Мастер-класс по знакомству с народным творчеством «Матрёшка из бересты»

22
3
Материал опубликован 27 July 2017 в группе
 

МБОУ ООШ № 68 г. Иркутска

Мастер-класс «Матрёшка из бересты».

 

 

Зажорова Евгения Владимировна, учитель начальных классов


 

Мастер-класс «Матрёшка из бересты».

Назначение: игрушка, подарок на День матери или 8 марта, знакомство с народным творчеством.

Для детей 9-12 лет, педагогов, родителей.

Цели: познакомить с новым видом природного материала – берестой, её свойствами, использованием в декоративно-прикладном искусстве; раскрыть технологию подготовки бересты к работе; совершенствовать умение выполнять раскрой деталей по шаблону.

Задачи:

Образовательные:

- самостоятельно формулировать познавательные цели; рассуждать, слушать и слышать других; осуществлять сотрудничество; выполнять правила техники безопасности.

Воспитательные:

­- прививать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества;

- прививать любовь к природе;

- продолжить работу по формированию эстетического восприятия окружающего мира, чувства прекрасного.

Развивающие:

- продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности ;

- формировать навыки, полезные в практической деятельности.

Оборудование и материалы.

1. Береста.

2. Ножницы.

3. Шаблоны.

4. Несколько соломинок.

5. Краски.

6. Клей «Момент».

7. Кисть.

8. Нитки х/б белые и мулине.

9. Цветная бумага.

10. Фломастеры.

11. Ткань 20 х 20 см любого яркого цвета.

12. Тесьма - 1 м.

13. Простой карандаш.

14. Игла.

Ход мастер-класса.

1.Организационный момент.

Чтоб работа закипела,

Приготовим всё для дела.

Будем резать, мастерить – всё в порядке должно быть!

2. Определение темы.

Здравствуйте. Очень рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня я попрошу вас самостоятельно определить тему нашего мастер-класса. Отгадайте, пожалуйста, загадку.

3. Эмоциональный настрой.

Стоит дерево, цветом зелено,

В этом дереве четыре угодья:

Первое – больному на здоровье; (банный веник)

Второе – от тьмы свет; (лучина)

Третье – дряхлых пеленание; (крепление битой посуды)

Четвёртое – людям колодец (сок берёзы).

Трудно отгадать загадку? Послушайте песню, которую в России все знают. Вы очень быстро поймёте, о каком дереве идёт речь. (Звучит песня «Во поле берёза стояла»). Да, речь идёт о берёзе.

Чем же ещё известна берёза, чем она полезна?

4. Актуализация знаний.

Много хорошего можно рассказать об этом дереве, сколько песен сложено о нашей кудрявой берёзе! Она красива круглый год: весной и летом в зелёном уборе; осенью, когда светятся её листья светло-жёлтыми огоньками; зимой, когда в лесу белым-бело не только от снега, но и от белых берёзовых стволов. Почему же ствол берёзы белый?

Верхний эластичный слой коры берёзы – береста – белого цвета. Если взять кусок бересты, можно заметить, что он легко разделяется на тонкие, словно бумага, слои. Береста состоит из чередующихся слоёв толстостенных и тонкостенных клеток (их можно увидеть под микроскопом). Первые клетки – светло-жёлтые, блестящие, вторые целиком заполнены белым порошком – бетулином. Он и придаёт бересте белый цвет. Береста очень прочна и гибка, поэтому её издавна использовали на севере Руси для изготовления различных изделий: посуды, украшений, игрушек.

Береста – очень прочный материал, прекрасно подходит для поделок. Лучше всего брать бересту с недавно поваленных ветром или спиленных деревьев – она легче обрабатывается. Бересту с растущих деревьев брать не следует, не надо их портить. После сбора бересту кладут под «пресс» - доску с утяжелением, для того, чтобы распрямить. Хранить бересту на солнце нельзя, она «скручивается», лучше хранить её в прохладном и тёмном месте. При необходимости бересту можно распарить в горячей воде. Белый, поверхностный слой бересты в изделиях становится внутренним; лицевой слой бежевого цвета. Бересту разделяют на несколько слоёв, очищают мелкой наждачной бумагой, протирают.

Я думаю, все уже поняли, из чего мы будем изготавливать поделку? Верно, из бересты.

5. Самоопределение к деятельности.

А какую поделку, вы поймёте, когда отгадаете мои загадки.

Об одном из символов России – берёзке мы уже говорили, но есть и другие символы.

- Эту игрушку сначала пополам ломают, а потом с ней в куклы играют.

- Деревянные штучки собраны в одной кучке.

- Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко…

Это русская…

Матрёшка.

Имя куклы произошло от русского имени Матрёна. Матрёшка символизирует жизнь. Её часто дарили матери дочерям, выражая тем самым идею о продолжении рода. В настоящее время матрёшку знают во многих странах мира благодаря Всемирному фестивалю молодёжи и студентов 1957 года, после которого русская кукла разлетелась по всему миру. Традиционная деревянная матрёшка включает в себя 7 фигурок разного цвета и размера, которые прячутся друг в друге. Могут встречаться куклы с тремя, пятью, даже с пятьюдесятью матрёшками. А в 1970 году была сделана кукла из 72 матрёшек. Вот такой символ России.

Мы сегодня объединим два символа России в одном изделии: сделаем матрёшку из бересты. Такая кукла может стать как сувениром, игрушкой, так и оберегом.

А что такое оберег? Это сувенир, оберегающий человека. Сделать его можно для другого человека, но не для себя. Самыми сильными считают те обереги, которые сделаны родственниками. Например, можно сделать оберег для сестры, мамы, бабушки. Когда человек делает оберег, он должен думать о том, для кого этот оберег; думать о хорошем, мысли его должны быть светлыми, чистыми. Технология изготовления куклы-оберега отличается от изготовления обычной куколки: у оберега нет лица, при изготовлении её одежды нельзя использовать иглы. Наши предки считали, если у куклы нет лица, злые духи не смогут её узнать и нанести ей вред. Прокалывать одежду куклы нельзя, чтобы случайно не навредить её хозяйке.

Мы будем делать игрушку, которую можно подарить сестре, маме, бабушке. Научившись сегодня делать игрушку, вы сможете самостоятельно изготовить и куклу-оберег.

Прежде чем начать работу, повторим правила техники безопасности.

1. Работу начинай с разрешения учителя.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми тебе неизвестны.

3. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

4. Содержи в порядке и чистоте рабочее место.

5.Не разговаривай во время работы.

6. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся.

6. Творческая работа.

На листе в формате А4 делаем шаблон и вырезаем детали. (Листы с шаблонами для детей готовим заранее).

Из подготовленной бересты ножницами вырезаем детали куклы. Помним, что

 лицевая сторона бежевого цвета.


   

Скручиваем заготовку туловища в виде конуса и склеиваем клеем «Момент».

Симметрично с двух сторон приклеиваем голову и руки матрёшки.

Из соломки делаем волосы.

Из цветной бумаги вырезаем по шаблону фартук.

Приклеиваем волосы и фартук.

Вырезаем из подготовленной ткани платок.

Аккуратно пришиваем тесьму по краям платка.

Надеваем платок на голову куклы. Чтобы платок не спадал, вставляем в разрезы туловища нить мулине и завязываем её сзади

Простым карандашом, затем фломастерами рисуем лицо матрёшки.

Наша матрёшка готова.

8. Физминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

9. Выставка работ.

Какие работы вам понравились?

10. Рефлексия.

- Вы довольны своей работой?

- Что было особенно интересно?

- А что было трудным?

- Кого вы хотите поблагодарить?

11. Подведение итогов работы.

Уборка рабочего места.

Использованная литература:

Наталья Юрьевна Дмитриева «Поделки из природных материалов» РИПОЛ классик; Москва; 2010.

Юлия Иванова «Матрёшка – кукла с секретом» Москва. Издательский дом «Фома».2014.

Т. Н. Максимова «Поурочные разработки по технологии» Москва «ВАКО» 2015.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодцы!!! Отлично получилось!

27 July 2017

СУПЕР!!! Огромное спасибо за чудесный мастер - класс!!!

3 August 2017

Симпатичная матрешка! Здорово получилось!

19 August 2017