Конспект открытого урока «Изготовление сувенира из соленого теста» для уроков технологии

2
1
Материал опубликован 10 January 2019

Конспект урока

Учитель: Дятлова Елена Владимировна

Образовательное учреждение МБОУ «Дохновичская СОШ» Стародубского района

Предмет: технология

Тема урока: "Изготовление сувенира из соленого теста»"

Цель: познакомить детей с  традициями и обычаями русского народа,  закрепить навыки работы с солёным тестом – лепка

Задачи:

Обучающие:

-закрепить навыки работы с солёным тестом;

-повторить приёмы лепки из солёного теста;

-изготовить сувенир «Розочка».

Развивающие:

-развивать творческое мышление, самостоятельность, речь, моторику рук;

-развивать умения применять знания на практике.

Воспитательные:

-воспитывать личностные качества:

-любознательность;

-умение слушать;

-аккуратность;

-активность;

-культуру труда.

Форма обучения – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная практическая работа с использованием инструкционной карты.

Тип урока – изучение нового материала.

Объект работы: соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал: образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувенира.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, проектор, стек, каркас для изделия.

Профориентация: профессия декоратор, художник-дизайнер.

Практическая работа: изготовление сувенира «Розочка» из солёного теста

.

Этапы урока:

Организационный момент (1 мин).

Актуализация знаний (1 мин).

II. Изучение нового материала (5 мин).

III. Практическая работа (11 мин).

V. Рефлексия, закрепление нового материала (1 мин).

VI. Подведение итогов урока (1 мин).

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок технологии. Меня зовут Елена Владимировна.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Прежде чем приступить к уроку, посмотрите, все ли есть с инструменты и материалы у вас на столах.

II. Актуализация знаний. (слайд 2,3)

Ребята, что вы видите на слайдах.

Как вы думаете, какая же тема будет урока?

А какая цель нашего урока?

Ш. Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувенир «розочку».

Девизом нашего урока будет пословица: (слайд 4)

«Рукам работа – душе праздник!»

Из истории… (слайд 5)

Солёное тесто для лепки появилось много веков назад, и сейчас невозможно с точностью сказать, кто именно был первооткрывателем. Ещё в Древнем Риме, Древнем Египте и Древней Греции использовали различные рецепты солёного теста для изготовления религиозных статуэток. В Скандинавии и Германии уже несколько веков делают рождественские сувениры, используя этот материал. У индейских племён, такие фигурки приобретали мистический смысл, а в Китае, начиная, приблизительно с 16-17 веков лепили марионеток.

(Слайд 6)

На Руси было принято дарить поделки из солёного теста на Новый год (отмечался тогда 1 сентября) и на свадьбы в знак сытости, плодородия и благополучия.

В настоящее время, большую популярность приобрели вещи, сделанные своими руками, особенно если они ещё и экологически чистые.

Появились мастера, достигшие небывалых высот в лепке из солёного теста, их руки творят настоящие шедевры.

(слайд 7). Лепить из теста очень интересно и достаточно просто. Самое главное, приложить немного терпения и фантазии

Тестопластика не потребует почти никаких материальных затрат, ведь всё что потребуется, это соль, мука и вода.

 

При работе на уроках технологии, необходимо соблюдать ТБ, памятка у каждого из вас она находится на столе, а также памятка какие инструменты и приспособления нам будут необходимы сегодня на уроке.

Давайте зачитаем эти правила по технике безопасности.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски, красители.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек или нож для резки пластилина.

А теперь давайте рассмотрим, как правильно подготовить тесто к работе. (слайд 8)

ТЕХНОЛОГИЮ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕСТА вы видите на слайде

  • Ознакомление учащихся с приготовление теста.

2 стакана муки;1 стакан соли; 250 грамм воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

Полученное тесто можно окрасить (слайд 9). Для этого подойдут натуральные красители из соков (свекольного, морковного и другого), которые по качеству ничуть не уступают настоящим краскам. Также для окрашивания теста могут быть использованы акриловые краски, акварель и гуашь.

После изготовления изделия, его необходимо высушить. (слайд 10)

Существует несколько способов сушки:

Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Практическая работа. Изготовление сувенира, с использованием инструкционной карты. (слайд 11)

Вы узнали, как приготовить тесто, а теперь попробуем сами изготовить изделие сувенир «Розочка», с использованием инструкционной карты. Готовое тесто и карта находятся у вас на столе.

Описание работы.

изготовление розы: (слайд 12)

Возьмите небольшой кусочек теста и скатайте жгут;

Жгут порежьте на ровные кусочки;

Из кусочков сформировать кружочки толщиной 2-3 мм.;

Кружочки собрать в бутон на проволочном каркасе;

- Остатки теста обрезать стекой.

Изготовление листьев: (слайд 13)

Возьмите небольшой кусочек теста и скатайте жгут;

Жгут порежьте на ровные кусочки;

Из кусочков скатайте морковки и сплющите;

Стекой нанесите рисунок прожилок;

 

- Прикрепите к стеблю.

 

IV.Физкультминутка

Во время практической работы звучит музыка.

V.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель: на уроке мы я вас познакомила с историей и технологией изготовления сувенира из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока, и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Для чего мы можем использовать это изделие?

Как на Руси использовали поделки из соленого теста?

Что вы узнали нового на уроке, чего ранее вы не знали?

А теперь вы бы могли сделать любое другое изделие, зная рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

С какими еще видами пластических материалов вы знакомы?

Чему вы научились на уроке?

Понравилось ли вам работать с этим видом?

VI. Подведение итогов урока.

Как бы вы оценили свою работу?

Самооценка урока.

Ребята, у вас на партах лежат разноцветные кружки. Если вы себя оцениваете – (слайд 14)

на 5 – поднимите желтый кружок,

на 4 – зеленый кружок,

на 3 – красный.

Под каким номером работа вам больше всего понравилась? Напишите на кружочке и покажите. ( слайд 15)

Д.з. после того как тесто высохнет подарите свои сувениры, тому кому вы считаете нужным.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мне понравилось присутствовать на вашем уроке! Спасибо!

11 January 2019