Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Чтение мордовской народной сказки "Как собака друга искала"»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» (По технологии Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг»)
Цель: Формирование творческих способностей детей посредством драматизации мордовской народной сказки, навыки речевого общения.
Задачи:
Обучающие: Учить передавать литературный текст сказки, используя авторские выразительные средства, сочетать движение и речь.
Развивающие: Развивать диалогическую речь. Фантазию и воображение детей, эмоциональное восприятие, лексический словарь.
Воспитывающие: Воспитывать партнёрские отношения, интерес к мордовским народным сказкам, дружеские взаимоотношения между сверстниками.
Ход НОД
(Дети в группе становятся в круг)
Приветствие:
Встанем рядышком по кругу
Скажем Здравствуйте друг другу!
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день,
Воспитатель: Ребята, вчера просматривая свой телефон, я услышала интересную песню, хотите и вы ее послушать? («Сказка по лесу идет, сказка за руку ведет» муз. С. Никитина).
Ребята, о чем же эта песня?
Какие сказки бывают?
На какие типы делятся сказки? (кто их пишет?).
Ответы детей.
2. Воспитатель предлагает ребятам присесть на подушки, которые находятся на ковре.
Воспитатель: А теперь устраивайтесь по удобнее, и так, слушаем:
Чтение сказки «Как собака друга искала».
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
«Неважный это друг, – подумала собака, – волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка.
Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж, – отвечает волк, – вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
– Ах, ты, такая-раз эдакая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
«И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем».
Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла.
Медведь перепугался и ну бранить собаку:
– Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым».
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы.
Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это – спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Обсуждение сказки. Вопросы воспитателя. «Рефлексивный круг»
- О ком эта сказка?
-Почему собака решила искать друга?
-Собака, какой он друг?
-Кому собака предлагала дружбу?
-Чем закончилась сказка?
-Нашла собака себе друга?
Воспитатель: Вот так оказывается подружились собака и человек. И стали они с тех пор дружить. Ведь не зря говорят, что собака друг человека.
3.Воспитатель: Ребята, хотите очутиться в этой сказке?
Давайте распределим роли, наденем маски.
-Кого же с начало встретила собака?
-Какие чувства испытывал заяц, когда первый раз встретил собаку?
- Изменились ли чувства зайца, когда собака залаяла ночью?
- Какие чувства испытывал волк, когда первый раз встретил собаку?
- Изменились ли чувства волка, когда собака залаяла ночью?
- Какие чувства испытывал медведь, когда первый раз встретил собаку?
- Изменились чувства медведя, когда собака залаяла ночью?
- Какие чувства испытывал человек, когда первый раз увидел собаку?
- Изменились ли чувства человека, когда собака залаяла ночью?
4. Дидактическая игра «Разноцветные карточки» (сидя за столом)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сесть за столы. На столах лежат разноцветные карточки с изображением эмоций. Мы с вами будем подбирать подходящие эмоции к каждому герою и к эмоциям соотнесем цвета.
5.Пантомима «Лесные жители»
Воспитатель: Теперь вы не ребята, а зверята, жители волшебного леса. Я вам предлагаю изобразить мимикой загаданного зверя.
Рефлексия
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Чем понравилось вам это произведение?
Чем не понравилось?
Ребята, если бы вы были сказочником, как бы завершилась ваша сказка так же или вы что-нибудь изменили?
4