Конспект кружкового занятия на тему «Ознакомление обучающихся с основными приёмами выполнения техники "синель" при изготовлении несложных изделий» (7 класс)
ОКОУ «Октябрьская школа-интернат»
Касторенского района Курской области
КОНСПЕКТ КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Ознакомление обучающихся с основными приёмами выполнения техники «синель» при изготовлении несложных изделий».
Подготовила:
Почикеева Е.А.
Лачиново, 2020г.
Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной программе.
Тема занятия: «Ознакомление обучающихся с основными приёмами выполнения техники «синель» при изготовлении несложных изделий».
Тип занятия: комбинированный.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Дата проведения: 01.12.2020г.
Оборудование и учебный материал:
телевизор, ноутбуки учащихся, швейный машинки;
видео «Синель – мех их ткани», презентация «Синель», презентация «Материаловедение»;
опорные слова и схемы, план работы;
образцы пооперационного выполнения изделия (поделки), образцы применяемых тканей, инструкционно-технологические карты для обучающихся, фурнитура для рукоделия, отделочные материалы образцы готовых изделий;
рабочие инструменты и швейные принадлежности, ИКТ, карточки-задания «Восстанови последовательность», заготовки основы изделия (для каждого обучающегося).
Цель: формирование первоначальных навыков у детей по выполнению практических приёмов работы с тканью в технике «синель».
Задачи:
познакомить детей с основными приемами выполнения техники «синель»;
продолжить формирование практических приёмов и навыков кроя и работы на швейном оборудовании;
совершенствование навыков самоорганизации и самоконтроля в соответствии с определенным видом деятельности в процессе подготовки и выполнения практической работы;
активизация мыслительной деятельности обучающихся через включение заданий на сравнение, обобщение;
развитие внимания, наблюдательности, интереса к новому виду декоративно-прикладного творчества;
воспитание положительной мотивации к выполнению тренировочных практических работ;
достижение максимальной самостоятельности детского творчества;
воспитание у обучающихся чувства взаимопомощи, доброго отношения к друг другу.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно самоорганизация; рефлексия.
Вид контроля: контроль действий, контроль качества, ответы на вопросы.
Форма занятия: беседа, практическая работа.
Используемые технологии:
личностно-ориентированные;
информационные;
здоровьесберегающие;
технология проектов;
игровые;
Основные этапы занятия
Приветственное слово педагога.
Организация рабочих мест.
Введение в тему.
Сообщение темы.
Формирование практической значимости
Активизация мыслительной деятельности.
Сообщение нового материала.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Физминутка.
Вводный инструктаж педагога.
Практическая работа:
Практическая работа обучающихся по образцу педагога.
Текущий инструктаж педагога.
Контрольный инструктаж педагога.
Самостоятельная практическая работа обучающихся.
Промежуточный инструктаж педагога.
Практическая работа обучающихся, контроль педагога.
Заключительный инструктаж педагога.
(Резерв) Мотивация на дальнейшую творческую деятельность.
Заключительный этап занятия, рефлексия.
Ход занятия
I Приветствие педагога.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Для того чтобы все у нас сегодня получилось, нам нужно хорошее настроение.
- По каким признакам можно определить, что человек находиться в хорошем настроении?
Обучающиеся:
Отвечают на поставленный вопрос. (Шутит, улыбается, поёт…)
Педагог:
- Давайте закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. Прижмите руку к сердцу, улыбнитесь, откройте глаза и подарите улыбку и хорошее настроение мне и друг другу. Молодцы! А теперь за работу! Вперёд к новым знаниям и хорошим результатам!
II Организация рабочих мест.
Педагог: контроль за действиями.
- Перед тем как приступить к работе, мы всегда готовим и проверяем рабочие инструменты и швейные принадлежности. Посмотрите на свои рабочие места, все необходимое есть. Нет ли ничего лишнего?
Обучающиеся:
организуют рабочее место необходимыми инструментами и принадлежностями.
III Введение в тему.
Педагог:
- Готовясь к нашему занятию, я вдруг вспомнила разговор с маленьким сыном.
- Вы знаете, что когда дети обманывают, мамы часто говорят: «Посмотри на меня», и по глазам узнают, врет ребенок или нет. Но маленькие дети об этом не догадываются, и Богдан всегда удивлялся. Я ему сказала, что правда «живёт» в наших глазах. Через некоторое время он прибегает ко мне и радостно говорит: «Мамочка, я теперь понял, где «живет» доброта!..»
А вы догадались, где же «живет» доброта?
Обучающиеся:
Отвечают на поставленный вопрос. (В сердце.)
IV Сообщение темы.
- Сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мы изготовим красивое сердечко (демонстрирует образец).
V Активизация мыслительной деятельности.
Педагог:
- Девочки, прочитайте слова на доске. (Слова: ткань, текстиль, материал.)
Что объединяет эти слова? Объединяет общее значение.
- Откройте презентацию «Материаловедение». Прочитайте значение этих слов. (Демонстрация всему классу.)
Обучающиеся:
Отвечают на поставленный вопрос, смотрят презентацию.
Педагог:
- Сегодня мы продолжаем работать с тканью и другими материалами, а еще сами научимся создавать новое текстильное полотно (ткань), из которого можно сшить различные изделия.
VI Формирование практической значимости.
Педагог:
- Для чего нам может пригодиться такое изделие?
Обучающиеся:
Отвечают на поставленный вопрос.
Педагог:
- Да, ребята, все правильно. Можно я буду размышлять вместе с вами?
- Я буду предлагать варианты ответов, а вы говорите, согласны вы со мной или нет.
-Во-первых, это сердечко выполнено в новой для нас технике, которая называется «синель». Это очень хорошо, так как мы будем учиться с вами делать такую красоту, запомним последовательность выполнения, закрепим свои знания практическими приемами работы.
- Посмотрите внимательно на образец, видите, сколько машинных строчек выполнено? Выполняя машинные строчки, мы научимся делать их более быстро и качественно.
- И конечно усовершенствуем навыки работы с ножницами потому, что все полотно прорезается вдоль строчек.
-А еще, девчонки, мы научимся делать всевозможные сувениры, заколки, броши и многое другое, используя в качестве основы нашу заготовку-сердечко.
VII Сообщение нового материала.
Педагог:
- Чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь, давайте посмотрим другие изделия в технике «синель». (Демонстрация изделий.)
- Данная техника подразумевает сшивание нескольких слоев ткани параллельными швами и последующим их разрезанием, кроме основного нижнего полотна. Растрепав разрезанные края и придав изделию пушистость, образуется новый интересный вид ткани, готовый к дальнейшему использованию.
-А теперь предлагаю послушать меня внимательно. Постарайтесь запомнить все, что я буду говорить и показывать. Чтобы вы лучше усвоили информацию, предлагаю просмотреть презентацию. (Демонстрация презентации в картинках «Синель».)
VII Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Педагог:
- Эта техника очень интересная, она проста в исполнении. Её в силах выполнить даже человек, который ещё не очень хорошо владеет навыками шитья и кроя. Основная сложность для начинающих - правильно определить косое растяжение ткани, то есть направление под углом 45 градусов.
IX Физминутка (профилактика нарушения осанки).
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Мы разминку начинаем:
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх -
Отдохнет спина у всех.
Крутим, вертим головой -
Шее помогаем.
Отдохнули мы с тобой-
К работе приступаем.
X Вводный инструктаж педагога.
Педагог:
- Сейчас я проверю, насколько внимательно вы меня слушаете. В карточках записан план работы по выполнению техники «синель» Но он неправильный. Вам необходимо расставить цифры в той последовательности, в которой я буду рассказывать и показывать.
Подобрать необходимые ткани.
Раскроить детали нужного размера.
Уложить детали друг на друга.
Закрепить булавками, сметочными стежками.
Определить косое направление ткани.
Провести основную контрольную линию.
Проложить машинные строчки в нужном направлении на ширину прижимной лапки.
Удалить ручные стежки.
Разрезать посередине между строчками все слои ткани кроме нижнего слоя.
Распушить срезы при помощи щетки или руками.
Приступить к выполнению различных деталей и изделий.
Проверка результатов работы. (Работа по схеме на доске.)
XI Практическая работа:
Практическая работа обучающихся по образцу педагога.
Определение косого направления ткани. (Совместная деятельность педагога и обучающихся.)
Выполнение двух параллельных машинных строчек. (Самостоятельная работа обучающихся после демонстрации приемов работы педагогом.)
Текущий инструктаж педагога.
Контроль трудовых действий.
Контроль качества.
Соблюдение техники безопасности.
Контрольный инструктаж педагога.
Педагог:
- Мы выполнили несколько машинных строчек. Они у нас получились очень хорошо.
- Теперь будем работать с заготовками, которые я вам предварительно частично обработала.
- Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите.
- Что сделано?
Обучающиеся:
Дают короткие ответы.
Педагог:
- Определите, что предстоит вам еще сделать.
Обучающиеся:
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Педагог:
Корректирует ответы детей и последовательность выполнения практической работы.
Самостоятельная практическая работа обучающихся.
Выполнить незаконченные машинные строчки.
Разрезать посередине между строчками все слои ткани кроме нижнего слоя.
Распушить срезы при помощи щетки или руками.
Приступить к выполнению различных деталей и изделий.
Промежуточный инструктаж педагога.
Педагог:
- Для того чтобы подобрать размер сердечка, давайте определимся с основным изделием. Что это будет? (Брошь, заколка, резинка, ободок, игольница, поставка под горячее и т. д.)
- Подбираем шаблон нужного размера, накладываем его на изнаночную сторону полотна «синель», обводим мелком и вырезаем.
Практическая работа обучающихся, контроль педагога.
Дети выполняют раскрой сердечка по шаблону ножницами «зигзаг».
XII Заключительный инструктаж педагога.
Педагог:
- С какой техникой декоративно-прикладного творчества мы познакомились?
- Все соблюдали правила безопасной работы.
- Пользовались рабочими инструментами и швейными принадлежностями.
- Оцените, пожалуйста, свою трудовую деятельность.
XIII (Резерв) Мотивация на дальнейшую творческую деятельность.
Педагог:
- Мне очень хочется, чтобы мы не останавливались на достигнутом, а усовершенствовали свои навыки работы по изготовлению изделий в данной технике. Давайте посмотрим, какие замечательные изделия можно сделать.
Просмотр видео «Удивительная синель».
XIV Заключительный этап занятия, рефлексия.
Педагог:
- Подошло к концу наше занятие. Мне хочется узнать, все ли вам было понятно, интересно. Понравилась ли вам данная техника? Запомнили ли вы последовательность ее выполнения? Довольны ли вы результатом своей творческой деятельности?
Если понравилось и все понятно – поднимите кружочек красного цвета.
Если понравилось, но не все понятно – поднимите кружочек желтого цвета.
Если не понравилось и ничего не понятно – поднимите белого цвета.
Обучающиеся:
Поднимают сигнальные карточки.
Педагог:
-Ребята, большое спасибо за вашу работу. Вы молодцы, все работали, старались, самостоятельно выполнили такие замечательные сердечки. И я уверена, что частичку доброты своего сердца вы вложили в свои поделки.
По сигнальным картам.
Красный цвет – все у нас получилось, потому, что мы работали с желанием, в хорошем настроении, внимательно слушали и очень старались.
Желтый цвет – пусть у нас не все получилось, но мы старались. Сегодня мы закончим (остановимся), проанализируем ошибки и на следующем занятии их исправим.
Белый цвет – как белый лист бумаги. А на листе бумаги мы можем писать и рисовать что угодно. И пусть у нас сегодня что-то не получилось, мы допустили много ошибок – будем считать, что этот лист бумаги был нашим черновиком. Мы не будем останавливаться, попробуем все исправить. У нас обязательно все получится!
Карточки-задания
Раскроить детали нужного размера.
Уложить детали друг на друга.
Проложить машинные строчки в нужном направлении на ширину прижимной лапки.
Закрепить булавками, сметочными стежками.
Определить косое направление ткани.
Провести основную контрольную линию.
Разрезать посередине между строчками все слои ткани кроме нижнего слоя.
Распушить срезы при помощи щетки или руками.
Приступить к выполнению различных деталей и изделий.
Подобрать необходимые ткани.
Удалить ручные стежки.
Карточки-задания
Подобрать необходимые ткани.
Распушить срезы при помощи щетки или руками.
Уложить детали друг на друга.
Определить косое направление ткани.
Провести основную контрольную линию.
Проложить машинные строчки в нужном направлении на ширину прижимной лапки.
Удалить ручные стежки.
Разрезать посередине между строчками все слои ткани кроме нижнего слоя.
Раскроить детали нужного размера.
Закрепить булавками, сметочными стежками.
Приступить к выполнению различных деталей и изделий.
Карточки-задания
Разрезать посередине между строчками все слои ткани кроме нижнего слоя.
Раскроить детали нужного размера.
Закрепить булавками, сметочными стежками.
Определить косое направление ткани.
Провести основную контрольную линию.
Проложить машинные строчки в нужном направлении на ширину прижимной лапки.
Удалить ручные стежки.
Распушить срезы при помощи щетки или руками.
Приступить к выполнению различных деталей и изделий.
Подобрать необходимые ткани.
Уложить детали друг на друга.