Конспект логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в старшей комбинированной группе для детей с ТНР

2
0
Материал опубликован 21 December 2023 в группе

Конспект логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в старшей комбинированной группе для детей с ТНР


Вид занятия фронтальное логопедическое занятие

Возрастная группа старший дошкольный возраст

Период обучения III период, 2 неделя апреля

Тема занятия: «Путешествие по солнечной системе».

Лексическая тема : Космос

Цель Уточнять и расширять знания детей о космосе; Отработка навыка подбора родственных слов; Активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении и различении звуков [Л] и [Ль] в словах;

- уточнение словаря прилагательных;

- упражнять в согласовании существительных с числительным;

- уточнение словаря антонимов;

- упражнять в образовании прилагательных от существительных;

- упражнять в образовании множественного числа существительных в Р.п.;

- упражнять в определении места звука в слове.

коррекционно-развивающие:

- - развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать навыки деления слов на слоги;

- развивать связную речь;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

Лексика: космолет, звездолет, космодром, звездочет, астролог, скафандр, солнечная система, палящее, ослепляющее, гигантское, луноход, тьма, тусклый, комета, астероид, телескоп.

Оборудование: презентация «Путешествие по солнечной системе», проектор, ноутбук, интерактивная доска, мольберт для размещения картинного материала, мнемотаблицы с характеристиками артикуляции звуков [Л] и [Ль], предметные картинки на тему «Космос», слоговой паровозик.

Ход занятия


п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Продолжительность этапа

Организационный момент

Ребята, нам прислали письмо. Давайте прочтем от кого оно? Это письмо от инопланетянина Плутоши. Поможем Плутоше вернуться домой?

Мы отправляемся в космическое путешествие и возьмем с собой Плутошу. А на чем же мы сможем отправиться?

Как по другому можно назвать ракету? (Космический корабль, Космолет, Звездолет). Скажите мне, как вы думаете как называется место откуда стартуют космические корабли или ракеты? (космодром).

Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы

2 мин.

Основная часть

1. Школа космонавтов

Ребята, а как называется профессия тех людей, кто летает в космос? (космонавт).

Ребята, а вы знаете кто был первым космонавтом? Это Юрий Алексеевич Гагарин.

Как вы думаете трудно ли быть космонавтом? А каким должен быть космонавт? Я сейчас вам буду называть слова неправильно, чтобы вас запутать, а вы мне говорите противоположные слова. Космонавт должен быть:

Трусливый- смелый медленный- быстрый

Слабый – сильный глупый – умный

Злой – добрый грустный –веселый

Рассеянный – внимательный ленивый – трудолюбивый

Ребята, а вы знаете как называется костюм космонавта? (скафандр)

Ребята, а вы хотели бы стать космонавтами? Я вас приглашаю в нашу школу космонавтов. Надеваем космические скафандры.


2. Артикуляционный уклад звука [Л]

- Ребята, какой это звук? (звук Л)

Давайте вспомним как произносится звук Л (губы улыбаются, язычок наверху, кончик язычка упирается в верхние зубки, голос есть, воздух теплый)

Чтобы наша ракета взлетела, нужно завести моторы Лллллллл…. (сначала тихо, затем громко)

Молодцы, ребята, наши моторы завелись и мы взлетаем


3. Подбери признак

Ребята, смотрите множество сверкающих огоньков. Эти огоньки называются звёзды.

Ребята, посмотрите, как называется эта звезда? (солнце). А какое оно наше солнце?

В космосе очень много планет. Эти планеты вращаются вокруг Солнца. Все вместе они образуют Солнечную систему.

Меркурий - самая маленькая и самая быстрая планета в Солнечной системе. Расположена она ближе всех к солнцу.

Венера вторая планета от Солнца.





4. Игра 1, 3, 5

Плутоша придумал для нашей космической школы задание. Нужно сосчитать предметы. Кто сосчитает?







5. Космическая еда.

Что за планета, к которой мы приблизились? Земля – это единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. Ребята, скажите, пожалуйста, какой формы наша планета Земля? А еще нашу планету называют голубой планетой. Как вы думаете, почему? Рядом с Землёй всегда находится спутник. Дети, кто скажет, название спутника Земли?

А теперь, космонавты, нам нужно немного подкрепиться. Плутоша приготовил для вас новое задание. Нужно назвать какой суп для космонавтов находится в тюбике.

Если суп из свёклы – свекольный Огурцов-огуречный

Моркови-морковный рыбы-рыбный

Гороха-гороховый картофеля-картофельный

Грибов-грибной фасоли-фасолевый

Капусты-капустный

Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы





















Отвечают на вопросы. Произносят звук [Л]









Отвечают на вопросы.

Подбирают прилагательные к слову солнце (яркое, жгучее, палящее, жаркое, огненное, желтое, лучистое, далекое, единственное, огромное, гигантское, прекрасное, теплое, ослепляющее)


Отвечают на вопросы. Считают предметы (одно солнце, три солнца, пять солнц, …. звезда, ….планета, …космонавт, ….облако).


Отвечают на вопросы.

Образуют прилагательные от существительных.

3 мин.
























2 мин.












2 мин.
















2 мин.










3 мин.

Физкультминутка

Ребята, космонавт должен быть сильным и здоровым, поэтому ему необходимо каждый день выполнять зарядку. Отряд космонавтов! На космическую зарядку становись!

Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны)

Ты сегодня – космонавт. (Шагаем на месте)

Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)

Чтобы сильным стать и ловким. (показать силу)

Ждет нас быстрая ракета (Приседают)

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс. (Кружатся)

Звезды в гости ждите нас. (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Крыльев нет у этой птицы, (руки в стороны)

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост – (руки назад, в стороны)

И поднимется до звезд. (тянемся вверх)

Выполняют упражнения, повторяя за педагогом

1 мин.

Заключительная часть

1. Упражнение «Один-много»

А мы приближаемся к следующей планете - Марс. Ой, смотрите, ребята! Плутоша здесь встретил своих товарищей инопланетян. Они живут на Марсе, поэтому их называют марсианами. А мы живем на Земле, значит мы кто? Посмотрите на марсиан, они не как мы, они необычные.

Ребята, у нас с вами глаза, а у марсиан много чего? (Много глаз)









2. Игра «Скажи наоборот»

Ой, ребята! На нашем пути образовалась преграда! Что же это? Это пояс астероидов. Плутоша нам подсказывает: нужно прогнать их. Вставайте в круг. Я вам буду кидать мяч – это и будет наш астероид, и говорить слово, а вы должны кинуть астероид мне обратно, и сказать противоположное слово.


Вот мы с вами и преодолели пояс астероидов. А впереди нас ждет еще одна планета.








3. Упражнение «Части»

Юпитер – самая большая, пятая по счету планета Солнечной системы. Платоша приготовил вам еще одно задание. Нужно посмотреть на картинки и определить сколько в этом слове частей (планета, звездочет, комета, телескоп, луна, ракета, космонавт, марс, скафандр).


4. Игра «Внимательные ушки»

Следующая планета Сатурн. Она шестая планета от Солнца. Ребята, мы с вами говорили, что космонавты должны быть очень внимательными. Сейчас мы проверим, какие мы с вами внимательные. Посмотрите какая это буква? В букве Л какие звуки живут? (Л и Ль). Твердый звук и мягкий. Приготовьте внимательные ушки. Если вы услышите в слове твердый звук Л, то топаете, если мягкий Ль, то хлопаете (Лампа, лук, малина, колобок, лейка, клюв, луна, планета, кольцо, телескоп, плутон, стол, шмель, луноход, корабль, комета).


5. Упражнение «Где спрятался звук»

Мы подлетели к следующей планете. Уран таинственная планета, седьмая по счету. Следующая планета Нептун ледяная очень холодная планета, восьмая по счету. Чтобы лететь дальше, нужно выполнить следующее задание. Давайте с вами вспомним характеристику звука Л. Звук Л у нас гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначается звук? Звонкий или глухой? Нужно найти где находится звук Л в словах (в начале, в середине или в конце).

(Инопланетянин Планета Луна Плутон)

Следующая наша остановка Плутон. Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и к взрослым планетам не пускают. Ребята, кажется Плутоша наконец-то узнал свой дом! Плутон – это его планета. А теперь нам пора возвращаться домой, на нашу родную Землю.

Отвечают на вопросы. Образовывают множественное число существительных в родительном падеже (Руки- много рук ноги-много ног

Уши-много ушей пальцы- много пальцев

Рот-много ртов нос-много носов

Брови- много бровей)


Кидают мяч, называя антонимы (Далеко-близко высоко-низко

Ночь-день на земле свет, а в космосе тьма

яркий-тусклый выходит-заходит

улетать-прилетать взлетать-приземляться

тяжелый-легкий большой-маленький

злой-добрый)


Делят слова на слоги с помощью хлопков.







Отвечают на вопросы. Встают и выполняют движения в соответствии с заданием.









Отвечают на вопросы. Определяют место звука в слове.

2 мин.


















2 мин.


















2 мин.








2 мин.

Итог занятия

Ребята, где мы сегодня побывали? Как называется профессия людей, которые летают в космос? Как называется костюм космонавта? На чем космонавты летают в космос? Солнце и планеты, которые вокруг него вращаются называют … (солнечной системой). Какой спутник у нашей Земли? Как называется космический робот, который обследует луну? С какими планетами солнечной системы вы сегодня познакомились?

Отвечают на вопросы

2 мин.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации