Конспект внеклассного мероприятия в области «Художественное творчество» «Дымковская барышня в подарок маме»
Пояснительная записка к презентации
Конспект внеклассного мероприятия в области «Художественное творчество»
«Дымковская барышня в подарок маме»
Программное содержание: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Материалы, инструменты, оборудование: Для детей: силуэт для раскрашивания "Дымковская игрушка", пластилин, стеки, клеёнка.
Техническое обеспечение
Музыкальный центр. Презентация «Дымковская игрушка»
Методы и приёмы: Информационно – рецептивный метод (просмотр презентации), словесный (беседа, художественное слово (разгадывание загадок)), репродуктивный метод (физминутка).
Образовательные области:
Приоритетная: художественно-эстетическое развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная.
Методы и приёмы:
Рассматривание, рассказ, объяснение, художественное слово.
Музыка
«Барыня», «Частушки» (народная), спокойная музыка.
Предварительная работа:
Рассказ педагога, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
План занятия.
I. Вводная часть -организационный момент. (5 минут)
1.1. Загадка.
1.2.Сюрпризный момент, "Игрушкины частушки" П.Синявского (исполняют дети)
Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
II. Основная часть (20 минут)
2.1.Беседа по слайдам.
2.2. Физминутка
2.3. Самостоятельная работа детей. Роспись готовых силуэтов барышень.
Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам. Развитие крупной и мелкой моторики.
III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности. (5 минут)
Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.
Ход занятия.
I.Вводная часть -организационный момент.
Педагог дополнительного образования: - Милости прошу, гости дорогие, себя покажите, посмотрите мою горницу и рассаживайтесь по местам. А теперь отгадайте загадку.
Весёлая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка.)
Всё правильно ребята. Ой, а кто это к нам пожаловал?
(Входят дети под музыку и исполняют частушки)
«Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!
С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Вместе.) Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
Педагог дополнительного образования:
- Понравились вам веселые барыни? И мне они очень понравились. А теперь послушайте мой рассказ.
II. Основная часть.
(3 –слайд)
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково.
(4-слайд)
Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название.
(5-слайд)
-Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой.
- Из чего делают эти игрушки? (Из глины)
(6-слайд)
- Да, из глины лепили фигурки. Но как же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в веселые игрушки? (Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали (7-слайд), грунтовали (-слайд) и расписывали (9-слайд))
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что мы отправились на Север нашей страны, нашли село Дымково, и мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.
- Моя горница – мастерская, светлая и просторная. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Игрушки, сделанные своими руками вы подарите мамам, так как скоро праздник мам.
Физминутка.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Педагог дополнительного образования:
- И чем мы сейчас с вами будем заниматься? (Расписывать пластилином игрушки)
- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (10-слайд) (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)
(11-слайд) - Кто напомнит, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, голубые)
- Да, каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Но мы будем с вами рисовать не красками, а пластилином.
- Давайте вспомним, какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)
- Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)
- Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что должно получиться.
(Включаю в этот момент спокойную народную музыку)
- Приступайте к работе.
Практическая работа детей
Дети занимаются раскрашиванием фигур.
III. Заключительная часть.Подведение итогов деятельности.
(Когда дети закончили работу, со своими игрушками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.)
- И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано из пластилина.
Потом, ребята, мы подарим наших барышень мамам. Как вы думаете, они обрадуются вашему подарку?
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Ермакпаева Татьяна Владимировна
Поливода Светлана Сергеевна
Ермакпаева Татьяна Владимировна
Вахрина Мария Ивановна
Ермакпаева Татьяна Владимировна