Ж |
||||
Г |
Л |
И |
Н |
А |
|||||
В |
О |
Д |
А |
||||||
Л |
Е |
Й |
К |
А |
Мы тему с вами повторили
И всё что нужно,- закрепили.
Такие вот оценки в итоге получили.
Кроссворд в конце мы разгадали,
Недолго голову ломали,
Растениеводство, вроде, проходили,
Глагол в итоге как-то получили.
И что теперь нам делать с этим,
Русский язык поможет ответить.
5. Динамическая пауза.
Учитель письма и развития речи
- Но, прежде чем мы продолжим урок, давайте немного отдохнём. Ваша задача – выполнять движения, противоположные тем, что буду называть я.
- Сядьте! – встают.
- Стойте! - идут на месте.
- Откройте глаза! - закрывают глаза.
- Опустите руки! - поднимают руки.
- Молодцы!
- А сейчас внимание:
Место, спины, глаза.
- Вы поняли, что нужно сделать?
Сели, выпрямились, посмотрели.
6. Работа по теме урока.
- Что объединяет слова второй группы?
- Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
- Верно. Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной.
- Как сказал известный учёный-языковед Алексей Максимович Пешковский: «Глаголы - это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены».
Работа по группам. Составить рассказ на лингвистическую тему.
Задание 1 группе: Составьте рассказ о глаголе как части речи (на какие вопросы отвечает, что обозначает, какую начальную форму имеет, какую роль играет в предложении). Приведите примеры.
Задание 2 группе: Составьте рассказ о грамматических признаках глагола (как изменяется глагол).
- Конечно, повторить все изученное о глаголе за половину урока невозможно. Выберем самое главное.
- Глагол – настоящий богач среди частей речи, ни у кого нет столько грамматических категорий.
- Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан.
Задание «Отгадайте» (письменно).
- Отгадайте, к каким метким народным выражениям нарисованы эти картинки.
- Запишите выражения (они называются фразеологизмами – устойчивые сочетания слов).
- Объясните их значение.
Считать ворон – заниматься пустяками, бесцельно проводить время, лодырничать, быть невнимательным, рассеянным, отвлекаться.
Работать спустя рукава - работать плохо, лениво, нехотя, медленно, небрежно, с ленцой, не прилагая усилий (работать засучив рукава – работать хорошо, качественно, с усердием, старанием).
Носить воду в решете – заниматься бесполезным делом, терять время.
- Сравните фразеологизмы, хорошую или плохую работу человека они характеризуют?
- Подчеркните в этих выражениях глаголы. Определите, в какой форме они употреблены?
- Что общего в правописании этих глаголов?
- Когда ещё глаголы в неопределённой форме пишутся с мягким знаком? Приведите примеры.
Задание «Составляйте» (письменно).
- Из данных слов составьте пословицу.
Еще никто не знал удачи без труда.
- Объясните значение пословицы.
- Запишите её по памяти: как напишете частица НЕ с глаголами?
- Проверка:
- поднимите руки те, кто считает, что правильно выполнили задание;
- сравните записанную вами пословицу с текстом на слайде;
- поднимите руки те, у кого задание выполнено так же.
- Укажите в пословице глагол.
- Объясните, почему он пишется без окончания.
Задание «Подбирайте» (письменно).
- Это была грузинская пословица.
- Подберите соответствующую ей среди данных русских пословиц:
Каков мастер, такова и работа.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Шила в мешке не утаишь.
- Назовите глаголы, которые употреблены в этих пословицах.
- Объясните правописание глаголов.
Задание «Объясняйте» (распределить в два столбика).
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать личное окончание глагола?
(При затруднении пользоваться алгоритмом).
- На столе разложены карточки с глаголами, в окончания которых необходимо дописать гласные И или Е, объясняя и распределяя карточки по двум столбикам.
Светит, вянет, трудимся, смешиваете, упустишь, зеленеет, насыпаем, всходит.
Задание «Разбирайте» (письменно).
- Посмотрите ещё раз на таблички с глаголами. Назовите среди них глагол с ударной гласной А (насыпаем).
- Выполняем его грамматический разбор.
(При затруднении пользоваться схемой грамматического разбора глагола).
(Насыпаем – глаг., насыпать, I спр., наст. вр., 1-е л., мн. ч.).
- Для самостоятельного разбора: глагол, в котором ударение падает на второй слог (упустишь).
(Упустишь - глаг., упустить, II спр., буд. вр., 2-е л ., ед. ч.).
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Потрудились вы сегодня на славу, выполнили большой объем работы.
- И не беда, ребята, если кто-то допускал ошибки. Для этого мы учимся, чтобы их уметь исправлять.
- Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.
- Выразите своё отношение к уроку при помощи следующих глаголов:
- научился;
- заинтересовался;
- потрудился;
- не понял.
- В свою очередь я хочу пожелать вам: думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, исследуйте – одним словом, живите!!!