Урок по сельскохозяйственному труду «Семейство пасленовых. Технология выращивания и пикировка рассады» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Технология выращивания рассады овощных культур
( томаты, перцы)
Тип урока: Практическое занятие
Цель урока: Познакомить с правилами выращивания рассады овощных культур. Научить детей пересаживать рассаду.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания обучающихся о правилах выращивания рассады овощных культур;
- Закрепить умение учащихся работать по образцу (в практической части).
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать речь обучающихся, включая в неё специальную
терминологию (рассада, посев, сроки посева, технология, пикировка);
Использовать зрительный контроль при отборе посевного материала.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность при выполнении практических заданий;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, товарищеской взаимопомощи .
Методы :
Словесные (беседа, рассказ, объяснение).
Наглядный (образцы, демонстрационный материал)
Практический (выполнение практической работы).
Оборудование: демонстрационный материал (плакаты, технологическая карта, посевной – посадочный материал, ручной инвентарь).
Планируемые результаты:
Предметные - познавательные результаты: умеют правильно и осознанно выполнять практические работы, имеют представление о культурах, умеют работать с технологическими картами, находить необходимую информацию.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают друг друга.
Регулятивные результаты: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации.
Коммуникативные результаты: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах, группах.
Работа построена так, чтобы учащиеся повторили и закрепили материал предыдущих уроков, которые пригодятся им для дальнейшей работы по теме «Выращивание рассады овощных культур ».
1. Организация начала занятия
-здравствуйте, ребята!
2. Сообщения темы урока
Есть такие культуры, например томаты, перцы, баклажаны, которым требуется больше тепла и света, что не может дать наша короткое лето. И поэтому эти растения выращивают рассадным способом. Посев семян на рассаду начинают в феврале, в марте месяца.
Перед нами стоит выбор, какие культуры мы хотим вырастить. Для этого нужно знать народно хозяйственное значение этих культур. Мы предлагаем послушать о культурах, которые в данное время выращиваем. (рассказ о томатах – …., о перцах – …)
3.Теоретическое повторение
ТОМАТЫ
Томат, или помидор — одно из самых распространенный овощных растений. Слово помидор пришло к нам от итальянского «помо д'оро», т. е. золотое яблоко, и французского «помо д'амур» — яблоко любви. Томат происходи! из тропических районов Южной и Центральной Америки. В Европу томат был завезен в XVI(16) веке. На территории нашей страны томат возделывают с XVIII(18) века. В Сибирь томаты были завезены крестьянами-переселенцами в XIX(19) веке.
Томаты едят сырыми, вареными, маринованными, солеными. Из них делают различные соусы, пасты, томатный сок. 200 г свежих томатов удовлетворяют суточную потребность организма в витаминах А и С. Они содержат витамины В1 В2, В3, К, РР, сахар, минеральные соли, лимонную и яблочную кислоты.
Томат — растение многолетнее, если уберечь его от морозов, то оно может плодоносить в течение нескольких лет Плоды его сочные, мясистые, многосемянные ягоды, разнообразные по форме и окраске. Бывают, например, сорта с плодами плоскими, округлыми, грушевидными, удлиненно-овальными, от гладких до сильноребристых. Цвет плодов преобладает красный, но есть также розовые, оранжевые, желтые и почти белые. А по размеру они — от мелкого ореха до гиганта массой 800—1000 г. Они могут быть наполнены соком и иметь много семян, но могут быть мясистыми и малосемянными.
ПЕРЕЦ
Эта культура в разных странах зовется по-разному красный, острый, испанский, жгучий, болгарский и т д. Он бывает сладкий и горький (острый). Ботаники подразделяют перец на четыре вида: перуанский, колумбийский, опушенный и мексиканский.
У нас в стране выращивается преимущественно мексиканский перец.
Само название говорит о том, что он родом из Мексики. Появление перца в Европе связано с именем Христофора Колумба. Его возвращение из Америки в 1493 г. совпадает с первым упоминанием о перце как овощной культуре. Долгое время перец применяли как пряность. И только когда были выведены сорта сладкого перца, его стали употреблять в пищу свежим, в салате, фаршированным, маринованным, соленым.
По содержанию питательных веществ перец превосходит томаты и баклажаны. Плоды богаты сахаром, витаминами С, В1 В2, белком. Горечь плодов зависит от наличия в них алкалоида капсаицина.
Плоды перца — двух - четырехгранная пустотелая многосемянная ягода — бывают разнообразные по окраске (красные, желтые, коричневые, оранжевые), по форме и размеру.
Технология выращивания перцев во многом сходна с выращиванием томатов, но, учитывая более длинный период от всходов до созревания (130—150 дней) и слабый начальный рост, посев семян проводят значительно раньше, чем томатов.
Для того чтобы посеять семена их нужно подготовить. А как это сделать расскажут нам учащиеся …….
4. Практическая работа.
Подготовка семян к посеву.
Для того чтобы получить высокий урожай нужно тщательно подготовить семена.
1.Отобрать для посева крупные семена
2.Отделить повреждённые вредителями семена. Для этого нужно приготовить раствор поваренной соли (1 столовую ложку соли растворить в 1л воды). Опустить в раствор семена и перемешать. Всплывшие семена удалить. Осевшие на дно семена промыть в чистой воде и просушить.
Перед посевом семена погружают на 10—20 минут в раствор марганцовокислого калия, затем промывают в воде и закаливают в течение 3—5 суток, выдерживая 8—10 часов при температуре 18—22°С и 14—16 часов при температуре 1—3°С. Такая подготовка семян на 10 дней ускоряет плодоношение полученных из них растений.
Как это делается: поместить в марлю семена, погрузить на 15 минут в раствор марганцовокислого калия, а затем хорошо промыть в воде. В 10 часов утра положить намоченные семена в теплое место (до 22°С), в 18 часов в тот же день взять их оттуда и положить в холодильник на нижнюю полку. В 10 часов утра следующего дня взять из холодильника и снова положить в теплое место.
Продолжать закалку семян переменными температурами в течение 3—4 дней, следить при этом, чтобы семена оставались влажными.
После закаливания приступаем к посеву.
Вот мы с вами подготовили семена, и настало время сеять. Посев семян в посевные ящики.
Для посева нужно заполнить ящик до краев подготовленной почвенной смесью, встряхнуть, слегка утрамбовать ручной трамбовкой. Дать возможность хорошо прогреться почве. Почвенная смесь должна состоять из трех компонентов: торфа, дерновой земли и песка.
Планчатым маркером сделать в ящиках бороздки глубиной 2 см, разложить в них набухшие семена через 1 см, засыпать бороздки, полить теплой водой. Поставить этикетку, на ней написать название культуры, сорта, дату посева и фамилию ученика.
3. Накрыть ящики пленкой и поставить в теплое место (18—20°С). Наблюдать за появлением всходов.
Уход за рассадой в посевных ящиках. При появлении одиночных всходов снять пленку, поставить ящики на хорошо освещенное место. Следить за температурой, чтобы она была в пределах 18—20°С , и за влажностью почвы. Если почва подсохла, поливать теплой водой через ситечко.
После всходов на 15 день начинается пикировка рассады. Пикировка рассады томата.
В начале появления второго настоящего листа (примерно через 15 дней) распикировать рассаду в горшочки размером 8х8 см либо в ящики на расстоянии 8 см. одного растения от другого
Подготовить для пикировки рассады необходимое оборудование: горшочки, лейку, совок.
Горшочки могут быть разные, из бытовых отходов: пластиковые бутылки, обрезанные под нужный нам размер, упаковки из под сока, сметаны, йогурта и т.д.
На дне горшочка обязательно нужно сделать отверстия, для того чтобы не застаивалась вода, и корни не погнили.
За 2 часа до пикировки необходимо обильно полить растения водой комнатной температуры.
Наполнить горшочки грунтом, сделать лунки.
Взять рассаду совком из ящика вместе с почвенным комом, положить на посадочную доску, взять растение левой рукой, отщипнуть кончик корешка, опустить растение в лунку, прижать к корням и стеблю почву.
После пикировки расставить растения на стеллажи в теплице и полить.
Через 10 дней после пикировки подкормить рассаду раствором удобрений из расчета на 1 литр воды 0,5 аммиачной селитры, 4 г суперфосфата и 1,5 г хлористого калия. Через 10 дней после первой подкормки подкормить рассаду второй раз.
5. Закрепление материала
Для правильного выращивания овощей, получения хороших урожаев, необходимо учитывать экологические факторы.
Какие вы знаете экологические факторы?
(Свет, тепло, влага, почвы)
6. Итог урока.
7. Выставление и комментирование оценок.
8. Д/3.: записать в тетрадь
/data/files/p1522687478.ppt (Паслёновые. Биологические особенности выращивания.)