Конспект инклюзивного урока «Цвет как средство выражения. Холодные и теплые цвета»
Пояснительная записка к презентации
Конспект инклюзивного урока во 2 классе
«Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»
по технологии АМО (активные методы обучения)
Организационная информация |
|
Образовательное учреждение |
МБОУ «Кишертская СОШ им. Л. П. Дробышевского» |
Учитель |
Ватолина Светлана Анатольевна |
Предмет |
Изобразительное искусство |
Класс |
2»б», 25 человек. Класс инклюзивного обучения. |
Продолжительность урока |
1 урок, 45 мин |
Методическая информация |
|
Тема урока |
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. |
Образовательная технология |
Активные методы обучения |
Тип урока |
Урок изучения нового «комбинированный» |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) |
УМК «Школа России» под редакцией Б.М. Неменского. Урок введение в новую тему. Раздел в программе «Как говорит искусство» IV четверть. Первый урок в теме раздела «Как говорит искусство» из 8 запланированных уроков на изучение данной темы. Базовая модель обучения (34 ч в год, 1ч в неделю). |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей требующих инклюзивного обучения ). |
В классе 25 человек. Мальчиков -13, девочек -12. Из них 1 человек обучается повторный год, 2 человека с ОВЗ (инклюзия). Степень обучаемости средняя, школьники в основном работоспособные. По результатам психолого-педагогической комиссии, психологических тестов школьного психолога, наблюдения классного руководителя и моих наблюдений класс сложный в плане разнообразия психологических особенностей. По восприятию: визуалы/аудиты -10 человек, визуалы -8 человек, аудиты -4, кинестетики -3. По темпераменту: сангвиники -8, флегматики -7, меланхолики -6, холерики -4 . По психотипу; 10- экстраверты, амбиверты - 9, интроверты -6. Из класса четыре человека посещают кружок «Солнечная палитра» (внеурочная деятельность по ФГОСНОО). Четыре человека обучаются дополнительно в Школе искусств на эстетическом отделении, где один из предметов «Основы изобразительного искусства». Дети, которые дополнительно занимаются искусством, более смелые, активные, творческие, способные. Это помогает мне выстраивать работу с классом. Дети обучается самостоятельному контролю, возможности в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению, а затем и оценке собственной деятельности (рефлексия). Практически у всех детей в классе восприятие очень конкретно, ситуативно. Дети воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Доминирует непроизвольное внимание, произвольное не прочно. Внимание отличается небольшим объёмом, малой устойчивостью, школьники могут сосредоточиться на 10-20 минут. Затруднено распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое, легче внимание переключается, если появляется что-то новое, интересное. Идёт развитие памяти в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Большую роль в этом играет сочетание наглядного и словесного обучения. Дети умеют сравнивать, возникают сложности в умении обобщать, выделять главное. |
Цели урока
|
Образовательные Сформировать знания о понятиях: «цвет», «цветовой круг», теплые, холодные цвета. Развивающие Развивать эстетическое отношение к произведениям искусства и к действительности. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитательные Отработать коммуникативные навыки. Воспитание усидчивости и аккуратности. |
Задачи урока |
- Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. - Обеспечить восприятие и осознание обучающихся основных понятий. - Формировать умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. - Формировать умение применять цветовую гамму в творческой и самостоятельной деятельности. - Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания. - Обеспечить визуализацию результатов, подвести итог. - Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. - Организовать работу в группах. - Организовать работу в парах. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. обучающиеся в ходе урока |
Актуализируют знания о средствах художественной выразительности. Приобретут знания о свойствах красок. Закрепят - навыки смешивания красок. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
|
Учебник Е. И. Коротеева «Изобразительное искусство» 2 кл. «Искусство и ты» стр. 24-27. Семь цветов радуги. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Почему цвета называются теплыми или холодными? Какой цвет может быть и холодным и теплым? Составление палитры теплых, холодных оттенков. Зрительный ряд (Презентация): И. Левитан «Золотая осень», В.Ван Гог «Подсолнухи», Н. Рерих «Снегурочка», М.Врубель «Царевна-Лебедь», И.Грабарь «Февральская лазурь». Беседа о выборе приоритетной цветовой гаммы в картинах. |
Технологическая карта урока
Фаза урока. Этап урока, время |
Цель этапа. Название метода. |
Цели и задачи метода. Необходимые материалы. Предварительная подготовка. Технология проведения. Варианты проведения метода. |
Инструкции учителя обучающимся для реализации целей и задач в ходе проведения АМО |
УУД, которые формируются при использовании данного АМО |
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока |
Фаза 1 Начало образовательного мероприятия. Этап «Иннициация» (2-3мин.) |
Приветствие/знакомство. «Веселая кисточка»
|
Цель: выяснить настроение, психологическое состояние детей на момент начала урока. Задачи: - создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации; - создать благоприятную атмосферу. Необходимые материалы: Для детей. Приготовленные кисти. Предварительная подготовка: отсутствует. Технология проведения: 1.вариант. Дети за одной партой с улыбкой обмениваются кисточками (одновременно правой рукой отдаем, а левой берем. 2 раза). 2. вариант. Дети из кисточек складывают улыбку, и здороваются друг с другом, и со всеми. 3.вариант Здороваемся кисточками, поднимая их вверх. |
Здравствуйте! Поздоровалась я с вами со всеми. А теперь поприветствуйте друг друга, необычно с помощью кисточки. Веселая кисточка при обмене передает хорошее настроение, рабочий настрой. Учитель на своем примере (присаживается к кому- либо из ребят) показывает, как можно обменяться кисточками. Во время проведения можно привставать на месте. |
Личностные: осознание себя как частицы общего коллектива, осознание обучающимися, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему. Коммуникативные: Установка контакта : учитель-класс, учитель - ученик, ученик - ученик, ученик -класс. Невербальное общение, с помощью движений предметами и мимикой.
|
Введение данного метода позволяет комфортно, ненавязчиво ввести детей к работе в классе.
|
Фаза 1 Начало образовательного мероприятия Этап «Погружение в тему» (5мин.) |
Вхождение в тему урока. «Путешествие в сказку»
|
Цель: Обеспечить успешное и комфортное вхождение детей в тему урока. Задача: Создать благоприятные условия для дальнейшего развития эмоциональной сферы: интереса, удивления. Необходимые материалы: Для учителя мел, доска. Можно использовать интерактивную доску. Предварительная подготовка: отсутствует. Технология проведения: 1. вариант. Рассказ учителя сопровождается рисунком на доске. 2. вариант. Инсценировка сказки детьми. |
Ребята закройте глаза, представьте, что вы попали в сказку. Там живет Солнышко. Учитель рисует. Открывайте глаза. Солнышко мечтает увидеть свое отражение, чтобы полюбоваться своим отражением. Дружочек Облако помогает, подпрыгивает и проливается дождиком. Солнышко видит себя в капельках дождя. Такое оно разноцветное. Вдруг чудо (пауза)– появляется (дети могут сказать) Радуга. Рассказ сказки сопровождается рисунком. |
Личностные: Понимание направления общей тематики урока (Цвет). Коммуникативные: Погружение в тему, через рассказ и рисунок сказки.
|
Данный метод позволяет Вызвать эмоциональный интерес, удивить. |
Фаза 1 Начало образовательного мероприятия Этап «Определение ожиданий и опасений учащихся» (3-5 мин.) |
Концентрация внимания. «Фруктовый сад»
|
Цель: Создание психологически-комфортной обстановки. Задачи: - Концентрация внимания. - Обеспечение ответственности за результат обучения. Необходимые материалы: Цветные шаблоны (Приложение 1) яблок и слив, достаточное количество для всех детей в классе. Магниты. Фломастеры. Предварительная подготовка: Контурное изображение деревьев на ватмане. Технология проведения: Ребятам предлагаю написать свои ожидания и опасения от урока. Дети пишут свои ожидания на желтых, оранжевых шаблонах яблока. А свои опасения на синих, фиолетовых шаблонах слив. Шаблоны закрепляют на соответствующее дерево. |
Учитель объясняет, что написать свои ожидания можно парой слов. Например: ожидаю интересное задание. Соответственно и опасения записать кратко. Например: опасаюсь работать в группе. Передать свои шаблоны командирам групп. Командиры быстро закрепляют их на деревьях. |
Личностные: Умение выражать свои мысли Регулятивные, включая действия саморегуляции: Саморегуляция |
Метод позволяет учителю узнать и обобщить психологический настой каждого ученика и класса в целом. |
Фаза 2 «Работа над темой» Этап «Закрепление изученного д.з.»(2-3 мин.) |
Контроль и коррекция ЗУН. «Восстанови поговорку»
|
Цель: Закрепление пройденного материала Задачи: - Повторение поговорки. - Организовать работу в группах. Необходимые материалы: Полоски бумаги с написанными словами. Клей-карандаш. Бумага основы. Предварительная подготовка: Написать на полосках бумаги слова разным цветом и шрифтом. (Приложение 2) Технология проведения: Составь поговорку из отдельных строк: «желает знать», «фазан», «каждый охотник», «где сидит». |
Дети делятся на группы (предварительно сформированные). Ребята мы в начале года рисовали радугу, давайте вспомним ее цвета необычным способом: составьте поговорку из предложенных вам фраз. Фразы нужно приклеить на основу по порядку. Капитаны подойдите за материалом. Работаем дружно. 1-й человек выбирает слова, 2-ой наносит клей, 3-ий приклеивает, 4-ый придерживает лист основы. Командиру группы проверить и поднять собранную поговорку. Давайте проверим. Подвести итог. |
Познавательные, включая общеучебные и логические: Логически составленная поговорка. Коммуникативная Работа в группах |
Метод использован для повторение материала пройденного несколько уроков назад |
Фаза 2 «Работа над темой» Этап «Инпут»(5-7мин.) |
Сообщение нового материала. «Цветовой круг».
|
Цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Задачи: - Сформировать знания о понятиях: «цвет», «цветовой круг», теплые, холодные цвета. - Развивать эстетическое отношение к произведениям искусства и к действительности. - Формировать умение высказывать простейшие суждения о картинах. Необходимые материалы: Лучи - полоски семи цветов радуги. Магниты. Компьютер, проектор, экран. Предварительная подготовка: Бумажный круг расположить на доске. Таблица «Теплые, холодные цвета». Технология проведения: Беседа. Что такое цвет? Ситуация. Что получится, если соединить концы радуги в колечко? Дети располагают лучи вокруг круга. Получился цветовой круг. Учитель, демонстрируя репродукции (презентация) (Приложение 3) Делит краски на холодные и теплые. Таблица теплые, холодные. Какой цвет может быть и холодным и теплым? (Приложение 4) Определение цвета как средство выражения. |
Цвет - это ощущение, возникающее в органах зрения при воздействии света. Иными словами свет + зрение = цвет. Что получится, если соединить концы радуги в колечко? Подойдите один человек из группы. Давайте соединим полоски радуги в кольцо. Дети располагают лучи вокруг круга и садятся по местам. Получился цветовой круг. С одной стороны у нас теплые цвета, с другой холодные. Теплые цвета встречаются в теплые времена года. Теплыми красками закрашивают теплые, горячие, «живые» предметы и явления, а главное теплые цвета вызывают радость, счастье. (Приложение 3) Презентация И. Левитан «Золотая осень», В.Ван Гог «Подсолнухи». Холодные цвета встречаются в холодные времена года. Все прохладное и холодное, грустное и печальное в природе имеет холодный цвет. Н. Рерих «Снегурочка», М. Врубель «Царевна-Лебедь», И. Грабарь «Февральская лазурь». Цвет является средством выражения. С помощью цвета художники выражают характер, настроение. Дети подсказывают, что еще (времена года, погоду и т.д.) Показ таблицы. Есть цвет, который может быть и холодным и теплым. Какой? (подсказка в таблице) Зеленый это составной цвет (1 урок I четв.) Если в нем больше желтого, то он - теплый, если синего – холодный |
Познавательные, включая общеучебные и логические Моделирование Цветового круга. Информационная Картины художников. Учебно-познавательная Ситуация: что получится, если..? Коммуникативная Сотрудничество с учителем. |
Данный метод создает условие на основе словесно - иллюстративного метода, визуальной памяти зафиксировать знания о понятиях: «цветовой круг», теплые, холодные цвета. |
Фаза 2 «Работа над темой» Этап «Прработка содержания темы» (15 мин.) |
Усвоение нового материала, развитие ЗУН. «Творческая мастерская»
|
Цель: Формировать умение применять цветовую гамму в творческой и самостоятельной деятельности. Задачи: - Работа в парах - Воспитание усидчивости и аккуратности. Необходимые материалы: Бумага А3, простые карандаши, ластики, гуашь, кисти. Вода в баночках. Учебники. Распечатанные стихотворения о красках. (Приложение 5) Предварительная подготовка: Образцы теплых и холодных оттенков. Технология проведения: Работа в парах. Задания. 1. Составляем палитру холодных или теплых красок. 2.Украшаем коврики (или короны) (Приложение 6) для снежной королевы или солнечной феи. В помощь стихотворения. Пользуемся материалом в учебнике. |
А сейчас мы попадаем в мастерскую художника. Художнику (учитель или ученик) пришел заказ из театра. Там срочно нужны декорации и костюмы к сказке про Снежную королеву и Солнечную фею. Художник не успевает, очень много работы и замок, и костюмы. Давайте поможем художнику. Работа в парах. Учитель раздает учебники и стихи о красках. Группы выбирают задание. 1.Составить палитру из теплых или холодных красок и оттенков. 2.Украшаем коврики или короны для сказочных персонажей. Готовые работы выставляют на просмотр. Учитель подводит итоги. Все ли пары справились с работой? Художник выбирает декорации и всех благодарит |
Познавательные, включая общеучебные и логические Моделирование. Итоговый продукт. Коммуникативные Работа в парах. Учебно-познавательная Давать оценку своей работе и работе одноклассников |
АМО стимулирует творческое вдохновение, способствует приобретать и закреплять навыки работы с красками. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап «Эмоциональная разрядка»(2-3 мин.) |
Смена деятельности. «Теплые, холодные»
|
Цель: Создать условия для физической, эмоциональной и психологической разгрузки. Задачи: - Создать у обучающихся позитивный настрой. - Обеспечить двигательную активность закрепить изученный материал. Предварительная подготовка: Карточки с упражнениями. (Приложение 7) Технология проведения: Класс делится на две группы, например по цвету портфелей (теплые, холодные). Ведущий дает задания - упражнения. Например: холодные поднять руки вверх, теплые - встать и присесть. Одновременно дети выполняют упражнения, далее команды следующих движений. |
Выбрать ведущего. Ведущий, используя карточки, командует, дети по команде выполняют упражнения (ведущего можно поменять). |
Коммуникативные и личностные Умение «слушать и слышать». |
Метод работает не только как физкультминутка, но и как повторение и закрепление пройденного материала на уроке. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап «Рефлексия»(5 мин.) |
Оценка результатов обучения. «Уборка урожая».
|
Цель: Проанализировать и оценить результаты работы на уроке. Задачи: - Зафиксировать результаты выполнения работ. - Обеспечить визуализацию результатов, подвести итог. Необходимые материалы: Импровизированные корзины. Предварительная подготовка: Сделать из коробок корзины. Технология проведения: Дети убирают те яблоки-ожидания, которые оправдались и сливы-опасения, которые не оправдались в одну корзину. Остальные фрукты в другую корзину. Учитель подводит итог. |
Ребята, подведем итоги. Соберем урожай. Подходите к нашим графическим деревьям и складывайте в корзину свои шаблоны - фрукты, яблоки, если ваши ожидания оправдались; сливы, если опасения не сбылись в одну корзину, а остальные в другую. Учитель обобщает результаты. Если на деревья не осталось фруктов (или остались единицы), то цели и задачи урока достигнуты. Домашнее задание: подсчитать, каких цветов больше в вашей комнате и в вашем доме в целом, составить палитру в любой художественной технике.
|
Регулятивные, включая действия саморегуляции Коррекция. Учебно-познавательная Самооценка. Рефлексия. |
АМО позволяет оценить и работу учеников и проанализировать деятельность учителя. |
Приложение 1
Шаблоны яблок и слив
DOCX / 130.88 Кб
Приложение 2
Составь поговорку. Слова
DOCX / 12.62 Кб
Приложение 3
Презентация "Цвет как средство выражения"
PPTX / 1.81 Мб
Приложение 4
Приложение 5
Стихотворения о красках
DOCX / 1.14 Мб
Приложение 6
Шаблоны корон
DOCX / 327.16 Кб
Приложение 7
Карточки с упражнениями
DOCX / 13.17 Кб
Обоснование выбранной технологии для инклюзивного урока.
В настоящее время задачей школьной ступени образования является подготовка выпускников, в том числе и детей с ОВЗ, обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств личности, позволяющих им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни. Для ее решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность. Одной из них является технология АМО (активных методов обучения). Активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка. На каждом этапе урока использую свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи конкретного этапа. Я постаралась на примере данного урока выполнить необходимые условия работы с детьми с ОВЗ: более доступный учебный процесс; особый подход; вариативность приемов каждого этапа урока; необходимость интеграции обучающихся с ОВЗ в социуме (на уроке это коллектив класса).
Горбачёва Марина Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Никитина Людмила Анатолиевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Белик Яна Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ефимова Алла Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Афанасьева Светлана Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Екатерина Петровна
Ватолина Светлана Анатольевна