Урок по сельскохозяйственному труду «Семейство пасленовых. Технология выращивания и пикировка рассады» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: Технология выращивания рассады овощных культур

( томаты, перцы)

Тип урока:  Практическое занятие

Цель урока:  Познакомить с правилами выращивания рассады овощных культур.  Научить детей пересаживать рассаду.

      Задачи:

Образовательные:

- Расширить знания обучающихся о правилах выращивания рассады овощных культур;

   - Закрепить умение учащихся работать по образцу (в практической части).

 Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Развивать речь обучающихся, включая в неё специальную
терминологию (рассада, посев, сроки посева, технология, пикировка); 

Использовать зрительный  контроль при отборе посевного материала.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при выполнении практических заданий;

 Воспитывать   чувство   коллективизма,   взаимовыручки,  товарищеской взаимопомощи .

Методы :

Словесные (беседа, рассказ, объяснение).

 Наглядный (образцы,  демонстрационный материал) 

 Практический (выполнение практической работы).

Оборудование: демонстрационный материал (плакаты, технологическая карта, посевной – посадочный материал, ручной инвентарь).  

Планируемые результаты:

Предметные - познавательные результаты: умеют правильно и осознанно выполнять практические работы, имеют представление о культурах, умеют работать с технологическими картами, находить необходимую информацию.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают друг друга.

Регулятивные результаты: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации.

Коммуникативные результаты: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах, группах.

Работа построена так, чтобы учащиеся повторили и закрепили материал предыдущих уроков, которые пригодятся им для дальнейшей работы по теме «Выращивание  рассады овощных культур ».   

 1. Организация начала занятия

      -здравствуйте, ребята!

2. Сообщения темы урока

 Есть такие культуры, например томаты, перцы, баклажаны, которым требуется больше тепла и света, что не может дать наша короткое лето. И поэтому эти растения выращивают рассадным способом. Посев семян на рассаду начинают в феврале, в марте месяца.

Перед нами стоит выбор, какие культуры мы хотим вырастить. Для  этого нужно знать народно хозяйственное значение этих культур. Мы предлагаем послушать о культурах, которые в данное время выращиваем. (рассказ о томатах – …., о перцах – …)

3.Теоретическое повторение

ТОМАТЫ

Томат, или помидор — одно из самых распространен­ный овощных растений. Слово помидор пришло к нам от итальянского «помо д'оро», т. е. золотое яблоко, и французского «помо д'амур» — яблоко любви. Томат происхо­ди!  из тропических районов Южной и Центральной Аме­рики. В Европу томат был завезен в XVI(16) веке. На террито­рии нашей страны томат возделывают с XVIII(18) века. В Сибирь томаты были завезены крестьянами-переселенцами в XIX(19) веке.

Томаты едят сырыми, вареными, маринованными, соле­ными. Из них делают различные соусы, пасты, томатный сок. 200 г свежих томатов удовлетворяют суточную потребность организма в витаминах А и С. Они содержат витамины В1 В2, В3, К, РР, сахар, минеральные соли, лимонную и яблочную кислоты.

Томат — растение многолетнее, если уберечь его от морозов, то оно может плодоносить в течение нескольких лет Плоды его сочные, мясистые, многосемянные ягоды, разнообразные по форме и окраске. Бывают, например, сорта с плодами плоскими, округлыми, грушевидными, уд­линенно-овальными, от гладких до сильноребристых. Цвет плодов преобладает красный, но есть также розовые, оранжевые, желтые и почти белые. А по размеру они — от мелкого ореха до гиганта массой 800—1000 г. Они могут быть наполнены соком и иметь много семян, но могут быть мясистыми и малосемянными.

ПЕРЕЦ

Эта культура в разных странах зовется по-разному красный, острый, испанский, жгучий, болгарский и т д. Он бывает сладкий и горький (острый). Ботаники подраз­деляют перец на четыре вида: перуанский, колумбийский, опушенный и мексиканский.

У нас в стране выращивается преимущественно мекси­канский перец.

 Само название говорит о том, что он родом из Мекси­ки. Появление перца в Европе связано с именем Христо­фора Колумба. Его возвращение из Америки в 1493 г. сов­падает с первым упоминанием о перце как овощной куль­туре. Долгое время перец применяли как пряность. И только когда были выведены сорта сладкого перца, его ста­ли употреблять в пищу свежим, в салате, фаршированным, маринованным, соленым.

По содержанию питательных веществ перец превосхо­дит томаты и баклажаны. Плоды богаты сахаром, витами­нами С, В1 В2, белком. Горечь плодов зависит от наличия в них алкалоида капсаицина.

Плоды перца — двух - четырехгранная пустотелая многосемянная ягода — бывают разнообразные по окраске (красные, желтые, коричневые, оранжевые), по форме и размеру.

Технология выращивания перцев во многом сходна с выращиванием томатов, но, учитывая более длинный пе­риод от всходов до созревания (130—150 дней) и слабый начальный рост, посев семян проводят значительно рань­ше, чем томатов.

Для того чтобы посеять семена их нужно подготовить. А как это сделать расскажут нам учащиеся …….

4. Практическая работа.

 Подготовка   семян   к   посеву.

      Для того чтобы получить высокий урожай нужно тщательно подготовить семена.

1.Отобрать для посева крупные  семена

   2.Отделить повреждённые вредителями семена. Для этого нужно приготовить раствор поваренной соли (1 столовую ложку соли растворить в 1л воды). Опустить в раствор семена и перемешать. Всплывшие семена удалить. Осевшие на дно семена промыть в чистой воде и просушить.

Перед посевом семена погружают на 10—20 минут в раствор марганцовокислого калия, затем промывают в воде и закаливают в течение 3—5 суток, выдерживая 8—10 часов при температуре 18—22°С и  14—16 часов при температуре 1—3°С. Такая подготовка семян на 10 дней ускоряет плодоношение полученных из них растений.

Как это делается:  поместить в марлю семена, погрузить на 15 минут в раствор марганцовокислого калия, а затем хорошо промыть в воде. В 10 часов утра положить намоченные семена в теплое место (до 22°С), в 18 часов в тот же день взять их оттуда и положить в холодильник на нижнюю полку. В 10 ча­сов утра следующего дня взять из холодильника и снова поло­жить в теплое место.

Продолжать закалку семян переменными температурами в течение 3—4 дней, следить при этом, чтобы семена оставались влажными.

После закаливания приступаем к посеву.

Вот мы с вами подготовили семена, и настало время сеять. Посев   семян   в   посевные   ящики.

Для посева нужно заполнить ящик до краев подготовленной почвенной смесью, встряхнуть,  слегка утрамбовать ручной трамбовкой.  Дать возможность хорошо прогреться почве. Почвенная смесь должна состоять из трех компонентов: торфа, дерновой земли и песка.

Планчатым маркером    сделать в ящиках    бороздки    глубиной 2 см, разложить в них набухшие семена через 1 см, засыпать бороздки, полить теплой водой. Поставить этикетку, на ней написать название культуры, сорта, дату посева и фамилию ученика.

3. Накрыть ящики пленкой и поставить в теплое место (18—20°С).   Наблюдать за появлением всходов.

Уход    за   рассадой   в   посевных   ящиках. При появлении  одиночных всходов снять пленку, поставить ящики на хорошо освещенное место. Следить за температурой, чтобы она была в пределах 18—20°С , и за влажностью почвы. Если почва подсохла, поливать теплой водой через ситечко.

После всходов на 15 день начинается пикировка рассады. Пикировка рассады томата.

В начале появления второго настоящего листа     (примерно через  15 дней)   распикировать   рассаду   в горшочки   размером 8х8 см либо в ящики на расстоянии 8 см. одного растения от другого

Подготовить для пикировки рассады необходимое оборудование: горшочки, лейку, совок.

Горшочки могут быть разные, из бытовых отходов: пластиковые бутылки, обрезанные под нужный нам размер, упаковки из под сока, сметаны, йогурта и т.д.

На дне горшочка обязательно нужно сделать отверстия, для того чтобы не застаивалась вода, и корни  не погнили.

За 2 часа до пикировки необходимо обильно полить растения водой комнатной температуры.

Наполнить горшочки грунтом, сделать лунки.

Взять рассаду совком из ящика вместе с почвенным комом, положить на посадочную доску, взять растение левой рукой, отщипнуть кончик корешка, опустить растение в лунку, прижать к корням и стеблю почву.

   После пикировки расставить растения на стеллажи в теплице и полить.

 Через 10 дней после пикировки подкормить рассаду раствором удобрений из расчета на 1 литр воды 0,5 аммиачной селитры, 4 г суперфосфата и 1,5 г хлористого калия. Через 10 дней после первой подкормки подкормить рассаду второй раз.

     5. Закрепление  материала

Для правильного выращивания овощей, получения хороших урожаев, необходимо учитывать экологические факторы.

Какие вы знаете экологические факторы?

(Свет, тепло, влага, почвы)

  6. Итог урока.

  7. Выставление и комментирование оценок.

  8. Д/3.: записать в тетрадь 

/data/files/p1522687478.ppt (Паслёновые. Биологические особенности выращивания.)

Предварительный просмотр презентации

»  Тема. Паслёновые: биологические особенности томатов, их польза и выращивание 7 класс   Учитель: Дворецкая А.П.    

План урока 1. Пасленовые. Томат. 2.Польза томата для человека? 3.Биологические особенности выращивания томата? 4.Технология выращивания? 5. Какие сорта взяты? 6.Враги и болезни? 7.Уход за культурой?

Вопрос 1. Семейство пасленовые

Томат — растение семейства Паслёновые, однолетнее растение. Возделывается как овощная культура. Плоды томата известны под названием помидоры. Родина — Южная Америка, где до сих пор встречаются дикие и полукультурные формы томата. В середине XVI века томат попал в Испанию, Португалию, а затем в Италию, Францию и другие европейские страны, а в XVIII веке — в Россию, где вначале возделывался как декоративное растение. Долгое время томаты считались несъедобными и даже ядовитыми.

Представители семейства паслёновых Баклажан Картофель

Перец болгарский Томаты

Цветочно-декоративные представители Петуния Душистый табак

Ядовитые растения Дурман Белена

Основные признаки семейства паслёновых Часть растения Признаки 1.Корневая система Стержневая 2. Стебель Прямостоячий (у большинства) 3. Листья Разнообразной формы с сетчатым жилкованием 4. Цветок 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик 5. Плод Ягода или коробочка 6. Семя 2 семядольки

Строение растения томата: 1 – главный стебель; 2 – боковой побег (пасынок); 3 – лист; 4 – цветочная кисть; 5 – плоды; 6 – семена.

Соцветия томата: а – простое; б – сложное. Форма плодов томата: а – округлая; б – округло-плоская; в – удлинённо-овальная (с оттянутой верхушкой); г – удлинённо-цилиндрическая; д – сердцевидная. а б в Поперечный разрез плодов томата: а – двухкамерного; б – четырёхкамерного; в – многокамерных.

Вопрос 2. Польза томата для человека

В своем составе помидоры содержат легкоусвояемые углеводы, пектиновые вещества, богаты витаминами и являются ценным пищевым продуктом. В своем составе помидоры содержат легкоусвояемые углеводы, пектиновые вещества, богаты витаминами и являются ценным пищевым продуктом. Помидоры содержат калий, магний, железо, цинк, кальций, фосфор; большое количество органических кислот, которые необходимы нашему организму для нормальной работы. Также в томатах содержится довольно много витаминов В1, В2, В3, В6, В9, Е, но больше всего в них витамина С.

Польза для человека В своем составе помидоры содержат легкоусвояемые углеводы, пектиновые вещества, богаты витаминами и являются ценным пищевым продуктом. Помидоры содержат калий, магний, железо, цинк, кальций, фосфор; большое количество органических кислот, которые необходимы нашему организму для нормальной работы. Также в томатах содержится довольно много витаминов В1, В2, В3, В6, В9, Е, но больше всего в них витамина С. Использование как пищевой продукт

Вопрос 3. Биологические особенности выращивания

Помидоры не переносят влажный воздух и начинают болеть, когда сырая погода или когда их поливают из лейки, опрыскивая все растение. Томат теплолюбивая культура. Лучше всего растут помидоры при дневной температуре +18 +25 градусов и при ночной температуре + 10+15 градусов. При более низкой температуре у них начинают опадать цветки. Для помидоров губительны даже самые кратковременные заморозки, когда температура воздуха опускается всего лишь до нуля градусов. Для растений томата необходимо хорошее солнечное освещение. При плохой освещенности замедляется образование цветочных кистей и рост прекращается.

Развитие растения томата от появления всходов до готовности к пикировке: а– петелька; б – нераскрывшиеся семядоли; в – раскрывшиеся семядоли; г – формирование двух настоящих листьев. а б в г

Пикировка сеянца томата: а – удаление кончика корешка сеянца; б – пикировка сеянца.

Технология выращивания

Высадка непереросшей и слегка переросшей рассады Высадка сильнопереросшей рассады

9.Сбор урожая Собирать томаты следует ежедневно по мере созревания плодов, аккуратно снимать с плодоножек

Вопрос 5 Сорта взятые для проекта

Сорта томатов взятые для проекта Среднеспелый сорт с крупными плодами малинового цвета. Растение высотой до 1 м, плоды плоские, умеренно ребрис­тые, мясистые и вкусные, массой 300-600 г. Разрезанный томат сахарится на изломе и почти не имеет семян. Рекомендуется для использова­ния в свежем виде и домашней кулинарии. Урожайность 3-5 кг с 1 кв. м.

Сорта томатов взятые для проекта Высокоурожайный, крупноплодный сорт для открытого грунта и теплиц. Куст среднерослый, раскидистый, может выращиваться без пасынкования. Плоды плоско-округлые, слаборебристые, ярко-красные, мясистые и сладкие. Масса плодов до 800 г. К несомненным достоинствам сорта относятся: высокая и стабильная урожайность, устойчивость к перепадам температур, высокие вкусовые и товарные качества плодов.

Сорта томатов взятые для проекта Среднеранний гибрид для выращивания в открытом и закрытом грунте. От всходов к началу плодоношения -110-115 дней. Плод округлой формы, весом 160-180 г, красного цвета. Гибрид хорошо плодоносит на протяжении всего сезона, высокоурожайный, хорошо хранится. Культура тепло – светолюбивая. Выращивать рассадой или высевом семян в грунт. Семена перед высевом лучше обрабатывать 1% раствором марганцевокислого калия. Высев семян на глубину 1-1,5 см. Висадка рассады в возрасте 50-60 дней. Требует легких плодородных грунтов. Хорошо реагирует на удобрения грунту.

Сорта томатов взятые для проекта Плоды очень крупные, розовые, округло-сердцевидные сладкие и мясистые, идеальны для салатов. Масса плода на первых кистях может достигать 1500 грамм, но поскольку на кисти обычно завязывается два и более плода, вес их меньше.

Вопрос 6 Враги и болезни

Болезни Физиологическое нарушение, связанное с недостаточным поступлением кальция в плоды. Обычно своевременное внесение кальция в виде корневой или некорневой подкормки тормозит развитие болезни, также высокая кислотность почвы, высокая относительная влажность воздуха, избыточный полив, повышенная среднесуточная температура, высокая облиственность растения.

Скручивание  листьев. Вызывается пониженными температурами в период формирования цветочных почек

Мучнистая  роса. Грибное заболевание, поражающее всходы томата, стебли молодых растений и плоды в течении всего периода выращивания из-за загрязнения растений заражённой землёй.

Фитофтороз. Самое опасное заболевание помидора и картофеля проявляющееся в виде бурых пятен пожелтения и усыхания листьев Со временем она переходит на плоды поражая урожай. Возбудитель зимует в почве и на растительных остатка разносится ветром и водой. Причина фитофтороза — повышенная влажность воздуха, поэтому для помидоров предпочтителен капельный полив или под корень. Соблюдать севооборот не садить помидоры поблизости с картофелем. .

Серая гниль. Грибковая болезнь, которой подвержены тепличные помидоры. Появляется в холодную дождливую погоду. Поражает листья, стебли, соцветия и плоды. Проявляется в виде темных пятен с серым налетом. Серая гниль поражает помидоры в прохладных и сырых теплицах. Оборвите на растениях 2-3 нижних листка, чтобы увеличить циркуляцию воздуха в нижнем ярусе. Как правило симптомы заболевания исчезают, когда погода улучшается.

Мозаика. Вирусное заболевание, проявляется на листьях в виде чередующихся светло-зелёных (жёлтых) участков и нормальных тёмно-зелёных. Листья становятся морщинистыми или папоротниковидными. Рост и развитие угнетаются, плоды не достигают стандартной величины. Нередко в плодах возникает внутренний некроз. Вирус распространяется от больных растений, а также тлями. Возбудитель болезни сохраняется в семенах и на растительных остатках.

Стрик. На листьях, стеблях появляются некрозы: на стеблях они имеют вид красно-коричневых или бурых полос, а на плодах — пятен неправильной формы. Плоды нередко растрескиваются, их товарные качества снижаются. Сильное развитие болезни наблюдается при пониженной температуре, плохой освещенности, избытке азотного и фосфорного удобрения. Инфекция распространяется при уходе за растениями, а также сосущими насекомыми (тли, трипсы) и клещами. Источниками инфекции являются семена и растительные остатки.

Бактериальный рак томата Бактерии проникают в растение через ранки и поражают вначале сосудистую систему. Источники заражения — семена и прошлогодние растительные остатки. Во время вегетации рак может переноситься насекомыми, передаваться через полив и инвентарь. На листьях, стеблях, черешках и плодоножках томатов появляются мелкие коричневые язвочки, а на плодах — пятнистость. На зеленых плодах пятна белые с темными маленькими трещинками в центре, а на спелых — коричневые, окруженные светлым ореолом. Пятна располагаются ближе к плодоножке.

Враги Галловая нематода   Озимая совка Картофельная совка   Медведка Короладский жук

Ростковая муха Бахчевая тля   Паутинный клещ Голые слизни Враги белокрылка

Вопрос 7. Уход за культурой

Уход за культурой: После посадки через несколько дней проверить и подсадить на месте ослабленных и поврежденных. Поливать следует через 5-6 дней расходуя на кв.м. 4-5 л. воды- до цветения; во время цветения – на кв.м. 10-15 л. воды. Температура воды - +20+22 градуса. Поливать в утренние часы. За сезон 3-4 корневой подкормки. Прополка и рыхление междурядий после подкормки. Окучивание и подвязывание растений. Проводить пасынкование Ручное опыление цветков томата(встряхивание соцветий)

Список литературы Клешнина З.А. Биология-7 класс. -М., 2009., 223 с. 2. Клешнина З.А., Капралова В.С. Естествознание-7 класс.- М.,1992.,219 с. 3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.-М.,1993.139 с. 4. Начальная школа. №5, 2002., 92-94 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.