Конспект нод в старшей группе по познавательному развитию
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе « Космическое путешествие"
Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.
Задачи:- Образовательные:
1. Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах;
2. Закреплять знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы;
3. Дать новое понятие - ОРБИТА космического тела.
Развивающие:
1.Развивать мыслительную деятельность( сравнения, умозаключения) ;
2.Совершенствовать виды речевого общения;
3.Способствовать развитию самостоятельности и инициативности в различных видах деятельности( общение, игра, творчество).
Воспитательные:
1.Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта;
2.Вызвать чувство гордости за страну, первой покорившей космос;
3.Воспитывать взаимоуважение к друг другу.
Предварительная работа: беседы о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, игры познавательного характера, чтение энциклопедий, оформление выставки "Космические дали",изготовление шлемов для детей.
Оборудование: ПК, экран, слайды звездного неба, Солнечной системы, планет, листы бумаги, звезда(пазлы), коробочка с 9 дисками с цифрами, карта с орбитами , кубики Зайцева.
Ход НОД.
( Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс").
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая необычная музыка звучит. Посмотрите, у нас гости. Поприветствуем друг друга.
"Добрый день" мы скажем дружно,
Улыбнуться миру нужно,
Чтобы каждый ощутил
Радость, свет и много сил.
Воспитатель: Смотрите, какая -то коробка, чья она, вы не знаете? (ответы). А можно трогать чужие вещи? (дети: нет) Вот к коробке приложена записка. Давайте прочитаем. Вдруг у нее есть хозяин.
Ребенок читает с воспитателем : " ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Откройте и все поймете!"
Воспитатель: -Ребята , здесь какие- то диски. Что это значит? Зачем они здесь? (предположения детей) Какие они?
Дети: Они все круглой формы и разные по величине, по цвету, и их всего 9, светятся и т.д.
Воспитатель: Прямо, какая- то загадка. Что они нам могут напомнить? Всего девять .С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей).
Воспитатель: А здесь письмо. Узнаем от кого? (да).
Воспитатель: "Здравствуйте. Пишет вам Звездочет. Если вы держите в руках коробку, значит есть надежда на вашу помощь. Помогите разобраться и все расставить на места . Когда я проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве после магнитной бури, заметил , что некоторые планеты Солнечной системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя . Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. . Нужно все вернуть на прежнее место. Космические диски будут вам полезны. На них есть определенные задания. Необходимо сложить ключевое слово - пароль из кубиков. Если они встанут на свои орбиты- заработает система управления и все восстановится. Вы спокойно можете вернуться домой. Только как все это сделать? ..."
Воспитатель. Ребята, что можно сделать для Звездочета? Как ему помочь?
Дети( ответы)
Воспитатель:- Чтобы помочь Звездочету, надо отправиться в полет. Согласны? .Кем мы с вами будем? (дети: космонавтами) Да, мы станем космонавтами . А кто был первым космонавтом, облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?
Дети: Юрий Гагарин.(Фото). Да, именно Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в открытый космос на корабле"Восток-1".На пилотируемом корабле он совершил один оборот вокруг Земли. Из космоса нашу планету он увидел красивой, живой, голубого цвета, защищенной слоем воздуха.А это цвет чего? ( ответ-воды) Цвет жизни.
СЛАЙД
Воспитатель: Ребята, а какими должны быть космонавты, какими качествами должны обладать?
Дети: Смелыми, умными, спортивными, отважными и т.п.
Воспитатель: Что ж, на дворе зима, надо одеться потеплее, шарф не забыть , шапку. А как вы будете собираться в космическое путешествие? (ответы детей).
Задание 1.ДИСК №1 " Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот"...
Воспитатель: Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе. Будьте внимательны.
(выполнение задания).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и получаете два кубика. Вы правы, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходим скафандр. У нас с вами есть личные шлемы. Мы наденем их с вами и пройдем на корабль.
Воспитатель: Внимание! Одеть скафандры, занять места в космической ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем? (дети: Земля). Значит, мы с вами кто? ( ответы- люди, дети, земляне).
Как назовем наш корабль( название) К полету готовы? Начинаем отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск).
Физкультминутка"Ракета"
Летим в ракете высоко,
Полет ракеты за горизонт.
Встречаем на пути своем
Кометы с радужным хвостом.
Летят метеориты вслед,
От них порой немало бед.
Но нам не страшно ничего,
Мы - "Один за всех, все - за одного!"
(Голос за кадром): Внимание! Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер!
Для продолжения полета чуть прибавим обороты ,
Наш космический корабль пусть летит вперед , но что это?
Есть еще задание- второе испытание.
Задание 2 .ДИСК №2 "Отгадайте загадки, отгадкой которой служит продолжение следующей"
Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем.
1.Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный…(телескоп)
2.Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя- (астроном)
Астроном -он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…(ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (космонавт)
Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Мы продолжаем наш полет по своей космической орбите. Еще 2 кубика космических у нас в руках.
Сверкают звезды красивые,
Мчится комета с хвостом красно- синяя.
А вот планеты по кругу кружатся.
Лишь по своей орбите движутся.
СЛАЙД
Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста. У любого космического тела, будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, есть ОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите, чтобы не сойти с траектории движения. Повторим вместе- ОРБИТА. Каждая планета движется по своей орбите. Она имеет в космическом пространстве свое местоположение. Некоторые планеты состоят из горных пород, некоторые – из газа, и только на одной есть кислород, а значит , жизнь. Это наша Земля.
Нам с вами нужно проверить правильность расположения планет в Солнечной системе, составить свою карту и выслать Звездочету. Но прежде нужно выполнить следующее задание.
Задание 3 ДИСК № 3."Космический словарь " Необходимо назвать как можно больше слов , связанных с космосом. Вы мне поможете? (ответы детей) . Я передаю вам шлем, вы называете слово (ракета, спутник, инопланетяне, скафандр, планета, луна, метеор, комета, космонавт, астероид, вселенная ,телескоп ,звезда, солнце и т. д.)
Воспитатель: Спасибо, много вы вспомнили космически слов, а, значит, справились с заданием. Наш корабль движется дальше по своей орбите, по одному и тому же пути. У нас 2 заветных кубика.
Физкультминутка
Летим в ракете высоко,
Но нам не страшно ничего.
Ведь наш девиз таков:
Один за всех и все за одного.
Звучит песня "Звездопад" муз. А.Пахмутовой - сл.Добронравого
С неба лиловые падают звезды,
Даже желанье придумать не просто.
На небосклоне привычных квартир
Пусть загорится звезда "Альтаир".
Звездопад, звездопад...Это к счастью, друзья, говорят.
Воспитатель: -Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь видимо невидимо. .
Звезды- это большие космические объекты, вокруг них образуются целые системы, как например наша Солнечная система.
СЛАЙД О ЗВЕЗДАХ
Есть звезды-карлики, а есть звезды-гиганты.
Метеориты, кометы различные пролетели,
Планеты солнечной системы чуть они задели .
Вот следующее испытание.Нас ждет "Звездное "задание.
Задание 4.ДИСК №4"Все части найди - звезду соедини".Соберите, пазл в единую звезду(желтую).
Воспитатель: Молодцы, вы дружно работали и все сделали самостоятельно. 2 кубика у нас. Вы догадались, что у меня в руках?
Дети: Звезда, Солнце.
Воспитатель: Вы совершенно правы, у меня звезда по имени солнце .
СЛАЙД "СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА"
Воспитатель: Итак, Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и метеоры, космическую пыль и лёд.
Воспитатель: Что вы видите в середине, в центре Солнечной системы?
Дети: В середине, в центре Солнечной системы находиться Солнце.
Воспитатель: Наше Солнце - это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.
У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы? (ответ :9). Лишь на одной есть жизнь, потому что здесь есть вода и воздух . Что это за планета?(дети-Земля). Вспомним нашу известную считалочку, где установлен правильный порядок планет.
Физкультминутка (считалочка)Жил на свете Звездочет.
Он планетам вел подсчет.
Меркурий -раз, Венера- два,
Три- Земля, Четыре- Марс.
Пять- Юпитер, Шесть- Сатурн,
Семь- Уран .Восьмой -Нептун,
А открытый Плутон карликовой планетой стал он.
Воспитатель: Все планеты разные по величине и они имеют свои орбиты, свои пути движения вокруг Солнца .Огромное количество исследователей посвятили свою жизнь изучению бескрайних, тёмных космических пространств. Астрономы, космонавты, физики пытаются раскрыть секреты, которые сокрыты на просторах Вселенной. И сегодня мы с вами поможем Звездочету создать карту планет солнечной системы и с помощью кубиков восстановить порядок .
В ИТОГЕ сегодня вместе с вами
Мы солнечную планету изучали.
Планет у Солнца восемь,
Запомнить их вас просим.
9 планета карликовая, холодом задета.
У нас 9 дисков, присланных Звездочетом. От Солнца они расположены в следующем порядке .Повторим вместе:(дети повторяют и расставляют на орбиты) Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон.
Воспитатель: Ребята, по какой орбите от Солнца движется наша планета Земля.(дети -по третьей). Да, это единственная планета , где есть жизнь. Почему? Вместе расставим на орбитах кубики и диски для Звездочета .Он ждет от нас слово -пароль. На дисках есть номера, их надо поместить на карту туда, где должны быть расположены планеты на звездном небосклоне. А кубики надо расположить на диски по цифрам.
Начинаем по порядку,
Словно делаем зарядку.
Заряжаем мы планеты
Добрым словом и советом:
Каждый по своей орбите
Пролетает, посмотрите!
Вот построились все в ряд,
Номера у них стоят.
А на кубиках свои
Буквы алфавитные.
Цифры больше не шалят ,
Буквы слово говорят .
Воспитатель: РЕБЯТА, прочитайте слово -пароль.(читают-"КОСМОДРОМ БАЙКОНУР").
Что такое космодром?
Это для ракеты ...дом. И место, где космические корабли становятся на старт, готовые взмыть в небо для покорения космических далей.
Все вместе:
Нам пора теперь прощаться,
Можно дружно улыбаться!
Пристегнем скорей ремни,
Будем вмиг мы у Земли.
1,2,3 ракета к дому лети.
Воспитатель: Спасибо всем за работу, за творчество и оптимизм. А сейчас я предлагаю изобразить на листах нашу дорогую планету ЗЕМЛЯ.
ПУСТЬ ДЫШИТСЯ ВСЕМ ЛЕГКО,
ПУСТЬ БУДЕТ ВСЕМ ТЕПЛО,
ПУСТЬ КАЖДАЯ ПЛАНЕТА
СОЛНЦЕМ БУДЕТ СОГРЕТА...
Звучит песня под гитару"Маленький принц" муз. М.Таривердиева, сл.Н Добронравого
Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна , снится мне она.
Выйду я из дому ,выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна...