12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»
12

Занятие «Свет и цвет»



 

Занятие разработано на основе учебного пособия для дополнительного образования Пауль Доусвелл « Неизвестное об известном». Вопросы занятия научат нестандартно мыслить, развить свое упорство и сообразительность, умение находить ори­гинальные решения, а самое главное, пополнить свой багаж знаний? Работа может сочетаться с видеоматериалами, презентацией. Методика проведения разработана в соответствии с Федеральным государст­венным образовательным стандартом.

 

Разработка занятий с викторинами « Неизвестное об известном»

Тип занятия: Обобщения и систематизации знаний

Обучающиеся закрепят знания, из чего состоят все тела и предметы и как они функционируют — от растений и животных до гоночных автомобилей и видеокамер. Научатся научным объяснениям таких природных явлений, как сила тяжести, электричество, звук и свет.

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Структура занятия:

Подготовительная беседа,

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала ( фильм),

Свет и цвет

 

Презентация «Свет и цвет»


Презентация «Свет и цвет»
PPTX / 5 Мб

Свет — это вид энергии, позволяющий нам видеть то, что нас окружает. Он испускается горячими телами, такими, как Солнце, лампочка накаливания или свеча.

Видимый свет состоит из семи различных оттенков цвета — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Обычно эти цвета сливаются друг с другом, так что их невозможно различить в свете по отдельности.

Что такое радуга?

Свет распространяется в виде световых волн, и у всех семи составляющих его оттенков цвета длина волны несколько различна. Когда свет расщепляется на отдельные цвета, в небе появляется радуга.

Световые волны настолько малы, что в отмеченный здесь отрезок вместилось бы около 40 тысяч таких волн.


 


 

Если свет встречает на своем пути что-либо прозрачное, например стекло или воду, расположенное к нему под прямым углом, то он проходит сквозь преграду, не изменив направления. Однако, столкнувшись с тем же препятствием под любым другим углом, он изгибается. Это явление называется преломлением света, или рефракцией. Под определенным углом все семь цветов изгибаются в чуть разных направлениях, и в результате все они становятся видимыми. Это явление получило название дисперсии.

Вы можете наблюдать дисперсию, пропустив луч света через призму — стеклянный предмет треугольной формы. Такая форма позволяет призме преломлять и расщеплять свет.

Радуга появляется на небе, когда солнце светит либо во время дождя, либо сразу после сильного ливня. Солнечный свет, проходя сквозь дождевые капли, преломляется и расщепляется, разлагаясь на отдельные цвета.


 


 

Что такое радуга? Интересные факты о радуге

 
 

Как мы различаем цвета?

 

Ударяясь о различные тела, световые волны как бы отскакивают назад. Это называется отражением.

Предметы приобретают разный цвет потому, что они отражают одни содержащиеся в свете цвета и поглощают другие. При этом, когда свет падает на какой-либо предмет, то отраженные им цвета «отскакивают» прямо вам в глаза.

Эта тенниска кажется черной оттого, что она поглощает все без исключения цвета. Это означает, что она практически не отражает света.

А это растение кажется зеленым, так как отражает только зеленый цвет, поглощая все прочие цвета.

 

Этот заяц совсем белый, ибо он одинаково успешно отражает все цвета, и свет, попадая в ваши глаза, остается неизменным, то есть белым.

 

 

 

Как мы воспринимаем цвета?

 

 

 


 

Как мы видим цвет. Цветовое зрение в животном мире

 

 

 

Отчего небо синее?

Солнечный свет, попадая в земную атмосферу, начинает расщепляться, и по всему небу разливается синий или голубой свет. Это происходит потому, что
верхние слои атмосферы содержат частицы газа и пыли примерно той же величины, что и длина волны голубого света. В результате голубой свет
отражается от них.

В полдень всё небо окрашено в голубой цвет

Ближе к поверхности Земли атмосфера становится плотнее, и свет, проходя через нее, все больше рассеивается. При этом больше всего рассеиваются цвета с более короткими волнами, то есть опять же голубой, синий и фиолетовый.

На закате или на рассвете солнечный свет вынужден преодолевать гораздо большую часть атмосферы прежде, чем достичь ваших глаз. К тому времени, как он попадает в нижние слои атмосферы, большинство составляющих его цветов уже рассеивается. Остаются только красный и оранжевый.

На закате небо освещено лишь красным и оранжевым светом.

По какому принципу устроено зеркало?

Световые волны отражаются примерно так же, как отскакивает мячик. К примеру, когда теннисный мяч ударяется о ровный земляной корт, он отскакивает от его поверхности под тем же углом, под каким прилетел. Свет, попадая в зеркало, ведет себя точно так же. Он проходит через гладкий слой стекла, а затем отскакивает от блестящего металлического покрытия. При этом все световые волны отражаются равномерно, в том же порядке, что и позволяет вам видеть в зеркале свое отражение.

Если же вы играете в теннис на неровном покрытии, скажем, на траве, то мяч, попадая в различные бугорки, будет отскакивать под самыми разными углами. То же происходит и со светом, когда он встречает на пути грубую и шершавую поверхность, например, дерево.

В этом случае лучи света рассеиваются во всех направлениях.

Мячик отскакивает под тем же углом, под которым он ударился о глину.

Световые лучи отражаются в том же порядке.

Мячик отскакивает под иным углом, нежели тот, под которым он ударился о трав

Светлые лучи рассеиваются в разные стороны


 

Отражение света от плоского зеркала

 

 

 

Как мы видим?

Мы видим различные предметы оттого, что отражающийся от них свет попадает нам в глаза.

На этом рисунке показано, как то, что вы видите, преобразуется в зрительный образ, распознаваемый вашим мозгом. Свет проникает в ваш глаз через зрачок — черное отверстие в передней части глаз; Цветная область вокруг зрачка, так называемая радужная оболочка, не пропускает внутрь глаза вредные лучи. Затем свет проходит через прозрачный гибкий диск, называющийся хрусталиком.

Хрусталик помогает вам видеть изображение четче, или фокусировать его, преломляя свет таким образом, чтобы он попадал в заднюю часть глаза — сетчатку. При этом хрусталик переворачивает изображение вверх ногами. Сетчатка состоит из миллионов крохотных клеток, называемых палочками и колбочками. Палочки чувствительны к тусклому свету. Колбочки воспринимают яркий свет и цвета. В одном глазе присутствует свыше 130 млн палочек и колбочек. Когда свет падает на них, они передают электрический сигнал на зрительный нерв.


 

 

На этой схеме показано, в каком порядке палочки и колбочки располагаются в сетчатке.

Зрительный нерв доставляет сигнал с сетчатки в мозг, который расшифровывает его и

переворачивает изображение так, чтобы вы видели все, как есть на самом деле.

На ярком свете радужная оболочка сжимается вокруг зрачка, чтобы защитить глаз от опасных лучей.

При тусклом свете радужная оболочка растягивается, чтобы в зрачок могло проникнуть больше света и вы могли бы лучше видеть.

Как мы видим?

 
 

 

О чем может рассказать радужная оболочка глаз? -

 

 

 

Вы это знали?

Свет перемещается быстрее, чем любая другая материя во Вселенной. Его скорость равна примерно 300 ООО км (186 ООО миль/сек).

Это означает, что расстояние в 150 млн км (93 миллиона миль), отделяющее Землю от Солнца, свет преодолевает за восемь минут,

КАК ЛЕТИТ ВРЕМЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

 

Ресурсы: Пауль Доусвелл « Неизвестное об известном» учебное пособие для дополнительного образования.

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

 

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

 

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (18)

сменить сортировку
Артеменко Елена Николаевна, 08.05.19 в 09:46 6Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, спасибо за КАЧЕСТВЕННЫЙ ресурс! Очень интересно! Какие интересные, познавательные видео! В копилку!
Перминова Елена Федоровна, 08.05.19 в 09:46 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, обязательно воспользуюсь, очень интересно!
Панагушина Елена Аркадьевна, 08.05.19 в 09:51 6Ответить Пожаловаться
Елена Фёдоровна, я вам признательна, за внимание к моим работам. Вдвойне приятно, что разработку можно использовать в работе.
Янова Татьяна Викторовна, 08.05.19 в 09:57 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Аркадьевна, очень интересно! Видео замечательные, познавательные!!! Дети очень любят смотреть про радугу, покажу им после сна.
Панагушина Елена Аркадьевна, 08.05.19 в 11:44 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Викторовна! Я, вам благодарна за оценку.
Марголис Ольга Викторовна, 08.05.19 в 12:18 5Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, спасибо за разработку! Этот материал - большая помощь и учителям физики! Сразу вспоминается лабораторная работа "Наблюдение разложения пучка белого света в спектр".
Панагушина Елена Аркадьевна, 08.05.19 в 12:38 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Викторовна! Для учителей физики наверное материал слабоват, а для учащихся 3-4 класса подходит.
Панагушина Елена Аркадьевна, 09.05.19 в 08:02 3Ответить Пожаловаться
В ответ Марголис Ольга Викторовна
Ну спасибо за комплимент, вам как специалисту виднее.
Марголис Ольга Викторовна, 08.05.19 в 13:51 4Ответить Пожаловаться
Я бы так не сказала. В учебниках очень научно написано (для школьников), а в Вашей разработке интересно и доступно изложены основы. Как пропедевтика, перед основным изучением темы, очень даже отличный материал!
Красильникова Ирина Сергеевна, 08.05.19 в 12:53 5Ответить Пожаловаться
Очень интересная и познавательная разработка! Думаю, детям очень понравится!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.