Занятие по рисованию «Тёплые и холодные цвета как средства выразительности настроения» (1–2 классы)
САХАРОВА Александра Владимировна, учитель начальных классов школы 615 г. Санкт-Петербург.
Разработка занятия по рисованию в рамках кружка общекультурной направленности.
ТЕХКАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Тёплые и холодные цвета, как средства выразительности настроения» 1-2 класс.
ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое занятие.
ЦЕЛИ: 1)познакомить с холодными и тёплыми цветами; научить пользоваться цветом для выражения настроения;
2)учиться вместе сопереживать героям сказки, быть неравнодушными и отзывчивыми.
3) выявить настроение детей в коллективе, их психологический комфорт с помощью цветовых пятен.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
личностные | предметные | метапредметные |
1)Цветовая художественная релаксация 2)Развитие навыков работать в команде и нести личную ответственность за общее дело. | 1)Получить представление о тёплых и холодных цветах и их влиянии на настроение картины | Познавательные: 1)Развитие воображения, памяти. 2) Умение выражать чувства с помощью цвета. Регулятивные: 1)умения организовать себя во время занятия, развивать внимательность. Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками. |
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для учителя: техкарта занятия, набор для рисования, заготовка для «волшебного цветка» на большом ватмане, иллюстративный материал: растяжки тёплых и холодных цветов, картинки с Тёплым и Холодным замками.
Для ученика: набор для рисования.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вре- мя |
1 этап. Организационно- мотивационный | 10 мин. | |
Здравствуйте, ребята. Перед занятием я разрешила вам сесть с тем, с кем вам комфортно будет сидеть. Провести ассоциацию вещей и цвета- каким бы цветом вы нарисовали... -день рождения? -холодный ветер? -лето? -радость? -печаль? -задумчивость? Причём, цвет выбирается руководствуясь эмоциональным критерием, т.е. выбираем тот увет, который бы отражал наши чувства к этому предмету. А как вы думаете можно ли выразить настроение цветом? Какого цвета ваше настроение в начале занятия? Делаем заготовки фона (тёплого и холодного под руководством учителя и без объяснения выбора цвета) – 2 листа. Целеполагание. Итак, мы поняли, что для радости и восторга подходят одни цвета – какие? А для печали и холодного ветра другие. Какие это цвета? Как одним словом назвать первую группу цветов? А другую. Тема нашего занятия «Тёплые и холодные цвета». Сегодня мы попробуем научиться передавать события и настроение с помощью этих двух групп цветов. Игра «Загадай цвет». Пока наши листочки сохнут поиграем в игру. | Здороваются. На перемене до занятия дети делятся на пары (по желанию), потому что учитель разрешает сесть сегодня с тем, с кем будет комфортно, наблюдая – у всех ли найдется пара и легко ли дети самостоятельно поделятся. Подбирают цвета для передачи эмоций к какому-либо предмету или событию. Можно. Подбирают цвет. Толстой кистью делают 2 заготовки фона. Красный, жёлтый, оранжевый, сиреневый, розовый. Синий, зелёный, фиолетовый. Это тёплые и холодные цвета. К доске выходит 1 вода, он загадывает цвет и никому не говорит. Называет он вещи из окружающего мира, которые бывают характерно этого цвета. Тот кто первый поднял руку, отвечает первый. Если ответ правильный, цвет отгадан, то отгадавший сам выходит к доске и загадывает другой цвет. Остальные отгадывают. | |
2 этап. Практическая работа. (Погружение в сказку. Холодный замок). | 10 мин. | |
Итак, повторим ещё раз, какие цвета относятся к холодным? А какие к тёплым? На доске растяжки цвета. Сейчас я расскажу вам сказку. 1)Замок принцессы, увитый розами. Какие цвета подберём мысленно? 2)Принцессу похищает злой дракон, заколдовывает в ледышку и уносит в свою Ледяную башню. Какой из 2х заготовленных листов подойдёт? Обоснуйте. 3) Рисуем Ледяную башню на выбранном листе. На доске соответствующая наглядность с Ледяной башней. 4)Судьба рыцарей. Король объявил: тому рыцарю, который спасёт мою дочь, я отдам всё, что он пожелает. Но судьба рыцарей, отправившихся спасать принцессу была трагична: порывы сильнейшего ветра из Ледяной башни заморозили рыцарей и они погибли. Что же делать? Давайте поможем принцессе! | Синий, зелёный, фиолетовый. Красный, жёлтый, оранжевый, сиреневый, розовый. Называют тёплую гамму. Нам подойдёт лист с синим фоном, потому что он подходит лучше для Ледяной башни дракона. Слушают сказку и рисуют ледяную башню с помощью холодных оттенков и соответствующей наглядности. Слушают, сопереживают. | |
3 этап. Физкультминутка. | 5 мин. | |
Рыцари шли через леса и поля (шагают на месте), злой дракон разрушил мост через реку и им пришлось её переплыть (имитируют плавание, «гребут» руками), потом на пути возникла огромная гора (карабкаемся). И вот он Холодный замок дракона! Но из башни дует ледяной ветер, замораживающий путников в лёд (заслоняются руками от ветра). | Под музыку дети преодолевают воображаемые препятствия. Происходит преодоление воображаемых препятствий. Представляя себя рыцарями, которые идут спасать принцессу, дети начинают чувствовать себя реальными участниками сказки, подключаются чувства и эмоции, позволяющие создать яркие красочные рисунки. | |
4 этап. Продолжение практической работы. (Тёплый замок). | 10 мин. | |
Принцесса и башня заколдованы. При помощи каких красок можно расколдовать башню? 1)Рисуем тёплую башню, расколдовывая тёплыми цветами. 2) «дуют» на принцессу и своим тёплым дыханием и дружескими пожеланиями расколдовывают. А что же было дальше ? | Тёплых цветов. Рисуют замок тёплого ветра с помощью пояснений учителя и соответствующей наглядности. Коллективное сочинение позитивной концовки, где принцесса возвращается в родной замок. | |
5 этап. Итоговая рефлексия. | 10 мин. | |
РЕФЛЕКСИЯ. Работа в парах. А сейчас мы с вами вместе будем мастерить волшебный цветок. Это будет подарок в знак дружбы для принцессы, которую мы с вами расколдовали и спасли от злого дракона. Выполнять работу будем в парах. В самом начале я разрешила сесть вам с тем, с кем вам комфортно. Вы согласны сотрудничать в парах, в которых сидите? Вы нарисуете на листе бумаги контур лепестка от волшебного цветка. Вместе вам надо придумать доброе пожелание принцессе и написать его туда (можно это сделать ярким фломастером, цвет обговорите с соседом по парте). Затем свой лепесток вам надо вырезать по контуру. В конце вы с вами соберём из этих лепестков волшебный цветок – подарок для принцессы, который будет исполнять ваши добрые пожелания. Итог занятия. Чему мы сегодня узнали нового? Какого цвета было ваше настроение в начале урока? А какого цвета настроение к концу урока? Изменился ли цвет настроения? Как изменился? Планирование перспективы развития темы. Волшебный цветок, который мы с вами коллективно сделали, мы подарим самой принцессе. На следующей нашей встрече мы с вами попадём прямо к принцессе в сказку. | Принимают установку. Слушают задание. Понимают, что задание придётся выполнить в парах, которые предварительно сложились «по дружбе», на основании договорённости перед занятием на перемене. Узнали, как меняется настроение картины в зависимости от цвета. Тёплые цвета делают картину яркой и позитивной, а холодные цвета вносят печаль. Оценивают своё настроение с помощью цвета. Принимают перспективу развития темы во внеурочной деятельности. | |