Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме «Зима»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: «Зима»
Цель : обогащение и активизация словаря по теме зима.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
Актуализация словаря по теме “Зима». Обогащение словаря прилагательными.
Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).
Совершенствование навыков словоизменения и словообразования, связной речи;
Коррекционно-развивающие.
Развитие речевого дыхания, голоса, общей и моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.
Развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений, пространственных представлений;
Коррекционно-воспитательные.
Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки, мяч, картинки для игры «Без чего не бывает зимы?», искусственные снежинки, стаканы и соломинки для коктеля, графические задангия.
Ход
Организационный момент.
Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
- Странная звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла и пропала. (СНЕЖИНКА)
- Художник-невидимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет. (МОРОЗ)
- Он летает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (СНЕГ)
- Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (ЗИМОЙ)
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О ЗИМЕ)
Молодцы!
Основная часть
Ребята, послушайте стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно. ..
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (По И. Сурикову)
- О каких признаках зимы говорится в этом стихотворении?
- Какие еще признаки зимы вы знаете?
- Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).
- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.
(Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)
- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»
(Логопед : - Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках.)
(Выслушиваются ответы детей.)
Логопед : Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты : Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
Дыхательные упражнения.
Упражнение «Вьюга».
Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им стаканы,
наполненные пенопластом. В крышке каждого стакана закреплена соломинка для коктейля.
Логопед. Ребята, что такое вьюга?
Дети. Это сильный ветер со снегом.
Логопед. Хотите устроить вьюгу в стаканах? Встаньте прямо, левой рукой
поднесите стакан ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох (плечи не поднимаем), а затем дуйте в соломинку (щеки не надуваем).
Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение.
Логопед. Молодцы, вы справились.
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).Логопед: А сейчас я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки,…)».
Молодцы!
Логопед: Я придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и
все слова разлетелись. Помогите мне их собрать.
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки, катаются, с».
«Забавы, зимние, любят, дети, все».
Физкультминутка.
Логопед:
Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны
Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой
Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, Имитируют
Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд
Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся
Ловко бегаем на лыжах, Имитируют
И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки
Продолжаем играть
Игра «Какое слово лишнее?»
- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
- Каток, платок, каток, каток.
- Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
- Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
Пришло время поиграть с мячом в игру «Один – много».
сосулька - …сосульки
снежок - …снежки
льдинка - …льдинки
снежинка - …снежинки
снеговик - …снеговики
сугроб - …сугробы
мороз - …морозы
метель - …метели
Игра с мячом» Скажи наоборот». Дети стоят полукругом. педагог называет признак времени года (лета, весны) и бросает мяч ребенку, Ребенок называет признак зимы с противоположным значением и возвращает мяч.
- Летом дни жаркие, а зимой - …. ХОЛОДНЫЕ.
- Летом небо светлое, а зимой - … ТЕМНОЕ.
- Летом день длинный, а зимой - … КОРОТКИЙ.
- Летом солнце яркое, а зимой - … ТУСКЛОЕ.
- Весной лед на реке тонкий, а зимой - … ТОЛСТЫЙ.
- Снег мягкий, а лед - … ТВЕРДЫЙ.
- Одни сосульки длинные, а другие - … КОРОТКИЕ.
Логопед: А сейчас я Вам предлагаю каждому красиво дорисовать снеговика символа зимы (дети раскрашивают снеговиков и готовые рисунки крепятся на доску).
Заключительная часть..
Сегодня Вы все хорошо работали многое мы с вами повторили и много узнали. Спасибо наше занятие окончено.