Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картинок с заменой действующего лица»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок с заменой действующего лица»
Цель: отработать навык составления рассказа по серии сюжетных картинок с заменой действующего лица.
Коррекционно-обучающие:
формировать целостное впечатление об изображённом на серии картинок, активизировать словарь по теме «Космос», закрепить умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой.
Коррекционно-развивающие:
развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.
Демонстрационный материал:
Сюжетные картинки – 4 шт., таблица с картинками: Земля, солнце, звезда, ракета, космонавт, спутник.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Логопед: Проведём небольшую разминку. Посмотрите на табличку. Назовите картинки.
Дети: Земля, солнце, звезда, ракета, космонавт, спутник.
Логопед: Какой темой можно объединить эти слова?
Дети: Космос.
Логопед: Запомните картинки. Я буду закрывать по одной картинке, а вы вспоминаете слово. Выставляю цифру, вы называете слово. Молодцы.
2.Основная часть.
1. Последовательное расположение сюжетных картинок.
Логопед: У меня для вас приготовлены интересные картинки. Рассмотрите картинки и расположите их в нужном порядке. Что было сначала, а что потом.
Дети помогают расположить картинки правильно.
2. Составление части рассказа по 1-й картинке.
Логопед: Рассмотрите первую картинку.
Логопед: Какое время года наступило?
Дети: Наступило лето.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Светит солнце, зелёная трава, цветы.
Логопед: Посмотрите, что в центре картинки?
Дети: Ракета и космонавт.
Логопед: Как назвать ракету другими словами?
Дети: Космический корабль.
Логопед: Рассмотрите космонавта. Космонавт взрослый или ребёнок?
Дети: Космонавт ребёнок.
Логопед: Давайте придумает ему имя.
Дети: Это Дима.
Логопед: Во что одет Дима?
Дети: Дима одет в скафандр.
Логопед: Скафандр - это специальный костюм, который защищает тело человека от вредного воздействия космического пространства.
Какое настроение у нашего космонавта?
Дети: Настроение хорошее. Он радуется.
Куда смотрит Дима?
Дети: Дима смотрит вверх, на небо.
Логопед: Что обозначает поднятая правая рука?
Дети: Он прощается с нами.
Логопед: Каждый космонавт выполняет какое-то задание. Какое задание было у Димы?
Дети: Изучить неизвестную планету.
Логопед: Космический корабль готов к полёту. Что сейчас произойдёт?
Дети: Дима сядет в ракету и полетит.
Логопед: Расскажите, что у нас получилось.
Дети: Наступило лето. Ярко светит солнце. Дима космонавт. На нём скафандр. Сегодня он полетит на неизвестную планету. Ракета к полёту готова. Старт.
Логопед: Сейчас все встали. Мы с вами тоже можем почувствовать себя космонавтами.
3. Физкультминутка:
Логопед: К запуску космической ракет приготовиться.
Дети: Есть приготовиться (отдают правой рукой честь)
Логопед: Пристегнуть ремни.
Дети: Есть пристегнуть ремни. (хлопок в ладоши)
Логопед: Включить контакты.
Дети: Есть включить контакты. (щелчки пальцами)
Логопед: Завести моторы.
Дети: Есть завести моторы. (вращаем кистями рук вперёд)
Логопед: 5, 4, 3, 2, 1, пуск. (руки вверх) Взлетаем.
4. Составление части рассказа по 2-й картинке.
Логопед: Рассмотрим вторую картинку.
Куда летит ракета?
Дети: Ракета летит в космос, на неизвестную планету.
Логопед: Как можно заменить слово летит?
Дети: Ракета мчится. Ракета несётся.
Логопед: Какое настроение у Димы?
Дети: Мальчик радуется и удивляется.
Логопед: Что находится вокруг Димы?
Дети: Вокруг мальчика звёзды, разные спутники и планеты.
Логопед: Дима находится в ракете?
Дети: Он находится наполовину в ракете.
Логопед: Что это может значить?
Дети: Наверное, он готовится выйти в открытый космос.
Логопед: Расскажите, что мы увидели на второй картинке?
Дети: Ракета полетела в космос. Вокруг Димы звёзды, разные спутники и планеты. Он готовится выйти в открытый космос. Такой красоты он никогда не видел.
5. Составление части рассказа по 3-й картинке.
Логопед: Переходим к третей картинке.
Куда приземлился Дима?
Дети: Космический корабль приземлился на неизвестную планету.
Логопед: Что Дима видит вокруг?
Дети: Вокруг он увидел зелёные горы, реки, цветы.
Логопед: Как можно назвать неземное существо?
Дети: Инопланетянин.
Логопед: Кого увидел Дима?
Дети: Дима увидел инопланетянина.
Логопед: Как выглядит инопланетянин? Чем отличается от человека?
Дети: Он похож на необычное животное, только ходит на двух ногах. На голове антенны. По три пальца на руках и ногах. Между пальцами перепонки, как у лягушки.
Логопед: Какое выражение лица у инопланетянина?
Дети: Он улыбается. Наверное, он добрый.
Логопед: Кто гость на этой планете, а кто хозяин?
Дети: Мальчик гость, а инопланетянин хозяин.
Логопед: Как ведут себя в гостях?
Дети: В гостях ничего не ломают, не бросают мусор, не кричат.
Логопед: Нахождение на неизвестной планете может быть опасным?
Дети: Да, там может быть опасно.
Логопед: Что хотели сделать мальчик и инопланетянин.
Дети: Они хотели дотронуться друг до друга и поздороваться.
Логопед: Расскажите часть рассказа по этой картинке:
Дети: Космический корабль приземлился на неизвестную планету. Вокруг были зелёные горы, реки, цветы. Вдруг Дима увидел какое-то существо. Это инопланетянин. Они долго смотрели друг на друга и решили поздороваться.
6.Составление части рассказа по 4-й картинке.
Логопед: А вот теперь самое интересное. Я вам показала не все картинки. У меня есть ещё одна. Как вы думаете, что произошло дальше?
Дети: Дима подружился с инопланетянином. Они вместе будут играть. А потом вместе полетят на Землю.
Логопед: Посмотрите последнюю картинку. Что произошло?
Дети: Это был сон. Зазвонил будильник.
Логопед: Посмотрите на лицо мальчика. Он ничего не может понять.
О чём он думает?
Дети: Он думает, что это было на самом деле?
Логопед: Что висит над Диминой кроватью?
Дети: Над Диминой кроватью висит рисунок о космосе.
Логопед: Это Димин рисунок?
Дети: Да, он его нарисовал в детском саду.
Логопед: Расскажите, что произошло на этой картинке?
Дети: Вдруг раздался звон. Дима ничего не мог понять. Он проснулся и увидел будильник. На стене висит рисунок о космосе. Значит всё ему приснилось.
Логопед: Давайте придумает название для нашего рассказа.
Дети: Вот так сон. Путешествие на другую планету.
Логопед: Расскажите эту историю от своего имени, как будто этот сон приснился каждому из вас.
Дети: Наступило лето. Ярко светит солнце. Я космонавт. На мне скафандр. Сегодня он полетит на неизвестную планету. Ракета к полёту готова. Старт.
Ракета полетела в космос. Вокруг меня звёзды, разные спутники и планеты. Я готовлюсь выйти в открытый космос. Такой красоты я никогда не видел.
Космический корабль приземлился на неизвестную планету. Вокруг были зелёные горы, реки, цветы. Вдруг я увидел какое-то существо. Это инопланетянин. Мы долго смотрели друг на друга и решили поздороваться.
Вдруг раздался звон. Я ничего не мог понять. Я проснулся и увидел будильник. На стене висит рисунок о космосе. Значит всё мне приснилось.
3. Итог занятия.
Логопед: Вам понравился рассказ, который мы сочинили.
Интересно было бы побывать на другой планете?
Что понравилось больше всего?
Дети отвечают.
Логопед: Вспомните картинки, которые вы запоминали в начале занятия.
Дети: Земля, солнце, звезда, ракета, космонавт, спутник.
Занятие подошло к концу. Всем спасибо за активное участие.