Конспект мастер-класса по прикладному творчеству «Изготовление из бересты подковы на счастье»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
п.Октябрьский Октябрьского района Пермского края
КОНСПЕКТ
мастер – класса по прикладному творчеству
Тема « Изготовление из бересты подковы на счастье»
Педагог дополнительного образования
Бельтюкова Назиля Нургалиевна
2020 год
Пояснительная записка
Коспект мастер-класса предназначен для работы педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов.
Выполненная работа может стать подарком или пополнить Вашу коллекцию аксессуаров.
Тема: Изготовление из бересты подковы на счастье.
Цели:
- дать основные понятия о декоративно-прикладном искусстве;
- познакомить с технологией изготовления подковы из бересты.
Задачи:
Личностные результаты:
- способствовать развитию положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
испытать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
- уметь дать самооценку своей работы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- организовать свое рабочее место, определить цель, план выполнения задания, оценить свою работу.
Познавательные УДД:
- овладеть технологией выполнения изделия из бересты;
-соблюдать правила техники безопасности и владение инструментами при работе с берестой;
- Использовать различные способы декорирования подковы.
Коммуникативные УДД:
- уметь работать в коллективе, слушать и слышать товарищей и педагога;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение у труду;
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Материалы и приспособления:
- для учащихся: береста, картон, ножницы, линейка, шило, клей «Момент»;
- для педагога: берестяные изделия (объемные изделия, картины из кусочков бересты), готовые работы подковы, инструменты для работы с берестой, ножницы, клей.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше занятие будет очень интересным и полезным для вас.
2. Основная часть.
1). Знакомство учащихся с темой мастер-класса.
- Ребята, сегодня вы узнаете много интересного о декоративно-прикладном искусстве. Поговорим о народном промысле - бересте. Познакомимся с технологией изготовления изделий из бересты. И темой нашего мастер-класса является «Изготовление из бересты подковы на счастье».
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
2). Беседа с учащимися о бересте.
Береста – это верхний слой коры березы – прекрасный материал для изготовления различных изделий. Он экологически чистый, влагостойкий, красивый и прочный, хорошо поддающийся обработке.
Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве народов России. Сохранились предметы, относящиеся к X-XII векам. Охотники и рыболовы укрывали берестой шалаши, делали спальные подстилки, в домах стояли люльки – колыбельки. Широко использовались берестяные ведра, туеса для хранения воды, пива, молока и кваса. Из бересты делали обувь, каркасы для женских головных уборов, выгоняли деготь, производили красящие растворы. Особой популярностью пользовались и пестери и наберухи для сбора грибов и ягод, дорожные солонки различных форм, игрушки для детей.
(Демонстрация изделий из бересты).
На сегодняшнем занятии я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению подковы на счастье. Подкова - пожалуй, самый популярный талисман-подарок, приносящий счастье и удачу. Поверье о подкове на счастье существует с давних времен, когда лошади были основным средством передвижения. Скакали они много и подковы терялись часто! Найденная подкова символизировала достаток и давала надежду нашедшему притянуть к себе такую же обеспеченную и счастливую жизнь. Одна легенда заканчивается такими словами: « Кто подкову на дороге подберет, пусть в дом ее принесет и сторожем у входа поставит. Она счастье привадит, а горе отвадит. Притянет достаток и здоровье, а людей недобрых не пропустит и горю дорогу заступит. Подкову надобно любить и почитать, говорить с ней, как с родной матушкой, и просить, как родного батюшку».
3). Практическая работа.
П е д а г о г. Сегодня мы на мастер-классе будем выполнять из бересты подкову на счастье. Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя или твоего товарища.
Передавать ножницы следует кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.
Не класть ножницы на край стола.
При ходьбе с ножницами в руках их следует держать острием вниз.
При резке не смыкайте лезвия полностью.
При резке по прямой линии следует всегда смотреть на концы ножниц.
Срезаемое всегда должно находиться справа от лезвий.
9.При резке по кривой следует смотреть на место резки, при этом левая
рука направляет лист бумаги.
Техника безопасности при работе с клеем
Клей нельзя нюхать, класть в рот, тереть испачканными руками глаза.
Пользоваться при склеивании деталей только кисточкой из щетины.
Испачканную при склеивании клеем кисть класть только на специальную подставку.
Не отвлекаться при работе с клеем.
Не размазывать клей пальцами.
После окончания работы кисточку необходимо промыть водой с хозяйственным мылом. Тогда ей можно пользоваться снова и снова.
После окончания работы промыть руки с мылом.
Вспомнив о правилах безопасной работы, мы смело можем приступать к выполнению заданного в начале мастер-класса задания.
Практическая работа
1. Подготовка бересты.
2. Вырезаем из картона трафарет подковы (картонная основа нужна для того,
чтобы береста хорошо держала форму и не скручивалась).
3. По шаблонам вырезаем 2 детали из бересты, 1 деталь из картона.
4. При помощи клея «Момент» склеиваем детали основания: береста +
картон+береста.
5. С помощью ножниц выравниваем края подковы.
6. Отшлифуем с торца основной корпус изделия.
7. С помощью дырокола пробиваем отверстия для веревки.
8. Выполняем отделку готового изделия (дырокол, подсолнечное масло, жгут).
Можно оформить изделие тиснением с помощью дырокола или выжигателем, сделав надпись «На удачу». Подсолнечным маслом смазываем, чтобы изделие со временем не рассохлось, а также с целью придания бересте блеск. Затем оформляем подарок в красивую упаковку и с пожеланиями удачи, здоровья и счастья преподносим тому, кому предназначается подарок.
Подведение итогов .
В завершении мастер-класса проводится небольшая выставка работ учащихся из выполненных изделий. Оцениваем все работы.
П е д а г о г.
- Ребята, все ли справились с поставленной целью?
- Все ли довольны результатом своего труда? (если «нет», то почему?)
- Как вы оцениваете свою работу?
- Какие затруднения вы испытали при работе?
Молодцы ребята, хорошо поработали, все научились изготавливать из бересты подкову на счастье . Как известно, самый дорогой подарок – это подарок сделанный своими руками. Это изделие вы можете подарить и порадовать своих близких и дорогих вам людей. Пусть подкова приносит вам и вашим близким здоровье и счастье.
Всем спасибо. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Подкова
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Технологическая карта выполнения подковы на счастье
№ | Последовательность выполнения операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Подготовить бересту к работе | Ножницы, резак. | |
2. | Изготовить шаблоны из картона. | Линейка, карандаш, ножницы | |
3. | Изготовить по шаблонам детали подковы. | К – 1 деталь, Б – 2 детали | Карандаш, ножницы |
4. | Склеить детали изделия и положить под груз. | Клей ПВА, салфетка, груз. | |
5. | Выполнить отделку готовых деталей (прошкурить с торца изделие). | Нождачное полотно | |
6. | Пробить отверстие для веревки. | Пробойник | |
7. | Вдеть в отверстие веревку (шпагат, жгут). | Шпагат, жгут | |
8. | Выполнить отделку готового изделия | Масляная салфетка, салфетка из мягкой ткани. |