Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация и автоматизация звуков [Л] и [Р]»

3
0
Материал опубликован 21 December 2023 в группе

Конспект индивидуального логопедического занятия


Вид занятия индивидуальное логопедическое занятие

Возрастная группа старший дошкольный возраст

Этап обучения III этап

1. Тема Дифференциация и автоматизация звуков «Л» и «Р».

2. Цель закреплять правильное произношение звуков [Л] и [Р].

3. Задачи:

коррекционно-обучающие:

- упражнять в правильном произношении и различении звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях;

- закрепить падежные формы существительных;

- упражнять в определении места звука в слове;

- обучать составлению коротких рассказов по серии картин.

коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать навыки деления слов на слоги;

- развивать связную речь;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

4. Методическое обеспечение: дидактическое наглядное пособие по дифференциации звуков [Р] и [Л] в словах и словосочетаниях «Пеликан», магнитная удочка для игры «Рыбалка», картотека артикуляционной гимнастики, зеркало, мнемотаблицы характеристики артикуляции звуков [Л] и [Р], звуковая дорожка на дифференциацию и автоматизацию изолированных звуков [Л] и [Р], предметные картинки на тему «Весна», слоговой паровозик, сюжетные картины на тему «Ранняя весна».

5. Ход занятия


п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Продолжительность этапа

Организационный момент

- Здравствуй (имя ребенка). Скажи мне как твое имя?

- Сегодня к нам в гости пришли два пеликана. А зовут их Рома и Слава.

Они все время путают свои имена и называют друг друга Лома и Слава. Как ты думаешь какие звуки они путают?

- Здравствуйте, меня зовут (имя).

- Звуки [Л] и [Р]

1 мин.

Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

- Для того, чтобы не путать звуки и произносить их правильно очень важно делать зарядку для язычка

2. Артикуляционный уклад звуков [Л] и [Р]

- Давай посмотрим на картинки и вспомним как правильно нужно произносить звуки [Л] и [Р] (в каком положении губы, зубы, язычок, какая воздушная струя, есть голос или нет, согласный или гласный звук).

3. Речевая дорожка [Л] и [Р]

Дифференциация изолированных звуков

- Ведем пальчиком по дорожке вверх – заводим моторчик самолетика РРРР, вниз – гудит пароход ЛЛЛ

4. Автоматизация звуков [Л] и [Р] в слогах

Чистоговорка «Рыбалка» (см. приложение)

- Повторяем за мной чистоговорку

5. Игра «Рыбалка» на дифференциацию звуков [Л] и [Р] в словосочетаниях и предложениях

- Нужно поймать рыбку удочкой и накормить ею Рому или Славу

- Кормим Рому и говорим: Рома любит рыбу с (пирамидкой, тортом, радугой и т.д.)

- Кормим Славу рыбой и говорим: Слава любит рыбу с (лампой, мылом, луком и т.д.)



Делает артикуляционные упражнения: улыбка, маляр, грибок, гармошка, лошадка, дятел.



Объясняет механизм образования звука при помощи мнемотаблицы.







Ведет пальчиком по дорожке, произнося звуки [Л] и [Р]






Повторяет чистоговорку за педагогом





Ловят рыбку при помощи магнитной удочки, определяют звук в слове и раскладывают в соответствии с узнаваемым звуком [Л] и [Р], при этом проговаривая предложение

- Пеликан Рома любит рыбу с ….

- Пеликан Слава любит рыбу с …

3 мин.







1 мин.










1 мин.








2 мин.






4 мин.

Физкультминутка

Подвижная игра на координацию общей моторики «Изобрази звук»

- Я говорю слово. Если слышишь звук [Л], изображай самолет ЛЛЛЛ, если слово со звуком [Р], заводи моторчик РРРР (см. приложение)

Анализирует слова, выполняет соответствующие движения, сопровождаемые артикуляцией звуков

1 мин.

Заключительная часть

- Сейчас я разложу перед тобой картинки, а ты повторяй за мной (ласточка, ручей, грач, скворечник, солнышко, скворец, лужа, ледоход, капель). Как ты думаешь, что объединяет все эти слова?

Правильно, все это признаки весны.

- Найти среди этих карточек, картинки со звуком [Р].


1. Упражнение «Слоговой паровозик»

- Это веселый паровозик. Нужно картинки со звуком [Р] рассадить по вагончикам. В первом вагончике едет слово, если звук [Р] в начале слова, во втором, если в середине, а в третьем, если звук в конце слова.


2. Упражнение «Сколько слогов?»

- А теперь в словах со звуком [Л] мы с тобой будем определять количество слогов при помощи хлопков и проговариваем: Два слога, три слога и т.д.


3. Игра «День-ночь»

- Посмотри пожалуйста на картинки и запомни как они расположены. Когда я скажу ночь, ты закроешь глаза, а когда скажу день, ты откроешь глаза скажешь мне чего не стало.

4. Рассказ по сюжетной картине «Весна»

- Выбери картинку, которая тебе больше понравилась. Сейчас мы составим с тобой рассказ по картине о весне. В предложениях постарайся подбирать слова со звуками [Л] и [Р].

При необходимости помогает ребенку наводящими вопросами и начальными фразами.

Называет слова.




- Это признаки весны.




Выбирает карточки со звуком [Р]



Находит место звука в слове и выкладывает карточки на слоговом паровозике







Определяет количество слогов хлопками и проговаривают

- Два слога, один слог, три слога и т.д.






Запоминает картинки и играет с педагогом по правилам. Называя карточку, которой не хватает, проговаривает

- Не стало ….







Составляет рассказ по сюжетной картине на тему «Весна», четко проговаривая слова со звуками







2 мин.











1 мин.









1 мин.








3 мин.








3 мин.

Итог занятия

- Какие звуки мы с тобой сегодня повторяли на занятии?

- Какое задание показалось тебе более сложным?

- А какое задание было для тебя наиболее интересным?

Отвечает на вопросы

2 мин.


Приложение к занятию


Чистоговорка «Рыбалка»


Ра-ра-ра рыбу я ловлю с утра

Ро-ро-ро взял из дома я ведро

Ру-ру-ру в руки удочку беру

Ла-ла-ла рыба в озере плыла

Ло-ло-ло возле озера тепло

Ул-ул-ул ветер с озера подул

Ил-ил-ил долго рыбу я ловил

Ал-ал-ал много рыбы я поймал.



Физминутка

Слова для дифференциации звуков:

Лошадь, игра, ракета, брошка, лук, радуга, рыба, лак, рысь, ложки, ласточка, ромашка, лампа, роза, колобок, ласты, стол, лодка.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации