Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация и автоматизация звуков [Л] и [Р]»
Конспект индивидуального логопедического занятия
Вид занятия индивидуальное логопедическое занятие
Возрастная группа старший дошкольный возраст
Этап обучения III этап
1. Тема Дифференциация и автоматизация звуков «Л» и «Р».
2. Цель закреплять правильное произношение звуков [Л] и [Р].
3. Задачи:
коррекционно-обучающие:
- упражнять в правильном произношении и различении звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях;
- закрепить падежные формы существительных;
- упражнять в определении места звука в слове;
- обучать составлению коротких рассказов по серии картин.
коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать навыки деления слов на слоги;
- развивать связную речь;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
-формировать положительную мотивацию на занятии.
4. Методическое обеспечение: дидактическое наглядное пособие по дифференциации звуков [Р] и [Л] в словах и словосочетаниях «Пеликан», магнитная удочка для игры «Рыбалка», картотека артикуляционной гимнастики, зеркало, мнемотаблицы характеристики артикуляции звуков [Л] и [Р], звуковая дорожка на дифференциацию и автоматизацию изолированных звуков [Л] и [Р], предметные картинки на тему «Весна», слоговой паровозик, сюжетные картины на тему «Ранняя весна».
5. Ход занятия
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | Продолжительность этапа |
Организационный момент | - Здравствуй (имя ребенка). Скажи мне как твое имя? - Сегодня к нам в гости пришли два пеликана. А зовут их Рома и Слава. Они все время путают свои имена и называют друг друга Лома и Слава. Как ты думаешь какие звуки они путают? | - Здравствуйте, меня зовут (имя). - Звуки [Л] и [Р] | 1 мин. | |
Основная часть | 1. Артикуляционная гимнастика - Для того, чтобы не путать звуки и произносить их правильно очень важно делать зарядку для язычка 2. Артикуляционный уклад звуков [Л] и [Р] - Давай посмотрим на картинки и вспомним как правильно нужно произносить звуки [Л] и [Р] (в каком положении губы, зубы, язычок, какая воздушная струя, есть голос или нет, согласный или гласный звук). 3. Речевая дорожка [Л] и [Р] Дифференциация изолированных звуков - Ведем пальчиком по дорожке вверх – заводим моторчик самолетика РРРР, вниз – гудит пароход ЛЛЛ 4. Автоматизация звуков [Л] и [Р] в слогах Чистоговорка «Рыбалка» (см. приложение) - Повторяем за мной чистоговорку 5. Игра «Рыбалка» на дифференциацию звуков [Л] и [Р] в словосочетаниях и предложениях - Нужно поймать рыбку удочкой и накормить ею Рому или Славу - Кормим Рому и говорим: Рома любит рыбу с (пирамидкой, тортом, радугой и т.д.) - Кормим Славу рыбой и говорим: Слава любит рыбу с (лампой, мылом, луком и т.д.) | Делает артикуляционные упражнения: улыбка, маляр, грибок, гармошка, лошадка, дятел. Объясняет механизм образования звука при помощи мнемотаблицы. Ведет пальчиком по дорожке, произнося звуки [Л] и [Р] Повторяет чистоговорку за педагогом Ловят рыбку при помощи магнитной удочки, определяют звук в слове и раскладывают в соответствии с узнаваемым звуком [Л] и [Р], при этом проговаривая предложение - Пеликан Рома любит рыбу с …. - Пеликан Слава любит рыбу с … | 3 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. 4 мин. | |
Физкультминутка | Подвижная игра на координацию общей моторики «Изобрази звук» - Я говорю слово. Если слышишь звук [Л], изображай самолет ЛЛЛЛ, если слово со звуком [Р], заводи моторчик РРРР (см. приложение) | Анализирует слова, выполняет соответствующие движения, сопровождаемые артикуляцией звуков | 1 мин. | |
Заключительная часть | - Сейчас я разложу перед тобой картинки, а ты повторяй за мной (ласточка, ручей, грач, скворечник, солнышко, скворец, лужа, ледоход, капель). Как ты думаешь, что объединяет все эти слова? Правильно, все это признаки весны. - Найти среди этих карточек, картинки со звуком [Р]. 1. Упражнение «Слоговой паровозик» - Это веселый паровозик. Нужно картинки со звуком [Р] рассадить по вагончикам. В первом вагончике едет слово, если звук [Р] в начале слова, во втором, если в середине, а в третьем, если звук в конце слова. 2. Упражнение «Сколько слогов?» - А теперь в словах со звуком [Л] мы с тобой будем определять количество слогов при помощи хлопков и проговариваем: Два слога, три слога и т.д. 3. Игра «День-ночь» - Посмотри пожалуйста на картинки и запомни как они расположены. Когда я скажу ночь, ты закроешь глаза, а когда скажу день, ты откроешь глаза скажешь мне чего не стало. 4. Рассказ по сюжетной картине «Весна» - Выбери картинку, которая тебе больше понравилась. Сейчас мы составим с тобой рассказ по картине о весне. В предложениях постарайся подбирать слова со звуками [Л] и [Р]. При необходимости помогает ребенку наводящими вопросами и начальными фразами. | Называет слова. - Это признаки весны. Выбирает карточки со звуком [Р] Находит место звука в слове и выкладывает карточки на слоговом паровозике Определяет количество слогов хлопками и проговаривают - Два слога, один слог, три слога и т.д. Запоминает картинки и играет с педагогом по правилам. Называя карточку, которой не хватает, проговаривает - Не стало …. Составляет рассказ по сюжетной картине на тему «Весна», четко проговаривая слова со звуками | 2 мин. 1 мин. 1 мин. 3 мин. 3 мин. | |
Итог занятия | - Какие звуки мы с тобой сегодня повторяли на занятии? - Какое задание показалось тебе более сложным? - А какое задание было для тебя наиболее интересным? | Отвечает на вопросы | 2 мин. |
Приложение к занятию
Чистоговорка «Рыбалка»
Ра-ра-ра рыбу я ловлю с утра
Ро-ро-ро взял из дома я ведро
Ру-ру-ру в руки удочку беру
Ла-ла-ла рыба в озере плыла
Ло-ло-ло возле озера тепло
Ул-ул-ул ветер с озера подул
Ил-ил-ил долго рыбу я ловил
Ал-ал-ал много рыбы я поймал.
Физминутка
Слова для дифференциации звуков:
Лошадь, игра, ракета, брошка, лук, радуга, рыба, лак, рысь, ложки, ласточка, ромашка, лампа, роза, колобок, ласты, стол, лодка.