12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новикова Наталья Сергеевна252
Россия, Челябинская обл., Челябинск

Конспект индивидуального логопедического занятия


Вид занятия индивидуальное логопедическое занятие

Возрастная группа старший дошкольный возраст

Этап обучения III этап

1. Тема Дифференциация и автоматизация звуков «Л» и «Р».

2. Цель закреплять правильное произношение звуков [Л] и [Р].

3. Задачи:

коррекционно-обучающие:

- упражнять в правильном произношении и различении звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях;

- закрепить падежные формы существительных;

- упражнять в определении места звука в слове;

- обучать составлению коротких рассказов по серии картин.

коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать навыки деления слов на слоги;

- развивать связную речь;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

4. Методическое обеспечение: дидактическое наглядное пособие по дифференциации звуков [Р] и [Л] в словах и словосочетаниях «Пеликан», магнитная удочка для игры «Рыбалка», картотека артикуляционной гимнастики, зеркало, мнемотаблицы характеристики артикуляции звуков [Л] и [Р], звуковая дорожка на дифференциацию и автоматизацию изолированных звуков [Л] и [Р], предметные картинки на тему «Весна», слоговой паровозик, сюжетные картины на тему «Ранняя весна».

5. Ход занятия


п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Продолжительность этапа

Организационный момент

- Здравствуй (имя ребенка). Скажи мне как твое имя?

- Сегодня к нам в гости пришли два пеликана. А зовут их Рома и Слава.

Они все время путают свои имена и называют друг друга Лома и Слава. Как ты думаешь какие звуки они путают?

- Здравствуйте, меня зовут (имя).

- Звуки [Л] и [Р]

1 мин.

Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

- Для того, чтобы не путать звуки и произносить их правильно очень важно делать зарядку для язычка

2. Артикуляционный уклад звуков [Л] и [Р]

- Давай посмотрим на картинки и вспомним как правильно нужно произносить звуки [Л] и [Р] (в каком положении губы, зубы, язычок, какая воздушная струя, есть голос или нет, согласный или гласный звук).

3. Речевая дорожка [Л] и [Р]

Дифференциация изолированных звуков

- Ведем пальчиком по дорожке вверх – заводим моторчик самолетика РРРР, вниз – гудит пароход ЛЛЛ

4. Автоматизация звуков [Л] и [Р] в слогах

Чистоговорка «Рыбалка» (см. приложение)

- Повторяем за мной чистоговорку

5. Игра «Рыбалка» на дифференциацию звуков [Л] и [Р] в словосочетаниях и предложениях

- Нужно поймать рыбку удочкой и накормить ею Рому или Славу

- Кормим Рому и говорим: Рома любит рыбу с (пирамидкой, тортом, радугой и т.д.)

- Кормим Славу рыбой и говорим: Слава любит рыбу с (лампой, мылом, луком и т.д.)



Делает артикуляционные упражнения: улыбка, маляр, грибок, гармошка, лошадка, дятел.



Объясняет механизм образования звука при помощи мнемотаблицы.







Ведет пальчиком по дорожке, произнося звуки [Л] и [Р]






Повторяет чистоговорку за педагогом





Ловят рыбку при помощи магнитной удочки, определяют звук в слове и раскладывают в соответствии с узнаваемым звуком [Л] и [Р], при этом проговаривая предложение

- Пеликан Рома любит рыбу с ….

- Пеликан Слава любит рыбу с …

3 мин.







1 мин.










1 мин.








2 мин.






4 мин.

Физкультминутка

Подвижная игра на координацию общей моторики «Изобрази звук»

- Я говорю слово. Если слышишь звук [Л], изображай самолет ЛЛЛЛ, если слово со звуком [Р], заводи моторчик РРРР (см. приложение)

Анализирует слова, выполняет соответствующие движения, сопровождаемые артикуляцией звуков

1 мин.

Заключительная часть

- Сейчас я разложу перед тобой картинки, а ты повторяй за мной (ласточка, ручей, грач, скворечник, солнышко, скворец, лужа, ледоход, капель). Как ты думаешь, что объединяет все эти слова?

Правильно, все это признаки весны.

- Найти среди этих карточек, картинки со звуком [Р].


1. Упражнение «Слоговой паровозик»

- Это веселый паровозик. Нужно картинки со звуком [Р] рассадить по вагончикам. В первом вагончике едет слово, если звук [Р] в начале слова, во втором, если в середине, а в третьем, если звук в конце слова.


2. Упражнение «Сколько слогов?»

- А теперь в словах со звуком [Л] мы с тобой будем определять количество слогов при помощи хлопков и проговариваем: Два слога, три слога и т.д.


3. Игра «День-ночь»

- Посмотри пожалуйста на картинки и запомни как они расположены. Когда я скажу ночь, ты закроешь глаза, а когда скажу день, ты откроешь глаза скажешь мне чего не стало.

4. Рассказ по сюжетной картине «Весна»

- Выбери картинку, которая тебе больше понравилась. Сейчас мы составим с тобой рассказ по картине о весне. В предложениях постарайся подбирать слова со звуками [Л] и [Р].

При необходимости помогает ребенку наводящими вопросами и начальными фразами.

Называет слова.




- Это признаки весны.




Выбирает карточки со звуком [Р]



Находит место звука в слове и выкладывает карточки на слоговом паровозике







Определяет количество слогов хлопками и проговаривают

- Два слога, один слог, три слога и т.д.






Запоминает картинки и играет с педагогом по правилам. Называя карточку, которой не хватает, проговаривает

- Не стало ….







Составляет рассказ по сюжетной картине на тему «Весна», четко проговаривая слова со звуками







2 мин.











1 мин.









1 мин.








3 мин.








3 мин.

Итог занятия

- Какие звуки мы с тобой сегодня повторяли на занятии?

- Какое задание показалось тебе более сложным?

- А какое задание было для тебя наиболее интересным?

Отвечает на вопросы

2 мин.


Приложение к занятию


Чистоговорка «Рыбалка»


Ра-ра-ра рыбу я ловлю с утра

Ро-ро-ро взял из дома я ведро

Ру-ру-ру в руки удочку беру

Ла-ла-ла рыба в озере плыла

Ло-ло-ло возле озера тепло

Ул-ул-ул ветер с озера подул

Ил-ил-ил долго рыбу я ловил

Ал-ал-ал много рыбы я поймал.



Физминутка

Слова для дифференциации звуков:

Лошадь, игра, ракета, брошка, лук, радуга, рыба, лак, рысь, ложки, ласточка, ромашка, лампа, роза, колобок, ласты, стол, лодка.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.